Сбылась мечта - я услышала оперу Альтист Данилов
5.02.13 я побывала на постпремьерном показе оперы Александра Чайковского «Альтист Данилов» в театре им. Б.Покровского. Опера написана по книге Владимира Орлова «Альтист Данилов». Книга была издана более чем в 20 странах.
Эта занимательная история полудемона-получеловека Владимира Данилова, который в конце книги превращается в гениального Музыканта, была очень популярна. Книга о чудесном нежном тонком Данилове, который не мог пройти мимо чужой беды, да просто мимо проблемы. О Данилове, в котором все меньше оставалось демонического и все больше проявлялось лучшего человеческого.
А какие описания творения музыки дарил Орлов! Вот маленький фрагмент, - концертное выступление Данилова: «…оказавших вдруг в нечаянных вихрях скерцо, бросался за сверкающим полетов скрипок, исчезал в их звуках, словно бы купаясь в них, озорником выскакивал вперед, сам манил скрипки куда-то, и тут все стихало, и только альт Данилова, только сам Данилов утончившимся и потеплевшим звуком то ли печалился, то ли радовался в долгожданном покое и сосредоточенности. Но то были короткие мгновения. И снова толпа, снова Земля, вселенная захватывали Данилова, и ему было хорошо и горько и хотелось плакать.»
Театр им. Б.Покровского известен тем, что основу его репертуара составляют редкие и малоизвестные произведения. И вот теперь - «Альтист Данилов».
Я шла на Оперу о Музыке, о Музыканте.
Впечатления.
Опера начинается с суда над Даниловым. И сразу возникает прямая ассоциация с советом первосвященников из рок-оперы Уэбера «Иисус Христос – СуперЗвезда».
Особая роль в спектакле была отведена огромному футляру для альта. Он почти всегда на сцене. Во-первых – это символ. Во-вторых – это атрибут, который использовался в сценах с бывшей женой Данилова, Клавдией. Она на этом футляре въезжает на сцену и выезжает с нее, мило ерзает по футляру и раскидывается на нем … И еще… Его, футляр, вовсю «соблазняют» «испанки», когда Кармадон, лицейский приятель Данилова в образе Синего Быка отсыпается в Испании после своих демонических трудов. А когда футляр не ответил «испанкам» взаимностью стенка его откинулась и оттуда вывалился Кармадон в синей пелеринке и с рогами! Возможно, во время репетиций такая «находка» показалась забавной. Осталось же это в спектакле…
Радикально изменился образ Клавдии. В романе она – гламурная дама, с далеко идущими планами, в опере - озабоченная дамочка.
Галактическая дуэль между Кармадоном и Даниловым музыкально никак не «выписана». Демоническая женщина Анастасия невнятна до изумления.
Данилов из интеллигента превратился в хамовитого дядьку, который «сварится» с бывшей женой, пакостит Кармадону.
Демоны, мужчины в серых костюмах, темных очках и черных шляпах исполняют «вставной номер», никаким образом не связанный с сюжетом. В музыке, под которую они двигаются, нет мотивов «7.40», но жесты, движения – не оставляют сомнений в том, что они танцуют. К чему? Зачем?
Одна из последних сцен опоздала лет на 6. Она хорошо проскочила бы по время подготовки и проведения знаменитого съезда известной партии в преддверии президентских выборов в России. Идет суд над Даниловым. Демоны решают, что его нужно уничтожить. И вдруг из глубины сцены походкой действующего президента РФ выходит дядя в сером и старательно имитируя речевые особенности, говорит залу «Убивать не будем, потому что можно использовать». «Как» – кто-то спрашивает. «Хлопобудам что-нибудь на уши навешаем» - на этих словах включается свет в зале и «демоны» со сцены внимательно всматриваются в зрителей. Получается, что в зале хлопобуды-недоумки. После этого демон, вышедший из глубины сцены и имитировавший все, что должен был сымитировать, занимает центральное место за столом заседаний и остальные демоны воспроизводят позы участников Тайной вечери Леонардо да Винчи. Замирают довольно надолго, явно давая возможность залу-недоумку проникнуться немыслимо «смелой» и «многозначительной» сценой. Какое отношение она имеет к Данилову осталось неясно.
В опере «Альтист Данилов» очень скромно звучит альт. И это при том, что А.Чайковский посвятил свое творение Юрию Башмету, нашему великому музыканту, альтисту. В общем звучании – больше духовых и ударных, меньше струнных.
Образ Данилова-музыканта остался не раскрытым.
Зато режиссер уложил Данилова на пианино. В сцене объяснения Данилова с его возлюбленной, Наташей, очень забавно получилось. Наташа поет «Ты только никуда не уходи» и сама уходит вглубь сцены. Данилов, видимо от отчаяния, ложиться на пианино и, то ли засыпает на нем, то ли «продолжает отчаиваться»… Может быть оттого, что Наташа, заклиная его не уходить – ушла сама, может быть от «тайного смысла» Тайной вечери… может еще от чего-то… А может просто устал… и решил вздремнуть устроившись на пианино. Все-таки оно больше чем альт!
Что в плюсе – активное использование пространства: сцена, 1-й ряд зала, балконы, пространство между залом и буфетом.
Думаю, что через пару-тройку месяцев я еще раз побываю на этой опере. Уже не буду обращать внимания на откровенные пошлости и кухонные подстольные «фиги».
Сниму очки и буду слушать. Не может быть, чтобы в Опере о Музыке не было Музыки.
Дополнение
Сказать, что я была в ожидании и волнении - ничего не сказать! Я в ожидании! Я в волнении!
Иду на спектакль второй раз. Цель – разобраться в своих ощущениях.
Время позволило зайти в магазин дорогой посуды.
Высокий столик, на нем в ряд стоят высокие узкие фужеры...Рядом симпатичный изящный мальчик-продавец... А фужеры на четверть чем-то наполнены! Девочка-продавец радостно заворковала, предлагая попробовать, как замечательно пьется из этих замечательных фужеров... Пришлось зайти, детей нельзя обижать!
К шампанскому Брют мне предложили дольку черного горького шоколада. Прекрасно! К таящему на языке шоколаду я добавляла крохотные глоточки шампанского и, уходя в блаженное состояние, пыталась слушать девчушку...
Я в театре. Начинается.
Я недолго играла в любительских спектаклях. Я знаю что-такое кураж.
Актеры явно поймали кураж! В зале много "особой" публики. Мелькают букеты серьезного качества. Неужели, подумала я, появится Башмет???!!!
Впечатления
Первое отделение - остался скрежет музыкальный, осталась пошловатость, связанная с образом Клавдии... Но появился кураж!!! И сгладились некоторые моменты постановочные...
ВТОРОЕ ОТДЕЛЕНИЕ - начинается с закулисного общения актеров театра, в котором работает Данилов (театр в театре). Актеры, пританцовывая выходят к зрителям. Администратор труппы (театральной) вопит: "Он приехал! Он прямо с самолета! Он был в Хабаровске!" И буквально выволакивает Юрия Башмета! Дивного, чудесного Башмета, прижимающего к груди альт! Публика взрывается! Актеры взрываются! Вот он - кураж!!!
Башмет присаживается рядом с пианино, к которому прислонен контробас... И разворачивается трио - альт, контробас, пианино. Это были первые аплодисменты за вечер....
Последняя сцена Данилова и Кармадона. Кармадон просит - сыграй для меня...
Из боковой кулисы выходит Башмет ... Данилов, показывая на Башмета: "У меня украли альт! Мне не на чем играть!"
Башмет прижимает к груди альт! Вряд ли это было задумано.. Зал хихикнул... Получилось, что альт украл Юрий Башмет!
Юрий Абрамович посмотрел удивленно на артиста, изображавшего Данилова… потом пристроил свой альт на плечо и заиграл.
И это было нежно и прекрасно! И это были вторые аплодисменты за весь вечер!
По спектаклю - я приняла дуэты Данилов-Наташа...
Второе отделение прошло на ура! Кураж - великая вещь!
На поклонах были артисты, оркестр (он на сцене всё действие), Юрий Башмет, Александр Чайковский.
Получился праздник, который отодвинул мои вопросы...
Безоговорочно я не приняла оперу...
Вечер оказался - прекрасным!
Свидетельство о публикации №213020702217
Виктория Мордовец 27.02.2013 13:54 Заявить о нарушении