Сашин сочельник

1. ИНТ. ДЕТСКИЙ САНАТОРИЙ. ДЕНЬ.

Длинный коридор, устланный жестким линолеумом желтого цвета. По одну сторону – большие окна, через которые видны высокие сугробы, остатки детской площадки, несколько легковых машин.

Из дверей, выходящих в коридор, доносится шум, веселые крики.

По коридору проходят дети – школьники помладше, лет 10, и постарше – подростки лет 13-15. Двое подростков, проходя мимо стоящей у стены САШИ, кричат:


1 ПОДРОСТОК
Санаторий  «Восход», пока!

2 ПОДРОСТОК
Крематорий «Закат», ура!

Парни громко смеются, улюлюкают и удаляются.

Саша, девочка 13 лет, стоит у стены рядом с полкой, на которой установлен телефонный аппарат.
Когда все проходят, она кричит в телефонную трубку.

САША
Ни за что!
Ну, мы же так не договаривались!
Почему завтра?

Она слушает несколько секунд.

САША
Тогда я сама поеду! Нет, поеду!

Она слушает снова несколько секунд. Мимо снова идут дети, и она отворачивается к стене, пряча выступившие слезы.



2. НАТ. ДВОР ДЕТСКОГО САНАТОРИЯ. ДЕНЬ.

На улице родители разводят детей – кто в машину, кто так уходит, нагруженный рюкзаками, вдоль сугробов по тропинке вниз.

Там, чуть пониже, за соснами – белое бескрайнее пространство. Это замерзший Финский залив.






3. ИНТ. ДЕТСКИЙ САНАТОРИЙ. ДЕНЬ.

Саша молчит, уткнувшись лбом в желтую холодную стену. Вздыхает.

САША
Ладно.

Саша поворачивается к полке с телефоном и кладет трубку. В этот момент из ближайшей двери с табличкой «Старшая медсестра» выходит крупная женщина приятной внешности. Это ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА.

ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА

Ну, дозвонилась?

Саша кивает и с грустью смотрит в окно на разъезжающихся ребят.

ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА

Александра, ты что?
Чего ты нос повесила,
тебе сколько лет?
Завтра приедет мамка за тобой.
Ну, бывают же у взрослых
тоже обстоятельства.
Ты вот завтра уже дома у ней будешь,
а вот у них, что у них?

(Людмила показывает ладонью
в сторону
троих подростков,
толкающих друг друга
в сугроб у крыльца)


ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА
(прод.)

Нет у них никакой такой мамки.
И позвонить им некуда.
 Давай, иди,
скоро ужин дадим пораньше и отдыхать.


Саша не отвечает, но послушно идет к одной из дверей.

ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА
(кричит вслед Саше)

Нет, Петрова, все пересменщики вот там,
в пятой палате, на второй лестнице!

4. НАТ. ПЛОЩАДКА У САНАТОРИЯ. ДЕНЬ.

У разломанных железных качелей стоят трое подростков – ДИМА, АНЯ и НАСТЯ. Диме на вид 14 лет, высокий темноволосый парень, все время переминается с ноги на ногу, выгибается в преувеличенном веселье, не стоит на месте. Аня постарше – около 16, у нее длинные волосы, которые она не раз перекрашивала дешевой краской, она подсмеивается и подхватывает Димины шутки, Настя - неопределенного возраста – может быть одиннадцать, а может, и все шестнадцать. Бывают такие дети в детдомах – то ли от недостатка домашней любви, то ли просто от недостатка витаминов перестают расти и все. И то ли это мальчик, то ли девочка. Короткие волосы, худое тело, птичья головка. Вот Настя из таких. Дима с Аней вспоминают анекдоты, Настя подхихикивает.

По тропинке к ним приближается Саша. Она довольно крупная девочка, черноволосая, большеглазая, немного расхлябанная, какими бывают подростки после урока физкультуры. Она сейчас в куртке, с накрученным вокруг шеи вязаным шарфом, без шапки.

ДИМА
Ну что, Санек, остаешься с нами?

САША
До завтра.

АНЯ
Санек, не ной!
Щас Петровна такой ужин даст!
Знаешь, скока остается в отъездной!

САША
Я есть не буду. Тошнит уже.

ДИМА
Сигаретку хочешь?

Саша резко отворачивается.

Она смотрит на сумеречное небо сквозь черные ветви деревьев и начинает напевать себе под нос какую-то еле различимую мелодию.

Дима хмыкает и ловит ревнивый взгляд Ани.

В это время раздается голос Петровны.

ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА

Ужин!
Все четверо – в корпус!






5. ИНТ. БУФЕТ САНАТОРИЯ. ВЕЧЕР

За столиком сидят все четверо – Дима, Саша, Аня и Настя. Перед ними тарелки с остатками гречки.


ДИМА

Теть Люд, а еще котлет нет?

ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА
(из-за двери, ведущей на кухню)

Котлет нет, все съели. Может, пирога вам оставить? Мамка одна привезла.

АНЯ
Уау! Пирог! С чем пирог?

ДИМА
Какая разница! Давай, теть Люд!

НАСТЯ
Супер!

ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА

Вот, ребятки, - яблоко с корицей,
 вроде, кушайте.
Сочельник сегодня как раз.
Я пойду в первый корпус,
вы тут не малыши,
сами переночуйте.

ДИМА

Сачельник - мачельник, че такое?
Съедобно - не съедобно?


Людмила Петровна накидывает пальто, покрывает голову пуховым платком. Выходя в коридор, она еще раз оборачивается

ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА

Ночуем в пятой палате.
Не курить.
Я все закрыла.
Если что, звоните Валентину на охрану.
Она трясет над головой связкой ключей и поспешно удаляется, по пути запевает арию Кармен, с трудом попадая в тон.


6. ИНТ. КОРИДОР САНАТОРИЯ. ВЕЧЕР.

Дима и Саша стоят у окна. Дима курит. Аня и Настя запирают двери буфета. У Насти в руках стопка блюдец, на блюдцах -  чашки. У Ани в руках поднос с пирогом, кусочки хлеба, чайник.
Дима тушит сигарету о край подоконника.

ДИМА
Слышь, а че, она, правда, все закрыла?

АНЯ
 Тебе погулять охота?

ДИМА
Ну так, были планы..

АНЯ
А…

Распределив груз, ребята идут вглубь коридора. Выходят.

Здесь, в коридоре, становится тихо.
Голоса ребят доносятся с лестницы, уходя все дальше и дальше.

В окно светит голубым светом фонарь.
Сквозь стекло видно, как снег мелкой пылью вертится вокруг длинной лампы.

Вдруг с широкого подоконника падает, скатившись, оставленный кем-то большой апельсин. Он катится по полу, как живой, в ту сторону, куда все ушли и останавливается, закатившись в полоску тени у лестницы.


7. ИНТ. ПАЛАТА №5 В ДЕТСКОМ САНАТОРИИ. НОЧЬ.

Шестиместная палата. Шесть кроватей стоят поперек комнаты. У стены, между двух окон – стол. Еще есть два стула, шкаф, тумбочки у каждой кровати.

Сейчас здесь заправлены четыре кровати – одна в углу за дверью (это для Димы), три других – напротив. Рядом предусмотрительно стоит невысокая фанерная ширма, с красным инвентарным номером на ножке.

ДИМА

Ну, че делать теперь?
Сразу дрыхнуть или как?
АНЯ

Щас гадать будем.

САША
Блюдцем?

НАСТЯ
Класс!

ДИМА
Чего блюдцем?

САША
Гадать блюдцем будем?

Дима подошел к девочкам, оставив на своей кровати пачку с сигаретами.
ДИМА
Как это?

САША
Рисуем круг из букв, вызываем духа и спрашиваем.

НАСТЯ
Класс!

АНЯ
Что спрашиваем?

ДИМА
Как бутылочка, что-ли..

САША
Сам ты бутылочка.
Спрашиваем, кому что нужно.

Все задумываются на мгновение.

8. НАТ. ТЕРРИТОРИЯ ДЕТСКОГО САНАТОРИЯ. НОЧЬ.

В корпусе, где находятся ребята, тусклый свет зажжен лишь в двух больших окнах пятой палаты. Все остальное здание погружено в темноту.

Фонарь освещает лишь часть стены и маленькую площадку со скамейкой. За стеклом освещенной палаты видны ребята. Они стоят у окна, склонившись над чем-то внутри комнаты.

Вдруг отчетливо становятся слышны чьи-то шаги по крыше. На крыше никого нет.


9. ИНТ. ПАЛАТА №5  В ДЕТСКОМ САНАТОРИИ.

Все четверо сидят вокруг квадратного стола. На столе по кругу разложены листочки с буквами. Настя еще держит фломастер и дописывает на них.

НАСТЯ
«Ы» надо?

САША
Нет.

ДИМА
Может, Цоя попробуем?

АНЯ

Ты че? Не, не надо.

ДИМА
Ну а кого еще?

АНЯ
Артиста можно какого-нибудь,
Или эту, как его..

САША
Я однажды гадала,
спрашивала бабушку свою.

АНЯ
Не, не надо бабуленций..
Я б, конечно, маман свою..

ДИМА
А че спрашивать?

САША
(резко встав со стула и прислушавшись)
Тихо!


Все замерли. До них долетел отзвук шагов по крыше. Потом стало тихо.

САША
Ветер такой.

10. НАТ. ТЕРРИТОРИЯ САНАТОРИЯ. НОЧЬ.

Из сторожки, которая стоит у самых ворот санатория, выходит мужчина. Это Валентин. Лица его не видно, на лоб натянута кепка. У Валентина в руках лопата. Он прислушивается к тишине. Потом поворачивается и заходит обратно в сторожку. Там гаснет свет.

11. ИНТ. ПАЛАТА №5  В ДЕТСКОМ САНАТОРИИ.

Свет в палате потушен. Ребята сидят за столом у окна. Внутрь попадает свет от уличного фонаря.
Они держат руки на перевернутом блюдце.

САША
Давай, расслабь руку.

ДИМА
Я и так.

САША
Ну, чего ты давишь?
 Оно о само должно.

АНЯ
Может, хватит уже!
Все равно ничего не получается.

ДИМА
Я ж говорил, надо было Цоя звать.
А не ваших там этих..

АНЯ
Да твой Цой уже…

ДИМА
Че мой? Че мой?
Как мой, так и твой!

АНЯ
Да иди ты.

ДИМА
Сама иди.
Чаю налей.

АНЯ
Щас.

САША
Ну, вы спугнете его, че ругаетесь?

ДИМА
Да мне вообще влом.

Дима встает из-за стола, оставив девочек. Он подходит к выключателю, нажимает на него, свет вспыхивает на мгновение и тут же с треском и со вспышкой, гаснет.
ДИМА
Блин!

САША
Опять!

ДИМА
Че вечно свет вырубает!

САША
Ну, не хотите, не надо.

12. НАТ. ТЕРРИТОРИЯ САНАТОРИЯ. НОЧЬ.

Корпус, где находятся ребята, погрузился в темноту. Снова слышны шаги по крыше. К ним присоединяются скрипучие шаги по снегу. Но никого не различить. Только звуки.


13. ИНТ. ПАЛАТА №5 В ДЕТСКОМ САНАТОРИИ.

ДИМА
Я спать, не подглядывать!

АНЯ
Че я там не видела!

САША
Умываться пойдете?

АНЯ
Ты че? Рухнула?

САША
А тебе никуда не надо?

АНЯ
(поежившись)
Не, я лучше до завтра подожду.

Саша смотрит, как Аня, почти не раздевшись, ложится на кровать, подтыкает со всех сторон шерстяное одеяло, и становится похожа на кокон.

14. ИНТ. КОРИДОР ВТОРОГО ЭТАЖА.

Саша медленно двигается в темноте. Из окон в коридор попадает свет фонаря. Вот дверь. На ней табличка с буквой Ж. Саша дергает ручку, дверь не поддается.
Саша сильнее дергает ручку. Дверь заперта.

Вдруг слышится телефонный звонок из нижнего коридора.
Саша вздрагивает и идет по коридору обратно в палату. Обо что-то спотыкается, из-под ноги выкатывается апельсин. Саша нагибается и берет его.

15. ИНТ. ПАЛАТА №5 В ДЕТСКОМ САНАТОРИИ.

Саша входит в палату, быстро закрывает за собой дверь. Телефон вдалеке продолжает надрываться.

САША
Там телефон, слышите?
Что делать?

Дима и Аня не отвечают. Они лежат молча, не шелохнувшись.
Настя одна сидит за столом, освещенным белым светом уличного фонаря, и водит блюдцем по столу между бумажками с буквами.

НАСТЯ
О-С-Т-Л-О,
Остло – че это?

Саша смотрит на нее сквозь сумрак комнаты.

САША
Ты что?
Что ты делаешь?

НАСТЯ
Гадаю.

САША
И что?

НАСТЯ
Мама говорит «остло».

САША
Что это?
Какая мама?

Телефон надрывается, его монотонный гудок эхом разносится по всему зданию.

НАСТЯ
М-Ш..
Мэ-шэ, это че такое?

Настя вопросительно смотрит на Сашу, еле различимую в темноте. Телефон умолкает.
До Саши вдруг доходит.

САША
«Ы» не хватает.
НАСТЯ
«Ы»???

САША
Все, хватит.

Саша подходит к Насте, хочет взять первернутое блюдце, но оно накрепко прилипло к столу. Настя молча улыбается.

НАСТЯ
Не хочет..

САША
Слушай, здесь только один туалет?

НАСТЯ
Ага.. Еще мальчишеский там.

САША
Тоже закрыт.

НАСТЯ
Иди на улицу тогда.

САША
Как я выйду, нас же Люда заперла.

НАСТЯ
Задний ход есть.

Саша морщится, оглядываясь.

САША
Пошли со мной.
Мне как-то одной не очень.

НАСТЯ
Ну видишь тут, не могу я..

САША
Хватит придуриваться, пошли.
 
Саша с силой отрывает блюдце от стола, оно отлетает и со звоном разбивается о стенку. Саша роняет апельсин. Он снова катится долго, по направлению к выходу из комнаты.

16. ИНТ. КОРИДОР. ЛЕСТНИЦА. НОЧЬ.

Саша и Настя спускаются по лестнице со второго этажа. Входят в коридор и быстро идут вдоль окон. Вдруг на полочке, торчащей справа, опять начинает звонить телефон. Звук этого звонка такой пронзительный, что становится не по себе.
Девочки прижимаются к стенке, этот звонок для них словно преграда, через которую они не могут переступить.

САША
Сними трубку.

НАСТЯ
Лучше ты.

САША
Кто это может быть?

НАСТЯ
Черт его знает.

Телефон надрывается.
Саша смотрит на него.
САША
А ты смотрела «Звонок»?

НАСТЯ
Не, а че это?

САША
Кино такое.

Она смотрит на аппарат и медленно приближается к нему. Звонки сливаются в одну сплошную трезвонящую сирену.

Саша дотрагивается до гладкой телефонной трубки. В эту секунду телефон замолкает.

НАСТЯ
Во дурак!

САША
Блин, напугал!

И девочки идут по коридору к черному выходу.


17. ИНТ. ЛЕСТНИЧНАЯ ПЛОЩАДКА У ЧЕРНОГО ВЫХОДА. НОЧЬ

Саша и Настя подходят в двери, ведущей на улицу. Саша нетерпеливо переминается с ноги на ногу.

САША
Ну, давай же!

Она дергает ручку двери, та не поддается. Настя тоже толкает дверь.


НАСТЯ
Может, не надо? Че-то поздно уже..

САША
Я больше не могу!
Достало все!

НАСТЯ
Че ты мучаешься,
у нас знаешь, как делают?

В этот момент откуда-то сверху донеслись звуки игры на пианино.

САША
Что это?

НАСТЯ
Пианино

САША
Которое в актовом зале?

НАСТЯ
Наверное…

САША
А кто это играет?

НАСТЯ
Анька, наверное, она умеет..

САША
Ладно, пошли.
Постоишь,
 дверь там попробую
еще раз дернуть.

18. ИНТ. КОРИДОР ВТОРОГО ЭТАЖА.

Саша снова подходит к двери туалета, дверь не поддается.

САША
Блин, крематорий чертов!

Саша смотрит на окно. Там только тусклый свет фонаря освещает остов деревянной горки. Настя скулит из угла.

НАСТЯ
Пошли спать, Саня..





САША
Слушай, у тебя есть палка какая-нибудь,
можно форточку открыть,
она во какая огромная.

НАСТЯ

Может, швабра.
В туалете стоит.

САША

Пошли, я знаю.

НАСТЯ

Я тут подожду. Че-то мне страшно.

САША

Жди, не уходи никуда. Поможешь мне.

Саша выбегает из коридора в темноту лестницы. Слышно, как она кричит на бегу.

САША
 Аня, Ань!


19. ИНТ. ПАЛАТА № 5.

Саша вбегает в палату и обнаруживает, что Аня и Дима крепко спят.

Их актового зала доносится музыка.

Саша подходит к Ане, будит ее, но та то ли притворяется, то ли на самом деле крепко спит. Дима спит, отвернувшись к стенке, положив сверху на голову подушку.

Саша прислушивается к звукам. Они становятся все более спутанными.

Саша встает с Аниной постели, медленно идет к выходу.

20. ИНТ. КОРИДОР.

Выйдя из палаты в коридор, Саша ногой натыкается на апельсин.

Она шарахается от него, а потом нагибается и поднимает.

Медленно она продолжает двигаться вдоль стены по направлению к входу в актовый зал.

Звуки рояля разливаются по зданию. Это уже лирическая мелодия, вроде Шопена, отчего атмосфера становится еще более зловещей.


ИНТ. АКТОВЫЙ ЗАЛ.

Саша медленно подходит к двери актового зала. Заглядывает в щель между створками дверей. Внутри темно. Звуки продолжают доноситься из того угла, где стояло пианино.

Вдруг Саша отчетливо слышит мужской грубый кашель.

Саша со всех ног бежит в палату.


21. ИНТ. ПАЛАТА №5.

Саша вбегает в палату, крепко закрыв за собой дверь.

На кроватях никого нет. Только пустые коконы из одеял.

Саша бросается в коридор.

САША
Дима! Аня! Вы где?

Ей никто не отвечает. Только эхо звенит у нее в голове. Музыка исчезла.

22. ИНТ. КОРИДОР ПЕРВОГО ЭТАЖА

Саша бежит по коридору.

САША
Настя! Ты где?
Да где вы все подевались-то?

Снова звонит телефон.

Саша подбегает к полке с аппаратом.

САША
Настя! Где ты?

В панике она хватает трубку.
Женский голос невнятно произносит что-то вроде – «ОСТЫЛО ВСЕ.. МЫШИ..»Потом слышится раскатистый приступ кашля.

Саша чуть ли не задыхается от волнения. Но все равно кричит в трубку.
САША
Хватит! Сюда! Звонить!


Она бросает трубку висеть на проводе, а сама разворачивается к окну, и со всей силы кидает в стекло апельсин, который до сих пор крепко сжимала в руке.

Стекло разлетается, Саша забирается на подоконник и ногой добивает торчащие осколки.

23. НАТ. ПЛОЩАДКА РЯДОМ С КОРПУСОМ ДЕТСКОГО САНАТОРИЯ. НОЧЬ

Саша спрыгивает с окна первого этажа. Падает в сугроб. Бежит, задыхаясь, за угол.

24. ЗАДНИЙ ДВОР У КОРПУСА ДЕТСКОГО САНАТОРИЯ. НОЧЬ.

Саша забегает за деревянный детский домик на заброшенной площадке.

Вокруг тихо. Снег и свет фонаря.

Вдруг на снегу появляется тень и становятся слышны шаги.

25. ЗАДНИЙ ДВОР У КОРПУСА ДЕТСКОГО САНАТОРИЯ. У ДЕРЕВЯННОГО ДОМИКА. НОЧЬ.

Саша натягивает джинсы.

Вдруг она слышит шаги.

ВАЛЕНТИН

Кто здесь?
 Димка, хватит с девками обжиматься,
 я сказал!

Саша стоит, затаив дыхание, спрятавшись за бревнышками детского домика.

Валентин, постояв немного, поворачивает в сторону входа в корпус. У него в руках большая лопата.

Саша слышит, как он начинает кашлять.

Саша, услышав этот кашель, как будто теряет от страха сознание. Она медленно сползает спиной по стенке домика.


26. НАТ.  ЗАСНЕЖЕННЫЙ БЕРЕГ ЗАЛИВА. УТРО.

Лицо Людмилы Петровны
ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА

Саня, Александра!

Людмила Петровна трясет Сашу, треплет ее по щекам.


ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА

Сколько ты здесь пробыла?
Теплая вроде..

Саша открывает глаза.

Она лежит на прибрежной летней скамейке, усыпанной мягким легким снегом.
ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА

Ты как здесь оказалась?
За тобой приехали, я все обыскала.
Чуть с ума не сошла.

САША
Кто приехал?

ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА

Родители твои, ты что!

САША
А где все?

ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА

Кто все-то?
Спят все, а я тебя по следу нашла.
 Лунатик.


КОНЕЦ




 


Рецензии