Вотяки. Казань. Губерния. 1861

МАТЕРИАЛЫ
для
ГЕОГРАФИИ И СТАТИСТИКИ
РОССИИ,
СОБРАННЫЕ ОФИЦЕРАМИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА.

КАЗАНСКАЯ ГУБЕРНИЯ.
Составил М. Лаптев.

САНКТПЕТЕРБУРГ.
ПЕЧАТАНО В ВОИНСКОЙ ТИПОГРАФИИ.
1861
ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЯЕТСЯ:
с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Ценсурный Комитет узаконенное число экземпляров.
С.-Петербург. 28 Ноября 1860 г.
Ценсор В. Бекетов.

Этнографические замечания о народонаселении
заметки о быте, нравах и обычаях жителей.

                ВОТЯКИ.

Вотяки в небольшом числе живут в Мамадышском и Казанском уездах.
Народ этот в физическом отношении принадлежит к слабым племенам: Вотяки малы ростом, сухощавы, черты лица их очень напоминают Чухонцев. В бледной и тощей физиономии Вотяка только и замечаешь его быстрые маленькие глаза.

Занятое их охота и земледелие.
При своей отчужденности и племенной сомкнутости они еще очень скупы. Скирды хлеба стоят у них иногда до тех нор, пока не сгниют.
У Вотяков весьма распространено обыкновение продавать хлеба в скирдах — не молоченный. Обычай этот держится, не смотря на запрещение правительства (1).
Земледелие у Вотяков стоит на низкой степени. Запашки небольшие.
Важнейшие причины дурного состояния земледелия — множество праздников в страдное время, обыкновение начинать сенокос только после 20-го июля, вследствие чего сталкиваются часто сенокос с жатвою, и, наконец, малокормный, мелкий и слабый скот.
Большею частью Вотячка доит свою корову раз в день; скопов молочных, разумеется, у них нет, а также и выкармливания скота в пищу.
Вотяки живут грязно, в бедных, дымных лачугах, едва загороженных, чаще без всяких надворных строений.

Вотяки отличные охотники и любят свой лес, как луговые Черемисы; охотятся преимущественно на белок с ружьем, волков ловят капканами, а лисиц отравою.
На медведей ходят немногие.

Пища Вотяков столько же грубая и непитательная, как и у Чуваш; до вина большие охотники.
Из овса они гонят плохое вино, называемое "кумышкою", на вид кумышка нечиста, имеет неприятный запах, но ближе обыкновенного хлебного вина к цели, потому что не только опьяняет, но одуревает человека.
Язык вотяцкий схож с черемиским.
Как Чуваши и Черемисы различаются по языку, смотря по месту жительства, так и у Вотяков язык в верховьях р. Вятки разнится от того, которым говорят живущие в низовых частях этой реки.

Религия некрещеных Вотяков подвергалась различным влияниям.
Древние верования сталкивались с мифологией Чуваш, Черемис, с магометанством, наконец, с христианством; от всех этих влияний, вотяцкая религия туманная и сбивчивая в начале, кажется совершенно потемнела. В основании религии, как и всюду, лежит дуализм — доброе начало и злое. То и другое имеют многочисленные разветвления. Вотяки верят в будущую жизнь; у них есть рай и ад с горящею смолою. Впрочем, в рай вера не очень крепка; они больше просят земных благ, чем боятся будущих мучений. Религиозные обряды и праздники их просты и немногочисленны. Молятся в начале полевых работ, молятся по окончании их, празднуют Пасху. Вообще все их пиршества составляют род богослужения и связаны с религиозными понятиями.
Вотяки самый суеверный народ из здешних инородцев; у них везде беда: среда и пятница - несчастные дни, обеденное время тоже, от цветения шиповника до Августа тоже нехорошее время. Перебираясь через воду, Вотяк непременно бросит горсть травы и скажет «не держи ясна». Брак очень прост: жену покупают; обряд венчания у некрещеных заключается в том, что дают женящимся выпить священного пива. Вотяк смотрит на жену как на рабочую силу и потому дорожит в женщине только прилежанием к работе.
.......................
1. См. Моск. Вед. 1854, № 131.


Рецензии