Интервью с Алексеем Аршинским

Алексей АРШИНСКИЙ
«Литература — одно из средств, которое не даёт человеку быть быдлом…»


Алексей Аршинский. До последнего времени это имя широко не было никому известно. Человек жил — как все. Учился, работал. Не «светился» ни в одном литературном объединении, в Рождественском конкурсе не участвовал. И вдруг нате вам — новость: каменскуральский автор Алексей Аршинский с «Продолжением жизни» занял первое место в конкурсе рассказов питерского журнала «Нева». А тут ещё в редакцию «Литературной пристани» поступили рассказы Аршинского. Поэтому и пришло само собой решение встретиться с Алексеем и задать ему несколько вопросов.
 
И.К.:
— Что для тебя литература вообще? На какой литературе воспитан — на классической (Пушкин, Толстой, Достоевский) или на более современной (Малинина, Токарева)? Кого любишь читать?

А.А.:
— Литература вообще? Э-э-э... я не знаю такого слова. Шутка. Если говорить кратко, особо не рассусоливать и не думать (улыбается), то литература — одно из средств, которое человеку не даёт быть быдлом. Таких средств много, но не будем их перечислять. Что до классической литературы, то, честно говоря, я вообще терпеть не могу. От классической я вообще спать хочу (улыбается). Я читаю современную. Что люблю читать. Сергея Довлатова люблю (вообще считаю его величайшим писателем, по крайней мере, из советско-русских), Пелевин (ну, это скорее, как дань уважения уже), в последнее время сильно понравились отдельные книги Тибора Фишера, Дугласа Коупленда и Джонатана Кэрролла. Я вообще читаю всё подряд из современной литературы. В своё время всего Стивена Кинга перелопатил, но это уже немного отошло. А вот Пауло Коэльо ненавижу.

И.К.:
— Почему начал писать? Есть люди, которым дар этот дан от Бога, от природы... Дар, который невозможно ни спрятать в себе, ни убить. Другие пишут потому, что не могут не писать, это их крест, своего рода… самоутверждение, да и они больше ничего не умеют делать. Для третьих литература — заработок, хлеб насущный…

А.А.:
— Вообще-то обстоятельства этого описаны в моём автобиографическом рассказе «Как я ударился в литературу». Просто мне в 11-м классе моя учительница дала почитать Пелевина, и после того, как я прочитал «Омон Ра», из меня понеслось (улыбается).  Да, я сам считаю себя графоманом. Но, видимо, я хороший графоман.

И.К.:
— Каким образом творчески работаешь? То есть приступаешь к написанию нового рассказа...

А.А.:
— Бывает, ничего не пишу, не пишу, потом думаю: надо... Возьму какой-нибудь сюжет избитый, напишу полстранички, а потом из меня переть начинает...

И.К.:
— Как выйдет? Или всё-таки...

А.А.:
— В основном мне ближе что-то вроде постмодернизма. Хотя, может, это и не постмодернизм совсем, может, я только так думаю... Может, вообще никакого жанра нет, а так — каракули...

И.К.:
— Алексей, наши читатели хотят больше узнать о тебе…

А.А.:
— В смысле биографии? Работаю лаборантом в классе информатики. Учусь в институте менеджмента и рынка на 4-м курсе. На вечернем. После есть мысль поступить на учёбу в УрГУ на факультет журналистики.

И.К.:
— Это правда, что до всего этого ты закончил физико-математический класс?

А.А.:
— Ну, было дело... (улыбается)

И.К.:
— Недавно в Интернете появился твой персональный сайт, где ты о себе пишешь следующим образом: «Наивный чукотский юноша. Пью, курю и матерюсь. Постоянно думаю о пиве и сексе»... Это что, твоё действительное «Я», которое иногда (на работе, на каких-либо проводимых мероприятиях) вынужден прятать? Или это какой-то «тактический ход», мальчишеская бравада: посмотрите, мол, «какой я крутой пацан»...

А.А.:
— Да нет. Я, в принципе, действительно такой. Только эти мои черты зверски задавлены воспитанием (улыбается). Там, на сайте, в принципе, вообще всё написано серьёзно, но с изрядной такой порцией балдежа. Сайт-то ведь не гламурный. Вы на индекс только посмотрите. Кстати, если что: kiddnap.narod.ru

И.К.:
— Что тебе дала победа в литературном конкурсе, что организовала редакция журнала «Нева»?

А.А.:
— В принципе, в материальном плане ничего, кроме премии, естественно (улыбается). Только в моральном плане: сидел мальчик, писал в стол, а тут раз — и премия, раз — и первое место, значит, кому-то нужен, полезен и всё такое. Стимул для того, чтобы продолжать писать дальше.

И.К.:
— Обстоятельства могут так сложиться, что «Литературная пристань» может закрыться… Для тебя это будет что-то значит? Вообще, твоё мнение о газете, такая газета нужна Каменск-Уральскому?

А.А.:
– Нужна. Обязательно нужна. Вот когда я премию получил, все там удивлялись: «да как так, да кто он такой? Сидел, никуда не лез и тут — на тебе! Почему мы раньше о нём никогда не слышали?». А получилось так потому, что литературная диаспора у нас в городе есть, а информационной поддержки, в принципе, вообще никакой. Если не считать поэтов. Но я, честно говоря, к поэзии отношусь практически так же, как и к классической литературе (улыбается). А «Литературная пристань» позиционируется, прежде всего, как газета для освещения прозаической жизни Каменска. Так что будет жаль очень. Сопьюсь и повешусь (улыбается)

И.К.:
— Какие творческие планы? Что-то ещё нового написал?

А.А.:
— За последний год, который прошёл с получения премии журнала «Нева», ничего существенного не написал...

И.К.:
— Руки опустились, расхотелось писать...

А.А.:
— Нет, конечно! Такое ведь бывает. То пишется, то нет, временный простой…
Сейчас я пишу рассказ в соавторстве с одной девушкой, стиль которой близок к моему. Чёрт его знает, может, всё это перерастёт в повесть. Или в роман... (улыбается)
А творческие планы? Честно говоря, много раз пытался пробиться в редакции журналов и даже в раскрученные книжные издательства (не лично, а по электронной почте) — тишина. И даже как-то обидно, что они даже на заданные вопросы не отвечают.

И.К.:
– Алексей, что можешь пожелать начинающим авторам?

А.А.:
— Чего я могу пожелать? Кто я такой, чтобы кому-то желать чего-то? Единственное могу сказать: если хотите печататься, а не писать в стол, нужно писать меньше лирики. Лирика сейчас не воспринимается народом. Ну, а больше не знаю…

И.К.:
— Спасибо за интервью.


июнь 2006 г.


Рецензии
Игорь, ну, что же это такое?! Такое интервью и где-то "пылил" в сундуке.
Мне нравится этот очень креативный автор! С уважением, Владимир

Владимир Ермошкин   07.02.2013 12:04     Заявить о нарушении
А вот, друг, всё никак не решался опубликовать в Интернете интервью, у меня их много... Хочу все опубликовать. Думаю, многим авторам ПРОЗЫ.РУ будет интересно почитать.
Спасибо.

Игорь Краснов   07.02.2013 15:14   Заявить о нарушении