Лосиный беспредел. Золотое кольцо 10. 01. 13

 О том, что лоси любят лакомиться сосновой корой, объедая её с молодых сосенок, я знаю давно. В те времена некоторые поляны, расположенные вдоль реки неподалеку от деревни, там, где мы любили гулять и собирать первые грибы, начали зарастать молодыми соснами и елями. И вот на стволах этих уже подросших деревьев мы стали наблюдать характерное повреждение коры, выраженное в её полном или почти полном удалении, как будто кто-то специально очистил стволы хорошо заточенным ножом. Кто это сделал было ясно – это кормились лоси, которых в те времена из-за запрета охоты на них в наших лесах развелось очень много. Тогда же в лесу, собирая осенью грибы, мы часто встречались с группами лосей, всегда с шумом и треском, убегавшим от людей. А мы, зная, что самцы лосей бывают осенью агрессивными, старались заметить лосей пораньше и на всякий случай отойти от них. Но вот наступило время, называемое «перестройкой», время беспредела и нужды. Лосей, несмотря на все запреты и наказания, стали отстреливать и скоро численность их сократилась настолько, что в течение ряда лет они мне просто не встречались. Затем в последнее десятилетие я начал встречать в лесу не только следы лосей, но и результаты их жизнедеятельности. Однажды среди сосен, растущих на болоте, я встретил уже не молодую сосну с диаметром ствола около тридцати сантиметров с ободранной на высоту человеческого роста корой. Поскольку я раньше не видел ничего подобного, то, учитывая, что наш лес сильно пострадал от урагана, и в нем появились места совершенно недоступные для человека, подумал, что лесной хозяин медведь вполне мог точить когти об это дерево, а встретить медведя в лесу для любого из нас совсем не радостное событие. Поэтому желая узнать, чьи же это проделки, я спросил об увиденном знакомого охотника. Но в ответ получил от него твердое заверение, что это проделки лося, а медведь здесь совершенно не причем. Действительно, в лесу было много лосиных следов, а в некоторых местах на болоте были видны места его ночевок, и, кроме того, я повстречал лосей во время сбора грибов.
 И вот в начале ноября, когда на землю лег первый снег, я решил прогуляться по лыжной трассе, ведущей от деревни Седлово на север. Надо сказать, что прошлым летом моя семья не один раз ходила по этой дороге в лес в качестве прогулки. Там, на опушках, мы находили ягоды малины, грибы на хорошую жареху, потому посещения этого участка леса нам нравилось. А сейчас в осеннее - зимнюю непогоду мы с удовольствием вспоминаем эти совсем близкие от дома походы в лес. Еще нам нравилось, что вдоль этой дорожки, проходящей по давно брошенному полю, были посажены работниками лыжного центра «Демино» молодые сосенки, хорошо принявшиеся и пошедшие в рост. Мы даже стали представлять себе, как будет здесь красиво спустя несколько лет. Но в этот раз, подойдя к посадкам, я неожиданно обнаружил на стволах сосенок, характерные следы, оставленные зубами лосей, а именно голые стволы с объеденной корой, такие, какие я видел уже давно. Идя дальше в лес, я с сожалением заметил, что почти все посаженные сосны были повреждены лосями, чьи следы в большом количестве были видны на выпавшем снегу. Рассматривая их, я сделал предположение, что здесь была лосиха с лосенком, а, пройдя дальше в лес, и там обнаружил следы этих лосей, кроме того увидел их лежку, так что, похоже, это место им понравилось и они решили здесь основательно закрепиться. Что будет в результате дальнейшего пребывания здесь лосей совершенно ясно: сосенки будут еще раз обглоданы и если не погибнут от таких визитов лосей, то уж точно вырастут совсем не красивыми и будут выглядеть уродливо. Очень жаль, что та сосновая аллея, которую мы уже рисовали в своих мечтах, не будет такой красивой, и жаль, очень жаль труд людей, посадивших здесь сосны.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.