Василий Величко - личная драма поэта

          Когда читаешь биографию Василия Львовича Величко, то возникает какое-то странное ощущение, что речь идет об двух совершенно разных личностях. С одной стороны – это был талантливый поэт, писавший мягкие и лиричные стихи, которые имели успех у читателей, а с другой  –  общественный деятель крайне националистического направления, непримиримый армянофоб и антисемит, один из ранних представителей черносотенства. В этих противоречиях биографии поэта Василия Величко и хотелось бы разобраться.
          Выпускник “кузницы” чиновничьих кадров России – Императорского Училища правоведения, малороссийский дворянин Василий Величко “вышел в свет” в 1883 г. чиновником X-го класса, т.е. коллежским секретарем, как и Александр Пушкин после окончания Царскосельского лицея. Чиновничья карьера Василия Величко была вполне успешной, он служил в Министерстве юстиции и в Министерстве государственных имуществ, к концу карьеры получил гражданский чин статского советника, что было выше военного чина полковника, за заслуги был награжден орденом Святой Анны ІІІ степени.
          Публиковать свои стихи Василий Величко начал ещё в студенческие годы, с 1880 г. он печатался в “Живописном обозрении”, “Труде”,  “Свете”, “Новом времени”  и  других изданиях под псевдонимами В. Воронецкий и В. Львов. После выхода в отставку поэт окончательно отдался литературе. В 1890 г. вышел первый сборник его лучших произведений под названием “Восточные мотивы”, в который вошли переводы стихов грузинских, тюркских и персидских поэтов. Вторая часть сборника под названием “Из кавказских напевов” вышла в 1895 г. Василий Величко был первым, кто перевел стихами Омара Хайяма. Литературные критики отметили “несомненное и большое поэтическое дарование автора”. Многие стихи были напечатаны в периодических изданиях, поэт вошел в антологию П.П. Перцова “Молодая поэзия”, изданную в 1895 г.
          К творчеству Василия Величко этого периода обращались многие композиторы, сочинявшие романсы: Э.Я. Длусский, С.М. Ляпунов, А.Н. Алфераки, А.В. Таскин, М.А. Шишкин, Л.Л. Лисовский и др. Всего известно двенадцать романсов на стихи из сборника “Восточные мотивы”. Романс “Прилив”, музыку к которому написали С.М. Ляпунов и Э.Я. Длусский, исполняется, как утверждают, и в настоящее время.
          Василий Величко пробовал свои силы  и в прозе, он писал повести и рассказы (“Нежданчик”, “Записки Духа”), и  драматические произведения ( “Душегубка”, “Две милостыни”, “Первая муха”). Написанная совместно с В.А. Крыловым комедия “Первая муха” была поставлена на сцене петербургского Александринского театра в январе 1894 г. и имела большой успех. За это произведение поэту была присуждена Грибоедовская премия.
          В этот период вполне успешный поэт и драматург был близок к либеральным литературно-художественным кругам, казалось-бы, ничто не предвещало перемен, но в 1896 г. Василий Величко неожиданно покидает богемный Петербург и уезжает на Кавказ.
          Так что же произошло? Супругой Василия Величко была баронесса Мария Александровна Дольст, происходившая из  русского баронского рода немецкого происхождения. Её мать, Любовь Яковлевна Бодиско, происходила из древнего голландского дворянского рода, который прослеживается с XII века. В семье Величко было двое детей, сын Андрей и дочь Анастасия.
          К сожалению, семейная жизнь не сложилась. В конце 1886 или в начале 1887 года Мария Александровна порвала всякие отношения с мужем и, забрав дочь, уехала к матери в родовое имение Шемякино, находившееся в Болховском уезде Орловской губернии, там вскоре родился сын Андрей. 
          Вращаясь в литературных кругах Петербурга, Василий Величко близко сошелся с Марией Георгиевной Муретовой, дочерью французского графа Георга Ла Барта, вдовой надворного советника Д.М. Муретова, перехавшей в 1889 году в Петербург из города Сумы после смерти мужа. Мария приходилась поэту двоюродной сестрой, Анастасия Васильевна Тарновская, мать Василия, и мать Марии, Марианна Тарновская, были родными сестрами. Мария Георгиевна, как писали, была светской, красивой, литературно образованной, “весьма эффектной” (по определению князя Э.Э.Ухтомского) дамой и увлекалась литературными опытами. Эта связь и стала началом личной драмы Василия Величко.
          Официально Мария Александровна оставалась женой Василия Величко, как указано в одном из списков С.В. Волкова, Величко Мария Александровна, вдова статского советника была эвакуирована в марте 1920 г. из Новороссийска в Салоники, а затем во Вранья-Банью на пароходе  “Габсбург”. Ей, вероятно, помог с отъездом двоюродный брат матери – генерал-майор Владимир Константинович Бодиско, служивший тогда в Вооруженных силах Юга  России. Спустя несколько месяцев он и сам оказался в эмиграции в Югославии, умер в Загребе после 1933 г. А Мария Александровна Величко умерла в 1924 г. в Нови Саде (Сербия), похоронена на Успенском кладбище.
          Даже если и был бы официальный развод, то это ничего бы не изменило в жизни Василия Величко. По православным церковным правилам для вступления в новый брак виновник развода должен был публично покаяться и выполнить епитимью, наложенную на 6-15 лет. А браки между близкими родственниками православной церковью запрещались.
          Вот и вынужден был Василий Величко, православный верующий, жить с Марией Муретовой “во грехе”, представляя её "в свете" как свою двоюродную сестру. Лишь близкие друзья знали правду об их отношениях, писатель Николай Лесков в своих записках, не публиковавшихся при жизни, дважды называет М.Г. Муретову женой В.Л. Величко.
          Сам поэт так написал об этом в одном из своих стихотворений:
                Я поздно встретился с тобою,
                На жизненном моем пути,
                Но с задушевною тоскою
                Я говорю тебе: прости.
          Была и другая весьма существенная причина, побудившая Василия Величко столь радикально изменить свою жизнь. Поэт был лишен общения с собственными детьми, которых он очень любил, да и вообще он искренне любил всех детей. Не случайно вторым сборником его произведений стали “Стихотворения для детей”, изданные в 1894 г.
          Современники, посещавшие гостеприимный дом художника Константина Маковского в Петербурге, описывая занятия гостей, указывали, что Величко постоянно возился с ребятишками, которых в семье художника было трое.  “...к нам, детям, очень тепло относился ныне забытый поэт Величко”, –  напишет гораздо позднее Сергей Константинович Маковский.
          О любви поэта к детям помнят и на его малой родине. Родовой хутор Василия Величко Вернигоровщина относился к приходу церкви Иоанна Богослова с. Хаенки Полтавской губернии. Величко бывал на хуторе наездами из Петербурга преимущественно летом, казалось-бы, поэта не должна была волновать местная проблема: девушки села вступали во взрослую жизнь неграмотными из-за недостатка мест в смешанной земской школе. Однако Василий Величко принял эту проблему детей своих земляков очень близко к сердцу, на собственные средства он построил в селе женскую церковнопарафияльную школу, и стал её попечителем, взвалив на свои плечи множество проблем, связанных, в том числе, и с финансированием. В каждый свой приезд он обязательно посещал школу, привозя подарки для детей. А в итоге сельские девочки, окончив школу в 11-12 лет, умели писать и считать, что очень помогало им в последующей жизни.
          Здание школы, построенной Василием Величко, сохранилось до сих пор, сейчас там находится фельдшерский пункт, а в другой части здания ютится воссозданная по настоянию прихожан церковь Иоанна Богослова, принадлежащая Киевскому патриархату. А от прежней церкви, основанной еще в первой половине XУII века, в которой молился и Василий Величко, осталось только заброшенное церковное кладбище да колхозный амбар для зерна, собранный из дубовых бревен церкви последней постройки, которую местные комбедовцы разобрали в 1931 г.
          Летом 1903 г. Василий Величко организовал и оплатил экскурсии детей из Хаенок и Вороновки в Киев и Чернигов. Можно только представить, какой радостью для детей, ранее никогда не выезжавших из родных сел, была поездка на электрическом трамвае по улицам Киева или прогулка на пароходе по Днепру.
          И ещё одна история, которую до сих пор рассказывают в селе. Однажды, когда поэт находился в родовом имении, на территорию поместья забежал из любопытства маленький мальчик из села. Величко встретил ребенка приветливо, доверительно поговорил с ним, выспросив в ходе беседы все подробности о жизни в селе, о семье, об отце и матери. А фамилия мальчика была Шевченко. На прощанье Василий Величко дал мальчику монетку, зажав которую в руке, ребенок побежал домой. Рассказав отцу о встрече с барином, мальчик показал подаренную “копеечку”. Посмотрев на монетку, отец сказал, знаешь сынку, за эту “копеечку” можно купить корову и еще кое-что. Корова в те годы стоила примерно 5 рублей, а подаренная поэтом “копеечка” оказалась золотой “десяткой”.
          Неопределенность отношений с Марией Муретовой и невозможность общения с родными детьми побудили Василия Величко искать выход из создавшейся ситуации. Он решил, что перемена обстановки поможет избавиться от возникших проблем. Величко обратился за помощью к Ю.Н. Милютину, который в 1892-1894 гг. был редактором газеты “Кавказ” – печатного органа при главнокомандующем гражданской частью на Кавказе. Должность редактора на тот период была вакантной, благодаря рекомендательным письмам Милютина и других лиц В.Л. Величко в 1897 г. был утвержден на пять лет редактором-издателем  газеты “Кавказ”, издаваемой в Тифлисе.
          В Тифлис Василий Величко поехал вместе с Марией Муретовой, поначалу кавказцы встретили его с доверием: его знали и чтили как переводчика стихов грузинских  и тюркских поэтов, а он называл себя последователем философа В. Соловьева. Однако перемена обстановки не сняла тяготивших его внутренних проблем. Поэт оказался оторванным от привычной литературно-художественной среды, оставалась тоска по детям, а находившаяся рядом Мария Муретова являлась живым напоминанием о произошедшем. Внутренний душевный конфликт требовал разрешения и вырвался наружу.
           Забыв о своих либеральных взглядах, Величко грубо вмешался в конфликт между грузинами и армянами, начав публиковать на страницах газеты “Кавказ” статьи, фельетоны и памфлеты, в которых выступил с непримиримых армянофобских позиций, обвиняя армян во всех смертных грехах. По мнению князя Э.Э. Ухтомского, именно М.Г. Муретова “будто бы и поощряла его из каких-то личных побуждений к неприличным газетным выходкам”. Однако, скорее всего, она просто пыталась отвлечь поэта от тяготивших его внутренних проблем. 
          В одном из своих фельетонов Величко упомянул персонажей повести английского писателя Р.Л. Стивенсона “Необычайная история доктора Джекила и мистера Хайда”, пытаясь убедить читателей в том, что в тифлисском обществе постоянно циркулируют “натуральные господа и госпожи Хайд” “очень малого калибра”. Величко и не осознавал, что это с ним происходит такая странная метаморфоза: как только заходит речь об армянском вопросе, добрый доктор Джекил (поэт Величко) превращается в злобного мистера Хайда (публициста Величко).
          Общественная деятельность и газетные публикации Величко настолько взбудоражили тифлисское общество, что Главноначальствующий Кавказской администрации, князь Г.С. Голицын в канун нового года предложил ему покинуть Тифлис в 24 часа, в ночь на 31 декабря 1899 г. Василий Величко навсегда уехал из Кавказа.
          Так вот и получилось, что на Кавказ поехал, по определению П.П. Перцова, “…космополит школы Стасюлевича”, а в Петербург вернулся “…националист школы Каткова”. В истории русской литературы кроме поэта Величко появился и другой Величко, одиозный публицист, пытавшийся “сыграть роль спасителя отечества”.
          Поэт Василий Величко продолжал свою литературную деятельность, в 1900 г. он опубликовал в сборнике “Денница” пьесу “Потомок Дон-Жуана”, а написанная на Кавказе совместно с М.Г. Маро (псевдоним М.Г. Муретовой) комедия “Нефтяной фонтан” была поставлена в 1901 г. на сцене московского Малого театра. В 1903 г. поэт опубликовал свой последний сборник стихов “Арабески” и драму в стихах “Меншиков”. Василий Величко хотел увидеть драму на сцене, о чем свидетельствуют дарственные надписи на сохранившихся экземплярах авторской книги “Меншиков: Историческая драма в 5 д.”, сделанные в ноябре 1903 г. и посвященные ведущим актерам московского Малого театра К.Н. Рыбакову и С.В. Яблочкиной. Однако преждевременная смерть не позволила поэту реализовать этот замысел.
          А другой Василий Величко, публицист, в 1900-1901 гг. стал главным инициатором и одним из создателей первой в России организации националистического направления, названной Русским Собранием. После 1905 г. деятельность Русского Собрания приобрела ярко выраженную черносотенную политическую окраску. Став в 1902 г. вторым редактором “Русского вестника”, он начал помещать в нем публицистические статьи под заглавием “Русские речи” националистического и шовинистического содержания. А вершиной творчества публициста Величко стала книга “Кавказ”, изданная уже после его смерти М.Г. Муретовой и её дочерью Марией.
          Свое завещание Василий Величко диктовал, находясь на смертном одре. Он завещал имение Вернигоровщину и земли в Хаенках  М.Г. Муретовой, а родным детям Андрею и Анастасии оставил только денежные средства, имевшиеся на банковских счетах. Передать имение двоюродной сестре ему позволил Литовский статут, сохранившийся со времен Великого княжества Литовского в Полтавской и Черниговской губерниях.  “…по конституции, которая в силе в Малороссии, может отдать имение свое не только мимо племянниц, но даже и мимо детей своих, кому заблагорассудит, хотя бы и совершенно постороннему лицу”, – так характеризовал этот статут И.М. Муравьев-Апостол.
          Возможно, этот поступок и явился причиной того, что судьба сына М.Г. Муретовой Дмитрия и его жены Натальи была столь трагичной?
          В августе 1904 г. Василия Величко провожало в последний путь все село, шедшие за гробом женщины и дети плакали, местные жители помнили все свершенные им добрые дела. Ведь в село всегда приезжал поэт Величко.
          После революции сводная сестра Василия Величко Варвара вместе с семьей покинула село, забрав все ценное, никто ей особо и не препятствовал. Её усадьба сохранилась, позже в ней находился родильный дом.
          А вот Муретовы были в селе чужими, и никто из местных жителей не стал убеждать их в необходимости возвращения в Петроград, а, тем более, защищать. В итоге Дмитрия Муретова в 1918 г. застрелили неизвестные на пороге собственной спальни, а спустя год Наталью Муретову смертельно ранил выстрелом в лицо боец  заезжего красноармейского отряда. А имение было разграблено и разобрано на стройматериалы. Неужели это судьба? Может быть, действительно существует какая-то причинно-следственная связь, когда за неблаговидный поступок одних расплачиваются другие?
         Общественная деятельность публициста Величко и стала причиной того, что имя поэта Величко было забыто. И дело даже не столько в коммунистической идеологии, ведь многие представители русской интеллигенции, в том числе и эмигранты, помнили Величко как ксенофоба и шовиниста и не разделяли его взглядов. А поэт Величко оказался в тени сомнительной славы “спасителя отечества”.
          И в настоящее время пишут преимущественно о публицисте Величко, характеризуя его, в зависимости от взглядов автора, либо как истинного борца за дело пробуждения русского национального самосознания, либо как ура-патриота и шовиниста, а литературное творчество упоминается мимоходом. Серьезное изучение литературного наследия поэта Величко ещё ждет своего часа.


Рецензии
Безусловно,что-то не позволяло В.Л. бракосочетается с Марией Георгиевной.Думаю,что по причине их близкого родства.Если с М.Г. он прожил 20 лет,это значит с 1883-84 года.В эти годы ему было 23 года и он только окончил свое обучение. Так когда он нажил в браке двоих детей? что-то не так. Что же касается его трудов по Кавказу и обвинений в национализме, считаю ,что Вы некорректны.

Тамара Гумбатова 2   19.02.2023 22:15     Заявить о нарушении
Несколько неожиданно получать рецензию спустя 10 лет после публикации статьи. С Марией Муретовой поэт Василий Величко сошелся спустя 2-3 года после разрыва с женой, это был 1889 или 1890 г., совместно они прожили 13 или 14 лет. А о деятельности публициста В. Величко могут быть разные мнения.

Борис Гузь   04.11.2023 22:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.