Фунтик

                ФУНТИК
                (Былин-ка)
     Фунтик – это поросенок, но к известному мультику  отношения не имеет, т.к. жил он лет на двадцать раньше, примерно в 1949 году. Мне тогда было девять лет.
    Началась эта история с того, что в нашем маленьком колхозе свиноматка родила на одного поросеночка больше, чем количество сосков у нее. Один из самых маленьких новорожденных, скорее всего, был обречен на голодную смерть. Председатель колхоза, ветеринар по образованию, понимая это, выбрал самого маленького и отдал «лишнего» поросенка моему отцу со словами:
    - Возьми, Василий Васильевич, домой. Если выживет, заплатишь потом.
   В каждом подворье колхозника выращивали поросенка, купив его в колхозе. Председатель, выходит, мало верил, что несчастный поросенок выживет. Действительно, поросят продавали в возрасте не менее двух недель, когда они становились вполне жизнеспособными.
     Я и два моих товарища сидели и рисовали, когда отец предъявил нам в пригоршне ну  просто замечательнейшего малюсенького поросеночка. Мы восхищались, но, по-крестьянски, понимали, что это не игрушка, и нужно организовать «бытовые» условия для живого доверенного мне существа. Но прежде определили с помощью безмена живой вес его. Взвешивала мама и сообщила нам, что весит поросенок фунт. Я сразу и имя дал: Фунтик. Поместили Фунтика в простое ведро, постелив туда мягких тряпочек. Ведро водрузили на русскую печь, чтоб Фунтик не простыл, и занялись изготовлением поросячьей соски. Пригодились  соска и пузырек, которыми ранее пользовали мою маленькую сестренку. Уже первая кормежка, показала сообразительность Фунтика. Мы умилялись его аппетиту и его довольной мордочке. После кормежки Фунтика снова поместили в ведро, где он и заснул первым сном на этом свете.
 В дальнейшем Фунтик поступал в единоличное мое воспитание. Мне эти хлопоты были вовсе не в тягость. Все время, свободное ото сна, Фунтик проводил в моем обществе, вернее, я свое общество преподносил ему. Как только замечал, что Фунтик притомился, я сажал его в ведро, не забывая накрыть сверху старой кофтой, которая потом стала его собственностью.
    Шли дни, Фунтик стал популярен среди моих товарищей, которые приходили полюбоваться им. Теперь он прогуливался по полу, а это уже было новое развлечение для меня.
     Мое прилежание и хороший аппетит Фунтика обеспечили хороший рост поросенка, и менее чем через неделю, он уже не умещался в ведре, ведь у ведра очень узко на дне. Я постелил старую кофту в уголке избы, и фунтик признал это, как свое обиталище. Рацион питания претерпевал изменения. Сначала я стал добавлять в молоко хлебных и картофельных крошек, затем молоко постепенно заменялось водой. К месячному возрасту, он питался традиционной поросячьей пищей, и корытце небольшое нашлось. К этому времени я обратил внимание на необычную чистоплотность Фунтика. И пребывая в ведре, и теперь обитая среди нас, он ни разу не испачкал и не замочил свою подстилку. Более того, справить нужду он выходил наружу. Никто  этому его не обучал. В этом отношении у нас была полная «демократия».
    Зимой и по весне в избе пребывали совместно или разновременно ягнята, теленок, поросенок, наседка, и всем им «разрешалось» справлять нужду, как придется. Правда, теперь  в избе из  живности  - только Фунтик, и «обучиться» нечистоплотности ему было не у кого. Обычно, ощутив «потребность», он подходил к двери, и ждал, когда его выпустят. Очень заботливо относился он к своей постельке – старой кофте, оставляя ее так, чтобы не затоптали. Любил Фунтик поспать и днем. Устраиваясь на ночлег или дневной сон, он  всегда переносил постель свою на новое место, работая пятачком. Занятно было это наблюдать. Питался он тоже, не по-поросячьи, чистоплотно. Не забирался ногами  в свое корыто, вокруг которого всегда было сухо и чисто.
      Кроме великолепного качества – чистоплотности, проявилось у Фунтика еще одно, не
 менее великолепное. Тогда я это именовал гордостью, сейчас бы назвал это чувством достоинства. Он не позволял относиться к себе пренебрежительно. Вот мы играем с ним. Игре он отдается не так, как это делают щенок или котенок. У Фунтика это происходило не столь эмоционально, но проникновенней. Для него это не забава, а общение  с товарищем. И вот в этом общении стоит толкнуть его или шлепнуть чуть сильнее, чем полагается при игре, он сначала как бы удивится и застынет в ожидании, какое будет продолжение. И, в случае повторного шлепка, реакция его была просто воинственна. Он готов к бою, и после третьего моего  шлепка бросался безоглядно, нанося боковые  удары  своей симпатичной мордочкой. Это со мной, со своим  другом , вступал в драку только после третьего акта недружелюбия. С другими он был менее терпелив.
     Одно время было у нас такое развлечение. Приходил кто-нибудь из односельчан, незнакомый с Фунтиком. Фунтик здоровается с ним, задрав голову, и смотрит прямо в глаза. Гость тоже  с любопытством и  недоумением рассматривает поросенка. Мы говорим гостю:
     -Толкни его легонько ногой, - тот толкает.
   Фунтик, чуть отскочив, становится в живописную позу, скособочив голову, чтобы, в случае необходимости, нанести удар. Если противник не проявлял агрессии, Фунтик уходил, не тая обиды, но и не теряя достоинства. В противном случае – держись невежа!
      Сидим мы однажды с товарищем за столом, играем в шашки. Товарищ был из другой деревни и не знал о Фунтике, а тот, по-видимому,  заревновал, заходит под стол и толкает пятачком гостя, мол, уходи.
     - что там такое? –  восклицает мой партнер и инстинктивно толкает Фунтика ногой.  Через секунду гость мой выскакивает из-за стола, а Фунтик его преследует – видимо, здорово обиделся. Я сначала рассмеялся, уж больно потешно это выглядело: бой таракана с гусем. Потом с удивлением вижу: товарищ мой заплакал, и, задрав штанину, показывает исцарапанную до крови ногу. В утешение ему, я был вынужден наказать его обидчика. Однако Фунтик не признавал за собой вины и целый день избегал общения со мной.  Лишь на следующий день я, как мог, извинился перед ним, и мы остались друзьями.
 Тогда открылась причина вчерашнего «ранения». Тут надо сделать маленькое отступление. Поросятам мужского пола в возрасте примерно одного месяца делают известную операцию. Фунтик был любимцем всей нашей большой семьи. Отец не мог пойти на предательство и так и не пригласил ветеринара. Поэтому  у Фунтика стали пробиваться клыки, очень такие забавные. Ими он и травмировал моего товарища.
      Но никогда Фунтик не задирался первым, а развлечения с ним на эту тему мы прекратили, как прекращают всякие шутки с ребенком по мере его возрастания. Возобладали товарищеские отношения, а со мной он по-прежнему дружил.  « И с другом не будет драки, если у вас друга нет», - поется в одной песне. Золотые, проникновенные слова.  Вот и у нас с Фунтиком случилась большая драка в сопровождении всех полагающихся эмоций. Случилось это так.
    Однажды солнечным июньским утром Фунтик подошел ко мне спящему. Я не любил вставать рано, что вызывало неодобрение его, а сегодня особенно: уж очень погода хороша. В самый раз пойти погулять. Спал я на полу, поэтому он и смог запросто подойти. Мои старшие братья спали здесь же, на полу. Подходит, значит, Фунтик  и начинает тормошить меня. А у меня такой сладкий сон, что никак просыпаться не хочется. Ощущая помеху, я инстинктивно отмахиваюсь. Фунтик воспринимает это как игру, и в восторге наступает на меня, вот он уже у меня на груди. Еще не проснувшись, оберегая свой сон, я с раздражением отшвыриваю Фунтика сильным взмахом руки. Ему явно это не понравилось – это уже акт агрессии с моей стороны! А агрессию он ни кому не «прощал», даже мне. Ну и тяпнул он со всей силой своих челюстей мой средний палец правой руки. Не клыком оцарапал, а укусил по-собачьи, до крови. Вскочил я, вопя. Вопил я не только от боли, но и от обиды. Поступок Фунтика я расценил, как большое свинство. Укусить старшего товарища, лучшего друга, своего воспитателя!  Ну и сделал я ему выволочку! Никогда ни до, ни после не попадало так ему. Чуть позже, поостыв, устыдился я за себя, и первый пошел на примирение, сознавая, что с моей стороны «свинства» было больше. И братья мои были на стороне Фунтика, а надо мной посмеялись. Сдружились мы опять с Фунтиком. А были у меня опасения… Нет, Фунтик был не злопамятен. Кстати, шрам на пальце у меня заметен до сих пор.
    Время шло, лето было в разгаре, Фунтик подрос и в поведении своем становился, по-взрослому, все более самостоятельным. Его никто ни в чем не ограничивал, предоставляя совершенно свободный образ жизни. Гулял, где хотел, постель себе устраивал по настроению, питался не по режиму, но уже из настоящего свиного корыта, куда мама своевременно вносила добавку. К маме Фунтик проникался все с большей симпатией, оставаясь в дружелюбии с остальными.
 Всякая домашняя живность, включая кошку и собаку, нередко вызывает неудовольствие своим поведением и заслуживает наказания или хотя бы окрика. С Фунтиком подобного никогда не случалось. Наоборот, он создавал атмосферу корректного поведения и общего дружелюбия. Былые игры его уже не увлекали, а поговорить  любил. Меня или маму выслушает деликатно, и сам что-то расскажет, похрюкав. В отличие от своих собратьев он оставался белоснежен и чист, хотя никто его не купал – непринято у нас было купать животных. Он, вопреки известной поговорке, не искал грязи. В то время, сородичи его с соседних дворов всегда были вымазаны толстым слоем грязи. У Фунтика не было паразитов – «поросячьих вшей», от которых поросята и пытаются очиститься, принимая грязевые ванны.
      Чтобы избежать лишних забот и неприятностей при выращивании поросенка, важно не дать возможности ему попасть на картофельные грядки. Для этого, собственно, и пасут поросенка. Пока он не ознакомился с теми грядками, проблемы большой нет. Но если он однажды случайно попал в огород, то скоро выявит, что таится в земле. С тех пор поросенок будет неустанно стремиться в огород. Каждый миг свободы он потратит на то, чтобы пробиться к такому вкусному лакомству, как молодой картофель. Теперь вся семья зорко следит за тем, чтобы поросенок ни на миг не оказался без присмотра, пока он обретается во дворе. В противном случае быть огороду «вспаханным». У нас так и говорили удрученно:
   - Поросенок картошку вспахал! – и никакие наказания не помогали.
   Что ж касается Фунтика, то здесь еще одна замечательная вещь. Как я уже говорил, Фунтик гулял, где хотел. Мы ему и здесь доверяли. Он каким-то образом понял, что «нехорошо» ходить в огород, тем более, копать картошку. И ни одного случая с повреждением картофельных грядок не было!
     В редкие, когда мне удавалось надолго вырваться на игры с товарищами, мы скучали друг о друге. Вот возвращаюсь, он издали здоровается, подождёт, пока я подойду к нему, даст себя почесать, похрюкает, - мол, я доволен, что вернулся, - и удалится по своим делам. Даже в дружбе  своё достоинство он ставил на первое место.
     Настал август, приближалась осень, и я отчаянно размышлял, что же будет с Фунтиком? Неужели его забьют, как и других поросят? Полагаю, что и остальных мучил этот вопрос, но каждый таил свои мысли. Время шло, назревала неразрешимая проблема… Ведь Фунтик – общий друг наш, разве можно его убить, убить жестоко и расчетливо.
    Но тут вмешался Высший разум. Так, во всяком случае, я полагаю. И проявилось это следующим образом. Вдруг в нашей деревне разразилась свиная эпидемия. В народе именовалась она -   «рожа». У поросенка резко повышалась температура, кожа становилась красной. Поросенок терял аппетит и подвижность. День-два, редко три дня и нет поросенка. Для колхозников это была большая беда. Некоторые в отчаянье  в последний момент забивали поросенка. Но не каждый решался употребить эту свинину в пищу. Я не помню, чтобы когда-то еще случалась эта эпидемия. Вот уже не менее половины свиного поголовья стало жертвой  «рожи», а Фунтик был здоров и весел. Я уверовал, что беда минует его.
 Стояла очень жаркая погода. И однажды стало очевидным, что Фунтик заболел. Помню, мама расстроенная спрашивает отца:
    -  Что делать?
    - Отвезу в Зеленовку, - как уже обдуманное, говорит отец.
   Зеленовка – это центр соседнего сельсовета. Там жил лучший ветеринар в округе. Наш сельсовет он не обслуживал, но отец был его фронтовым другом. Утром следующего дня отец погрузил Фунтика в телегу и уехал. Для меня этот день тягостного ожидания был нестерпимо длинен. Вернулся отец только вечером и без Фунтика. Мы подступили к нему.
     - Оставил на лечение у Михаила, - коротко прозвучало  объяснение отца, он не отличался многословием, а Михаил – это как раз тот ветеринар.
    И стал я ждать, и все ждали, и верил я в счастливый исход. Лишь через три дня отец признался маме, что Фунтик издох еще по пути в Зеленовку. Отец все-таки доехал до своего друга и утешился выпивкой с ним. А мне мама сказала только через неделю, когда я начал доказывать, что пора ехать за Фунтиком. Так что для меня Фунтик продлил свою жизнь на целую неделю. Что не сделаешь для друга.
      И много еще дней мы ощущали отсутствие Фунтика… А потом я вдруг осознал очень значимое: убийства Фунтика не будет!
                ЗАКЛЮЧЕНИЕ
      Уже будучи взрослым, я, вспоминая Фунтика, задумывался, почему он оказался таким. И родилась у меня теория.
     Первое. Фунтик с первых минут своей жизни попал в человеческое окружение.
      Второе. Благодаря мне, он постоянно находился в общении с человеком. Ведь он поначалу и спал со мной. Я его почти не оставлял наедине, да и другие общались с ним не мало.
     Третье. Детеныш познает мир, приобретает привычки и характер тем в большей мере, чем меньше времени ему от роду. Об этом хорошо сказал К.И. Чуковский. Побудь Фунтик хотя бы сутки при своей маме, не стал бы он таким. Мир в который он попал, конечно, был несравненно содержательнее. Поэтому щенки и котята становятся полноценными собаками и кошками, поскольку разлучают их с матерями уже вполне сформировавшимися особями.
       Нет, я не за то, чтобы детенышей разлучать с их мамами. Но согласитесь, заиметь такого друга, как Фунтик, маленькому человеку очень трогательно и полезно душе его. Только желание дружбы не должно быть импульсивным, кратковременным.   


Рецензии