Правильный дом

 У нас в неправильном лесу все дома правильные. Нет, не слушайте никого.
То, что все дома правильные, говорю вам я, самый правильный дом.
   Ох, не верите. А зря. Да загляните хотя бы в одну, даже не барсучью,
а лисью нору. Любую! Да, все лисы - распустёхи, хоть и хитрые. В норе же -
чистота и порядок. И сухо. Всегда лисьи дома стоят в самом сухом месте.
Уйдёт лиса из норы, а в ней ещё долго порядок сохраняется.
   Да неправда всё. Конечно, лисы устраивают разгром в барсучьей норе.
Один раз, другой, до тех пор, пока барсук не покинет свой дом со словами:
"Да провались ты..." И вот тут лиса в эту нору проваливается, быстро
наводит в ней порядок. И живёт, довольная своей ленью.
   И в дупло можете заглянуть, и в гнездо. Осторожнее, осторожнее, птенцов
не пугайте. И птиц. Они же могут от лишнего вашего любопытства уйти из
гнезда. Птенцы замёрзнут.
   Увидели? Вот так. Чисто, тепло, сухо.
   Вот что интересно. Вам не показалось удивительным, что я назвал себя
самым правильным домом? Конечно, конечно, каждый себя считает самым-самым,
поэтому вы не удивились. Но я это заявил о своей самости серьёзно. Сейчас
всё объясню. В каждом доме в нашем лесу кто-нибудь, да живёт. Во мне нет
никого.
   Я - запасной дом. Но у меня так же тепло и сухо, чисто всё, как в любом
другом доме. И никто не прибирается. Я сам убираю, утепляю и ремонтирую себя.
Ничего удивительного, вы же все утром умываетесь, чистите зубы. И перед сном
тоже. Если простудитесь, лечитесь малиновым вареньем. Ремонтируете себя так.
А я - дом, у меня и умывание другое, и лечение своё.
   Что, удивительного, что запасной? А как может быть по другому? Нужен в
лесу запасной дом. Очень нужен. Скажем, вы заблудились в лесу...
   Что, ни разу? Не было такого? Гуляете по лесу в сухую тёплую погоду?
А с другими, не только детьми, но и взрослыми случается заблуждение.
Представьте себе, сыро, холодно, дождь осенний моросит, и это - надолго.
А вы не знаете, где зашли в лес, куда идти, чтобы вернуться к себе домой.
И темнеет. Звери где-то в темноте бегают. О, это только в сказках они - весёлые
и добрые. Но если ты окажешься один в лесу, то могут и сьесть. И облизнутся
после того. Пушистые они только на картинке. А в жизни - зубастые.
   Заблудился этот самый грибник в лесу, вечереет, страшнеет. И человек
начинает паниковать. Страшно, просто страшно. И я этот страх слышу. Слышу
и начинаю вести этого блукающего к себе.
   Очень просто: тропку сухую кладу под ноги, не пускаю в неправильном
направлении. То веткой перегорожу путь, то филина окликну. Каждый раз по
разному. Главное, чтобы человек, подойдя ко мне, не подумал, что я хочу его
съесть. Просто - шёл, шёл, поглядывая, на какое дерево ему забраться, чтобы
звери не нашли и увидел верёвочную лестницу. Поднялся - дом, чистый, тёплый.
Я даже печечку подогреваю. И дрова лежат, но спичек нет. На всякий случай,
чтобы никто ничего не поджёг. Сухарь, банка с мёдом и кружка тёплого молока.
Достаточно.
   Нет, долго человек не может во мне жить. Рано утром хлопает форточка, и
появляется сквозняк. Ветром покачивает дом, ну, и подобное. У меня становится
неуютно. Человек спускается по лесенке, оглядывается, а меня уже не видно.
Отдохнул, выспался - и иди своей дорогой. Я могу быть нужен другим.
   Конечно, бывает и не один день человек во мне живёт. Это тогда, когда надо
пургу пережить, но тут особый случай и всего так быстро не расскажешь. Кстати,
местные знают, что я здесь есть, называют домом бабы Яги. Живёт эта вредная
старуха в лесу, живёт, но в другом месте. Нет мы не ругаемся, даже дружим.
Осторожно дружим.
   Звери во мне тоже бывают. Особенно, барсук. Бывает такое, выживет его кто-то
из норы, разорит её, он - ко мне. Одну ночь переночует, сделает новую и живёт
там. Шкал ко мне просто так заходит, поговорить. А перед собранием обязательно.
Мне же в лесу многое известно. Да и удобно. Я нахожусь на большом дубе недалеко
от поляны собраний. Том самом, где знаменитый фонарь.
   Да, до сегодняшнего дня вы меня не видели. А зачем? Вы в лес ходите в хорошую
погоду, да и тропки знаете, не заблудитесь. Я вам не нужен. А сегодня?
   Пожаловаться хочется. Обидели меня.

   Всё было, как всегда. Помните позавчерашний день? Дождь лил с обеда до
самого утра. Вчера закончился почти к обеду. С утра - ясно, просто заглядение,
а потом какой-то ветер налетел. Со шквалами. Сначала - ливень, потом потянулся
долгий дождь. И этот недоросль заблудился. Сначала под большим дубом спрятался,
потом чего-то испугался и начал шастать по лесу. Я сразу и внимание не обратил,
а дальше - чую, скулит. Ну и привёл его к себе. Чай горячий, сушки и даже варенье.
   Согрелся пацан и начал по комнате скакать. Она у меня одна. Ладно, тебе
холодно и ты скачешь, пытаясь согреться. А этот от скуки.
   Гужу? Гужу... По-стариковски. Кто гудит? Разных я визитёров видал. Ну,
натрясся ты, намёрзся. Нашорохался. Ложись и спи, есть же лежанка с сухим сеном.
Одеяло какое-никакое. Спальник. Однажды туристы забыли. А этот скачет. Да, он
молод, а что, молодые в нашем лесу не могут устать?
   А потом? Даже говорить не хочется. Я уж отмывался, отмывался. Есть в конце
концов крыльцо. Крышу видите? Под крышей крыльцо. Ладно, дождь идёт. Ведро
в углу есть. Да сам ты же среди этого всего спать будешь.
   Скучно ему, понимаешь. Но я терплю, на улице страшная непогода. Уже, когда
темнота наступила, уснул ннеддорросль.
   Откуда такие берутся? Нет, из города, это понятно. Может быть, даже ваш сосед.
Я ничего плохого не говорил. Думаю, что и в подъезде у вас чисто. Всегда видно,
как человек себя в лесу ведёт. Там, где никто тебя не видит. Ага, есть такой
разгильдяй. В соседнем подъезде? Вот, что я и говорил, из города он, из города.
   Ночью, в общем тихо было, спал парнишка. Ну, думаю, утро настаёт, уйдёт.
Рассвет не алый, с желтизной, значит день будет добрым. Встанет, и - фьюить,
домой пойдёт.
   Ды, нет. Проснулся и кричит: "А завтрак?" Какой-такой завтрак? Ты ж в лесу,
а не у мамы за пазухой. Ты понял, да?
   Ух, простите, что вам на ты, это я сгоряча. Не понял отрок, что ежели бы
попал к Бабе Яге, то сам бы стал  завтраком. Дня на три хватило бы, большего
веса в нём нет.
   Как недобрый? Я недобрый? А кто того поросёнка впустил погреться? От холодной
смерти спас. А он? Встал, сел за стол, сидит. Ждёт завтрака. Не-ет завтрака,
мила-ай, не будет. И тут этот шпанёнок ножик вынимает. Как я вчера этот нож
проглядел? Обычно такие предметы ко мне не попадают, умею сделать так, чтобы
гость опасное по дороге терял. Вынимает недоросль ножик, и начинает на столе
буквы резать. Нехорошие буквы.  Начинаю я покачиваться, будто дерево подо мной
ломается. У людей обычно голова кружится, когда пол двигается под ногами, убежать
им хочется. А этот - нет, уцепился за край стола, и сам режет. Губу прикусил,
то есть злится. Да глубоко режет, больно получается. Я сильней качаюсь, он
сильнее злится и, даже пальцы побелели. Режет. Не всё смогу рассказать, какая
у нас война началась. Громкая, это уж точно.
   Вот этот грохот мне и помог. Пролетала мимо Баба Яга. Какая ступа? Ох, вы
даёте. Простая платформа на реактивной тяге. Старинная, да, малошумящая модель.
Ну, не важно, не имеет значения. Пролетала - и на порог. Открывает дверь,
заглядывает. Игриво так говорит: "Ку-ку".
   Ох он и летел. Кубарем с дерева, через кусты напролом. Как углядел ту тропку,
что на просёлок ведёт, не знаю. Видно у него так в ушах свистело, что даже наша
почтальонша, сорока не могла догнать.
   Баба Яга? Погналась. Нет, думаю, что не съела, позавчера она со скуки другого
поросёнка съела. О четырёх ногах. Знаю. Спрашивал, почему платформа так тяжело
весь день летала. Она и сказала, что поросятины переела.

   Вот, скажите, откуда?..
   Что? Вы про собрание зашли спросить? Нет, не было. Не знаю, о чём-то там звери
спорят. Собрание должно быть завтра... Но, похоже, перенесут. Другой срок - на той
неделе, Шкал по звёздам посмотрел и так предлагает. А вы заходите дня через два,
точно скажу. Послушаете, что говорят, кто и как спорит. Это интересно. Да не бойтесь,
заходите на поляну, никто никого не тронет. Звери о вас всё знают и уважают вашу
учтивость. Вы в лесу ведёте себя, как в гостях у хороших друзей. Нет, нет, звери
людей в лесу хорошо видят, люди зверей - нет.
   Да, да, да. И скажите там в городе, чтобы никто ни с какими дорогами и домами
к нам не совался. Плохо будет всем. Как тому двуногому поросёнку.

   Счастливо! Грибы пойдут послезавтра.
   И вам - не болеть!



© Copyright: Владимир Емельяненко, 2013
Свидетельство о публикации №113020611894
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Редактировать / Удалить
 
Рецензии
Написать рецензию
Спасибо, Владимир.
Понравилось, оригинально.
Сначала подумала, что влияние Михаила Пришвина.
Потом вижу - нет, довольно фантастично придумано.
Но и человечно:))
Улыбаюсь, потому что тепло от таких сказок и уютно.

Кира Костецкая   07.02.2013 14:33   •   Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
Пришвин во мне с детства. Я отдал дань книжкам о природе в своё время. Многое запомнилось. Потом забылось. А сейчас после Оранжевого Ёжика пошли сказки о неправильном лесе (о нас). И это знание само откуда-то всплывает.
Я эти сказки складываю в блоке Неправильный лес на прозеру. Радуюсь, когда люди ко мне заходят почитать.
А Вам - Спасибо за всегда добрые слова!

Владимир Емельяненко   08.02.2013 16:11   Заявить о нарушении правил / Удалить

Рецензия на «Правильный дом» (Владимир Емельяненко)

) Классные сказки))
"Представьте себе, сыро, холодно, дождь осеннний моросит," - через три н

Александр Ерофеев   06.02.2013 23:19   •   Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
Сасибо! Исправил.

Владимир Емельяненко   07.02.2013 08:44   Заявить о нарушении правил / Удалить
Чистейших, добрейших чувств сказочка! Без лобовой назидательности и воспитательности, но с юмором и приколом. Очень вкусно!
Лиса не разоряет барсучьей норы, она в ней только гадит. И этого достаточно.Крайне чистоплотный барсук вынужден после этого покинуть нору и рыть новую. А лисе достаётся прекрасный дом, подворье, множество кладовых и построек. Да ещё у барсука в соседних дуплах устроены схроны с припасами на случай зимних оттепелей и ранней весны.И всё это лисе за так достаётся. А своё не пахнет.
Арсеньев в "Дерсу Узала" рассказывает про такие домики в тайге. Они и сейчас точно так же идеально функционируют у охотников и корневщиков. Мой отец ходил в тайгу за корнем жень-шеня и об этом рассказывал.
В тайге живут по закону взаимного добра и благодарности. Иначе не выживешь.

Виктор Колесников 6   07.02.2013 12:52   Заявить о нарушении правил / Удалить
Спасибо, Витя!

Владимир Емельяненко   08.02.2013 16:13   Заявить о нарушении правил / Удалить


Рецензии