На книжный полях - бестселлеры
Никаких претензий на критику или на профессиональный разбор, даже если книги мне понравились (а иногда – нет). Только лишь краткие впечатления о том, что больше всего бросилось в глаза.
***
"Не существует списка книг, которые непременно нужно прочесть, без которых невозможно спасение и совершенствование. Но у каждого человека есть несколько книг, которые именно ему, именно этому человеку приносят удовлетворение и наслаждение"
Герман Гессе «Магия книги»
***
Семья Эглетьер
Анри Труайя
Читал роман Труайя подростком, перечитывал уже в зрелом возрасте. Почему-то эта история странно волнует. Может быть, неоднозначностью своих героев. Они и хорошие, и плохие одновременно, все в происках себя, даже если этому не способствуют ни положение, ни возраст. Мачеха Кароль оказывается в центре интриги, но и другие – тоже центр. Нет второстепенных героев, как нет лишних членов семьи?
А вот ее название никак не мог запомнить: " Э…?
Эх, сколько талантов подарила Россия Франции! А на родине Тарасова культурный слой подвержен постоянному выветриванию
*
Миллионы женщин ждут встречи с тобой
Шон Томас
Серия - Интеллектуальный бестселлер
«Женский роман», написанный Шоном Томасом (сыном неадекватного по отношению к России и злоупотребляющего психоанализом Д.М.Томаса). Роман «женский» не потому что о «миллионах женщин», а потому что тема поиска-обретения сексуально-брачного партнера считается «женской» и вовсю поглощается «слабым» полом в метро, на кухнях и на пляжах (пэкетбуки с красотками и красавцами на обложках).
А вот – и для мужчин тоже. Пусть и в серии «интеллектуальный бестселлер» (Домино – ЭКСМО). Разве тема интернет-знакомств чужда современному джентльмену. Особенно если он читает глянцевые мужские журналы (главы книги напоминают журнальные репортажи), а в книге еще и пишет для английского издания, вариант которого продается и в наших киосках.
Наши красивые гёрлы у Томаса тоже фигурируют. Он «вовремя увидел, что у большей части этих красоток русские или восточноевропейские имена. И живут они в России или Восточной Европе … я не без опаски поглядываю на девочек из Минска. А тем, кто не боится, желаю удачи и раздельных банковских счетов». Так что не надо обольщаться на «их» счет имидж сложился. Но – разве удача с противоположным полом – это не редкая удача, вопреки всем имиджам и ловушкам киберпространства и реальной жизни?..
Отдельные истории-главы посвящены, например, проституции, перверсиям, сетевой порнографии и т.д. Хэппи энд романа несколько натянут, хотя и не невозможен.
Преодолевая всяческие трудности, герой охотится за своим счастьем.
Довольно забавно написано: «К каким же выводам мы пришли? Что Интернет – не лучшее место для секса? И да и нет. Думаю, Паутина действительно совершила вторую сексуальную революцию, а всякая революция не только освобождает, но и причиняет боль. Как распорядиться новыми возможностями – решать нам». Главное противоречие между новыми техническими возможностями (Интернет легко свяжет с миллионами женщин/мужчин) и примитивностью прежних, устаревших в эпоху Сети психологических навыков коммуникации, убогостью юзерских «профилей». Их параметров явно недостаточно, чтобы найти в бескрайнем виртуальном пространстве то, что тебе надо. Или – кого.
Одиннадцать минут
Пауло Коэльо
Коэльо до неприличия вторичен, но, кажется, сам этого искренне не осознает. Это делает его книжки вторичными вдвойне. По всей видимости, читатель-зритель в Латинской Америке еще более непритязателен, чем у нас. Но россияне – догоняют.
Сон №9
Дэвид Митчелл
9 заметок о романе Митчелла.
№1. Сны, сны … Многие ли писатели умеют работать со снами? Ну, Достоевский, еще некоторые. Митчелл – умеет. Правда, сны у него не совсем сны, а скорее грёзы.
№2. Монаху снилось, что он бабочка, или бабочке – что она – монах? Допрустим – как гласят рецензии – Митчеллу снилось, что он Мураками, или наоборот. Сравнение Митчелла с Мураками имеет право на существование. Но зачастую оно поверхностно. В «Кафке на взморье» герой убежал из Токио и от отца, а здесь – наоборот. Поездка в далекую лечебницу – это из «Норвежского леса». Есть некоторое стилистическое сходство. Один писатель – во сне другого. Но скорее это все нам тоже снится.
№3. На первой же странице текста я прочел: «Трутни гавкали в мобильники», и понял, что этот парень – мой автор.
Есть и еще:
- Так это Вы создали Вселенную?
- Именно. Девять дней назад.
- Однако значительное количество данных указывает на то, что вселенная несколько старше.
- Знаю. Эти данные тоже создал я.
Подобных примочек» в романе полно.
№4. Еще сходство с «Норвежским лесом» - битломания. Трудно сегодня понять – что это. Неплохие песенки, правда. Но откуда такое всеобщее сумасшествие: в Японии, в России? В 1960-70 годы миллиарды половых актов по всему миру совершались под музыку «Битлз» (и еще миллионы разбавлялись ЛСД). Такие коктейли валили с ног целое поколение. У нас поколение, бегавшее в быдловках и тащившееся от записей на «костях», потом разваливало социализм и страну, думая, что освобождает. Впрочем, началось, кажется, с джаза. «Сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст». Но был и оптимистические вариант: «Тому любая баба даст. Или это об «Адидасе»?
У главного героя романа это увлечение скорее остаточное. Так, культурные потребности сельского жителя. Но как же ему хочется освободиться, подняться над этим миром.
Как и у Мураками название романа – это название битловской композиции.
№5. По-моему, пятая часть романа неудачно написана. Не люблю намеренных неясностей.
№6. Шестая часть, напротив, выше всяких похвал. Дневники смертника, человека-кайтэна, который направил свою торпеду на американский корабль, впечатляют. Боеголовка не взорвалась, зато сохранился дневник. Героизм – это плата за глупость, корысть, авантюризм и т.д руководства. Но от этого он не становится менее прекрасным.
№7. Что подкосило стремительный рост Японии? Возможно высокая степень коррумпированности государства и власть криминальных кругов, якудзы. Это особенность догоняющих стран или общее свойство мировой Тени?
№ 8. Как читателю, мне нужно отдохнуть от «японской темы». А.Адамсон, П.Таскер, Д.Митчелл, не говоря уже о Мураками и Фудзиваре. Сколько можно!
№9. -
Сейчас больше носятся с «Облачным атласом», из которого сделали блокбастер. Антирасизм, педерасты – все на месте.
Бельэтаж
Николсон Бейкер
Забавная вещица. Роман о «мелочах жизни», работе в офисе и шопинге. Написано довольно иронично и с огромным вниманием к мельчайшим деталям. Как если бы М.Пруст оказался среди «офисного планктона» в Обществе Потребления.
Переживания героя вертятся вокруг порвавшихся шнурков. И сам начинаешь вспоминать, когда и как научился их завязывать. До сих пор предпочитаю «бантиком».
Код да Винчи
Дэн Браун
Станет ли «дэнбраунщина» нарицательным понятием? Бред, конечно. Написано не ахти, но талантливо коммерчески «раскручено». Если следовать любимой конспиралогической линии автора, то это было Кому-то очень нужно. Кому?!
«Код» продолжает спекуляции на фигуре великого Да Винчи. Впрочем, это у ДБ не особенно впечатляет. Интереснее, когда представитель советской коммунистической фантастики Г.Гор писал («Странник и время», 62 г.), что Леонардо – это пришелец из Будущего и вообще – инопланетянин. Ерунда, понятное дело; художник был Джокондой.
Утраченный символ
Дэн Браун
Масонская пирамидка, сваренная в дуршлаге, и, таким образом, расшифрованная – это «атас»!
Увы, если в романе и есть насмешки над всем этим, то как-то сильно они замаскирована. Браун выглядит серьезным.
Тем не менее, «Утраченный символ» показался мне не столь безумным, как «Ангелы и демоны» и «Код…», хотя стиль, манера и приёмчики с расшифровкой всяческих древних головоломок в экстремальных обстоятельствах у автора неизменны.
Показательно, что страшная тайна, которую хочет открыть миру главный злодей, связана с подробностями участия в масонских игрищах представителей американской элиты! Ба, да подобные стремления называются независимым журналистским расследованием и восхваляется западными правозащитными организациями как смелое журналистское расследование и борьба с диктатурой. Но не в масонском Вашингтоне! ЦРУ и профессура из Гарварда-Йеля не дремлют.
Но книжка очень смешная, правда! И глупая тоже. Можно, конечно, воскликнуть, как некоторые наши «патриоты»: «Какие же придурки в этом Пиндостане!». Но пока, к примеру, тексты одного из этих «придурков» выходят во всем мире миллионными тиражами, и брауновские смыслы и образы вызывают глобальный интерес США господствует. Где тот утраченный символ, что прервет это господство, разоряющее всю планету?
Некоторые ждут от Брауна продолжения "подвигов Лэнгдона", например, на русскую тему. Что ж, задел уже есть:
"этот Санборн - настоящий гений. Видел в Интернете его "Кириллический проектор". Проецирует огромные русские буквы из документов КГБ о промывке мозгов. Жутковато" (С. 531)
Последний секрет
Бернард Вербер
Мужчина согреет постель, кроме того, он может подарить цветы, вымыть посуду, к нему можно прижаться, смотря телевизор» (239) – таков образчик верберовского стиля. Все написано в таком духе… Это, скорее, забавно, чем хорошо, «прикольно», нежели по-настоящему интересно. Несчастный, сбитый машиной, сохранил лишь один глаз и одно ухо, но главное – мозг. При помощи современных технологий и Интернета, а также своего друга врача, он начинает его развивать, достигнув колоссальных успехов… Книга про журналистское расследование написана в журналистской же манере. Просто, но с претензией на глубину. За это, вероятно, нашего муравьеведа не терпят критика, но обожает публика. При всем том, писатель не графоман какой-нибудь, он в лучшую сторону отличается от многих популярных авторов книжек карманного формата в пестрых обложках. Чтобы быть популярным у массовой аудитории: пиши просто и понятно, (но не впадай в совершенный примитив, как это делают россиянские авторы «бестселлеров и сериалов!); делай вид, что ты сложен и загадочен. Польсти же публике, которая, как известно из поговорки – «дура». Пусть сойдет за умную - ей будет приятно - приятней, чем от цветов, вымытой посуды и плюс 36. Вот он – "последний секрет".
Если кто обиделся - эта шутка.
Перст указующий
Йен Пирс
Женский вариант Воскресения господнего.
Первая и четвертая часть интереснее всего.
Сон Сципиона
Йен Пирс
Поразительное мастерство! Три времени - как одно. А поднимаемые темы!
Духовная тяга сильнее, чем временная пропасть в века и тысячелетия. Есть еще настоящая литература.
Над пропастью во ржи
Джером Сэлинджер
Сэлинджер – мастер, психолог. Новатор и т.п., но – это совершенно «не мой» писатель. Дважды, с перерывом в двадцать лет приступал к его роману «Над пропастью во ржи» - и безуспешно. Эскейпизм писателя не по мне, и не хочется как-то глобального хиппования. Пусть уж поддерживает порядок деловая «бездуховность».
По сути, в образе подростка автор выводил самого себя, а потом дописал свой роман по-настоящему, укрывшись на десятилетия от мира.
Нарисованная смерть
Джорджио Фалетти
Американский роман итальянского писателя Джорджио Фалетти «Нарисованная смерть (глаза не лгут никогда)». Это произведение можно охарактеризовать как мистический триллер или как фантастический боевик. В общем-то, поскольку дальше примеры будут, в основном, браться из образчиков трэша, главным образом фантастического жанра, то, как отправная точка и образец отпускное чтива показался мне вполне подходящим образцом.
Фалетти – баловень судьбы, щедро одаренный талантами, востребованными в современном массовом обществе. Он и гонщик, и актер (Ночь перед выпуском»), и телевизионщик, и поэт. Получил приз в Сан-Ремо за свою песню. В зрелом возрасте стал писать книги, становящиеся международными бестселлерами и приносящие, надо полагать, неплохой доход. Чем лучше исполнение, тем лучше видна экзотическая убогость содержания нынешнего масскульта. В упомянутом романе убивают сына мэра Нью-Йорка (сразу - sic!), за расследование берется его брат по отцу, гоняющий на итальянском мотоцикле. После сублимации у читателя нужной доли острых ощущений – происходит еще несколько убийств, совершаемых глазным врачом из мести и с использованием мотивов популярных комиксов – расследование успешно разрешается. Маньяк-доктор, наказав убийц сына своей цветной подруги (политкорректность!) погибает в жидком азоте (справедливо ли такое воздаяние?); у брата-мэра пробуждается совесть и он подает в отставку (фантастика!), а главный герой – брат этого мэра из-за которого вынужден был подать в отставку, победив злодеев, обретает личное счастье с гермафродитом (толерантность!), которого (-ю) впервые увидел впервые в голом виде в ванне своей квартиры, из которой должен был съехать, но задержался из-за того, что убили его аморального племянника… (Вспоминаются замечания Питирима Сорокина о том, что в рамках кризиса чувственной культурной суперсистемы, художник должен нагромождать горы нелепиц, дабы удержать внимание потребителя, пресыщенного подобными эффектами).
Но у нашего супермена не получилось найти злодея без помощи итальянкой женщины комиссара полиции с американским гражданством (положительная, по мысли автора, сторона пресловутой глобализации). Эта героиня в конце романа тоже получает свой приз в виде отрезанного уха албанского мафиози, убитого для нее по приказу китайского преступного магната, в благодарность за то, что она сняла ложное обвинение с сына китайца, который, вообще-то чудовище, но данного конкретного преступления не совершал (показ отрицательных сторон нынешней глобализации, наряду с торжеством принципов современного правового государства и торжества западного правосудия). У итальянки было потеряно зрение, после того, как у нее на глазах плохой албанский парень убил у певца бой-фремда и изнасиловал ее саму, в отместку за застреленного брата из албанской мафии (должно быть, албанцы уже сильно достали толерантных европейцев, которые усиленно защищали их во время натовских бомбардировок Югославии 1999 года)…
Это только малая часть из пересказываемого романа, хотя для декодирования современных культурных, социально-политических и прочих реалий массовая литература дает благодатный материал. Но главное, что меня привлекло в данном случае в этой книге – это глаза, «которые не лгут». Чужие глаза. Итальянке пересаживают оболочку глаз от мертвого донора, добавив дозу стволовых клеток, чтобы избежать отторжения чужой ткани (вспоминается сколько «звезд» уже сошло до времени, возжелав вечной молодости, в могилу из-за этих стволовых клеток). И – женщина начинаете видеть картины чужой, прошлой жизни другого, уже мертвого человека, увидев и преступника.
ЧУЖИЕ ГЛАЗА – вот метафора современной глобальной культуры и тот образ, из-за которого мы, в общем-то, и занялись пересказом галиматьи, написанной итальянским суперменом. Причем метафора эта проецируется сразу в нескольких измерениях.
Прежде всего, конечно, приходит на ум наша несчастная Россия, обозреваемая чужими враждебными взорами в рамках господствующего русофобского дискурса в значительной части российских сми и так называемых социальных наук. Нам, таким образом, как бы сделали пересадку чужих глаз, чтобы мы смотрели на себя через призму чужих интересов, перенесли на себя чужие фобии и никогда больше не стали активным историческим субъектом, оставаясь лишь объектом эксплуатации. Но не одни мы находимся в таком положении.
Россия лишь часть (пусть и очень значительная!) современного мира, нещадно эксплуатируемого ТНК и глобальной олигархии, с необходимыми им медийным прикрытием. Люди во всем мире вынуждены сегодня видеть чужие, транслируемые образы на пересаженной им «сетчатке глаз» - телевидения и интернета. Пока ничего принципиально с этим сделать нельзя, помимо иногда пробуждающейся рефлексии, в среде той же медийной обслуги князей мира сего.
Наконец, вспомним известное выражение, что «мертвый хватает живого» и уже не дает ему нормально жить. И российский, и глобальный морок имеет сходные истоки. То, что изжило себя продолжает существовать и не торопится уходить с исторической сцены, застилая глаза живых своей мертвой оболочкой. Но здесь, по поводу того, что живое, а что мертвое никакого единства наблюдаться не может. Кто-то скажет, что у нас это пресловутый «совок» оказывает свое воздействие на неблагоприятный ход либеральных реформ и мешает войти в цивилизованный мир.
А представители другого идеологического окраса будут уверять, что это мир (капитализма) уже пережил себя (Ленин называл уже капитализм начала прошлого века загнивающим и умирающим капитализмом), и теперь этот капитализм, вместо того, чтобы уйти, занимает место и отравляет все вокруг своим трупным ядом, прикрываясь, маскируясь парфюмом изощренной рекламы и отвлечения внимания посредством масс медиа. Самое интересное, что и те, и другие будут по-своему правы. И советские авторитарные и бюрократические практики мешают экономической и политической модернизации РФ; и в глобальном масштабе нынешний порядок угрожает существованию человеческой цивилизации как таковой.
Что же делать? Ответы ищутся не только высоколобыми аналитиками и учеными, не только политиками и государственными мужами, но следы этих поисков видны в ряде деятельности ряда разнообразных общественных движений, всплески такой интеллектуальной активности такого рода без труда можно обнаружить и в произведениях массовой культуры, разной степени таланта и глупости.
Чтец
Бернхард Шлинк
В художественном отношении интересна лишь первая часть (о переживаниях подростка из-за связи со взрослой тёткой). Потом произведение гибнет в параксизме «правильности» и «политкорректности». Реальной основы под этой историей нет. Сами же пишут, что из всех немецких надзирательниц в концлагерях предстала перед судом лишь одна «Кобыла» (топтала узников ногами). А сколько на деле было таких «кобыл»!
Да. Удивительный народ эти немцы, такие дисциплинированыне. Приказано было стать нацистами – стали; стали строить социализм – строили («осси»); есть указание осуждать нацизм – осуждают (благо сыты). «Чтец» - это продукт воспаленного политкорректного сознания, фантазирующего на тему борьбы как бы с последствиями нацизма (похоже наши шибанутые «шестидесятники» всё воюют со «сталинизмом»). Борясь с этими бумажными драконами, они как будто не замечают тех зол, что множатся и растут вокруг.
Классический пример отвлечения внимания от важного выдуманным. Потому, наверно, слабенькую поделку Шлинка и ее экранизацию и сделали мировыми бестселлерами.
Ко всему прочему очень трудно представить себе в середине ХХ века немку, не умеющую читать…
Самая черная птица
Джоэл Роуз
Увлекательным роман не назовешь. Повествование рваное. Идея связать Эдгара По с героями его произведений и построить сочинение на этом, неплоха, но слишком много натяжек. (Опыт с «Историей дома Ашеров» вышел лучше). Тем не менее, трагедия и гений поэта поддерживают интерес к тексту. А «Ворон» и «Аннабель Ли» даже в переводе вызывают дрожь.
Бесчестье
Джозеф Кутзее
Нормально
Написано.
Но читать Кутзее вновь не скоро потянет.
Неприятно как-то....
Серьезно, читать было очень тяжело.
«Бесчестье» Кутзее – роман прозрачный. Каждый сквозь эту прозрачность видит разное, также, под другим углом, в тексте отразиться может все, что угодно. Но, сдругой стороны, прозрачная ясность книги, как будто совершенно ясна. Глупые и амбициозные критики, и зарубежные, и наши, вроде данилкиных-шульпяковых, могут нагородить что угодно, но если кто-то чего-то не видит, то значит не хочет видеть очевидного, того. Что писатель нарисовал с такой откровенностью: лицемерия и жестокости в эпоху глобальной «политкорректности».
Стареющий профессор нарушил элементарную технику безопасности, соблазнившись своей студенткой: «Не лучшая студентка, однако и не худшая: довольно умная, но без собственных мыслей». Какая глупость! Стервочка, вроде и не хотела, но и не отказала; потом «заложила» любовника, и героя смешали с грязью. (Интересно обратить внимание на имена персонажей, членов комиссии и др.; распространенная борьба с «харрасментом» усугубляется в ЮАР острейшими расовыми конфликтами). Профессор вынужден бросить университет и поехать к дочери.
Но еще раз ему приходится смириться с обстоятельствами, когда банда представителей мумба-юмба жестоко насилует Люси. Женщина смиряется со всем: и с начсилием, и с захватом ее земли, и даже с беременностью от насильника. Будущего нет, вернее, будущее героев начинается теперь «околонуля».
«Общественность», лицемерно негодующая в одном случае, трусливо и подло отворачивается от явных преступлений, поощряя жестокость и безнаказанность дикарей и насильников. (Их роль в России скоро сравнится с юаровской, каждый год в страну прибывает по миллиону «собратьев»). После фредериковдеклерков и майкловгорбатых соответствующие территории становятся супертолерантными к грабежам, произволу и насилию всякого рода. Женщину и ее отца безнаказанно грабят (людей много – вещей мало).
Кому и что здесь может быть непонятно. Все прозрачно. Представители пресловутого «среднего класса» оказались в роли несчастный «кобельков», которых ласково кастрировали, а потом готовы навсегда усыпить хозяева мира сего. Но до того, как потерявшие инстинкт самосохранения и способность защитить себя людишки, весело поживут еще «еще недельку», в качестве дисциплинарного средства хозяева используют «варваров» (быть может, тех, кого ожидают герои еще одной книги Кутзее). Так и живем, ожидая насильственного конца, под заклинания «правозащитников» смириться с неизбежными тенденциями. Насколько же достойнее поступает героиня В.Распутина, которая, не надеясь на суд и защитников «прав», берет месть насильникам в свои руки. Быть моет, эти литературные сравнения оставляют России все же больше шансов, чем Западу, в условиях скорого нашествия варваров. Здесь пока больше сил сопротивляться и меньше политкорректных предателей. Но тенденции общие, и проблемы - тоже.
Диагнозы нобелевского лауреата порой поразительно точны: «Его давно уже перестала удивлять степень невежества студентов. Люди послехристианской, послеисторической эпохи, эпохи ликвидации грамотности, они могли бы с таким успехом только вчера вылупиться из яиц» (С.56). Как могут противостоять варварам, поколения, впавшие в культурную дикость! Да и с витальностью не все ладно – даже секс удовольствия не приносит. Похоже, что Кутзее отмечали букерами и нобелем за рецепт смириться с «неизбежным». Но я бы наградил за диагноз и переименовал бы роман в «Отвращение» (к современной жизни).
Героям вроде и сочувствуешь, но жизнь такая, что ни любви, ни защиты им ждать не стоит. Людей стало слишком много, как расплодившихся бродячих собак, остатки которых утилизирует экс-профессор. Ну, еще в ожидании конца можно тешить себя остатками Культуры и сочинять оперу про Байрона и итальянскую красавицу, которой он задирал юбки. (Параллелей в романе действительно много!)
Тоска собачья!
Вечер в Византии
Ирвин Шоу
Пришло на ум сравнение:
"Она скучна как американская литература ХХ века".
Чума
Альбер Камю
Помню жаркое лето 85-го года, когда "по знакомству" дали почитать Камю.
С тех пор писатель со мной.
Без "Постороннего" и "Чумы" трудно представить литературу прошлого века.
Восемь
Кэтрин Нэвилл
КГБ ищет волшебные шахматы, феминистка всех побеждает... Полная лажа.
Выдержал лишь полсотни страниц и бросил.
И еще: если речь идет о настоящем художественном произведении, то не столь важно, когда напис ано и издано.
Но если о тексте для развлечения взрослых, то никому не советовал бы брать книги старше 5-10 , максимум, 15 лет. Просроченный товар, непотребляемо.
Но Дэн Браун протухнет еще быстрее.
Бритва Оккама
Анри Левенбрюк
Это "блюдо", изжаренное Левенбрюком, более съедобно, чем, скажем, "Код Коперника или невнятная фэнтези-трилогия.
Но "плита", на которой все это приготовлено, сильно чадит.
Алхимия единорога
Антонио Хименес
Безбашенный роман – невероятные приключения, секс-подвиги втроем и пр. алхимия.
Но есть нечто трогательное. Потом только понимаешь, что это бред сумасшедшего, который, вероятно, совершил преступление и ему вживили чип в наказание, чтобы перенести его сознание в мир фантазий. Очень неплохо, правда.
Послемрак
Харуки Мураками
Одна девушка как-то спросила: "Вы читали у Мураками роман "Мракобес"?
(Речь шла о "Послемраке")
Я с чистой совестью ответил, что нет.
Ученик философа
Айрис Мердок
Неужели кто-то готов был тратить время на это (пусто)многословие?
Мужчины не ее жизни
Джон Ирвинг
Началось с чувственной любви подростка к взрослой замужней женщине, потом все было не то, а счастливый конец состоял в том, что мужчина опять обнял любимую, хоть она и была в возрасте, деликатно выражаясь, «преклонном». Сублимация Эдипова комплекса? Запрос книжного рынка на западе с постаревшим, но все еще многочисленным поколением «беби-бумеров». (Для того, чтобы угробить свою цивилизацию, данная генерация немало постаралась – потомкам есть за что костерить нынешних стариков. И даже секс старухе достается…) .
Ирвинг пишет об аномальных людях (хотя «норма» в мире постмодерна давно размыта), но само по себе повествование неплохое, но уж слишком «разбавлено водой» для объема
Кровавый разлом
Юхан Теорин
Надо читать "под настроение".
Иначе, лучше быстрее закрыть или не открывать вовсе.
Тот, кто ждет фантастического триллера, сильно промахнется. Скорее, это довольно камерная драма с элементами детектива. Будут ли тролли с эльфами. При желании можно их увидеть.
Можно не читать, а можно и прочесть.
Киномания
Теодор Рошак
— Да-да. У него (Сартра, то есть) целая философская система по поводу того, что такое видеть. Он называет это «насилие взглядом». Он говорит: «Увидеть значит овладеть; видеть значит дефлорировать». Все это очень феноменологично.
— Ух ты.
А «альбийские корни Микки-Мауса»? Прелесть!
Роман Рошака совершенен в интеллектуальном и художественном отношении, хотя по нынешним временам может показаться «скучным». Это – настоящая энциклопедия развития киноискусства – и даже, как будто, его предыстория. Даже такую донельзя опошленную тему как «катары-тамплиеры» автор раскрывает изящно и глубоко. Не сравнить с безбашенным и дешевым дэнбраунским трэшем или тяжеловесной «контрпропагандой» У.Эко. Для автора «Киномании» даже сравнение с этими поделками будет оскорбительным. «Христианство до Христа», конечно же, существовало, и катары переняли изуверство гностиков, которая также же жестоко давилось католической «блудницей». (Как выразился по сходному поводу Хайдеггер, что-то пошло «не так»). Влияние «сирот», наследующих гностическую ересь, на все стороны развития кинопроизводства и, вообще, подталкивание человеческой истории к апокалипсису, дабы уничтожить до основание то, что они полагают Злом, конечно же, выдумка, но размышление на сходные темы может оказаться небесполезным. История кино не начинается с изобретения Люмьеров, а политология со статистики парламентских выборов. Все куда глубже и интереснее. Правда, последняя 1/10 часть длиннющего повествования остроумно показывает, куда может привести излишнее любопытство к тайнам истории и современности. Ну, что ж, «всё, что ты знаешь – ложь».
Некоторые главы, особенно рассказывающие о взаимоотношениях главного героя с его учительницей в любви и кинематографе Клер, написаны с изумительным мастерством. Вообще, Теодор Рошак – это очень достойный, умный и знающий автор, прекрасно пишущий, к тому же. Я почти целый месяц смаковал его «Киноманию» и теперь мне будет грустно, ибо найти что-нибудь подобное для ума, для души (по себе!) будет очень нелегко.
Рошак скончался в 2011-м году. Два его романа есть на русском, два не переведены. Жаль! Один, посвященный антиклерикальной тематике, был бы сейчас у нас весьма кстати. Впрочем, от умных книг публику успешно отучают. Они есть, но тонут в океанах тошнотворных помоев, пошлой быдлятины. Поэтому, поиск крупиц прекрасного, например, в кино, может стать настоящей манией.
Несмотря на неожиданный и трагический финал и явно опасные тенденции роман Рошака дает надежду. Как говорит его центральный персонаж (вокруг него в книге все вертится), гениальный режиссер Касл: «Я бы предпочел, чтобы мы оставались бесконечно долго в нашем нормальном человеческом состоянии полупроклятых»…
По «Киномании» недавно снято кино.
Повесть о Платоне
Питер Акройд
Местами остроумно, но текст слишком сухой, "мозговой". Чувства не затрагивает. Романа нет, а только стилизация (под сократические диалоги и пр.)
Девушка, которая взрывала воздушные замки и пр.
Стиг Ларссон
Восторгам поклонников нет конца. Ужас как хорошо. Но ведь…
Наших же бьют!
А так им и надо: извергам, расистам, антидемократам и вообще варварам. Американские боевики, где их супермены одной левой уничтожают наших биороботов, пользуются у росиянской публики большой популярностью. Чего их (то есть нас) жалеть – орков. То, что из нашей страны регулярно вербуются «плохие парни» для всяческих боевиков отторжения в «этой стране» уже почти не вызывает. Привыкли. От демократических американцев стараются не отставать толерантные европейцы. Какое место отведено России на политической карте популярных авторов. Конечно, империи зла, где живут орки. А «орки» это все глотают и глотают.
Конечно, не стоит видеть масштабную идеологическую диверсию в каждой поделке масскульта и закатывать пропагандистскую истерику. Сегодня в роли плохих парней русские, завтра сербы, потом китайцы с аль-каидой или марсиане. Коммерция двигатель торговли и спрос рождает предложение. Но он и формируется активно.
Нереальные комбинации в моде. Постмодернизм, что поделаешь. Время больших нарративов ушло, сейчас эпоха мелких пакостей. Опять же массовая культура диктует свои требования.
Но ведь футбол – это тоже массовая культура. А как бы смотрелся плюралист, пробравшийся на трибуну болельщиков национальной сборной и кричавший там против нее. а него бы смотрели косо, а, скорее всего, он бы получил в табло, особенно если на табло (стадиона) появился бы результат, неприятный для этих болельщиков. Почему же в романах и кино дорогие россияне сопереживают их героям, которые крушат наших. То есть дерущиеся футбольные болельщики ведут себя как садисты, а потребители чтива и боевичков от евростудий и голливуда – как мазохисты.
Экономическое и политическое господство влечет за собой культурное доминирование. И сознание многих людей в РФ уже перекодировано. Но и европейцам это просто так не пройдет. Сейчас еще ничего, начали понемногу одумываться, а десять лет назад царил какой-то политкорректный маразм (содержание героев и позиции героев хотя бы у этого Стига – тому подтверждение). Но ведь широко практикуемая западными собраться по разуму русофобия – это тоже расизм.
Хорошо по поводу таких заскоков и в связи с данной поделкой выразился один публицист: «В общем, подонок на подонке, за исключением проституток с территории бывшего СССР, которых мафия поставляют в Швецию. Эти – беспомощные жертвы. И только нелюбимая дочка Салашенко – отважная хакерша Лисбет находит в себе силы преодолеть дурную кровь папаши, облить его бензином, поджечь, а через много лет, узнав, что выжил, долбануть топором по черепу! Но она такая одна, и потому шведам, да и прочим политкорректным европейцам нужно не покладая рук бороться с русско-сербской угрозой и наводить политкорректность в самой Сербии, а выходцев из мусульманских и азиатских стран наоборот расселять по просторам родной Стокгольмщины.
Пока еще процесс идет не достаточно быстро. Из 9,4 миллионов шведского населения мигрантов, исповедующих ислам, пока всего 300 тысяч с небольшим, но сверх того проживает немало негров, китайцев, цыган и прочих пришельцев, придерживающихся иных верований, вплоть до культа Вуду. Когда их доля перевалит критическую черту, новая Астрид Линдгрен порадует разноцветных шведских детишек сказкой «Карлсон-ибн-Хаттаб продает героин на крыше». И душа Стига Ларссона возрадуется с того света. Ведь новые шведы куда надежнее, чем нынешние, защитят родину от русских оккупантов, их сербских союзников и примкнувших к захватчикам белых расистов!».
Нет проблем?
Пражское кладбище
Умберто Эко
Профессор очень много читал, и суть проблем топит и «микробит» во всевозможных подробностях
Как обычно, у Эко, эрудиция подавляет художественные достоинства текста.
Роман хвалит некий блоггер Богемик.
Деконструируется миф Гарибальди (в эпоху демонтажа национальных государств, национальные мифы не нужны - ?!). Раскрываютсчя события и персонажи непонятного нам уже 19 столетия.
Выворачивается изнанка «полицейского государства» и прочее. Сюжеты о Парижской коммуне, Рачковском и пр.
Но, скажите, зачем так зацикливаться на каких-то «Протоколах», когда можно прочесть Ветхий завет?
Немного «нефикшена»
Утро Магов
Луи Повель, Жак Бержье
Одна переводчица назвала эту книжку «довольно идиотской». Очень точно. Собрание анекдотов и безответственных выдумок. Неуправляемое многословие Повеля сочетается с неумеренной фантазией Бержье (Яшки Бергера – одессита). В общем, этот опус относится к тем временам, когда сообщения о Несси и снежном человеке еще могли привлекать массовое внимание. Пора бы и забыть.
Но постоянно встречаешь «утро магов, утро магов». Слава эта относится не ко всему глуповатому опусу, а к главе о «черном ордене – СС, и «магу»-фюреру. Помню «утро» впервые я увидел в виде брошюрки, заказанной в публичке – так как раз была эта глава. Брошюрку прочли многие, и – понеслось: маги, чудо-оружие, черный орден, черное солнце, Тибет, полая земля, теория льда, летающие тарелки, база в Антарктиде, секретные опыты «наследия предков», ламы, замок гиммлера и прочая, и прочая. В сотнях романов, в тысячах публикаций - эти мифы тасуются и тасуются как замусоленная колода.
На эту дешевку ведутся так называемые «правые». Традиция грубо профанируется с выражением лица, которое стремится к загадочной многозначительности, но выходит лишь обычная глупость дилетантов.
Не поискать ли более приземленных объяснений появления этого опуса именно во Франции. Если французы сдались за месяц, и немцам служило в несколько раз больше народу, чем состояло в Сопротивлении, то вспоминать про такой позор неприятно. Однако, если неприятелем были «маги», то это меняет дело…
Можно поискать и других трактовок, но скучное это занятие. Но то, что скоро натолкнешься на какой-нибудь идиотский сюжет из «Утра» - нет сомнений, увы.
С намерением оскорбить
Артуро Перес-Реверте
Испытывая слабость к миниатюрам, люблю почитать какие-нибудь «Камешки на ладони». Главное, чтобы было талантливо и интересно написано. «Намерения» довольно талантливы. Испанец может быть и лаконичным. Чувствуешь даже что-то родственное. Испания хоть и считается модельным примером выхода из авторитарного режима, имеет с РФ схожие болячки. Власть финансовых спекулянтов и глупых коррупционеров, безответственность политиков, расслоение, глумление над национальной историей и культурой, разрушение образования, тупая кампанейщина, пир паразитов – нынешних хозяев жизни, телезомбирование, американизация, глобализация, мля… Героический пессимизм автора вполне понятен и во многом разделяем. Последняя пешка должна сражаться, оборонять свою крепость, хотя король пал, а королева предала.
Конечно, не во всем можно согласиться. В югославском конфликте П-Р вряд ли объективен. Хорваты и албанцы зверствовали не меньше сербов (по крайней мере), а про то, почему чечены оказались окруженными в Грозном в 2000 году испанец вряд ли что-то понимает.
Много ненужной резкости, иногда занудливости. Вс еже сожнание средиземноморских народов сильно отличается от нашего.
Но по форме подачи тоже есть чему поучиться.
Г Ф Лавкрафт: Против человечества - против прогресса
Мишель Уэльбек
М.Уэльбек пишет в своем эссе о Г.Лавкрафте: «Когда любят жизнь, то не читают. Впрочем, не особенно ходят и в кино. Что там ни говори, доступ к миру художественного остается за теми, кого немножко тошнит. А Лавкрафта — его гораздо больше чем немножко тошнило».
В этом есть доли истины, но для того, чтобы придумать «шепчущих во тьме» и т.п. нужно иметь особые сны и необычную «химию тела». Уэльбек написал хорошо. Но любви к «черным ужасам» это не прибавило. Отрицание свободы приводит к отрицанию жизни и желанию их уничтожить тем или иным способом.
Свидетельство о публикации №213020801445