Бесплатное кино

В третьем классе я больше всего в жизни любил кино.
Смотрел все подряд: «Чапаев», «Александр Невский», «Кащей Бессмертный». И в каждом из них у меня был самый любимый момент, которого я ждал, как новогоднего подарка на школьной елке. Не буду скрывать, но я подпрыгивал от радости, когда Анка, подпустив беляков поближе, косила их из пулемета, а дружина Александра Невского лихо гнала рогатых крестоносцев по проваливающемуся под ними льду. И с замиранием сердца смотрел, как у Кащея Бессметного вместо одной отрубленной головы вырастает новая.
Кино обещало стать еще ближе и доступнее, когда наш сосед Алька Балмасов, освободившийся из тюрьмы, устроился работать киномехаником в клуб имени Ленина.
- Теперь, мальки, будете ходить в кино бесплатно, - нацепив вечером маску черта и выпуская в отверстие для рта сигаретный дым колечками, веселился Алька. - Добро пожаловать  в любое время. Но только не все сразу!
В ту же ночь мне приснился наш клуб имени Ленина. почему-то похожий на восточный дворец. Но на входе, как новогодние огоньки мелькали знакомые всем крашенные лампочки, в центре красовался выцветший от времени портрет Ленина и возле кассы стояла очередь. Народу в зале было битком, как только бывает во время выступления артистов из филармонии. А еще во сне я увидел ржавую железную лестницу, ведущую в кинобудку... И проснулся. Но это был явный сигнал к действию свыше.
Думать было некогда — и я сразу решил действовать. Вместо привычного школьного маршрута я направился совсем в противоположную сторону. По засыпанной оранжевыми листьями кленовой аллее, мимо магазина «Продукты», куда мы с мальчишками бегали покупать пятикопеечные кубики какао, к колхозному рынку, рядом с которым и стоял заветный клуб.
Первый сеанс начинался в 11-00 и чтобы хоть как-то убить время, я завернул на рынок. Нет ничего хуже чем ждать и догонять. А здесь было хоть какое-то развлечение. Я по-хозяйски ходил меж прилавков с привозными яблоками и грушами, глазел на яркие цветные коврики с лебедями и русалками, приценивался к сахарным петушкам на палочке. Цена на них у всех торговок была одинаковая — пятачок. Но она меня не очень-то и интересовала. Я весь жил ожиданием того самого момента, когда Алька откроет дверь кинобудки и пустит меня внутрь. Мне было даже не важно, что за фильм там идет, главное, что я увижу его, не как раньше, из кинозала, а из окошка киномеханика!
В половине одиннадцатого, купив в киоске на завалявшиеся в кармане копейки стакан газированной воды с двойным сиропом, я гордо потопал к клубу. И надо же так случится, что в это самое время, ни раньше и не позже, на рынок заглянули мои мама и бабушка.
- Это еще что за фокусы? - схватив меня за руку, в один голос спросили они.
Я честно признался, что решил сходить в кино. 
- Как в кино?! В какое кино? - недоумевали мама с бабушкой. И в воспитательных целях не придумали ничего лучшего, как тотчас же отвести меня в детскую комнату милиции.
По дороге, пугая меня милицией, ремнем и даже голодом, они всеми доступными средствами выпытывали, почему я променял школу на кино? Кто меня этому научил? И даже намекали на нашего недавно вернувшегося из тюрьмы соседа. Но я Альку не выдал. Сказал, что просто увидел рекламу — и пошел. Мама с бабушкой вроде бы успокоились, но двухэтажный дом с красной вывеской «Детская комната милиции» уже стоял напротив — и они решили довести свою задумку до конца. А заодно преподать мне наглядный урок с помощью правоохранительных органов, и жить дальше с чистой совестью. Мне уже и самому было интересно, чем все закончится. Главное — поскорее бы.
Но в детской комнате милиции нас совсем не ждали. Невысокая коренастая женщина, затянутая в обтягивающую белую сорочку, плюя на палец, листала какую-то папку и не повернула в нашу сторону головы.
- Можно? - так и не дождавшись приглашения, робко спросила мама.
- Проходите! - хозяйка кабинета наконец-то посмотрела на нас, словно на инопланетян. У нее было крупное рябоватое лицо, рыжие крашеные волосы, а своими резкими движениями она больше походила на мужчину. - Что у вас?
- Здравствуйте! - не зная, как начать разговор, мучилась мама. - Нам бы кого-нибудь из сотрудников детской комнаты!
- Здравствуйте! Старший лейтенант милиции Ледищева Лидия Сергеевна, - представилась женщина, надев висевший на спинке стула синий китель. - Слушаю вас!
И тут мама с бабушкой, чуть ли не наперегонки, стали рассказывать как они поймали меня по дороге в кино, тогда как я в это время должен был находиться в школе.
- И это в десять лет, а что же дальше будет, понимаете?! - для убедительности всхлипнула мама.
- Понимаем! - сурово ответила Ледищева. - На то здесь и поставлены.
Но по ее блуждающему поверх лежащих на столе папок взгляду было понятно, что она ожидала гораздо большего и теперь не знает, что предпринять. И все же профессиональный опыт взял верх — она взялась за меня, как берутся за подозреваемого в убийстве. Или на худой конец — в краже.
- Ну, что, прогульщик? - Лидия Сергеевна строго посмотрела мне в глаза. - Отвечай, кто тебя надоумил загнуть уроки?
- Никто, - промямлил я. - Увидел афишу и пошел.
- Увидел афишу и пошел, - повторила Ледищева. - Как хоть фильм-то называется?
- «Зайчик», - назвал я первый, что пришел в голову. На самом деле я не имел никакого представления, что за фильм идет в клубе.
- Достойная комедия, - заметила старший лейтенант, но, видимо решив проверить меня, взяла подшивку местной газеты. - Так, что у нас сегодня в клубе Ленина? 11-00 - художественный фильм «Стряпуха»!!! А ты говоришь «Зайчик»!
- Наверное, спутал, - испугался я.
- Не спутал, а хотел обмануть сотрудника милиции при исполнении, - устало вздохнула Ледищева. - А это уже серьезно! Так что давай не будем тянуть время, отвечай, кто позвал тебя в клуб?!! Уж не работающий ли там киномехаником гражданин Балмасов?
- Алька Балмасов в нашем доме живет, - подала голос бабушка.
Но ничего нового от меня начальница так и не услышала.
- Ладно, для первого привода в детскую комнату милиции этого вполне достаточно. Быстренько проси прощения у мамы с бабушкой — и я надеюсь, что мы больше не встретимся.
«Но за что просить прощения, если я ничего плохого не сделал?» - не понимал я, уткнувшись глазами в пол. Воспитательного процесса не получалось.
- Я не слышу! - настаивала Ледищева. - Проси прощения — и иди домой!
Я молчал. 
- Что, так сложно попросить у мамы с бабушкой прощения?
-  Делай, что тебе говорят! - не удержалась мама. 
Я еще крепче сцепил зубы.
- Может быть, ты не любишь маму с бабушкой? - приглядывалась ко мне Ледищева. - Тогда пусть они идут домой, а ты останешься здесь до тех пор, пока не научишься себя правильно вести. До свидания!
Мама с бабушкой поднялись со стульев и направились к выходу.
- До свидания!
Дверь за ними закрылась. Я слышал, как они спускаются вниз по ступенькам — и слезы подступали к горлу. А Ледищева, не обращая на меня внимания, все листала и листала свои папки. А потом вдруг стала куда-то собираться.
- Я ухожу по делам, так что тебе, уважаемый немой, придется посидеть до утра в подвале! - она сказала это так убедительно, что я не выдержал и зарыдал. Меня трясло, и размазывая по лицу слезы, я плакал навзрыд.
Ледищева налила мне из графина стакан воды. - Выпей! А я пойду посмотрю, может, мама с бабушкой не ушли далеко?
И точно. Они сразу же появились, словно стояли за дверью. Я попросил у них прощения и мы отправились домой.
Бесплатного кино я так и не увидел. Недели через две Альку Балмасова забрали за пьяную драку. А Лидию Сергеевну Ледищеву я с тех пор частенько  встречал в нашем «Гастрономе». В форме и в гражданском, не обращая ни на кого внимания, она неизменно покупала селедку, полбуханки черного и чекушку водки.
Повзрослев, я узнал, что старший лейтенант милиции была большая любительница выпить и погулять. С мужем она развелась, детей не было, а коллеги по работе называли ее не иначе как лейтенант Бледищева.
Такое вот бесплатное кино.


Рецензии
Олег, с каждым новым твоим рассказом поражаюсь многогранности твоего дара! С восхищением, Илья.

Илья Криштул   03.08.2013 14:45     Заявить о нарушении
Спасибо за оценку, буду стараться и дальше.

Олег Гонозов   05.08.2013 10:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.