Волжский царь. Глава 1

БОРИС РЯБУХИН










ВОЛЖСКИЙ ЦАРЬ





Роман хроника-дайджест





















МОСКВА

2013










УДК
ББК
Р




Издание  осуществлено при поддержке


Оформление художника

Р    ВОЛЖСКИЙ ЦАРЬ. Роман хроника-дайджест.
 Редактор.– Издательство, 2013. – 600 с.

В книге Бориса Рябухина «Волжский Царь» рассказывается о путешествии по векам истории Булгарии, связанной с древними народами – скифами, гуннами, готами, аварами, монголами, славянами, руссами. На основании  сообщений знаменитых восточных и западных географов, исследователей, историков и писателей рассматриваются не только связь веков, связь царей и связь поколений, но и связь  племен в собирании и становлении различных наций и государств. И по-прежнему  первые слова, сказанные матерью на родном языке, пробуждают в ребенке зачатки национального самосознания.
Глубокие   корни распавшейся страны Булгарии остались в исторической памяти народов современной Росcии и Болгарии. Правопреемницей древней ее столицы –  Булгара считается Казань.
В книге широко представлены мифы и легенды, национальные обычаи и ритуалы древних религий. Потому что история — это правда, которая порой становится ложью, а миф — это художественные  метафоры, доносящие до нас историческую правду в символической форме.
Правда же раскрывается при  рассмотрении различных и разновременных  мнений, в том числе и правда о легендарном  Волжском царе.
По словам А.С.Пушкина, уважительное отношение к минувшему есть черта, отличающая образованность от дикости. Поэтому книга предназначена для широкого круга читателей.

© Рябухин Б.К. 2013
© Оформление  и иллюстрации.    2013
© «Издательство.    2013   

ISBN 












Глава 1


«Мир стоит до рати, а рать до мира».
Пословица.




НАЧАЛО БУЛГАРИИ


Каждый народ ведет свою историю от времен сотворения мира. И все – по–своему.

В мифологии булгарского народа говорится о том, что в сказочном 5508 г. до н. э. произошло сотворение мира и человека Богом–Творцом.
Из Булгарского эпоса II в. до н.э. Кубан Бояна  «Чулман толгау»,  можно узнать, что было в начале мира. Ведь каждый народ и каждая религия знает о своем начале. Знают и булгары.

Вот первые слова этих знаний.
Вначале весь мир был погружен во тьму, в которой жили алпы-дивы, не нуждавшиеся в свете. Прыгали они с ветки на ветку необозримого Бой-Терека, составлявшего основу Вселенной, созданной Великим Творцом – Тангрой. Хрустально–чистые воды сладостного источника Тиджа, бьющего возле корней Бой-Терека, делают его сильным и вечноцветущим… Вначале не было у алпов старшего, поэтому они часто ссорились, и эти свары беспокоили Всевышнего. Тогда Тангра создал алпам старшего – могучего алпа Тамью или Тамту. Он был настолько велик, что часто не замечал других алпов. Когда он спешил куда–то, чтобы утихомирить ссорившихся алпов, то по пути давил десятки невинных дивов. Алпы пожаловались на это Тангре – поэтому Всевышней разделил Тамью на три небольших части и одну – огромную. Из небольших частей Всевышний создал трех могучих алпов – дивов Мара, Тура и Булута. Новым тарханом всех алпов Тангра сделал Мара, которого называли также Наром, Джайтасиром, Утом, Атащем. Больше всего на свете любил Мар принимать образы ослепительного Аджара и прекрасного златогривого коня Кеме. Был Мар самым красивым из всех алпов – дивов, почему получил прозвище Абалан – но не это было главное в нем. Умел Мар – Нар примирять алпов – поэтому и сделал его Всевышний тарханом всех алпов. Велел Тангра дивам слушаться Мара – Нара – поэтому послушных ему алпов иногда называли «нарджилар». Женой Мара Джарым-Ата была алп-бика Турун-Умай, которую звали также Умай-биче, и Турун-Аби, и Айрам-Бадж. Считалась Турун-Аби матерью многих алпов, могла она менять кожу, почему всегда оставалась молодой. А вот брат Мара Булут, то есть Большой Бык, однажды возгордился и тоже объявил себя тарханом. Чтобы утихомирить Булута, Мар послал против него своих могучих сыновей – Уруса, Леу-Субана и Чулмана. Говорят, что Урус и Субан родились одним существом, имевшим облик двухголового Бараджа, или Бабая, Бурата, Бэрэна.  Бурат был сильнее других и алпы прозвали его Таром – но это имя было любимо также и самим Тангрой. Поэтому Всевышний разделил его на двух алпов: на алпа Джангыр –Урус-Бабая и Леу-Субана Субаша. Тар бы угомонил Булата, а вот братья не смогли… Тогда Мар Джарым-Ат пожаловался на него Тангре. Всевышний не потерпел дерзости: разбил Булута на куски – один большой, один средний и четыре маленьких… Средний кусок Тангра превратил в могучего алпа Кургана – не было никого свирепее его… Тангра превратил маленькие куски в обычных алпов Дахуса, Джиля, Тан-Угеза и Шурале. Дахус, любивший образ Бэр-Булута, стал конюхом и охранником владений Мара. А Джиль Эрирей стал духом ветра и дул во все стороны. Джиль был ветреным, а Дахус – основательным, за что уважал его Мар и рассказал ему о правилах, угодных Бай-Аба Тангре. Потом Дахус сообщил кое-что из этого Алпу Иджик-Алабуге, которого любил за деловитость. А вот Таш-Угеза Выльяха Мала Тангра сделал охранителем стад и хранителем Небесного Огня, которым распоряжался Мар. Таш-Угез Мал полюбил Алп-бику Бозби, которая родилась в образе лани и была служанкой во дворце Мара. Поэтому Таш-Угез Мал, известный и под именем Угер, частенько наведывался в домик Бозби, находившийся рядом с дворцом Мара. Не знал Угер вначале о том, что там кто–то скрывается – а скрывался там еще один сын Мара и Умай-биче. Родилась Турун-Аби в образе двуглавой орлицы и была с юности горда в отношениях с мужчинами. Неудивительно, что ее отец прозвал Артимас и с превеликим трудом заставил ее выйти замуж за Мара. Тогда Умай-биче Артимас пустила в ход искусство магии, которому научилась у своего отца. Когда Мар изъявлял желание побыть с нею наедине, она придавала свой облик Бозби – и та рожала детей Мара. Но выкармливала детей Турун-Аби сама. Когда родился первый ребенок, она сказала мужу: «Нет почему–то у меня молока: попроси Тангру о том, чтобы оно появилось!» Майрам попросил Всевышнего  – и Всевышний дал ей молоко, но не пожелал раскрыть ее тайны Мару… Поэтому Турун-Аби не была холодна к детям Мара, и радовалась тому, что они считали ее своей родной матерью. Но вот силы служанки стали иссякать, и дети Мара стали рождаться все более слабыми. Когда Бозби родила от Мара сына Хурсу Мамиля – то оказалось, что ноги не держат мощное тело алпа. Тогда Умай–биче, испугавшись, что за это Всевышний может лишить Мара тарханства, предложила мужу съесть Хурсу. Мар долго медлил и мучился, и это заметила Бозби. Она выведала у Мара причину кручины и решила спасти сына. Бозби пообещала Мару, что съест Хурсу за него, а сама спрятала сына в подполе своего дома. Там Хурса в полном одиночестве пролежал 3 тысячи лет, да еще 300 лет и еще 33 года. И лежал бы дольше, если бы к Бозби однажды не зашел, в ее отсутствие, алп Таш-Угез Мал. Был Таш-Угез голодным и стал искать в доме какую-нибудь пищу – и обнаружил в подполе Хурсу. Хурса испугался – но зря: был Мал тоже одинок, ибо другие алпы не любили его, – поэтому он проникся сочувствием к Хурсе. Узнав его историю, Угер пообещал хранить его тайну – и, чтобы развеселить его, стал показывать ему фокусы с огнем. Полюбил Хурса огонь и заметил, что плавит огонь железо. И тогда попросил он Таш-Угеза, чтобы он подвесил его на веревке (раз уж он не мог стоять), положил перед ним большой камень, заготовил некоторое количество железа, дал ему в руки топор и выделил некоторое количество огня. Потом, с помощью Мала, Хурса сделал следующее: выдолбил в камне углубления по размеру своих ног, расплавил в этих углублениях нужное количество железа и отлил таким образом себе железные ноги. Свои старые бесполезные ноги Хурса сам себе отрезал и взамен их приладил к торсу новые железные ноги. Стал Хурса ходить по ветвям Бой-Терека и изготавливать различные вещи. Особенным спросом у алпов пользовалось его оружие. Стал Хурса алпом кузнечного дела и мастером на все руки, почему и получил такие имена, как Кубэ, Казан, Сылджак, Кайнарджи. К родителям он не испытывал привязанности, поэтому его кузни были вдалеке от их дворца.
Когда появились Земля и люди, стал Хурса чаще всего работать в одной стране, которую даже прозвали его именем – Мамиль. Страну называли и Кибет – ведь там было много его кузен. Черный дым от них прокоптил все вокруг. Стали и тамошние люди – турбийцы черными, как сажа – ведь они помогали Хурсе: вывозили шлак из его кузен. За это Хурса Кайнарджи давал им часть своих изделий, а турбийцы приобретали в обмен на них все необходимое для себя. Из этого шлака насыпали турбийцы огромные горы, которые называют Егуба… Считают люди Хурсу и мастером магии, почему называют его также Караджим, Каран и Кураз… Таш-Угеза Хурса полюбил, как родного отца, а Мал считал Хурсу своим приемным сыном. Такова была судьба маленьких осколков тел Тамьи и Булута. Иной была судьба большого куска тела Тамьи. На одной из ветвей необозримого Бой-Терека создал Творец Землю, а на ней – море. Земля была подобна прекрасной чаше, края которой возвышались скользкими ледяными горами. Разбивают волны любого, кто приближается к ним, поэтому никто из людей никогда не увидит края Земли. Все это Тангра создал божественным лучом. Увидел этот свет алп Чулман – и понравился он ему. Был Чулман любимцем Творца: Всевышней любил его за то, что он был добрее других и звал его Багамушад. Попросил алп Тангру, чтобы он осветил что–либо. Всевышний выполнил его просьбу – осветил воду моря лучом. Вошел в воду Чулман и стал там постоянно жить. Но как-то стало ему скучно – захотелось иметь товарищей. Алпы не подходили для товарищества: не выносили они друг друга, каждый был занят больше собой и чаще всего видел в других врагов. Стал Тангра создавать для Чулмана разные существа, Много создал рыб и подводных растений. Попытался Чулман научить рыб петь и танцевать: играл для них на тамыре – но рыбы не играли с ним. Стали они, в конце концов, раздражать Чулмана – и тогда решил он избавиться от их соседства. Вышел из моря и попросил Тангру осветить вместо моря то, что над морем. Всевышний повелел Мару быть солнцем, а его жене Турун-Аби – освещать Луну… Следить за правильностью восходов и заходов Всевышний поручил Кургану – самому свирепому алпу. Если Мар почему-то начинал запаздывать, то Курган настигал его и с жадностью проглатывал. Потом Тангра вызволял Мара из брюха Кургана – но было это для тархана страшно и унизительно. Ведь однажды, попав в брюхо, можно было и не выйти из него… Поэтому Мар старался не нарушать порядка… Но когда впервые осветилось то, что над морем, то Чулман увидел, как это пустынно. Попросил он Тангру сделать красочным то, что над морем – и Всевышний выполнил его просьбу. Вначале создал Тангра видимое небо – небесный купол, а над ним создал еще восемь невидимых небес. Нескольким хорошим алпам Творец велел быть звездами, а для Урус-Бабая создал разнообразные облака. Решил Создатель, что не должен быть всегда один свет, что пусть над морем будут и день и ночь. Вначале были день и ночь очень длинными – но алпов это устраивало… Чулман с несколькими другими алпами поселился на ветви рядом с морем, Но очень скоро и здесь стало ему скучно. Попросил Чулман Всевышнего, чтобы он создал для него каких-нибудь товарищей, чтобы ему было веселей. Создал Тангра для Чулмана птиц – но не сидели они подолгу рядом с ним: все время улетали по своим делам, да и боялись они алпов. Многие алпы забавлялись охотой на птиц, а Урус-Бабай даже создал из пойманных уток Воздушный остров – Сувар. Птицы, связанные друг с другом, носили по небу, в облаках, спящего на них Урус-Бабая или плавали с ним по морю. Довольный своим деянием, Урус-Бабай пригласил в гости на Сувар родных братьев – Субана и Чулмана, а также сына Булута –Джиля Эрирея. Джиль иногда помогал птицам своим дуновением, чтобы остров передвигался быстрее – на радость Урус-Бабаю. Чулману понравилось это подобие суши, и задумал он создать посреди моря уже твердую сушу. Подошел Чулман к матери  и спросил ее, как сделать сушу. Унай-биче сказала: «Пусть стрела найдет ответ!» Она закрыла глаза и выстрелила из лука: стрела полетела вдаль  и скрылась из глаз. Стрелу подобрала алп-бика, которая в образе лягушки жила в источнике Тиджа и которую поэтому звали Бакал и Тиджа. Вместе со стрелой Бакал прискакала к ним и сказала Бадж-Турун: «Я могу помочь вам! Но для того, чтобы я дала правильный ответ, мне нужно выпить опьяняющего напитка мудрости. Этот напиток хранится в гобе во дворце Мара, в седьмой комнате его покоев. Гобе  еще называется шам. Если хочешь услышать мой ответ на вопрос Чулмана – то ступай и принеси мне этот напиток!» Пошла Турун-Аби во дворец. А те семь комнат были не на ее половине и крепко охранялись… Охранники потребовали у нее подарки за то, что они пропустят ее, и отдала им Умай-биче все свои украшения и одежды… Наконец прошла она в седьмую комнату – а там пировал Мар со строителями своего дворца. Звали их Шахтар и Тахтал, и были они крылаты – достал для них Мар крылья, чтобы они работали ловчее и быстрее. Иначе бы они долго перетаскивали издалека небесные камни, из которых строили дворец, на ту ветвь, где шла стройка. Были строители пьяны, как и их хозяин. Увидели они Умай-биче без одежд – потеряли дар речи. Воспользовавшись их замешательством, Турун-Аби быстро взяла гобе и вышла с ней к Чулману и Тидже. Как отхлебнула Бакал шама – то и остальные не удержались: тоже попробовали шама – и все сильно опьянели. Тиджа даже взяла и затянула песнь «Гобе», а потом, как спела, сказала Чулману и Турун-Аби: «Ты, Чулман, мути воду, ты, Умай-биче, таскай наверх, а я буду работать внизу!» Попробовал Чулман, став бараджем, мутить воду длинным хвостом – но держаться над водой ему было тяжело. Однако тут, к счастью, появились Шахтар и Тахтал. Это Мар, придя в себя, послал их за Турун-Аби. Но зачем послал – сказать им не успел: уронил голову на руки и заснул крепким сном… Строители поплыли в лодке, ибо, пока они были пьяны, крылья их не носили. Но когда они приплыли, то протрезвели. Велела им Тиджа держать над водой Чулмана – теперь Чулману работать стало удобнее. Стал он своим длинным хвостом закручивать и мутить воду, а Бакал принялась сбивать муть в комочки… Чтобы хвост Чулмана мутил получше, Тиджа привязала к нему большой башкак… А Турун-Аби тогда обернулась уткой и, ныряя в море, стала складывать комочки в кучу. Наконец, вершина этой кучи поднялась над морем – так образовалась суша, и Чулман тут же уселся на нее. Когда суша стала достаточно большой, то все алпы бросили работу, нашли на суше удобное место и снова выпили шама. Тут стало им так весело, что они все вместе стали танцевать, и этот танец назвали «Гобе». В память об этом люди до сих пор танцуют «гобе» и готовят губадию – вкусное подобие суши. А цари пользуются печатями, которые называются «башкак» и имеют изображение того же башкака.
 А потом на Земле появились народы и их государства…
 Весь миф не перескажешь.

И вот я выбрал «прекрасного златогривого коня Кеме», вскочил на него и помчался от этого края времен  по пыльной дороге многовековой истории Булгарии. И в основном помчались мы  с божественным Кеме по истории из легенд и мифов – той, что остается  не засыпанной пылью веков.
История — это правда, которая становится ложью. Миф — это ложь, которая становится правдой.

Постараемся  извлечь из легенд и мифов все, что представляется более или менее реалистическим, а остальную часть древнего повествования рассматривать как набор метафор, доносящих до нас историческую правду в символической форме.

Мне нужно ответить для себя на вопрос:
кто такое Волжский царь?..
«В путь, мой златогривый Кеме!.. – сказал я про себя легендарному коню. – Летим по основам булгарской земли!..»

Конь Кеме  услышал мои мысли – и мы взмыли в многоголосье вековечных облаков…

Облака рассказывали миру  о Всемирном  Потопе в 3296 г. до н.э. и спасении Ноя Праведного. О расселении в 3296 – 2122 гг. до н. э.  людей по Земле. Об образовании первых империй: Манеса – в Египте; Нимрода – в Вавилоне; Ассура – в Ассирии. О том, как Кушиты, потомки Хуса, сына Хама, строили первые города: Мемфис в Египте и  Ниневию в Месопотамии. О том, что негроидным племенем сасу построены  «Ворота к богам» – город Вавилон. О  строительстве грандиозных сооружений на берегах рек Нила, Евфрата, Тигра, в том числе о возведении Вавилонской башни. О становлении древнего царства в Египте. О рождении в 2122 г. до н. э.  праотца Авраама в г. Уре в Месопотамии. О великом Вавилонском столпотворении в 2120 г. до н. э.  и дальнейшем расселении людей по Земле. Об образовании в 2100 г. до н. э.  царства амазонок в Приазовье. О том, как появились  прарусы–ойразы в долине р. Хоаспа, притока Тигра…
Эти вехи времен мы проскочили с Кеме со скоростью мысли. Но всего в вековечном мире не объять.

А что говорят мифы о появлении на земле булгарского народа?
Некоторые анналы указывают, что  булгары появились еще до Всемирного потопа 3296 г. до н.э. Однако сами же булгары разделили один потоп на два Всемирных потопа.
По древнебулгарской легенде,  некоторые из самарцев загрязнили нечистотами воду, забыв, что она священна, ибо отражала их божество Тару (Тара это первая женщина на древней земле, соответствует Гее и Еве). Разгневанная богиня за этот грех затопила всю землю Самар, но вначале предупредила людей страшным возгласом. От этого возгласа сотряслась земля, и осыпалась листва со всех деревьев. Часть самарцев, испугавшись, ушла на запад и достигла Мисра. И в память о знамении звалась «агачирами», то есть людьми деревьев.
А один  род самарцев, не оскорбивших воду, получил от божества корабль для спасения. Когда вода схлынула, по воле Тангры, корабль остался на вершине горы Самар, а спасшийся род, названный «Hay» («Новым»), постепенно стал многочисленным и начал поклоняться и горе, и кораблю. И однажды стащил этот корабль вниз, считая, что никакая вещь не должна быть на Джукетау – священной горе.
Все это соответствует легенде о Ное, его ковчеге и горе Арарарт.
По другой булгарской легенде, вначале был первый – Уральский Потоп, произошедший около 15 000 лет назад, а потом второй Самарский – Шумерский Потоп в 3653 г. до н.э.

С Потопа начинается и русская «Повесть временных лет». В «Повести временных лет» описываются события, происходившие после Библейского потопа вплоть до середины IX в. И там уже упоминалась Булгарская земля.
Известно, что «Повесть временных лет», составленная в 1112 г. черноризцем Нестором, сохранилась в двух списках: Сильвестровском от 1116 г. (Лаврентьевском) и  Киево-Печерском от 1118 г. (Ипатьевском). В летописи сообщается: «По потопе трое сынове Ноеви разделиша землю, Симъ, Хамь, Афеть, Сим же и Хамь и Афеть, разделившие землю, жребьи метавше, не преступати никому же в жребий братень, и живяхо, кождо въ своей части. Бысть языкъ одинъ. И умножившемься человекомъ, на земли, и помыслиша создати столпъ до небесе, в дни Нектана и Фалека. И собравшася на месте Сенарь поли здати столпъ до небесе и грядъ около его Вавилонъ; и созда столпь то за 40 летъ, и не свершен бысть. И сниде господь богъ видети градъ и стопъ, и рече господъ: "Се родъ един и язык единъ". И съмеси богъ языки, и раздели на 70 и 2 языка, и расъсея по всей земли. По размешеньи же языкъ богъ ветромъ великим разреши стопъ, и есть останокь его промежо Асюра и Вавилона... По размещеньи же столпа и по разделеньи языкъ прияша сынова Симови восточныя, а Хамови сынове полуденьныя страны. Афетови же прияша западъ и полуношныя страны. От сихъ 70 и 2 языку бысть языкъ словенскъ, от племени Афетова, нарпи, еже суть словене по Дунаеви, где есть ныне Угорьска земля и Булгарьска. И от тех словен разидошася по земле и прозвешася имены своими».
 «Повесть временных лет» свидетельствует, что распространение славян начинается с Балкан, с земли Булгарской.

Конь Кеме сказал мне:

– Учти, давно идет спор о неточностях в «Повести временных лет».

Да, легенды, как и монеты, стираются от длительного бытования –  перед потомками предстает еле различимый, но все же заметный контур, эталоном для которого служит миф. Татарские предания и рассказы сохранили, например,  до семи имен царей Булгарии, начиная с первого – Туки или Туфы, умершего в 630 г. В обширном своде булгарских летописей Имана Бахши «Джагфар тарихы», написанном в 1680 г. по приказу вождя булгарского освободительного движения – сеида Джагфара, содержатся древние  летописи:  «Гази-Барадж тарихы» (1229—1246 гг.) Гази-Бараджа; «Праведный путь, или Благочестивые деяния булгарских шейхов» (1483 г.) Мохаммед-Амина; «Казан тарихы» (1229—1246 гг.) Мохаммёдьяра Ву-Юргана; «Шейх-Гали китабы» (1605 г.) Иш-Мохаммеда и многие другие.

Мой Тулпар, мой конь Кеме сказал мне:

– Учти, и знаменитый  Свод древнебулгарских летописей «История Джагфара» полон неточностей.
– Остается больше верить мифам и сказкам, – смирился я, доверяя божественному коню Кеме.

В летописи Джагфара описан древнейший булгарский миф о Мардукане-Карге («Сак и Сок») и о чудесном спасении алпом Волком булгарского принца.
В мифе о Мардукане-Карге (который был сыном духа Солнца – Мая или Мара-Нара и назывался также Симбиром) рассказывается о попытке злых духов – джиннов, возглавляемых Албастыем, погубить род человеческий. Для того чтобы уничтожить сильно досаждавших людей, злые духи построили высокую стену, которая закрыла солнце. На земле наступили мрак и холод. Ее стал покрывать лед, и людям грозила полная погибель. Алп Карга вместе со своими сыновьями Саком и Соком отправился разбивать стену. Лучи солнца стали обжигать их, и тогда Мардукан послал сыновей домой за медом, который мог бы предохранить от ожога. Но Сак и Сок испугались и скрылись в ночи. Карга ждал их некоторое время, а затем в одиночку разбил стену. Так он вернул людям солнце, а значит – свет, тепло, жизнь. Но сам он вспыхнул от жара близкого светила. Его горящие перья упали на землю и превратились в горячих вороных коней. Тем не менее, по воле Тангры, Карга каждой весной возвращается к людям в облике обыкновенного грача.
А   другом мифе главное действующее лицо – алп Волк. Когда однажды враги уничтожили один булгарский род и хотели уже убить последнего его представителя – маленького сына бия (вождя) рода, то алп Бури не допустил этого. Он дал силы смертельно раненой матери мальчика, и она сумела посадить сына в большой котел и столкнуть котел в реку. Река принесла котел с ребенком к большому и непроходимому болоту. Тогда лап Маг-Волк заставил духа урожая Самара обратиться в оленя, пробраться через болото к реке и отнести мальчика в логово волчицы. Волчица выкормила мальчика, которого стали называть Чингиз или Магулы (Сын Волка).

По летописи Джагфара, протобулгары в древнюю эпоху прятались от холодов близкого ледника в пещерах Уральских гор. Но около 40 тысяч лет назад ледник стал отступать на север. Климат становился более мягким и люди  спустились с Уральских гор и заселили волго-камские равнины.
Туран попыталась создать для предков булгар в Волго-Урале единое совершенное государство Туран и даже сама стала его правительницей (поэтому Волго-Урал называли вначале Туран или Иске Туран – «Старый Туран»). Столица Турана называлась Эрги – в честь покровительницы города Чакчак, почему гербом Турана являлось изображение двуглавой птицы. Эту землю люди называли еще Ура-Арья. Но затем духи отгородили Туран от солнца стеной, и наступил сильный холод. Большинство людей убежало из Турана, и это государство перестало существовать. Кроме этого, цари из рода Дуло считали себя потомками Туран. Очевидно, вследствие этого тамга Туран стала тамгой рода Дуло. Это изображение появилось на знамени идельцев не случайно – ведь волк был тотемом булгар. Поэтому другие народы называли булгар либо «синдиицами» (волчьи люди), либо «черноголовыми».

Златогривый конь Кеме сказал мне:

– Туран была прообразом Турандот. Туран – алп-бика любви, гадания, родников, подземных и подводных богатств, рудокопов, островов, горных озер; покровительница диких животных; жена Мара. Очень часто выступала в облике змеи. Другие булгарские названия алп-бики Туран – Урал (Арал), Аби Армай (Рамай), Бан, Баджни (Любовь).
–  А принцессе Турандот поставили памятник на Арбате, – откликнулся я.
– Часто будешь встречать в веках исторические параллели, – ответил мудрый конь Кеме.

Согласно легендам, около 35 тысяч лет назад семь сакланских (индоарийских) и синдииских (древне-тюркских) племен объединились в мощный союз племен, который так и стали называть: Идель – семь племен (семь – иде;   племя – эль). Название идель стало первым именем народа. На знамени идельцев было изображение волчьей головы. Поэтому это знамя называлось – булгар (волчья или черная – булг; голова – ар).

«Чулман-толгау» – старший булгарский эпос, собранный Кубаном,  содержит следующую любопытную легенду о появлении и обосновании  Булгар в древние века.

Однажды когда юная Бай-Тимат была в образе лягушки, поймали ее жестокие халаджийские ребятишки. Безжалостно убивали они змей и лягушек и считали это верхом доблести. Но не все халджийцы, а только кара–халджийцы  убивали змей и лягушек, и считались плохим народом. Это происходило во II тысячелетии до н. э., то  есть в Киммерийское время. Согласно преданию, ребятишкам булгары дали мешок с золотом, чтобы они впредь не мучили и не обижали бы лягушек. Не помогло. Тогда булгары пожаловались агаджирским царям и попросили отселить от них халджийцев. Цари Агаджира переселили одну часть ак-халджийцев во главе с вождем Руджей в Биста-Арджан (в Прибалтику), от которых пошли прабалты. Другую часть народа во главе с Борисом устроили рядом с Макиданом (Македонией). Это были предки иллирийцев. Третью часть во главе с Джалышем поселили в области «Бырбат» (Озерная страна), что расположена на юге от реки Припяти и далее до Днестра (в современных Белоруссии и Украине), где жили  предки современных белорусов и прарусов. Четвертую часть народа во главе с Балыном поселили на севере царства Идель (Волжская Булгария), на современной Суздальщине, где жили предки великорусов.

Певец Кубан Боян сказал мне:

– Эпос «Чулман толгау» сообщает, что ак-халджийцы (предки волынян и галичан), отличались миролюбием, они разводили лошадей и волов и занимались земледелием. Но если враг нападал на их землю, то они брались за оружие и сражались с врагами. А кара-халджийцы все остались на месте, так как агаджирские цари ценили их за ратолюбие. Уступали кара-халджийцы как воины только агаджирцам.
А о борьбе с лягушками в «Чулман толга;», – продолжал рассказывать мне  Кубан Боян, – написано следующее.
Не нравился ас-халджийцам  жестокий обычай кара-халджийцев, но предпочитали они терпеть это, помня слова Агаджа: «Кара-халджийцы покорны нам и дают нам хлеб и лес, которых мы не можем добыть в своей степи. Если мы будем им чинить обиды, то разобьют они кувшин нашего царства».

«И откуда взялся  древний поэт Кубан Боян?» – подумал я.

Волшебный конь Кеме сказал мне:

–  Слова материализуют говорящего. Все сказанные в веках  слова дальше земли не улетают. 

– Ты, как Пегас, а я как Беллерофонт?  – спросил я.


И мы опять вернулись на дорогу по булгарским векам.

Около 17 тысяч лет назад булгары объединили семь родственных им сакланских и финно-угорских племен Волго-Урала в одно государство Идель – «Семь (иде) Племен (эль)». И все эти племена стали называться также идельцами, или – булгарами, хотя говорили на разных языках. Слово Идель имеет второе произношение – Итиль, для булгар эти слова имеют одинаковый смысл.
Одно из отюреченных в глубинах Азии угорских племен, участвовавших в этом процессе, передало булгарскому народу тюркский язык огузского типа («булгарский тюрки») и особый язык кам-боянов (шаманов) – смесь тюркского, финно-угорского, самодийского, маньчжурского и других  дальневосточных языков.

Имэнцы–маньчжуры доминировали на Востоке. Сарматские ираноязычные племена контролировали западную часть державы Идель и обитали в предгорьях Урала, Алтая, дельты Идели-реки, кочевали в степях Предкавказья, Приазовья, частично в степях Причерноморья. Племена  угро-финнов обитали на территории Уральских гор, но и в центральной и северной  частях Сибири. Постепенно распространяя свое влияние, держава Идель дошла до границ Центральной Европы, и в этом не последнюю роль сыграл маньчжурский торговый путь.
И к идельцам стали добровольно присоединяться синдийские племена, далекие предки современных славянских народов. А также греков и исчезнувших загадочных кельтов, пришельцев с Востока, возможно, имевших какое–то отношение к континентальной державе Му или уйгурской империи.
Что же касается прототюрков, язык которых сыграл выдающуюся роль в образовании державы Идель, то они с незапамятных времен обитали, жили и кочевали в южных предгорьях Урала, горах Алтая, центре волжского (Идельского) Семиречья, а также в Центральной Азии. В эти тысячелетия, как отмечают древние персидские источники, мир делился на две части: на южный Иран и северный Туран. Иран был моноязычной общностью. А в Туране тюркскому языку предстояла «борьба» за право называться языком межнационального общения в государстве Идель. Процесс образования такой общности, как Идель, протекал медленно, и начал складываться в 33 тыс. г. до н.э. На территории современной Маньчжурии появились  племена под названием именцы, выходцы из алтайской семьи народов, далекие предки современных японцев и якутов (Саха). Двигаясь постепенно на запад, они добрались до идельского Семиречья и, будучи более просвещенными, предложили местным прототюркским племенам идею объединения разноязычных племен в единую общность. По крайней мере, во главе образованной державы Идель оказалась династия именцев.

Вобрав в себя угорские, тюркские, сарматские и славянские семьи, древние булгары  впоследствии  создали три государственных образования: Великую Булгарию, Дунайскую Булгарию и Волго-Камскую Булгарию. И  у каждой  –  своя уникальная культура и история.

Пора сказать, изначально  в среде булгар возникает и затем становится господствующей древнейшая религия мира – Торе («тенгрианство»). Религия – фактически дух народа, его лицо, уклад, характер, традиции и нравственные основы и скрепы.
У древних булгар был свод Торе – это  религиозная мифология, обрядность и основные законы.

Кул Гали – выдающийся сын далёкого прошлого Волжско-Камской Булгарии, поэт любви, печали, мудрости, жил и творил вначале  XIII в. до н. э. Кул Гали написал свою знаменитую поэму «Кысса и Йусуф». О суевериях только Кул Гали рассказывал подробнее других, особенно о худаярстве (богомильстве).

В настоящем, а не простонародном Торе говорится о строении мира, – рассказал Кул Гали. – Вся Вселенная, создана Тангре и называется «Бир Тангра». Она делится на три мира: на Верхний или Небесный мир (Устюгу урэн или Кук), Средний мир или Землю (Чиль, Урта урэн) и Нижний или подземный мир (Тама или Адакы урэн). Чертоги самого Тангры находятся в Верхнем мире. Человеческий ум ограничен Тангрой. Ясно – лишь то, что все во Вселенной состоит из различий, но все различия в сумме – равновелики, поэтому поддерживаются в равновесии. Что нарушает равновесие, то гибнет по воле Тангры.

Из дальнейшего его рассказа узнаем, что Тангра создал алпов или дивов (духов), и добрых, и злых. Доброе и злое  есть в каждом существе изначально. Кто совершает больше добра – тот добрый, кто больше зла – злой. Но взгляды могут перемениться – и добро может стать для людей злом, а зло –  добром. Поэтому молились и приносили жертвы всем алпам без разбора.
Вначале Тангрой были созданы алпы первого поколения: Берген – дух хаоса, природных катастроф, солнца и охоты (принимал вид гигантского дракона – бараджа); Туран – женский дух (алпбика) жизни и любви (принимала вид журавля, гуся, лебедя, утки, змеи).
По воле Тангры, алпы первого поколения произвели на свет алпов среднего поколения: Тама – дух гор, засухи и тьмы; Улят (Мышь) – алпбика мора и болезней (Мышь – джинн-бика женской свободы и независимости. В исламско-булгарском искусстве стала символом женского своеволия и легкомыслия); Джиль – дух ветра; Кубар – дух грозы, молнии и небесной воды; Сабан – дух света, урожая и изобилия; Кермес – дух леса (он пользовался правом сообщать Тангре обо всем, что делается на Земле и среди алпов в любое время); Арча – алпбика девственности и лесных животных; Ашна – алпбика полевых растений (возникла из капли утренней росы). Два алпа среднего поколения – Кубар и Сабан – были близнецами, и их обоих называли еще Субаш, за великие деяния получили почетное звание «ага» («ака») – «старший». Поэтому праздники в их честь (Сабантуй, Каргатуй, Нардуган) назывались также «Акатуй»...
Среди алпов третьего или младшего поколения наиболее известны алпы: Су-Анасы или Хатын (дочь Тама и Улят) – алпбика водных животных (могла принимать облик утки, гуся, лебедя); Аждаха (сын Тама и Улят) – дух разврата и прелюбодеяния, принимал вид огромного меднобокого быка – единорога.
Шурале (сын Тама и Улят) – дух засухи и смерти; Кук-Куян или Ташбаш (сын Тама и Улят) – дух дорог и торговли (мог устраивать пакости путникам и насылать на них разбойников).
Тама – это Албастый – джинн подземного мира, визир джиннов, символ зла. Другое булгарское название этого джинна – Тама Тархан (Владыка Преисподней, Ада).
Тун-Бури (сын Кубара) – дух утопленников (если он являлся – суждено было утонуть); Бури или Барын (сын Кубара) – дух грома и халиб (вестник победы и славы); Янгыр (сын Кубара) – дух дождя и халиб; Мал–Могер или Булут (сын Тама и Улят) – дух скота (мог принимать облик гигантского быка); Кыш–Тархан (сын Сабана) – дух зимы, булгарский Дед Мороз; хазясы (дети Кермеса, которым покровительствовала Арча) – духи различных мест; Боян или Баян (сын Кермеса) – дух исцеления, гадания и шаманства («джок»).  Тама-Тархан, Аждаха, Улят и Шурале считались плохими, злыми, нечистыми алпами, а Шурале позднее вообще стали называть Шайтаном (Дьяволом). Все духи имели и другие названия. И о них известны были разные истории.
Однажды Тама-Тархан решил стать господином всего и  проглотил многих алпов. Но уцелевшие обратились к Тангре. Тангра вооружил молниеносными трезубцами алпов Сабана Мардукана и Кубара.  Им удалось распороть Тама-Тархана на три части. Одна часть осталась тьмой, из другой сделалось Нижнее Видимое Небо, из третьей –Мировой Океан. Кубар и Сабан обернулись гусями и наловили в воде песчинок, из которых сложили Землю. В воздухе из искр молниеносных трезубцев, по воле Тангры, возникли души.  Из распоротого чрева Тама-Тархана вышли проглоченные им алпы. А из глиняных ног Тама Шурале сделал фигуры людей, надеясь усилить с их помощью свое могущество. Но фигуры были уродливыми и безжизненными. Тогда Шурале попросил алпбику Улят украсть полотенце из бани праотца алпов. Джам-Буран, считалось, был  прекрасен собой, и на полотенце, которым он обтирался, сохранялись его черты. Улят украла полотенце, а Шурале обтер полотенцем фигуры людей, и они стали красивыми. А чтобы оживить людей, Шурале наловил душ–птиц и вложил их в людей – и люди ожили. За это самовольство Шурале и Улят обезображены Тангрой. И души остались принадлежать Тангре – после смерти опять взлетают над Землей, а Шурале остаются лишь  гниющие тела людей.
Так как тела людей сделаны из Тама-Тархана, то их плотские желания и поступки есть низость и зло, пачкают души людей. После смерти человека его душа между Небом и Землей проходит проверку. Если грязи немного, то души очищаются и поднимаются в Небо. А если перегружены грязью зла, то падают в подземный мир (Тама), превращаясь в злых духов – йорегов.
Настоящий Торе гласит: все люди рождаются равными, а в силу дарованных Творцом способностей и возможностей становятся богаче или беднее, но должны честно заниматься каждый своим делом, не быть завистливыми и не обижать друг друга. А представители простонародного Торе – «маджары» – считали, что Тангра сотворил только Невидимый мир, а весь Видимый мир и человека сотворил с его разрешения Шурале. Только душа у человека сотворена Тангрой. Для того чтобы получить от Творца вечное блаженство в Невидимом Мире, надо полностью отказаться от всего плотского. Не должно быть подчинения одного другому, не должно быть государства, чиновников, войска, богатых и бедных. Даже жены должны быть общими. Не должно быть руководителей молитв (священников), зданий для молитв, символов Тангры, ибо каждый обязан молиться Тангре сам, где угодно.  Маджары не признавали  войн во имя правителей, но убивали богатых и вешали кам-боянов, говоря: «Служите Тангре, а не Шурале!».  Для маджар хорош был только тот, кто непрерывно жертвовал во имя других, отсюда – их название «маджары» – «жертвенные». Аристократы называли маджаров «ельбегенами», «грачами» и «айярами».

Иман Бахши  сказал мне:

– В «Джагфар Тарихы» написано: «Период пещерной жизни булгар в Уральских горах наложил отпечаток на их традиции. С того времени булгары стали почитать горы (так как верили, что на их вершинах является Бог – «Ерсу» – «Тангра» и духи), а также хоронить в пещерах. Когда булгары спустились с Уральских гор на равнины Поволжья, то стали строить имитации гор – пирамидальные ступенчатые и гладкосторонние храмы с погребальными залами – пещерами («кэпэ») внутри. В этих храмах–пирамидах жрецы булгар – «аскалы» и «арбаты» поддерживали культ Тангры и служивших Богу духов и погребали вождей – биев. Обычно возводился храмовый комплекс из большого храма – в честь Тангры и духов («Аскала») и малого – для погребения биев («май юлы» – отсюда «мавзолей»). Пирамиды строились как из камня («ег кэпэ», «тэмэ»), так и из земли («курган», «балкан»). Не имея возможности собрать тысячи людей для строительства пирамид, прочие булгары – знатные и простые люди – хоронили своих близких в земляной пещере. Эта пещера выкапывалась в боковой стене могильной ямы, после чего в нее клалось тело усопшего, а сама пещера закладывалась камнями или досками. У булгар тело покойного не должно было засыпаться землей. Позднее на могилах знати гору имитировали намогильные камни, а на могилах простых людей – деревянные столбики или деревья».


Рецензии