Волжский царь. Глава 3

Волжский царь. Глава 3

ХЕТТЫ

На пути во второе тысячелетие до нашей эры, мне с моим златогривым конем Кеме, встретились древние хетты. Они рассказали нам свои легенды.

Хетты (самоназвание – неситы)  обитали в Малой Азии, где создали Хеттское царство. Прародиной хеттов были Балканы, которые они покинули в конце III тыс. до н. э. Хетты были первым индоевропейским народом, заселившим Булгарию и Грецию ещё в IV тыс. до н. э., а затем вытесненным в Малую Азию второй волной индоевропейского нашествия на Балканы.  Хетты неоднократно упомянуты в Библии. В 1600–1400 гг. до н. э. хетты подчинили себе всю Малую Азию и Сирию. Потом вторглись  в Вавилонию под предводительством царя Мурсилисы I, разорили и покорили Вавилон. Самоназвание хеттов происходило от города Неса (Каниш), а также более древних обитателей этих земель — хатти.
В 1380–1346 гг. до н. э. хеттским царем был Суппиилулиумас, сын Тудхалии III, искусный дипломат, способный полководец, дальновидный политик.  При царе Суппиилулиумасе хетты захватили Митаннию, Палестину и Месопотамию, достигнув границ Египта. Тогда в состав хеттов входили племена канес, хатусос, бурш, ханда, хетты и хатты. Они строили города и занимались земледелием, торговлей и воевали с Египтом.

При правителе  Маре (2 тысячелетие до н.э.) часть идельских булгар-аксага из области Мишен ушла на юг. Их называли также агатарами (агачирами), мишенами и киммерами («лодочниками», «корабельщиками») – за умение изготовлять суда и плавать на них. Одна часть агатиров–киммеров поселилась в Кара–Саклане (Украина). Другая – подчинила сэбэров и бильсака Мекена (Балкан). Третья –  попыталась восстановить Самарскую (Шумерскую) державу, но была разбита мамильцами. Мекенские агатары завоевали Крэш, а потом – Атряч, Мамиль и Англы-Самар. Однако они понесли большие потери и сами были разбиты пришедшими из Галиджа тирцами.

Есть легенда, что  Улуг вали Мар направил сардара Камыр-Батыра с большой группой булгар в Анатолию (большая часть Малой Азии). В те времена северная часть Анатолии называлась Кимерия, поскольку там господствующее положение занимали кимеры. Центральная часть Анатолии называлась Хатти, где с давних пор существовало хеттское государство. Сардар Камыр-Батыр завоевал Кимерию и обосновался со своими булгарами в городе Атряче. К моменту его завоевания булгарами здесь проживали кимеры и  хетты. Поскольку булгары–воины прибыли без жен и детей, то они стали создавать здесь свои семьи, женившись на женщинах из племен кимер и хеттов.
В новых краях кимеры, хетты и булгары–шумеры смешались, и их потомки стали известны  под общесобирательным именем киммерийцы.
Однако в 1180 г. до н. э. произошел окончательный распад Хеттского государства.
После уничтожения Хеттского царства на их месте поселились фригийцы, вытеснив хеттов в Киликию, Мелид (Мелитена) и Куммух (Коммагена). Хетты испытали сильное влияние в лице местных хаттов и хурритов. Также влияние на культуру хеттов оказала вавилонская цивилизация, от которой они заимствовали клинопись.
Эти влияния отразились в мифологии хеттов. Хеттская мифология имеет несколько слоёв. Представления хеттов в основном составили мифы хаттиев (протохеттов).  Хеттские мифы были отголосками древнейших индоевропейских мифов, являющихся общими для всех индоевропейских народов. В перечне «1000 хеттских богов» в разное время существования хеттского государства присутствовали различные божества, в том числе божества стихий.
Из мужских божеств хетты поклонялись богу грома — Тишуб-Тарку. Они изображались с перунами в одной руке и с двойным топором — в другой, с бородой, в египетском переднике и головном уборе, вроде египетской белой короны.
Из женских божеств – главным божеством хеттов была первообраз малоазиатской «Великой Матери», с именем Ma, Кибела, Реи. Она изображалась в длинном одеянии, с короной на голове. Есть ее изображение в высоком остром 8–угольном головном уборе.
Храмы хеттов имели сходство с семитическими. В Эюке и Богаз-кёе (Изили-Кая) это были дворы среди природных скал, украшенные барельефами  шествия богов, процессии жрецов, мистических церемоний. Псевдо–Лукиан сообщает  о городском храме на высокой платформе, с большим двором, за которым следовали святилище и отделявшееся завесой святая святых. Медный жертвенник и идол стояли на дворе. Здесь же был пруд для священных рыб.  У входа стояли два огромных конусообразных символа плодородия. В самом храме были престол Солнца, статуи различных божеств. При храме содержались орлы, лошади, быки, львы, посвящённые божествам. Боги представлялись шествующими на этих животных. В Эюке помещались колоссальные сфинксы. На одной из сторон находился барельеф двуглавого орла. Этот символ встречается у малоазиатских хеттов, например, на нём шествуют два божества. При храмах были многочисленные коллегии жрецов, доходившие иногда до нескольких тысяч.
Культ хеттов имел крайне оргиастический характер (самооскопления, исступленность, ритуальная проституция). Одеяние жрецов было длинное, ассирийского типа. В руках у них были загнутые жезлы. Из мифов хеттов известны сказания об Аттисе, любимце Великой Матери, изувечившем себя. Миф этот — одного порядка с рассказом о Таммузе и Адонисе и имеет в виду юного бога весны.
Псевдо–Лукиан сообщил о существовании в Иераполе сказания о потопе. По содержанию оно почти тождественно с вавилонским. Имя героя — Девкалион Сисифей. Жрецы локализировали, в расщелине скалы под храмом, сток вод потопа.
Интересен хотский миф об Улликумми, о соперничестве между старшими и младшими богами. В небесном городе Кумми царствовал бог Алалу. Ану в те времена прислуживал ему, но через девять небесных лет изгнал Алалу и стал царить сам. Прислуживал ему Кумарби, отец бога грозы, солнца, луны, и Иштар. Кумарби задумал сотворить соперника бога грозы. Он послал к Морю своего гонца Имбалури, чтобы получить добрый совет. Море зовет Кумарби в гости и устраивает по этому случаю пир.
В результате у Кумарби рождается сын, видимо, от богини земли. Этому сыну дают имя Улликумми, и это имя связано с предназначением ребенка, поскольку переводится как «разрушитель Кумми». Для того чтобы ребенок вырос в безопасном месте, его отсылают к божествам Ирширрам (богам преисподней), чтобы они растили его в стране мрака, поместив на правое плечо Убеллури – бога, который, подобно Атласу или Атланту, держит на своих плечах мир.
Ребенок в день вырастал на несколько локтей, и, в конце концов, достиг самих небес. Жена бога грозы Хебат в страхе бежала из своего храма и просила о помощи мужа. На совете богов Эйя спрашивает, отчего позволили вырасти такому чудовищу? Потом отправляется к Убеллури, который и сам не знает о вызванных им неприятностях. Эйя обращается к старшим богам и просит их принести древний нож–пилу, которым некогда отделяли небо от земли. Ему говорят: «А теперь Улликумми от подножья пилою отпилим, подпилим соперника богов, которого породил Кумарби». Так угрозу, существовавшую в виде Улликумми, удалось устранить.
В этом же мифе есть рассказ о попытке уничтожения рода людского. Некогда Кумарби собрал богов на Куммию и объявил о своем решении уничтожить род людской. Против этого выступил Эйя, заявивший, что если истребить людей, то некому будет приносить богам жертвы, не станет священных пиров, забудется вкус хлеба и сладостей. Богу грозы, царю богов, придется самому браться за плуг, чтобы добыть пропитание. Иштаб и Хебат придется, взявшись за жернова, молоть муку. Сам верховный бог будет щелкать зубами, как голодный волк, в храмах настанет запустение и не будет радости ни на земле, ни на небесах.
Не менее интересен и хоттский миф о Телепину. Телепину — бог урожая и плодородия в хеттской мифологии, относившийся к пантеону богов у хаттов. Телепину был сыном бога грозы Тару и богини Солнца, мужем Хатепину, дочери бога моря. Как сын бога грозы, Телепину обладал также властью над громом, молнией и дождём, что помогало орошению полей и произрастанию хлебов. Символом бога Телепину был дуб, а его культовым центром — город Тавана. Легенда о Телепину являлась частью ритуала по умилостивлению богов в тяжёлые периоды. Когда бог Телепину внезапно исчез, в очагах погас огонь, боги и люди чувствовали себя обессилевшими, овцы и коровы перестали кормить своих детёнышей, зерно больше не созревало. Бог Солнца отправил посланцев к орлу и богу ветра с тем, чтобы они помогли в розыске Телепину. Однако их старания оказались безуспешными. В конце концов, мать богов Ханнаханна послала на поиски пчелу. Пчела нашла мирно спящего Телепину и ужалила его, чтобы разбудить. Пробудившийся бог пришёл в ярость и причинил ущерба ещё больше, чем было, пока он спал. Даже боги были перепуганы. Для укрощения разбушевавшегося Телепину была вызвана волшебница Камрусепа. При помощи заклинаний очистила она бога урожая от злобы и дурного настроения. Телепину успокоился, и земля снова стала плодородной.
Следующий хоттский миф говорит об Иллуянке – мифическом чудовище, драконе  в хеттской мифологии. Сказание об Иллуянке было изложено в надписях главного святилища хеттского бога грозы в Нерике и посвящалось празднованию Нового года. Иллуянка, драконоподобный, гигантский монстр, победил в ожесточённой схватке бога грозы Ишкура (известном также под именем Тару). Тогда мать богов Инара решила помочь Ишкуру. Она подготовила всё для пира и наполнила большие сосуды крепкими напитками. Чтобы перехитрить Иллуянку, она всё же нуждалась в помощи человека. Поэтому богиня обратилась к Гупасию. Тот согласился помочь, однако потребовал, чтобы Инара сперва с ним переспала. Богиня согласилась и взяла этого человека с собой на банкет, на который также был приглашён и дракон Иллуянка со своими детьми. Драконья семья напилась вдоволь хмельного напитка, опьянела и уже не могла нормально передвигаться или бежать. Гупасия связал драконов так, что бог грозы смог убить их. Инара взяла этого человека с собой в дальние края, чтобы там жить с ним. Её условием было, чтобы Гупасия никогда не смотрел в окна. Тот продержался 20 дней, но затем любопытство взяло верх, и он выглянул в окно. За окном, в огромном далеке увидел Гупасия свою земную жену и детей, оставленных им. Полный тоски, он обратился к богине с просьбой, разрешить ему уйти. И  Инара убила Гупасия за его непослушание и нарушение обета. Легенда о хеттском драконе Иллуянка соответствуют подобным о хурритском чудовище Хедамму.

Между тем, булгарская история продолжалась.

Следующий правитель –  Аспар разгромил тирцев (протогреков) и заставил их бежать из Галиджа к макиданским булгарам – агатарам, которые превратили их в своих рабов – «сербийцев». Когда же агатары ослабли в войнах, эти рабы,  призвав из Галиджа своих соплеменников, овладели Мекеном. После смерти Аспара Идель стал терять свое могущество, и агатары Кара-Саклана перестали подчиняться идельским царям. За это идельские булгары стали звать их не кимерами, а камырами.

В это 2 тысячелетие  до н.э. основная масса имэнцев из районов Поволжья и Приуралья направилась на восток и проникла в районы, расположенные к востоку от Большого Хингана.

В конце 2 тысячелетия до н. э.  и начале 1 тысячелетия до н.э. среди имэнцев, переселившихся из Поволжья в бассейн реки Сунгари, началась междоусобная война. После смерти вождя имэнцев Бояна между его сыновьями Лаишем и Иджиком вспыхнула борьба за власть. Иджик проиграл это междоусобное сражение, и вынужден был отправиться со своей дружиной на запад. На южной окраине пустыни Гоби (именцы ее называли Куман) Иджик покорил тюрков из рода Чина (Волк). Он предотвратил мятеж, собрал всех оружейников и заставил их изготавливать оружие и боевые доспехи только для именцев. Подвластные тюрки приносили собранную дань и угощали Иджика и сопровождавших его воинов. Иджик производил назначения, давал наставления и осуществлял судейство. Такие сборы назывались джиен.

Все наиболее могущественные и многолюдные тюркоязычные племена античности и раннего средневековья сформировались или на территории современного Казахстана или в центрально–азиатском историко-культурном регионе. На просторах Монголии, Северного Китая сформировался этнос, который оказал решающее воздействие на формирование как древних булгар, так и древних татар. Это были хунны или гунны. Хунны явились создателями своеобразной цивилизации, наложившей отпечаток на традиции тюркоязычных народов.

И вот на нашем пути  с златогривым крылатым конем Кеме по булгарским векам появились кочевые орды хуннов.



ХУННЫ

Хунну (по-монгольски –  хунну, по–китайски – сюнну) — древний кочевой народ, с 220 г. до н. э. по II век н. э. населявший степи к северу от Китая. Согласно китайским источникам, хунны впервые появились в Ордосе в период, когда были написаны трактаты «И чжоу шу» и «Шань хай цзин», в период Сражающихся царств, до того, как Ордос оккупировали государства Цинь и Чжао. Считается, что Ордос был родиной народа хунну.
Хунны возникли из смешения китайских эмигрантов в степь и степных кочевых племен. Китайцы – сторонники полулегендарной династии Ся, кочевые племена хяньюнь и хуньюй  были прахуннами. Ханьюнь и хуньюй обитали в степи, примыкавшей к южной окраине пустыни Гоби. Хунну вели активные войны с китайской империей Хань, в ходе которых консолидировались в единую державу, подчинившую племена соседних кочевников.
В III тысячелетии до н. э. китайцами правил император Хуан-ди. Предки китайцев вели непрекращающиеся войны с другими племенами, такими как жуны (жун) — «рыжеволосые дьяволы» и ди. Племя «хунь-юй»  жило в степях севернее жунов.
Согласно китайским источникам, когда примерно в 1764 г. до н. э. в Китае была свергнута династия Ся, Шун Вэй, сын последнего правителя Ся Цзе, бежал на север, и с ним бежали многие подданные. На южной окраине Гоби они встретили племена сяньюнь и хуньюй и со временем смешались с ними.
В XIII в. до н. э. хунну начали постепенно переселяться с южной окраины Гоби на северную. Они самостоятельно освоили кочевое скотоводство и научились пересекать пустыни. Есть мнение, что хунну многое переняли у индоевропейцев и развили их навыки.

Между тем, булгарская история продолжалась.

В царствование  Буруна, часть идельских булгар вновь ушла в Семиречье и Кашан (Средняя Азия), где поселилась у Кашанского (Аральского) моря и Сабанского озера (Балхаш). На освободившемся  месте поселились сакланские (украинские) булгары, которых стали теснить киммеры.
Очередной правитель  булгар – Дынгыр прославился игрой на дынгыре. Он был также кельбиром, то есть руководил народными молениями Тангре в дни Нардугана и Акатуев.
Зять Дынгыра – Нукрат захватил власть при помощи своих людей – иштяков, которых после этого стали называть также нукратцами.

Мой конь Кеме сказал мне:

– Твой брат – болгарин любил поминать иштяков?

– Откуда ты знаешь? – удивился я. – Да, был у меня двоюродный брат Алексей (Леня) – болгарин. Отец его –  болгарский революционер Дмитрий Тодоров,  был репрессирован или в России, или в Болгарии.  Леня сбежал мальуом от матери. Мы с братом в голодной юности  жили в Астрахани. Воровали из буфета  сахар. Бабушка, милостивая,  нас ругала: «Блудни! Пропадете!»  Леня  отмахивался, говорил: «Ништяк!» А бабушка Анисья его передразнивала: «Тебе всё – иштяк!» Полуграмотная, она, оказалось, права. Был в древности булгарский царь Иштяк. Был и народ – иштяки. В наших краях когда–то жили.

А в 1200–1180 гг. до н.э. в Итиле  царствовал Балта (который был рожден дочерью Дынгыра от сына Нукрата. В его царствование тирцы – сербийцы восстали против макиданских булгар и разбили их.  Когда лесная часть Иделя отделилась от степной, этот царь Балта остался править в лесной части, почему получил прозвище Балта – Топор (топор был символом лесной территории, а кинжал или меч – символом степной территории Иделя; позднее символом степи стал лук).
Тамьян отделялся от остальной части Саксина морем и рекой Куман или Кубан и считался островом. За рекой Кубан начинались Сакланские горы. Наиболее известными городами тамьянского берега Урус Булака являлись Камыр Булак, Эчке Булгар или Иске Банджа, Урус Булак и Тамья-Тархан.
После неудачного похода 1174 г. до н. э.  в Дяу-Хонджак Отяк решил разделить Саксин на две губернии – Сакланскую и Саксинскую. По новому делению Хин Керман отошел в качестве города к Саксину, Каратаякский бейлик Сарычинского санджака Саксина – отошел к Мардану, а центром Сакланского иля стал город Маджара Суба. Это чуть было не закончилось катастрофой, так как обидело всех – и каратаякцев, и хинкерманцев, и азакцев, и кабаров, и бурджан, и актюбинцев – и сразу же вызвало между ними раздоры. Так, каратаякцы стали пропускать ширских разбойников в марданские земли.
Воспользоваться этим просчетом решили и кряшцы. До этого им только изредка и на короткое время удавалось занимать Тамья-Тархан – да и то при помощи балынцев и гурджийцев. Но в 1184 г. до н. э.  они подготовили сильное вторжение в союзе с балынцами, гурджийцами, масгутами и с ширскими кыпчаками.

Первое государственное образование у хуннов возникло около 1200 г. до н.э. За 300 лет с момента переселения на север число хунну выросло, и они напали на Чжоу в 822 г. до н. э. Китайцы отбили набег, и о хунну не упоминали в течение 500 лет. В китайской историографии хунну появляются не ранее V в. до н. э., когда набеги хунну на оседлое население Северного Китая побудили китайцев начать строительство отдельных укреплений, которые впоследствии были объединены в Великую китайскую стену. Угроза со стороны хунну усилилась в III в. до н. э., когда кочевники образовали мощный племенной союз во главе с правителем–шаньюем. Общирная к тому времени Хуннуская держава покрывала значительную часть Монголии и Южной Сибири, простираясь от Маньчжурии на востоке до Памира на западе. В конце III в. до н.э. Хуннуская держава достигла своего могущества.
Хуннское государственное устройство опиралось на родовой строй. К концу III в. до н.э. здесь было 24 рода. Названия некоторых из них сохранились в письменных источниках: Сюйляньти, Цюлинь, Тайчи, Юйти, Цецзюй. Наиболее древними и знатными родами были ***н (Заяц), Лянь (Орхедея) и Сюйбу (Западное племя).   
Главного из 24 старейшин хунну называли Шаньюем (величайшим). Первым шаньюем  был Тауман (Тоумань), умер в 209 г. до н.э. Власть шаньюя была наследственной.

Шаньюй собирал дань с покорённых народов: дунху платили лошадьми и шкурами; оазисы Туркестана — продуктами земледелия; тангуты — железом; северные племена платили мехами. Китайцы иногда присылали ценные «подарки» — шёлк и предметы роскоши. Шаньюе исполнял обязанность главы государства и представлял хуннов в сношениях с другими государствами; вел переговоры, заключал договора; обменивался письмами с китайским императором. Он  исполнял обязанности главнокомандующего, нес персональную ответственность за охрану хуннских владений. Исполнял обязанности верховного судьи.

Особое значение  имели хуннуские роды. В китайских хрониках упоминается наличие у хуннов сложной системы чинов. Высшие чины делились на «восточные» — старшие и «западные» — младшие. Хунну пользовались Обычным правом. Суд протекал в пределах 10 дней. За нападение или кражу полагалась смерть, были и иные наказания. Модэ предусмотрел смертную казнь за воинские преступления. У хунну существовало патриархальное рабство.

В период правления шаньюя Модэ (209–174 гг. до н.э.) держава Хунну достигла своего могущества. На этой территории основывали свои военные поселения династии Цинь и Чжао, пока их не уничтожили хунну к 209 г. до н. э. В 177 г. до н.э. хунны покорили весь Туркестан, Бухару и другие владения вплоть до Каспийского моря. По мере того, как хунну под предводительством Модэ распространялись на юг на территорию юэчжи около 160–х гг. до н. э., юэчжи, в свою очередь, разгромили саков и вытеснили их к Иссык–Кулю. Предполагается, что хунну в то же время заняли и Ордос, когда они вступили в контакт с китайцами. Полководцу Шофану в 127 г. до н. э. удалось колонизировать территорию Ордоса. Из Ордоса хунну совершили многочисленные разорительные набеги на Китай. Во II в. до н. э. китайский император Хань Уди из династии Хань начал войну против хунну.
До 174 г. до н.э. хунны не платили никому никаких налогов. Взимание налогов с хуннов началось только при шаньюе Лаошане (174–161 гг. до н.э.).
Воинственный дух и великолепное умение сражаться на конях хунны унаследовали от своих предков имэнцев. Хунну возили с собой шанцевый инструмент и умело им пользовались.

Потом булгарским  царем Имэнской династии был  Мамыш.

За ним  правил Кама или Бурма (IX в. до н.э.). При нем  усобицы достигли небывалых размеров. Не обращая на них внимания, Бурма начал строительство огромного святилища Алып Капа – «Высокие Ворота», в котором он был погребен после смерти.

С IX в. до н.э. хунны совершали набеги на территорию Китая. Китайцы считали великой честью одержать победу над столь грозным противником, что слагали о хунну  песни и поэмы. Строительство Великой китайской стены было призвано обезопасить северные пределы Китая от хунну, но задача эта не была решена полностью. Китайские правители пытались склонить кочевников к китайскому образу жизни богатыми дарами и дипломатией, многие китайские принцессы были отданы в жены хуннуским вождям.

Для управления населением на огромных просторах  территория хуннского государства была разделена на три крупные части. Центральная (Серединная) часть – от озера Далай–нор до озера Убсы (на Алтае). Восточная часть – территория восточной Монголии. Западная часть – территория Ордоса.
В период своего могущества при Модэ хунны могли выставить на поле боя 300–400 тысяч всадников. Вевали хунну на конях, пехоты у них не было.
Хунну были прекрасными всадниками, а их войско состояло из  тысяч конных лучников. Колесницам, которые составляли основу китайской армии, было сложно противостоять их набегам. Каждый хунн был воином. Войско хуннов формировалось по родовому признаку. Всего в войске хунну было 24 военачальника, каждый из которых носил титул ваньци (темник) и командовал десятитысячным отрядом. Хунну старались вести маневренную войну, изматывая противника и ведя дистанционный бой в рассыпном строю. Хунну успешно применяли охваты с флангов, ложные отступления и засады. Всё захваченное в бою становилось собственностью воинов. Средства дистанционного боя (луки и стрелы, являвшиеся их основным оружием) и снаряжение (колчаны) были типичными для «кочевников». В ближнем бою хунну сражались мечами и короткими копьями. Также использовались прямые однолезвийные палаши и кинжалы. Хуннские воины носили доспехи из небольших железных пластин.
Бежавшие от китайского разгрома к булгарам одиночные хунну – всего их было не более нескольких десятков или сотен (причём, без женщин и детей) – оказались, видимо, хорошими военными специалистами, почему восставшие против Ахура белояры и взяли их к себе на службу. Во всяком случае, методы войны булгар с этих пор изменились по сравнению с методами войны алан или готов, стали более страшными, небывалыми, хуннскими. Вероятно, именно так, по новому способу ведения войны и стали впервые наименовать булгар одно время хуннами или хуннами–белоярами.
Заметно и сходство многих обычаев тюркютов и хунну. Распространено мнение о тюркоязычности хуннов, есть предположение об отнесении хуннского языка к иранским  или енисейским языкам. Некоторые считают наследником хуннского языка чувашский (булгарский) язык. Хунны, как и булгары, были солнцепоклонниками. И в чувашском языке солнце смотрит, а не светит.
Западными соседями хунну могли быть юэчжи — восточноиранский народ, мигрировавший в Южную Азию и образовавший Кушанское царство после поражения от хунну. Они были также культурно связаны с ещё одним кочевым племенем на востоке, дунху. Кочевники дунху имели похожее «степное искусство», но были, вероятно, монголоидами. Также хунну могли быть связаны с народом ди, или «западными варварами».
Хунны – потомки хонов. Хунны были не монголоидного широколицего типа, а длинноголового европеидного типа. Жили в войлочных юртах. Зимой носили меховую и кожаную верхнюю одежду. Занимались кочевым скотоводством.
Женщина в хуннском обществе принимала активное участие в обсуждении важных государственных дел. Женщины влияли на выборы престолонаследника.
Хунны поклонялись духу предков. Ежегодно в Новый год князья собирались в ставке правителя и первым делом посещали храм предков. В июне они съезжались в урочище Лунчен для жертвоприношения предкам, небу, земле и духам. Урочище Лунчен (Лючэн, Лун–цы) находилось на левом берегу Хуанхэ, к северу от Ордоса. В жертву приносились самые храбрые, доблестные воины из числа пленных.
Хунны поклонялись так же  небу, солнцу, луне, земле и бесчисленным духам, наполняющим окружающий мир. Наибольшей известностью пользовался храм в честь бога неба Тенгре. Храм находился в Лунчене. В храме было установлено золотое изображение Тенгре. Этому золотому идолу под именем «Царь неба»  хунны приносили жертвы три раза в год – в феврале, июне и октябре.
Хунны полагали, что покойники продолжают жить в загробном мире и хоронили покойников в двойных гробах. Хунны считали, что любимые слуги и наложницы должны следовать за умершим хозяином в мир духов.
Со временем к хуннам примкнули в качестве самостоятельных племен киммерийские племена ути и хоты (сохоты) и имэньковское племя Дуло (Дулат).
В мирное время хунны кочевали со своими стадами по степям, занимались охотой, военными упражнениями. А в период весеннего травостояния в степях давали лошадям возможность набраться силы, устраивали праздники, веселились, соревновались в стрельбе из лука.
Хочется так подробно рассмотреть этот и другие, пролшедшие по векам народы. Потому что из всех этих кочевых племен, как в огромном тигле, смешивались, варились и насыщали друг друга своими устоями и культурой, богатствами  и булгары.
 
Древние булгары, к сожалению,  не оставили о своем существовании никаких письменных памятников. Якуб–ибн–Номан, живший во второй половине XII в., написал «Историю Булгар» («Тарих Булгар»), но и это сочинение кануло в лету.
Можно предполагать, что первоначальное поселение Булгар на Волге относится к очень давнему времени: отделившаяся от них орда, как известно, еще в V в. до н.э. теснила славян в степях черноморских и гнала их на территорию Византийской империи. В конце же V в. до н.э.  они и сами стали нападать на греков.
Некоторые татарские рукописи относят основание Булгара к IV в. до н.э.,  ко времени Александра Великого (Македонского).
Булгары обладали сведениями и по истории других народов. В частности, им было известно имя Александра (Искандера) Македонского. Древние булгары считали Александра Македонского своим предком. И знали о нем такую легенду.

Чёрная диадема. Во время индийского похода, переправившись через Инд, греческие войска Александра Великого вышли к развалинам очень  древнего города. Несколько жрецов жили среди развалин. Там они укрывали священную реликвию людей–змей Нагов (Третьей Расы) – Черную диадему. Об этой  диадеме говорили: если человек божественного происхождения наденет диадему, его ум пробудится; он познает все сущее и вспомнит прошедшее, приобретя силу, равную богам; но если это сделает простой смертный –  горе ему, он лишится воли и станет, как младенец, игрушкой в руках судьбы и людей.
Данное предание Александр Македонский узнал еще в Египте, во время своего посещения оракула оазиса Сива. Сообщая ему эти сведенья, египетские жрецы руками воителя пытались вернуть некогда утраченную реликвию.
         Александр потребовал сокровище. Хранители предупредили царя, что только истинное дитя богов может надеть Черную диадему, но Александр  верил в свое божественное происхождение. Ему передали диадему. Александр надел ее и упал на песок. Освирепевшие воины, обвинив хранителей города в том, что они нарочно погубили полководца, перебили всех, не успевших попрятаться...
         Через некоторое время Александр очнулся, но воля покинула его. Вся Индия лежала перед ним открытая, но он лишился цели и сил. Войско охватила усталость и апатия. Оно повернуло назад, неся огромные потери при отступлении.
         Вернувшись в Вавилон, Александр Македонский заболел странной болезнью и вскоре умер. Видимо, происхождение Александра не было божественным…
         

Со времени, с которого начинаются достоверные сведения о булгарах, они жили вполне государственною жизнью, занимая обширную территорию, приблизительно следующих приволжских губерний: Самарской, Симбирской, Саратовской и часть Астраханской (по некоторым арабским известиям границы Булгарии захватывали и значительную часть Пермской губернии).
Одни  исследователи считают, что булгары  пришли из азиатских степей. Как один народ булгары сложились  в Волго–Урале на основе слияния части местных сакланов (восточных арийцев) и пришлых финно–угров. Иные  исследователи считали, что булгары появились в Европе после распада гуннской империи во второй половине  V в. до н.э.  Одна из групп обосновалась на Дунае и основала Булгарское государство, в котором основная масса населения была славянской. Другая группа осела в среднем Поволжье и Прикамье.
По свидетельствам  предков чувашей –  булгары и сувары вышли из среды кочевых племен, живших в Азии по соседству с монгольскими племенами. В чувашском языке до сих пор сохранились сотни древнемонгольских слов, вошедших в него с седой старины. В культуре чувашей имеется немало элементов, об¬щих с культурами тюркских народов. И это неслучайно. Потому что ещё  во II в. до н. э. предки чувашей поселились в области Семиречья, в Средней Азии. В то время они двинулись на запад и заняли Северокавказские степи между Азовским и Каспийским морями. Из совокупных свидетельств, преимущественно арабских писателей, можно заключить, что Булгар был основан между 922–976 гг.
Русские летописцы стали упоминать имя Булгар довольно поздно, в первый раз – в 1360 г., по случаю взятия Булгара ордынским князем Булат–Темиром. Летописцы город Булгар  называли «Великим городом», правда,  под «Великим городом» некоторые разумели не Булгар, а Биляр (нынешний Билярск).
Так что приходится искать дорогу к Истине в основном по легендам и мифам о Булгарии времен нашествия монголов.

Надо сказать, что мы с легендарным конем Кеме отправились в это путешествие по векам булгарской истории потому, что, к сожалению, нет  оригинальных, собственно булгарских, повествовательных источников типа древнерусских летописей. А все известные письменные источники создавались за пределами Булгарского государства и, естественно, не содержат систематического изложения его истории.

Важные  источники – книги восточных путешественников и географов.
Известно, что о булгарах и их стране Х – начала XIII вв. рассказывали: восточные авторы – Ибн–Русте, Ибн Фадлан, ал–Балхи, ал–Джайхани, ал–Истахри, ал–Масуди, Ибн Хаукал, ал–Мукаддаси, ал–Марвази, ал–Гарнати, ал–Идриси, ал–Джавалики, Бейхаки, Ибн ал–Асир; древнерусские летописцы, составители Лаврентьевской, Ипатьевской, Типографской, Тверской, Никоновской и других летописей; а также венгерский Аноним X в. и доминиканский монах Юлиан; наконец,  историки, писавшие о подвигах монголов. Что же касается вещественных памятников, то от древнейшей эпохи истории Булгар  их почти не сохранилось. Остались только развалины бывшей столицы г. Булгар. Предполагают, что этот город  располагался чуть южнее места слияния Чулман–Иделя (Камы) и Кара–Иделя (Волги, до слияния с Камой).

В древнейших булгарских хрониках говорится о том, что в действительности, государство булгар тысячелетиями охватывало огромную территорию от Дуная до Енисея. А размах булгарских расселений, походов, экспедиций и торговых поездок был еще шире: от Парижа и Рима до Хуанхэ и Америки, и от Исландии и Северного Ледовитого океана до Египта и Индии. Об этом свидетельствуют также итальянские, французские, немецкие, китайские, испанские, скандинавские, греческие, месопотамские, индийские, среднеазиатские, египетские, персидские, арабские и другие источники.
Любят же летописцы гиперболы! Вот и преувеличивают свою историю.

Итак,  Идель был с самого начала державой булгар, в VII в. н. э., получившей и второе название господствующего народа – Булгар, поэтому есть все основания считать Идель началом булгарской государственности и именовать Идельскую державу также и Древнебулгарским царством.
Царство Идель иногда называли именами правивших в нем булгарских династий – Ман (Мун, Мэн, Май), Хишдек, Куман (Кубан), Сармат (Чирмыш). Но территория государства неизменно именовалась Идель. Только в I в. н. э. булгарская династия Алан предприняла попытку переименовать Идель в «Алан». За время властвования этой династии (I – середина II в. н. э.) название Идель успело стать именем Волго–Камской речной системы. С той поры к названию каждой реки добавлялось общее название этой системы. Каму – от истока до устья Белой – стали называть Чулман (в значении «Северная») Идель; Булгу «Черную» – Кара «Западная, Черная» Идель; Белую и Каму – от устья Белой до Волги (а иногда и Волгу – от устья Камы до Булгарского моря) – Аг «Восточная, Светлая, Серебряная» Идель (до этого булгары называли Агидель Кама – также «Светлая»); Вятку – Ботка «Ледяная» Идель (от булгарского Ботка произошло русское название реки Вятка, а еще одно булгарское название Вятки – Нукрат – более позднее и применялось с IX–X вв.); Суру – Сура Идель; Оку – Ака Идель (от булгарского ака «полноводная река с быстрым течением» происходит русское название реки Ока); Черемшан – Була Идель.


Наиболее полно о древних булгарах, их обычаях и мифах рассказал в своей книге «Хон китабы» великий булгарский поэт Мохаммед–Гали (выдержки из его труда приведены в летописи Гази–Бабы Худжи).

Надо также признать, что арабские и персидские авторы, древнерусские летописцы и западноевропейские путешественники записывали свои впечатления и наблюдения при кратковременных посещениях страны или же пользовались сведениями из вторых рук. Эти сочинения различны по своей достоверности и ценности. И на нашем пути по векам мы встречали такие противоречия, которые не оставляли сомнения в том, что древние писатели не всегда обладали точными сведениями о сообщаемых ими событиях и фактах. Понятно, от них трудно ожидать полного, как нам хотелось бы, и достоверного освещения истории булгар. Тем не менее, изучая их сообщения и догадки, мы путем сопоставления их сведений искали истину.

А мир пока мало, видимо, знал о булгарских царях. Он был занят своими важными событиями.
Чтобы время не путалось в ногах моего коня Кеме, вехами на нашем пути стали великие народы  и мифы древней истории.
Так, в 2017 г. до н. э. родилось Ассирийское государство в Месопотамии. В 2000–1776 гг. до н. э.  произошло египетское пленение евреев. В 1792–1750 гг. до н. э.  царем  Вавилонии был Хаммурапи, прославившийся своими  законами. Двести лет в Египте господствовали  гиксосы (хурриты). И в  1776–1736 гг. до н. э. произошел сороколетний библейский  Исход евреев во главе с пророком Моисеем из Египта. В  Вавилонии господствовали  касситы. Четыре века Индия была завоевана ариями. В те же годы были созданы «Риггведа» и другие ведические книги. Около 1600 г. до н. э.   пал мистический Аркаим. Тогда же  образовалось Крито–Микенское государство.    Финикийцем Кадмом был изобретен греческий алфавит. В 1262–1210 гг. до н. э. свои подвиги совершал Геракл из Фив. А в 1226 г. до н. э. состоялась прославленная поэтами экспедиция аргонавтов во главе с Язоном за золотым руном.  Филистимляне захватили Палестину. В 1193–1184 гг. до н. э. произошла Троянская война.  В 1100 – 700 гг. до н. э. образовалось еврейское царство в Палестине, которым правил Саул. А в 1010 – 977 гг. до н. э. правил царь и пророк иудейский Давид. Наконец, в  1003–1004 г. до н. э.  г. Иерусалим взят  у иевусеев евреями…


Рецензии