Волжский царь. Глава 12

Волжский царь. Глава 12

ГУННЫ

Наконец, непобедимые орды гуннов, завоевавшие полмира,   встретились на нашем пути.  И многое нам рассказали.

Хуннская государственность, возникшая в ХIII в. до н.э. в Центральной Азии, завершила свое существование в III–IV вв. н.э.

Большое объединение гуннов  в конце III в. до н. э. образовалось на территории Северного Китая, со II в. н. э. оно появилось в степях Северного Причерноморья. «Хунну», согласно китайским летописям, где–то на стыке эр начали свой медленный марш на запад. Попутно они основывали свои кочевые государства то в Северной Монголии, то ещё далее на Запад. Но  западнее Северного Казахстана следов «Хунну» не известно.

 
В 155 г. произошел разгром гуннов сянбийцами, предками монголов. И в
158 г. гунны в движении на запад доходят до Прикаспийских степей.
В 160 г. началась и  миграция готов от побережья Балтийского моря на территорию  современной Белоруссии и Украины.
Считается, что название гунны — собирательное обозначение многих племен, каждое из которых имеет свое собственное имя. Народ гуннов некогда обитал вокруг той части Меотидского озера, которая обращена к востоку, и жил севернее реки Танаиса, как и другие варварские народы, которые обитали в Азии за Имейской горой. Все они назывались гуннами или скифами. По племенам же в отдельности одни из них назывались кутригурами, другие – утигурами, некоторые ультизурами, прочие вуругундами. Спустя много столетий они перешли в Европу или действительно ведомые оленем, как передает басня, или же вследствие другой случайной причины, во всяком случае, перешли каким–то образом Меотидское болото, которое раньше считалось непроходимым, и, распространившись на чужой территории, причинили ее обитателям величайшие бедствия своим неожиданным нападением.

Сведения о хуннах–гуннах за Каспийским морем появляются в европейской литературе, начиная с Дионисия Периегета, писавшего в 160 г. По его данным, гунны жили за прикаспийскими скифами в местности, прилегающей к Аральскому морю. Вторично они упоминаются знаменитым античным географом Птолемеем (175–182 гг.) под именем «хуны» между бастарнами и роксоланами в Причерноморье. Можно допустить, что уже во II в. отдельные отряды их проникали далеко на запад, вплоть до Днепра. Однако главная масса гуннов в это время оставалась еще в Приуралье, и о них ничего не было известно еще около 200 лет.
Из хуннов, вытесненных за Тарбагатай, вероятно, через Джунгарские ворота, часть удержалась в Семиречье, образовав здесь владение Юебань, просуществовавшее до V в., а остальные прошли дальше на запад — в степи Приуралья. За это время вышедшие из Монголии хунны успели превратиться в гуннов, то есть по сути дела стать совершенно новым народом. Относительно малочисленная хуннская орда в степях Приуралья оказалась в окружении местных, главным образом угорских племен, с которыми и не замедлила вступить в различные формы контактов.

Следующее подробное известие о северных иранцах Причерноморья относится ко времени римского императора Аврелиана, который в 274 г. устроил триумф. Описание его сохранилось у Флавия Вописка Сиракузского:    «Впереди шло двадцать слонов, двести различных прирученных диких животных из Ливии и Палестины… восемьсот пар гладиаторов, не считая пленников из варварских племен – блемии, аксомиты, арабы из Счастливой Аравии, индийцы, бактрийцы, иберы, персы – все с произведениями своих стран; готы, аланы, роксоланы, сарматы, франки, свевы, вандалы, германцы».

Ясно, что и в конце III в. н. э. современники не смешивали три народа – алан, роксолан, сарматов.
После этого наступил период, называемый «Великим переселением народов». Это время фактически перевернуло европейский мир. Пала под ударами варваров и внутренних неурядиц Римская империя, исчезло с исторической арены множество этносов, но родилась масса новых народов и государств, которые в течение следующей тысячи лет и даже больше определяли жизнь и Европы, и Азии. Именно тогда отчетливо зазвучали имена племен славян и русов.
   Началось переселение в конце IV в. н. э. – вторжением гуннов в Подунавье. Другие ученые считают, что переселение началось с III в. н. э., когда восточногерманское племя готов под влиянием резкого изменения климата передвинулось с берегов Вислы в район Северного Причерноморья. Но еще раньше гунны вторглись в Восточную Европу, населенную к тому времени аланами, роксоланами, сарматами, готами, гепидами, ругами и другими. Готский историк Иордан много страниц своей «Гетики» посвятил борьбе Готского союза и других народов Северного Причерноморья с неожиданно нагрянувшими кочевниками.
В течение долгого пути с предгорий Тянь–Шаня в Европу Гуннский союз вбирал в себя все новые и новые племена. Это отразилось в легенде о происхождении гуннов, записанной Иорданом, который связывает их и с готами:    «Король готов Филимер… вступил в Скифские земли (Северное Причерноморье). Он обнаружил среди своего племени несколько женщин–колдуний… Сочтя их подозрительными, он прогнал их далеко от своего войска и, обратив их таким образом в бегство, принудил блуждать в пустыне. Когда их, бродящих по бесплодным пространствам, увидели нечистые духи, то в их объятиях соитием смешались с ними и произвели это свирепейшее племя, которое жило сначала среди болот…».   

В основе этой легенды о происхождении гуннов в результате сочетания нечистых духов с ведьмами, скитавшимися в пустыне, лежит факт смешения пришлых хуннов с уграми. Действительно, растерявшие обозы и семьи беглецы на новом месте жительства не могли обойтись без смешения с местным населением, в результате чего у нового народа угорский физический тип восторжествовал над монгольским. Западные гунны утратили многие культурные признаки своих предков и усвоили местную распространенную среди угров сарматскую культуру.
В VI–X вв. гуннами называли в основном булгар, булгарских оногуров, утигуров и кутригуров, аваров.

У гуннов не было постоянных жилищ, они кочевали вместе со своим скотом и не строили шалашей. Кочевали по степям, заходили в лесостепи. Совсем не занимались земледелием. Всё своё имущество, а также детей и стариков, они возили в кибитках на колёсах. Из–за лучших пастбищ они вступали в борьбу с ближними и дальними соседями, построившись клином и издавая при этом грозный завывающий крик.
А вот – свидетельства Приска Панийского, который посетил столицу Аттилы. Переправившись через какие–то реки, пишет он, мы приехали в огромное селение, в котором, как говорили, находились хоромы Аттилы, более видные, чем во всех других местах, построенные из брёвен и хорошо выстроганных досок и окружённые деревянной оградой, опоясывавшей их не в виду безопасности, а для красоты. За царскими хоромами выдавались хоромы Оногесия, также окружённые деревянной оградой; но она не была украшена башнями подобно тому, как у Аттилы. Внутри ограды было множество построек, из которых одни были из красиво прилаженных досок, покрытых резьбой, а другие – из тёсаных и выскобленных до прямизны брёвен, вставленных в деревянные круги...
Свидетельства Приска являются полной противоположностью вымыслам Аммиана о том, что «гунны» боятся домов, будто проклятых гробниц, и только под открытым небом чувствуют себя уютно. Кочуя по горам и лесам, они с колыбели приучаются переносить холод, голод и жажду; и на чужбине они не входят в жилища за исключением крайней необходимости; у них даже не считается безопасным спать под кровлей. Но зато, как бы приросшие к своим выносливым, но безобразным на вид лошадёнкам и иногда сидя на них по–женски, они исполняют все свои обычные дела; на них каждый из этого племени днюет и ночует, ест и пьёт и, пригнувшись к узкой шее своей лошади, погружается в глубокий чуткий сон…
Тот же Приск описывает, что войско «гуннов» жило в палатках.
Гунны изобрели мощный дальнобойный лук, который достигал в длину более полутора метров. «Гуннский лук», или скифский лук — по свидетельствам римлян, самое современное и эффективное оружие античности, — считался очень ценной военной добычей у римлян. Флавий Эций, римский полководец, проживший 20 лет заложником среди гуннов, потом поставил скифский лук на вооружение в римской армии.
Покойников гунны часто сжигали, полагая, что душа умершего быстрее улетит на небо, если износившееся тело будет уничтожено огнём. С покойником бросали в огонь его вооружение — меч, колчан со стрелами, лук и сбрую коня.
Римский историк Аммиан Марцеллин, «крёстный отец гуннов», так описывает их: все они отличаются плотными и крепкими руками и ногами, толстыми затылками и вообще столь чудовищным и страшным видом, что их можно принять за двуногих зверей или уподобить сваям, которые грубо вытёсываются при постройке мостов.
Поскольку дружина у них состоит из различных варварских народов, то и дружинники, кроме своего варварского языка, перенимают друг от друга и гуннскую, и готскую, и италийскую речь. Италийскую – от частого общения с Римом.
Прокопий Кесарийский  в VI в., описывая славян и антов, сообщает, что по существу они не плохие люди и совсем не злобные, но сохраняют гуннские нравы. Большинство историков толкует это свидетельство в пользу того, что часть славян была подчинена гуннам,  и входила в состав державы Аттилы. Русские историки объявляли Аттилу славянским князем.
Последние сообщения о гуннах касаются не Аттилы и даже не его сыновей, а далёкого потомка Мундо, который служил при дворе императора Юстиниана.
Согласно гипотезе тюркского происхождения, гунны могут быть по происхождению тюрками или прототюрками, «первой группой тюрков», которая вторглась в Европу.
У армянского историка V в. гунны упоминаются еще в связи с легендарной историей возникновения династии Сасанидов (224–226 гг.). Армянский царь Хосрой I (217–238 гг.) будто бы выступил против основателя этой династии Арташира вместе с иверами, албанами и гуннами.
По мере ослабления ханьской державы её правители стали привлекать вождей хунну для охраны северных пределов Китая. Эти вооружённые формирования не раз поднимали оружие против самих китайцев. Их вмешательство во внутренние дела Китая стало особенно активным после падения империи Хань и наступления периода Троецарствия. В 304 г. один из хуннуских военачальников, Лю Юань, провозгласил себя шаньюем всех хуннуских федератов и императором государства Северная Хань. Право на это ему давало происхождение (по женской линии) от ханьских императоров Китая. В 329 г. династия Лю Юаня была свергнута другим хуннуским военачальником –  Ши Лэ.

Государство Северное Хунну окончательно перестало существовать в 215 г., а Южное Хунну – в 352 г.
Из  армянских источников известко, что гунны участвоывали в событиях 30–х гг. IV в.  По его словам, царь маскутов, племени, известного в Южном Дагестане на побережье Каспийского моря, «повелитель многочисленных войск гуннов», по имени Санесан, подверг жестокой казни христианского проповедника Григориса, который явился в его страну. А  в дальнейшем, враждуя со своим сородичем, армянским царем Хосроем III (332–338 гг.), собрал войско в составе «гуннов, похов, таваспаров, хечматаков, ижмахов, гатов и глуаров, гугаров, шичбов и чилбов и баласичев, и егерсванов, и несметное множество других разношерстных кочевых племен», и напал на Армению.

Итак, гунны — тюркоязычный союз племён, образовавшийся во II—IV вв. путём смешения разных этносов Великой Евразийской Степи, Приволжья и Приуралья.

В китайских источниках гунны упоминаются как народ  хунну или сюнну, кочевавший в степях Забайкалья и Монголии за 7 веков до Аттилы. Гунны, оттеснившие в IV в. н. э. готов на запад, были выходцами из монгольских степей, откуда они откочевали сначала в Среднюю Азию и на Южный Урал, где вошли в военно–дипломатический союз с вогулами (манси), а затем — в Причерноморье. На Южном Урале был создан новый этнос — западные гунны.
К тому же в IV—V вв. н. э. выходцы из племенного союза «Хунну» возглавляли царственные династии в Северном Китае.
В эпоху Великого переселения народов территория расселения алан на Северном Кавказе подверглась нападению гуннов. В третьей четверти IV в. гунны разгромили алан Волго–Донского междуречья и степного Предкавказья, обессилив их, по словам Иордана, «частыми стычками». Последним этапом этой борьбы явилось подчинение алан–танаитов и включение их состав гуннских орд.
В IV в. н. э. гунны начали свой знаменитый поход на запад. Они перешли Волгу, дошли до берегов Азовского моря и далее до Крыма. В 375 г. гунны разгромили царство Германариха, прорвались в Центральную Европу, покорили земли бывшей Римской империи. На огромной территории Евразии, от Волги до Рейна, была создана  другая – Гуннская – империя.
Гунны создали огромное государство от Волги до Рейна. При полководце и правителе Аттиле пытались завоевать весь романский запад (середина V в.). Центр территории расселения гуннов находился в Паннонии, где позже обосновались авары, а затем — венгры.

Гуннское нашествие было  настолько опустошительным, что не известно ни одного поселения, который можно было бы отнести ко времени, следующему за гуннским нашествием. По словам современника гуннского нашествия Евнапия: «Побежденные скифы (готы) были истреблены гуннами, и большинство их погибло: одних ловили и избивали вместе с женами и детьми, причем не было предела жестокости при их избиении; другие, собравшись вместе и обратившись в бегство, числом не менее 200000 самых способных к войне, сошлись...» и переселились за Дунай во владения Римской империи. Конечно, не все готы были истреблены или изгнаны из своей страны гуннами, часть их осталась вместе с победителями. Но условия жизни оставшихся настолько изменились, что на долгие годы не только степь, но и лесостепь были во власти кочевников, очищенными от оседло–земледельческого хозяйства, успешно развивавшегося перед тем в лесостепи и в некоторых степных областях.
Преследуя готов, гунны докатились до Дуная, вторглись в пределы Римской империи и разгромили несколько пограничных городов. На этом их движение на запад временно остановилось. Главные силы гуннов действовали теперь к югу от Кавказа.


Гунны и угры 2–й Гуннской династии правили в булгарском государстве Идель. В период сильной степной засухи III в. н. э. угры и гунны расселились вдоль Волги, отчего в ее бассейне и бассейне ее притоков возникли смешанные финно–угро–гуннские этносы: мордва, мари, коми. А чуваши произошли от смешения местного населения с тюркоязычным населением. Гунны же повлияли на булгарские племена и на русичей, взяв их в свой союз в период создания Империи.

Следующий булгарский правитель – Барынджан (235–271 гг.), сын Барака, – наиболее прославленный Идель–булгарский царь I Хонской (Гуннской) династии. Он прославился тем, что вместе с катрагами, служившими Иделю, разбил в 251 г. войско Урумского (римского) императора (Деция).  Причем сам император пал в бою. После этого войско Барынджара разграбило римские  владения на Черном море и штурмом взяло Дарбазан (Трапезунт) за неуплату румийцами дани Иделю.
 
А потом на нашем пути  были последующие  правители Иделя.
Царь Кермес (конец III в.), сын Барынджара.
Царь Кишет–Барадж (рубеж III–IV вв.), сын Кермеса.
Царь Алтыш (начало IV в.), сын Кишет–Бараджа, при котором государство Идель распалось на шесть частей.
 Царь Таканыш (вторая четверть IV в.), сын Алтыша.


В Своде булгарских летописей говорится: «Позднее на Бури–чай (Днепр) пришли из Садума альманцы племени галидж (готы) и потеснили сакланов (славян), которых называли по имени вождя Уруса урусами (русами). А потеснили потому, что сакланы затеяли войну с частью булгар, переселившихся из Азербайджана в Бурджан (Северный Кавказ). А эти булгары тут же присоединились к хонам, когда те переправились через Идель (Волгу). Урус попытался выбить садумцев с берегов Бури–чая, но был разбит и убит (в 368 г.). Тогда сакланы–урусы подчиняются хонам (гуннам) и склоняют Булюмара к нападению на галиджийцев (готов)».

Около 360 г. гунны вместе с уграми создали между Волгой и Уралом государство Идель, во главе которого встал кан 1–й Гуннской Династии Дуло Кама–Батыр Маджар (середина IV в.), cын Алтыша. Его сын Карадан возглавил западную часть Иделя, потомок основателя династии Агарджи.  Его дочь Туранбика вышла замуж за знатного военачальника из рода Дуло Булюмар–Шэкэ, или Баламина, или Баламбера. Его первой ставкой был аул Кызыл Яр на р. Ишим в Западной Сибири. Оттуда он начал свои завоевания. Одно время он кочевал вдоль Волги, и страну   ему уступили дети Джокэ–Утяга.
Его сын царь Карадан возглавил западную часть Кара–Иделя. Но на нем прервалась 1–я Гуннская династия Дуло.


После смерти наиболее сильного идельского царя из 1–ой Гуннской династии Кама–Батыра в Иделе вспыхнула война между его сыновьями из–за трона. Этим воспользовался Булюмар (Баламбер),  нанятый на булгарскую службу Кама–Батыром. Он женился на дочери Кама–Батыра – Турамбике и завоевал царский трон Иделя, основав династию Атиль (условно 2–ая Гуннская династия). Однако их потомки продолжали причислять себя и к роду Дуло. Интересно, что братья Туран–бики, стремясь не допустить выхода своей сестры замуж за Булюмара (женившись на Туран–бике, он становился их родственником, а значит, и еще одним соперником в борьбе за трон), поставили условие: Булюмар женится на Туран–бике только после того, как отгадает загадки всех ее братьев. Булюмар, однако, отгадал все загадки.

Царь Булюмар–Шэкэ, Шэк–Алып Будимир, Башимир, Баламир, Булюмар, Баламбер (363–378 гг.) считается наследником основателя Империи Хунну Мете–кагана в 15–м колене и основателем Еврогуннской империи в 374 г. Он вновь объединил весь Идель под своей властью, став первым царем II Хонской династии. 1–я Гуннская династия из хонского рода Дуло была тесно связана со 2–й гуннской династией правителей Иделя через Туран–бикэ, дочь Кама–Батыра. Булюмар стал основателем 2–й Гуннской династии. Когда он поднял старинный асский стяг в виде войлочного шара красного цвета с пучком разноцветных лент, все булгары примкнули к нему (363 г.).
Словом «Булюмар» булгары называли иногда Мервский оазис или даже всю современную Туркмению. Дочери Кама–Батыра – Туран–бике он вначале очень не нравился из–за своей ярко выраженной монголоидности. Ведь основные черты булгарских царей были европеоидными, а нечасто проявлявшиеся монголоидные черты были очень умеренными. Эта Туран–бика, как и Туран – алп–бика любви –  послужила прообразом сказочной героини – царевны Турандот, а Булюмар вошел в легенды предков русинов под именем «Будимира».
Царь Сасанидского Ирана Шапур II склонил Булюмара к совместной войне против Византии в обмен на ежегодную иранскую дань Иделю. И в 370 г. булгарское войско развернуло наступление на запад. Союзники Византии – кавказско–донское Аланское княжество, основанное бежавшими из Иделя представителями Аланской династии, и Готское княжество в Приднепровье, а также византийские города в Причерноморье были покорены и включены в состав Иделя.

Особый интерес вызывают существующие при этом царе  воинские звания.
Сабан – легковооруженный воин, ополченец, наемный воин. Бури («волк») – гвардеец (позднее гвардейцев стали называть также «уланами»). Баганин – средний офицер, могущий командовать десятками воинов. Шад баганин («высочайший баганин») –  старший офицер, могущий командовать сотней и даже сотнями воинов (баганины могли носить шлемы с бычьими рогами). Тархан – крупный военачальник, аристократ, могущий возглавлять сотни и тысячи воинов. Сабан тархан – командующий легковооруженными, неопытными и наемными воинами, ополченцами. Джури тархан – командующий опытными средневооруженными воинами. Бури тархан – командующий тяжеловооруженной гвардией. Багыл («большое подразделение», «большая часть») – глава района, области, генерал, командующий большим отрядом войска (от 100 до 1000).
Бахадир, кермек – почетные звания за удальство и храбрость, означающие «храбрец», «молодец». Ак – «левое крыло отряда, войска». Бури – «правое крыло отряда, войска».
Урус сабан – часть войска, начинающая атаку (Булгарское войско было как бы обращено «лицом» на юг). Курэн тархан – глава дворцового хозяйства. Капаган – глава военного ведомства и, как правило, правительства.

Популярность Баламбера среди славян была огромной. При нем булгары восприняли гуннский (хонский) язык и приняли в свой состав много хонских родов. Эти народы, освободившиеся от ига готов, при нем захотели называться гуннами. С тех пор гунны для славян стали союзниками, и антские дружины приняли участие в завоевании гуннами Европы. Столица Булюмара первоначально находилась в Поволжье. Он перенес столицу Иделя в Кара–Саклан (Украина), в основанную им ставку Кан–Балын (будущий Киев), где и скончался. Киевский холм, на котором его погребли, получил его прозвище Шэкэ («Щек», «Щековица» по–русински).

Следующий гуннский царь –  Хунугур. Он упоминается под 373 г. в «Истории агван». Это не собственное имя  рассматривают как этноним хунугур. Такая практика имянаречения существовала у всех тюрков, в том числе и у гуннов. Сохранилось описание поединка Хунугура с персидским богатырем – воином шаха Шапура II, в котором дается  портрет этого гуннуг–ундурского вождя – предводителя: «В то самое время выступил гунн из гуннов по имени Хунугур... Сам гунн был высок, исполинского роста и одет в кольчугу, на огромной голове носил клепаный шлем. Медная пластина защищала лоб в три пяди. Древко огромного копья было из крепкого кедрового дерева. Меч его сверкал пламенем и одним только своим видом наводил ужас».

Баламберу в Кара–Саклане наследовали старший сын Алып–би (378–402 гг.) и сыновья последнего – Каратэн (402–414 гг.) и Ругила (414–434 гг.).

Алып–би или Алп–абай Арбат – старший сын Булюмара и Туран–бики –  продолжил идельскую династию Иджибаков и I Хонскую династию Дуло, но при этом явился продолжателем и II Хонской династии Дуло. Родился в 361 г. Правил Иделем 24 года. Вошел в легенды русинов под именем «Святогор» и «Соловей Будимирович».
Когда начались кровавые битвы готов с римлянами, вначале при Маркианополе (377 г.), а затем при Адрианополе (378 г.), готская и аланская кавалерия прорвала фронт римской армии и разгромила римскую пехоту. В итоге, император Валент II погиб. Король готский Фридигерн и булгарский кан Алып–би торжествовали победу. Рим потерял 2/3 своей армии, погибло большинство трибунов и генералов.

Сын хонского кана Алып–би с корпусом из булгар и хонов сокрушил садумцев (римлян и греков) и заставил их бежать в Алтын–Баш (Рим) и Рум (Константинополь). Затем Алып–би со своими булгарами, пережившими в Азербайджане немало неприятностей от румцев (греков), переправились через Сулу (Дунай) и у города Дэрэ (Адрианополя) разбили 80000–ное румское войско. Румский кан Балын (император Валент II) убежал в свой дворец, но был окружен и сожжен хонами, которые таким образом расправлялись с вождями врагов. Когда дворец его сгорел, Алып–би въехал на пепелище и обнаружил канскую корону. Он взял и привез ее отцу (Булюмару), который назвал себя каном. Но Булюмар внезапно умер на пиру по случаю победы. Алып–би стал каном образовавшейся в Саклане Хонской (Гуннской) державы и получил в свое время на горе Куян–тау или Кук–Куян (на современных Киевских горах) одобрение.

После победы булгарского войска над византийцами под Адрианополем война с Византией переросла в завоевание Европы.

Так оно и было. Разгром византийского императора Валента произошел в битве под Адрианополем («Дэрэ» по–булгарски), возле горы Арбат (Родопы), в 378 г. в память об этом Алып–би  получил прозвище «Халиб» – «Победитель», а Кан–Балын переименовали в Кан–Дэрэ. Еще позднее Кан–Дэрэ переименовали в Аскал. Алып–би объявил степи между Дунаем и Днепром царским уделом («Ангыл» или «Аталык») и «местом выпаса боевых коней». В память об Алып–би отцы дунайско–булгарских царей Шамиля (Самуила) и Азана (Асеня I) носили имя «Халиб».

Перед смертью Кан–Дэрэ, как его называли, велел поставить на своей могиле огромный знак рода Дуло – «балтавар». Выглядит он как топор и лук. Эти предметы считались булгарами символом царской власти. На месте погребения Кан–Дэрэ поселились некоторые урусы, почитавшие его за разгром своих врагов – садумцев (готов), и образовали селение Аскал.  Почитали Алып–бия и булгары, ибо при нем они стали господствующим народом Хонской (Гуннской) державы. Довольно скоро часть хонов составили с булгарами одно племя, которое восприняло имя булгар и тюркский язык хонов. Главными родами булгар называют ердим, бакиль или бояндур, сэбэр, агачир, харька, утиг, кимер.


А в мире в эти времна происходили свои важные события.

В 365 г. король Германарих предпринял поход против русов. Произошла первая миграция славян из бассейна Среднего Днепра к озеру Ильмень. Однако поход против русов готского королевича Амала Венда закончился в 368 г. неудачно. Тем не менее, в 368 г., 21 марта от готского королевича Амала Венда приняли смерть князь Бож Белояр и 70 его старейшин и сыновей.  В 368–373 гг. князем  Русколани был Бус Молодой (Младший).
Первый отпор готы получили от сына Божа князя Буса Младшего.  Тогда готы, преследуемые гуннами, вышли в бассейн реки Южного Буга. Там русы ночью на конях налетели и разбили их. Однако в тот же день русы узнали, что преследующие готов гунны уже приближаются. Отступать было поздно. Мало русов осталось, но они приняли бой и разбили гуннов наголову в чистом поле. Это был впечатляющий бой, потому что гунны еще не знали поражений. Правда, в сражении от сабли погиб Бус Молодой.
В 370 г. произошел разгром готов, гуннов и ягов русами под руководством князей Бояна и Словена. Тогда появился  и Гимн Бояна. В этом же году произошел разгром гуннов готами под командованием Наирама у озера Селигер. Гунны вторглись во владения готов в Сарматии. Разразилась алано–готская война. И аланы были  разгромлены в низовьях Дона.
В 375 г. начались гонения на христиан в Дунайской Готии. Продолжалось  Великое переселение народов. Состоялись три битвы гуннов с готами на реках Днепре и Тилигуле, а также на берегу Азовского моря (две победы готов, одна – гуннов). Случилась смерть Амала Венда (Винитария).
Схватки продолжались. Аланы захватывают Дакию, визиготы (вестготы) – Фракию. Произошло восстание готов против Рима. Гунны переправились через Керченский пролив и завоевывают Крым. На Среднем Дунае появились аланские вооруженные отряды.
После смерти римского императора  Феодосий I Великого империя разделилась на два чести: Западную и Восточную. Состоялся II Вселенский собор в Константинополе. Случилась смерть епископа Вульфилы. Вышел запрет публичного идолослужения в Римской империи. Стали преследовать ариан.
Следует уточнить, кто такие ариане. Всю историю правления Константина и его преемников в. IV в. заполняли богословские споры, связанные с арианской «ересью». Арианство зародилось в Александрии. Арий, и его противники — Александр и Афанасий – были образованными богословами и вели спор на философской основе: Арий исходил из положений антиохийской школы, генетически связанной с Павлом Самосатским; его противники стояли на позициях александрийской школы Оригена. И ариане, и приверженцы официального вероучения — православные — обвиняли друг друга в нелогичности: характерным для их спора было обращение к разуму. Однако в 342 г. при выборе епископа в Константинополе дело дошло до кровавых столкновений. Правительственные войска поддержали арианского кандидата; жители столицы во время уличных схваток поджигали дома; был убит военаначальник Гермоген. Римский император Констанций расправился с никейцами и наказал константинопольце. Несколько соборов занимались «уточнением» учения Ария. Наконец, арианский собор 359 г. в Римини разработал богословскую концепцию, которая позднее стала официальным исповеданием веры в арианской церкви. Часть готов приняла христинство в его арианской форме. Около 340 г. епископом у них стал Вульфила. Он изобрел готский алфавит, перевел на готский язык христианские книги. Готы сделались арианами, потому что в это время арианство являлось господствующей религией в Восточной Римской империи. Часть готов переселилась на север Балканского полуострова в район Никополя. Новый император Иовиан (363–364 гг.), сторонник никейского исповедания, отменил все распоряжения предшественника, основой политики императоров снова стал союз с христианством. После Иовиана на престол вступил ревностный арианин Валент (364–378 рр.), который продолжал политику Констанция. В монашеской среде тоже не было единства: она отражала настроения местного населения, и, например, монахи–ариане фанатично боролись против монахов–никейцев. По мнению императора, арианству надлежало оставаться религией варварских наемников, а подданным империи следовало придерживаться никейского православия, которое за 40 лет оппозиции приобрело симпатии горожан и пользовалось большим влиянием, чем арианство. Когда же архиепископом Константинополя  стал видный церковный деятель – антиохиец Иоанн Златоуст, он повел решительную борьбу против арианства. Варвары ответили восстанием: во главе восставших встал Трибигильд, начальник готских гарнизонов во Фригии. Но революции не состоялось. Готов ждали друние дела.

В 385 г. римляне разгромили  сарматов в Паннонии. В 395–397 гг. началось нашествие гуннов на Закавказье, Сирию, Каппадокию и Месопотамию. Гуннские цари Базук и Курсих в 395 г. предводительствовали гуннам, вторгшимся в персидские владения в Закавказье. Оба являлись членами царского гуннского рода. Императором Восточной Римской империи стал Аркадий, а императором Западной Римской империи –  Гонорий.
В 398–404 гг. Св. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, послал миссионеров в Великую Сарматию. Вестготы под командованием короля Алариха вторглись в Италию, но потерпели поражение от римской армии под командованием Стилихона при г. Полленции. В 404 г. принял смерть в Сарматии готский епископ Унила.
В 405 г. в Италию вторглась 200 000–ая армия германцев, славян и кельтов под командованием Радагайса. Аланы, бургунды и вандалы из Паннонии вторглись в Галлию. Часть алан осталась на территории Галлии и приняла участие в борьбе готов с империей. Однако уже в конце V в. галльские аланы растворились среди других племен и народов.
В 407 г. римляне утратили Британию ввиду восстания кельтских племен. Вестготы трижды осаждадали Рим. И в 410 г., 24 августа, через тысячу сто шестьдеся три  года после основания города, саларийские ворота были открыты для завоевателя изменою рабов. Никто не явился на защиту Рима в его крайней нужде. Рим взят и разграблен вестготами под командованием короля Алариха.

«Как, вечный город пал!» – раздалось  восклицание по всей Римской империи.
Позже вестготы вторглись в Галлию во главе с королем Атаульфом.
А  аланы под руководством короля Респендиария, а также вандалы и свевы вторглись в Испанию. Сначала вандалы разбили вестготов, потом  вестготы разбили аланов в Испании. Остатки западной аланской орды смешивались с вандалами. И короли Атаульф и Валлиа основали Вестготское королевство на юго–западе Галлии и севере Испании. Оно просуществовало до 711 г., когда арабская армия Тарика ибн Зияда уничтожила королевство вестготов в Испании.

В это время велась постройка Феодосием II стен вокруг Константинополя.
 Около 410– 475 гг.  жил  знаменитый византийский дипломат, историк и писатель V в. Приск Панийский, автор сочинения «Византийская история и деяния Аттилы» в 5 книгах. Он выполнял дипломатические поручения византийских (Восточно–Римских) императоров.
В 425–455 гг. императором Западной Римской империи был Валентиниан III. В 428 г. вандалы и аланы основали Вандальское королевство в Северной Африке. В 428–477 гг. королем  вандалов был Гейзерих. Вандалы переправились через Гибралтарский пролив и продолжили завоевания уже в Северной Африке.
В 410 г. начался поход князя Кия из Абулаки на Русь. После этого князем Кием в 430 г. был основан г. Киев и создана 1–я Киевская Русь. С 430 по 460 гг. продолжалось княжение князя Кия, основателя династии Киевичей. Вместе с гуннами князь Кий предпринял поход на Царьград.
В 431 г. собрался  III Вселенский собор в Эфесе, осудивший ересь Нестория. В это же время вандалы осадили г. Гиппон. А гунны занимались завоеваниями на Северном Кавказе, в Мидии и Персии.

Но вернемся к булгарской истории.

Сохранился  «Именник гуннских царей» (Кавказская Гиния). Кто в него вошел?
Царь Техредон упоминается в первом десятилетии IV в. в «Истории Тарона» Зеноба Глака под именем «царь Севера Тедрехон». Возглавляемые им гуннские войска барсилов вторглись через Каспийский проход на Албанию. Само имя, скорее всего, искаженное от тюркского Тенгрихан. В «Истории агван» (VII в.) оно упоминается как имя главного божества гуннов, приводится также прямая иранская параллель – «Аспендиат». Аспендиат – одна из форм иранского имени Исфендияр («святой, священный, божественный»).  Этот Тенгрихан является одним из первых хаганов или предводителей тюрок. А каждый хаган (каган) или его наследник считался символом бога, его наместником на земле.

В 70–х годах IV в. гунны покорили аланов на Северном Кавказе, а затем разгромили государство Германариха. Гунны подчинили большую часть остготов (живших в низовьях Днепра) и заставили вестготов (живших в низовьях Днестра) отступить во Фракию (в восточной части Балканского полуострова, между Эгейским, Чёрным и Мраморным морями). Затем, пройдя в 395 г. через Кавказ, гунны опустошили Сирию и Каппадокию (в Малой Азии), и около этого же времени, обосновавшись в Паннонии (римской провинции на правом берегу Дуная, будущая  территория Венгрии) и Австрии, совершали оттуда набеги на Восточную Римскую империю (по отношению к Западной Римской империи до середины V в.  гунны выступали как союзники в борьбе против германских племён). Покорённые племена гунны облагали данью и принуждали участвовать в своих военных походах.

Тем временем в Сарматии династия Алана отказалась признать власть гуннов в надежде на помощь готов, но мрачные кочевники готы ушли на запад. Гунны двинули свои войска на Дон и Днепр, оккупировав Кара–Саклан. Так готское владычество в Кара–Саклане сменилось гуннским.
Богатства и земли Великой Сарматии перешли в руки более удачливой гуннской знати. Об этом говорится в северогерманской «Песне про Хлёда», или «Песне про битву готов с гуннами», в скандинавской «Хервер–саге» (XIII в. н. э.).  В ней легендарный персонаж вождь Хлёд требует от побежденного им конунга Ангантюра половину всех земельных владений Хейдрека, его богатств, сокровищ, оружия, жерновов скрипучих, рабов и рабынь с детьми (заодно и знаменитый лес Мюрквид, где у готов находились священные могилы, камень чудный в порогах Днепра), кольчуг и блестящих колец, словом, половину всего, чем владел Хейдрек.

В эпоху Великого переселения народов территория расселения алан на Северном Кавказе подверглась нападению гуннов. В третьей четверти IV в. гунны разгромили алан Волго–Донского междуречья и степного Предкавказья, обессилив их, по словам Иордана, «частыми стычками». Последним этапом этой борьбы явилось подчинение алан–танаитов и включение их состав гуннских орд.
Однако немало алан отступило в горы Центрального Кавказа. А в степях Восточной Европы часть алан вместе с остготами предпочла искать спасения в уходе на запад. В дальнейшем эти аланы, обосновавшиеся вместе с вандалами в Паннонии, прошли по всей Западной Европе и оказались на территории Северо–Западной Африки, где образовали королевство вандалов и алан, просуществовавшее до 534 г.

В 395 г. гунны под предводительством царей Базука и Курсиха  вторглись в персидские владения в Закавказье. Оба являлись «членами царского гуннского рода.

Гуннский царь Юлдуз–хан – стал императором в 400 г. после смерти своего отца Баламира.

Следующий гуннский правитель – Каратэн или Каратон (402–414 гг.), старший сын Алып–бия. Царь Каратон восседал на гуннском престоле до своей смерти. У Каратона были сыновья Охтар, Руа, Айбарс, Мунчуг.  Он обладал огромной физической силой, неоднократно побеждал в борцовских поединках в Кан–Дэрэ, на месте «Крэшатакэ» (это название значит по–булгарски «Место борцовской славы» и сохранилось в форме «Крещатик»). При нем урус–тарханом («великим тарханом» – главой правительства) был его брат Муенчак Айбат (Мунджук, Монзук, Бунчук). Муенчак погребен рядом с дедом на Киевской горе Шэкэ (Шэк–Алып).


Рецензии