4. Академгородок спортивный

В новом составе ОКП мне пришлось заниматься вопросами спорта в Академгородке. среди моих знакомых было много людей, которые отдавали спорту всё свободное время. Кто ходил под парусами, кто увлекался бешеной ездой на скутерах, кто альпинизмом, кто туризмом и ещё много чем. Все были заняты этими делами, говорили о них и на работе, и дома.

Я и не думал, когда брался курировать спортивную комиссию в ОКП, что там столько нерешенных вопросов. Теперь они свалились на меня. Но начну по порядку.

Академгородок водно-спортивный

В вопросы спорта пришлось влезть с головой. В 1962 году при Добровольном спортивном обществе «Буревестник» был создан Спортклуб СО АН, но он пока что только числился на бумаге. Официально в Спортклубе был список из полусотни секций. На деле же активных было пять. туризм, парус, водно-моторная секция, лыжи и конный спорт.

Спортсмены этих секций были весьма активны, но более всего среди них выделялся сотрудник ИЯФ Слава Горячев. Напористый и громогласный, он действовал как таран в интересах водных видов спорта, но доводы понимал. И даже хотя он приходил с целью непременно поругаться со мной, уходил умиротворенный. Жалко у меня нет его фотографии. Интересный и цельный был человек.

Слава более всего интересовался парусным спортом, и первый раз пришел ко мне именно с вопросами развития этого вида спорта. На балансе ОКП было несколько яхт различных
классов, оборудовалась стоянка на водной базе «Наука», но текущих вопросов была уйма. Я видел, каким был первый раз Слава в разговоре со мной. До этого он обычно имел дело со Щербаковым, и на меня смотрел как на очередного профбюрократа, который сел в освободившееся кресло. Он был чрезвычайно удивлен тем, что все вопросы, с которыми он пришел, я решил за 5 минут. По-моему, он даже был разочарован, – он готовился к длинному и мучительному разговору, к тяжелой борьбе со мной, и вдруг... ничего этого не потребовалось.

Яхты у спортсменов были, я их видел своими глазами еще в 1960 г. Как свидетельствует в своих воспоминаниях Изольда Владимировна Ковалева, приехавшая в том же году из Москвы как молодой специалист в Институт химической кинетики и горения, их прислали из Москвы. Откуда, – я не знаю. Они были старые, и их пришлось драить и приводить в порядок «целую весну». Молодые парни и девушки «учились управлять ими, предварительно зимой, пройдя теоретический курс по устройству яхт и их вождению. Вел курсы на общественных началах [то-есть, бесплатно. МК] опытный яхтсмен и крупный инженер-авиаконструктор Г.П. Добров, работавший в ИТПМ.

Побывали у меня и представители водно-моторного спорта. Оказалось, что в СОАН были яркие представители этого вида спорта. Здесь выделялся Владимир Николаевич Бухарин из Института теоретической и прикладной механики. Он был председателем Федерации водно-моторного спорта Новосибирска и имел первый разряд по гонкам на скутерах. Он тоже был громогласен (но не так, как Слава Горячев, а из-за глухоты) и настойчив, приходил с четкими предложениями, которые требовали серьезной проработки и ответственных решений. Например, об изготовлении на Опытном заводе СО АН сварных винтов из стали и титановых сплавов. К счастью, нам удалось решить и этот, и другие вопросы, с которыми приходили водно-моторники. Два первых моторных судна на нашей водной базе были привезены Бухариным и его партнером С.В. Стороженко. Они построили их еще в 1958 г. Бухарин был и первым председателем водно-моторной секции СОАН.

Впрочем, к лету 1963 г. спортсмены своими силами построили уже несколько скутеров, спортивных лодок, а академик Г.И. Будкер построил даже глиссер-катамаран. Я до того катамаранов никогда не видел, и этот разжег мое любопытство.

В Объединенном комитете профсоюза спортсменам-водникам помогал Владимир Ильич Караваев, увлекавшийся парусом. Но крупных вопросов он не решал. То ли не решался их ставить, то ли не умел этого делать. Володя Караваев был улыбчивым и внешне милым человеком, мягким и послушным. Он принципиально не мог сказать ничего против своих начальников, что в ОКП, что в райкоме КПСС, где он впоследствии работал третьим секретарем несколько лет.

Другим активным деятелем водно-моторного спорта и одновременно выдающимся спортсменом-гонщиком был Вадим Юрьевич Шолохов, сотрудник Института автоматики и электрометрии. В 1964 году он был избран председателем водно-моторной секции. Впоследствии он был лидером команды спортклуба, входил в состав сборной СССР, стал трехкратным чемпионом СССР и даже стал чемпионом Европы в классе скутеров с моторами объемом 175 куб. см.

Именно он, Вадим Шолохов, впервые посадил меня на быстроходный скутер и показал, что такое скорость на воде. Был небольшой ветерок, Дно скутера неритмично стучало о волны, а он сам вместе с нами несся с бешеной, как мне казалось, скоростью. Дух захватывало, но страшно не было. Я потом еще не раз катался на скутерах, но не заболел ими.

В следующий раз Слава Горячев пришел с более серьезными вопросами, и они касались Водной базы в целом. Я согласился проработать все вопросы, которые он передо мной поставил.

Я не знаю, почему эти вопросы не решались раньше, - для меня они действительно, были просты, хотя и требовали определенных действий. Я написал два письма.

Одно – на имя зам. председателя СОАН Л.Г. Лаврова. И вскоре на водной базе появился шлагбаум, о котором они просили, чтобы суда не выходили с базы без отметки у дежурного о выходе. И бытовка начала строиться и вскоре уже действовала. И два столика со стульями были поставлены, чтобы люди могли поесть. И еще целый ряд не очень крупных действий, которые были абсолютно необходимы, я это понимал, но почему-то их раньше некому было свершить.

Другое письмо было в Обком профсоюза. И вскоре деятельность Водной базы была узаконена. Она получила официальный статус Водно-спортивной базы «Наука», было избрано правление, назначен директор, открыт счет в банке. По-моему, Слава и был избран первым председателем правления Водноспортивной базы «Наука».

Продолжение следует: [http://www.proza.ru/2013/02/08/198]


Рецензии