ХХ век, сослагательное наклонение

Допустим, есть некоторое чутье, и это всегда приятно, когда при взгляде на дореволюционную фотографию (есть даже цветные), при просмотре кинохроники, изучении этикеток, чтении текстов, наконец, вдруг - как в фильме "Эффект бабочки" - задрожит картинка, расплывется текст, повеет правдой о царской России, вообразишь себя как если бы не было этих 100 лет, в тамошнем интерьере, и в общем-то понимаешь, что, окажись там, барьеров особых не будет, это свое, родное - связь непрерывная.

Есть особый жанр - альтернативная история: придумывают, что было бы, если бы, например, у нас были иные союзники, если бы принимались другие решения. У меня есть тоже свое сослагательное наклонение. Не собираюсь писать романы, скажу фабулу. В 1910-е годы Россия созрела для смены типа правления - это непременно бы произошло, так или иначе. Народные массы поднимались, чтобы решить свою судьбу. Но вот лидеры у них могли быть иные.

Григорий Распутин мог оказаться чем-то большим, чем праведник-непротивленец и друг царей. Он мог взять на себя открыто роль народного вожака - фактически диктатора, гаранта сохранности монархии и народного уклада, провозвестника народного социализма, к которому шла Россия естественным путем. В сущности, ему наклеили ярлык альфа-самца в царском гареме - и, хотя это по сути ложь и клевета - выражало чаяния коллективного бессознательного. Нужен был сильный народный вождь, укрощающий стихию, повелитель Эроса и Танатоса. Но он тихо молился, был убит и убран с исторической сцены, занятой вскоре троллями и орками всех сортов. И только Сталин оказался более-менее на высоте - он и стал народным вождем, но уже в другой исторической ситуации, после проигрыша первой мировой войны, когда народный уклад в России был неизбежно обречен на слом. Сталин - наследник дела Распутина в его развитии, духовный вождь советского народа, запрягший его религиозную энергию сначала в строительство социализма, а вскоре - в непримиримую войну с исконным врагом, недобитым в первую мировую войну.

Но если бы в 1916 году Распутин ухватил бы именем императрицы крест власти, не отринул тех грехов, что к нему все равно намертво приросли, не отринул бы и хлыстовства, в котором было много народного и исконного (читаем Пимена Карпова), он сначала бы выиграл для России Великую войну 1914 года, а потом учредил бы новую, невиданную ранее формацию, где религия, монархия и социализм нашли бы новое сочетание, о котором сейчас можно только гадать.

Тогда началось время народных вождей - но приход Гитлера, Муссолини и Сталина, в общем-то злых гениев мировой истории, оказался возможен только потому, что Григорий Распутин не поднял власть, лежавшую у него под ногами и не стал тем, кем никогда не смогли бы сделаться Гитлер, Сталин и Муссолини. Это был бы народный царь и друг царей, можно было бы представить Россию во славе ее, без гордыни, фальши и превосходства, - но чары проходят, и я снова перед фото 1913 года.


Рецензии