51. В. Агошков. Орельские места. Шестокрыльцы

51. В.И. Агошков. Орельские места.

«ЕДИНОГО ГНЕЗДА ШЕСТОКРЫЛЬЦЫ».


Известно, что поэт Николай Асеев связан с курской землёй: здесь он родился и постигал премудрости жизни. В автобиографическом очерке «Моя жизнь» Николай Николаевич писал: «И я почти с тоской, как о потерянных чудесах, вспоминаю о городах моего детства – о Курске и Льгове, о Судже и Обояни, о Рыльске и Фатеже».

Но не все знают о том, что дед Асеева – орловец. Поэт признавался, что он больше верил деду – фантазёру, чем отцу – реалисту. Из этого можно сделать вывод, что и творчество Асеева зиждется в какой-то мере на орловских воспоминаниях.
«Родина начинается с любви к слову, к своему языку, к его истории, его звучанию», – утверждал Н.Н. Асеев.

Наверное, стоит поспорить с ним о том, что «не с берёзок и соловьёв, которыми обычно украшают все русские пейзажи, не с саней и бубенцов, которые считаются необходимыми аксессуарами русского стиля», начинается чувство Родины. Видимо, поэт хотел разрушить и навязываемый стереотип о «курских соловьях».

Н.Н. Асеев, как истинный художник слова, живя на курской земле, интересовался историей не только г.Курска, но и его северного соседа – Орла. И интерес этот подогревался не только дедом-орловцем. В большей степени на это влияла любовь к слову. Чтобы понять это, нужно ещё раз обратиться к очерку «Моя жизнь».

Если большинство писателей и поэтов в автобиографиях повествуют о себе, то Н. Н. Асеев немалое место уделяет… названиям городов Курск, Орёл, Воронеж.
Он писал: «Город Курск – «Куреск», «Куроск». Ведь не от слова же «курица» происходит его старинное название! И я стал рано задумываться над этим именем, стараясь разгадать его происхождение. Нет, не курица, которая «не птица» даже по народному присловью, была его прообразом. Вошла в уши песня: «Ой, рано, рано куры запели, ой дид ладо, куры запели!»

Что это? Разве куры поют? «Курам на смех», – говорится в другой поговорке. Да разве куры смеются? Не могло быть, чтобы эта бессмыслица вошла в поговорки. Значит, не обыкновенных кур, или, как в Курске говорят, «курей» подразумевала народная этимология. Какие-то другие «куры» имелись в виду и в песне и в поговорках. «Как кур во щи». Почему же курица?..

Н. Н. Асеев подводит нас к такому выводу:
 – Да потому что куром называлась дикая лесная птица, довольно сильная, и крик её был похож на смех, и пел этот кур по лесам рано, рано попадался «во щи», только будучи добыт на охоте. И вот среди лесов, среди сырых боров заложен был город – «Куреск», по многочисленности обитавших в лесах «куров» названных так, а не иначе…».
И воображение развивало в поэте «целую цепь представлений». Почему эти птичьи названия присвоены не только одному этому городу,–  спрашивал сам себя художник слова. – Ведь вот – соседом ему расположен к северу Орёл, а к югу Воронеж!

Не связаны ли они, эти названия, чем-то общим, хотя бы во времени? Не были ли они порубежными форпостами на государственных границах давних времён? Линией защиты от вторгавшихся степных орд?
И, наконец, не о них ли сказано в применении к князьям «Слова о полку Игореве»: «единого гнезда шестокрыльцы»? Три гордых птицы – шесть крыл Кура, Ворона и Орла прикрывали Русь от набегов: и не сами князья, а названия городов натолкнули автора «Слова о полку Игореве» на этот образ…».

Итак, Н.Н. Асеев допускает, что г.Орёл мог существовать и в период похода князя Игоря на половцев, т.е. в XIIв. Сейчас общепринято, что Орёл основан в 1566г, Курск и Воронеж восстановлены в самом конце XVIв. Из трёх городов лишь Курск упоминается в летописях.

Так что предположение Н.Асеева, что не сами князья, а названия городов натолкнули автора «Слова о полку Игореве» на образ «единого гнезда шестокрыльцы», вымысел?! Скорее всего, да, хотя вымысел красив.
Поэт подчёркивает, что названия были связаны «чем-то общим во времени», т.е. он сам понимал условность своего предположения.
 

 
ОРЁЛ И ОРЛИЦА. Орлик берёт своё начало западнее пгт. Хотынец, причём, у реки Орлик есть приток – река Орлица. На карте 1789 года обозначена река ОРЕЛЪ.

 Следовательно, Орликом она стала где-то в начале XIX века, а до этого в течение двух с половиной веков город Орел и река Орел назывались одинаково. Как правило, любая река получает своё название всё-таки у истока. У начала реки Орлик мы видим, на развилке двух оврагов, деревню Сорокина. Конечное «а» говорит о том, что населённый пункт принадлежал помещику Сорокину.

Впрочем, этого могло и не быть. Топоним Сорокино(а), на наш взгляд, возник из Сурокино: сравни: суровые нитки, скрученные. Сурочье место – то, которое свито, скручено из ручьёв, дорог, оврагов. Это вполне возможно, поскольку рядом с Сорокино, по водоразделу, проходит шлях Свинак, или Свиная дорога, из Хотынца на Болхов.

Сорочье = СО + РОТЬЕ, т.е. СОвместные, СУпротив лежащие РОТЬ – РЕТЬ. Река РЕТЬ + суффикс принадлежности «Л» = РЕТЛЬ. Из «ТЛ» по законам стяжения осталось «Л»: Рель – Орель – Орел – Орёл! Чуть ниже по течению реки Орлик находятся сёла – Большие Рябинки и (юго-западнее) – Красные Рябинки. Не исключено, что эти названия возникли из РЕТЬ – РАТЬ: Ратинки – Радинки – Рябинки (?) Недалеко, в Хотынецком, Урицком и Болховском районах соответственно, расположены деревни Радовище (Ратовище), Радомль (Ратомль) и Радомка (Ратомка).
Данные топонимы на РА- подкрепляются и тем, что в самом Хотынце находится озеро Золотая Ора. Об этом см. очерк.

Следующей деревней на Орлике является Жердево. Одно из значений слова РЕЛЬ – жердь, лесина, шест. Возможно, что реку Орлик поименовали так за то, что она своими очертаниями напоминает жердь//жеРЕТЬ?! Конечно, трудно выбрать что-то одно, благодаря чему была названа река ОРЁЛ. Как писал Н.В. Гоголь, русский если давал кому-то имя или прозвище, то такое, которое характеризовало человека со всех сторон. Скорее всего, это можно отнести и к гидрониму Орёл.

 Один увидел остров посреди реки, другой сравнил её с шестом, третий заметил песчаную косу, четвертый – лесок на мыску – и всё это сошлось в одном определении – РЕЛЬ – ОРЕЛЬ – ОРЕЛ.
 

(С) В.И. Агошков.


Рецензии