54. В. И. Агошков. Орельские места. Перун

54. В.И. Агошков. Орельские места.

Перун.


Курское, краска (?), дающая жёлтый, либо розовый цвет. Орловка, ярославское, небольшое грузовое судно; от села Орловки. Орли’ть – клеймить казённым клеймом.

Итак, если птица ОРЁЛ – царь птиц, то и р.Орёл должна была в древности многое значить для наших предков: она поила, кормила рыбой, защищала от врагов, давала пищу для философских размышлений. В засуху из р.Орёл поливали посевы. Реки в древности были для наших предков живыми существами, им поклонялись, им доверяли свои сокровенные чувства.
 

 
ОРЁЛ ОРЛА ПЛОДИТ… Город Ливны (от лив – жизнь) стоит на реке Ливенка, которая образована двумя, почти равными речками – Ливна Лесная и Ливна Полевая. Река Орёл во многом напоминает по своей форме реку Ливенку. Если библейский Адам создал Еву из «ребра», то и речной Орёл не остался без «подружки» – речки Орлицы. А там, где мужчина и женщина, возникает любовь! О любви можно говорить вечно. А начнём мы наш разговор с Перуна.
 

 
ПЕРУН. В.В. Иванов и В.Н. Топоров – прекрасные знатоки древности. О Перуне они написали (словарь «Мифология»):
 – Древнерусское Перун, общеславянское *Perunъ, в славянской мифологии бог грозы (грома). Общеславянский культ Перуна восходит к культу бога грозы (грома) в индоевропейской мифологии и имеет много общих черт с аналогичным культом Перкунаса в балтийской мифологии…

В связи с этим мы напомним о том, что Г.П. Смолицкая (см. наш выпуск №1, стр. 4) об Орле написала следующее: «В.Н. Торопов считает этот гидроним балтийским». Не следует ли из этого, что в наших местах когда-то жили балты, которые и поименовали реку Орёл. Тогда наши рассуждения о том, что ливы назвали реку Ливну – Ливенкой, верны.
К сожалению, мы не имеем под руками сочинений В.Н. Торопова, в которых он высказал данную мысль.

«Бог грозы уже в индоевропейской традиции связывался с военной функцией, продолжают В.В. Иванов и В.Н. Торопов, и соответственно считался покровителем военной дружины и её предводителя (у славян – князя), особенно на Руси. Особое мифологическое значение имела борода громовержца, что косвенно отразилось в русских фольклорных формулах, относящихся к «бороде Ильи», образ которого заменил Перуна в эпоху двоеверия».
Попутно заметим, что чуть западнее истока реки Орлицы находится село Девять Дубов, где, согласно легенде, бился Илья Муромец с Соловьём-разбойником… «Борода Ильи» = брада: символ рати – рети?! Брань – битва.

– Главным оружием Перуна были камни и стрелы, а также топоры, являвшиеся, как и стрелы, предметами языческого культа… Перун в образе всадника на коне или на колеснице… поражает своим оружием змеевидного врага… Волоса-Велеса, позднее – Змиулана. После победы Перуна над врагом освобождаются воды (скот, женщина, похищенная противником и пр.).

 Интерпретацией мифа о Перуне является его истолкование как этнологического мифа о происхождении грома, грозы, плодородного дождя…. Эти ритуалы вызывания дождя включают обливание женщины, возможно, первоначально связанной с жертвами Перуну. Характерной чертой мифов и ритуалов, связанных с Перуном, является их соотнесение с дубами и с дубовыми рощами и с возвышенностями, на которых ставили в древности идолы Перуну и его святилища.
 

 
ДУБ И ДОБ. Самое время дать наш комментарий. Сейчас в Орловской области насчитывается около 30 названий только населённых пунктов с корнем ДУБ-. Это и Дубки, Дубовая, Дубовик, и Дубовое, Дубрава, Дубровка, и Дубы, Дубровский и пр.

Самое известное название – село Девять Дубов – в Хотынецком районе. У истоков реки Орлицы расположились топонимы: Дубрава, Дубочки. На современных картах мы видим топонимы только с основой ДУБ-. У Пушкина читаем: ДОбровы! Наши бабушки и дедушки тоже говорят: добровы. Кто-то уверяет, что ДУБ и ДОБ – одно и то же. У Даля есть слово ДОБА: украинское, белорусское, смоленское, костромское – пора, час, время, сутки, година. Ночной добой.

Он будет в свою добу, в твою пору, лета. От этого: удобный, подобный, надобный и пр. Как видим, ДУБ и ДОБ – это разные понятия. Село Девять Дубов названо так, на наш взгляд, не из-за росших здесь 9 дубов, а потому, что населённый пункт находился на расстоянии ДЕВЯТИ СУТОК езды на лошади от города Киева: Девять Дубов – это Девять Добов, т.е. Девять Суток. Деревня Добрынь Кромского района когда-то находилась на Большой дороге Орёл-Курск, в сутках езды от Орла на лошадке, т.е. на расстоянии ОДНОЙ ДОБЫ.

В своё время здесь был постоялый двор. В ДОБНОМ-УДОБНОМ месте возник город БРЯНСК, а посему он ДОБРЯНСК, т.е. добрый. Город не белка, чтобы поселяться в «дебрях».
 

Орёл и Орлица. Выпуск №5.
Топонимические очерки: факты, гипотезы.
Технический редактор и корректор – автор.
Компьютерный набор – Ю.В. Третьяков.
(С) В.И. Агошков, 2003г.
 


Рецензии