55. В. Агошков. Орёл - носитель Зевсовых громов

55. В.И. Агошков.

ОРЁЛ –
НОСИТЕЛЬ «ЗЕВСОВЫХ ГРОМОВ».
 

 
ДОБОВЫЕ РОЩИ. Наши предки с Перуном соотносили не ДУБО’ВЫЕ РОЩИ И ДУБЫ, а ДОБО’ВЫЕ РОЩИ И ДОБЫ’. (В слове ДОБЫ ударение на «Ы»). Иными словами, роща могла быть и не дубовой, а, скажем, берёзовой, но она находилась на ДОБО’ВОМ месте, а потому была ДОБО’ВОЙ РОЩЕЙ, удобной. В то же время Дубовая роща могла быть неудобной, не ДОБОВОЙ.
Добовое место – удобное потому, что оно лежит на четыре стороны; это и рубеж, и граница; это и начало, и конец; это и рассвет, и сумерки…

Не случайно уже цитируемые нами авторы подчеркнули, что «в балтийской и славянской мифологиях Перун приурочивается к четырём сторонам света, что видно, в частности, и из названия четверга как «дня Перуна» в полабской традиции, и из четырёх (восьми)-членной структуры святилища Перуна на Перыни под Новгородом… В пантеоне Киевской Руси Перун почитался как высший бог…».
 

 
РОЩА – ЭТО … ХЛЕБ. Наверняка на тему добовой, а не дубовой рощи мы что-нибудь найдём у Даля. Смотрим РОЩА: пуща, заповедной лес, заказник, ращёный или бережёный лес; чисто содержимый лесок, парк; вообще, небольшой, близкий к жилью лиственный (нехвойный) лесок. А вот и то, что искали:

РОЩА: северное, рощёный хлеб (зерно), и более рожь; солод. Надо РОЩУ готовить, на пиво. Итак, предложение уважаемых учёных: «характерной чертой мифов и ритуалов, связанных с Перуном, является их соотнесение с дубами и дубовыми рощами и с возвышенностями…» – мы должны дополнить следующими выводами. Дубовые рощи, как правило, на возвышенностях не растут (мало воды), а занимают места на склонах полей, на пересечённой местности, т.е. перерезанной речками, канавами, оврагами и прочее.

 А всегда ли нужно было нашим предкам идти в дубовую рощу, чтобы там «разговаривать» с Перуном?! Вряд ли: дубы и сами по себе растут, а значит, и участия людей не требуют.
 
Оппоненты скажут, что молнии Перуна бьют в основном в самые высокие деревья, а таковыми могли быть и дубы. К тому же дуб по своей прочности является олицетворением мощности и силы, что напрямую связывалось с творцом молний. Конечно, не исключено, что наши предки имели дело с дубами, но с такими, которые росли на окраине хлебного поля. До сих пор (!) жители Кривчиковского сельсовета Кромского района Орловской области верят в то, что с большого дуба, растущего на границе Ивановского леса и хлебного поля, на Троицу летают в Никольский лес Свердловского района русалки.
Однако рощами люди называли не только дубовые рощи, а прежде всего, хлебные рощи. Даль подчёркивает, что ХЛЕБНАЯ РОЩА в основном состоит из РЖИ: РОЖЬ – РОЩА – РОЩЬ, то, что рощёно, взращено, растёт! Именно на хлебную рощу нужно было пролить ПЛОДОРОДНЫЙ ДОЖДЬ, дождь, который бы ОПЛОДОТВОРИЛ посевы, ОРОСИЛ их.

Хлеб выращивали на возвышенностях, на которые и ставили в древности идолы Перуну и его святилища.
 

 
ДОБА – СДОБА. Татарская ДАБА – граница, рубеж. Нет сомнений, что татары заимствовали ДАБА у славян, но несколько переиначили его значение. В нашем случае ДОБА – это пограничное место между Дубовой рощей и добовой рощей, состоящей из ржаных колосьев. Вот почему доба – удобное, доброе, доблестное место. ДОБА – ЭТО СДОБА. Чтобы булочки стали СДОБНЫМИ, в них следует добавить жир, сахар и яйца. Но сдобной может быть и блондинка, т.е. полной, пышной, румяной.

Можно сдобрить щи сметаной, для улучшения вкуса. Это показывает, что слово ДОБА не исчезло: наши предки, чтобы получить хороший урожай хлеба, ржи на поле, одабривали// удабривали его, удобривали// удобря’ли и обращались за помощью к Перуну, чтобы тот послал плодородного дождя, оросил посевы, семена. Обливание женщины и есть момент магического орошения, оплодотворения. Роща – это то, что оРОШено, сРОЩено. ПЛОДоРОДный дождь способствует рождению плода; он творит плод, т.е. оплодотворяет. Если и приносили жертву Перуну, то только с одной целью: получения плода, плодородия. Перун//Сперун//сперма //споры (семена).
 

 
(С) В.И. Агошков.


Рецензии