56. В. Агошков. Кто автор слова?! Следы Перуна

56. В.Агошков. Кто автор слова?!

Следы Перуна.

ПЛОДОРОДНАЯ ЗЕМЛЯ имеет в себе семя-семена: семя-семья-земья-земля. Отсюда змея! Поразить «змеевидного врага» – значит п+оросить его, заставить принять семя, чтобы получить плод. Характерный пример мы находим в «Слове о полку Игореве». Игорева дружина вначале «потоптала… поганые полки половецкие». Русь
 

 
Рассыпалась стрелами по полю
И помчали красных девиц половецких,
А с ними – и золото, и шелка’…
 

 
Обратим внимание на то, что русские воины помчали красных девиц половецких; красных – т.е. красивых. Ясно, скажет иной читатель, захотелось дружинникам доставить себе удовольствие, для чего и «потоптали» половецкие полки, словно петух курицу…

Но если полки половецкие – поганые, то де’вицы – красные, красивые. Нет ли здесь противоречия?! Думаем, что нет, поскольку русские воины умыкали половецких девиц не только для своего удовольствия, но и чтобы увеличить в своём племени плодородное начало. Каждый мужчина заботился о продолжении рода не на словах, а на деле!

Русские воины «покровами, епанчами, кафтанами начали мосты мостить – по болотам и грязи’вым местам, – и всякими узоро’чьями половецкими!..». Спрашивается, зачем?!
Чтобы облегчить себе путь? Но куряне были на лошадях, которым половецкие узорочья только помеха. Видимо, мосты мостились для красных девиц половецких!

Сейчас нам вдолбили в голову, что половцы – враги русских и только. А тогда русские князья заключали с половцами мирные союзы, как для отражения общих врагов, так и для свободной торговли и брачных связей. Вспомним, что князь Юрий Долгорукий первый раз был женат на половчанке. Половецкие девушки любили русских воинов. Кстати, сын Игоря в плену женился на половчанке, которую назвал Свободой…

Борьба была между русскими и половцами не только за территории, но и за их «плодородное» начало. В этом плане интересен разговор Гзы и Кончака:

Тут промолвил Гза Кончаку: // «Если сокол в гнездо летит –
соколёнка растреляем-ка // своими золочёными стрелами!».
Отмолвил Кончак Гзе: // «Если сокол в гнездо летит,
опутаем-ка мы соколёнка // красною девицею!».
И снова – Гза Кончаку: // «Если его опутаем-де
красною девицею – // ни сокольца нам тут будет,
ни нам – красной девицы!
Тут начнут нас // и птицы бить в поле Половецком!»
(Перевод Алексея Югова).
 

 
КТО АВТОР «СЛОВА». Как видим, и половцы понимали роль женщины в продолжении рода и его жизнестойкости. В Первом печатном издании 1800 года ответ Гзы выглядел так: «…ни нама будет сокольца, ни нама красны девице, то почнут наю птицы бити в поле Половецком». «Почнут» – слово украинское. П.Я. Черных писал: укр. начати(ся) – но чаще почати(ся)… Древне-русское (сXIв) – начати(ся); старославянское – начАти (второе А – носовое – «ен»).

Время похода Игоря – 1185-й год, а это вторая половина XII века. Следовательно, автором «Слова…» был украинец, уже в ту пору говоривший не так, как остальные в Древней Руси. Впрочем, белорусское НАЧАТЬ – это пачаць, пачацца, пачынаць, пачаток. Так что автор «Слова» мог быть и белорусом. Новгород-Северное княжество и находилось на стыке Украины, Белоруссии и России.
 

 
СЛЕДЫ ПЕРУНА. Ещё в середине XIX века В.И. Даль писал, что в Великой Руси осталось мало следов Перуна – бога грома и молнии, грозы: в Белоруссии – более, там его описывают: это высокий, плечистый головач, черноволос, черноглаз, борода золотая, в правой руке – лук, в левой – колчан со стрелами; он ездит по небу в колеснице, пускает огненные стрелы. Який там перун ляскае! (от лязгает – В.А.)

Что за шум, стук, грохот. В смоленском говоре: в значении ВИХРЯ: Иж яго пируном носиць!
В.И. Даль считал, что Перун одного корня со словами: прах, перхоть, перст; менее вероятно от ПЕРО. В 1993-м году я не знал мнения Даля по поводу того, что Перун мог произойти от «перо». Написал стихотворение «Хранитель огня»:

О, княже, хранитель огня // И славного рода начальник!
Зовёшь ты, Сварожич, меня // Весной на таинственный тальник.
В окно я окликну коня // И крепость под утро оставлю.
Дорогою Царской звеня, // Зарю золотую прославлю.
Под звуки божественных струн // Холмы одолею и мары…
И сыплет в долину Перун // Гром-перья, лучи-лукозары!
…………………………….
*Лукозары – значит «лучезарный»; заря в виде лука.
 
(С) В.И. Агошков.


Рецензии