Ни слова о море

Один мой друг никогда не был на море. Так уж получилось. Начало для истории, конечно, банальное, но тем не менее - чистая правда. Но это не главное. Главное то, что однажды он, на это самое море, на котором никогда не был, поехал.
Добирался он к своему морю очень долго, наверное, дней десять. Так уж получилось.
Отправился он из родного города в соседнюю область автостопом и напился пьяный, не осилив и ста километров. И после мой друг еще много раз тратился на такси, автобусы, поезда и алкоголь, потому что путь был долгий, а по другому ездить он не умел.
И вот на одиннадцатый день пути, он наконец увидел из окна автобуса «Таганрог- Мариуполь» свое море.
Море было Азовским. Небольшим и грязным. Но откуда об этом было знать моему другу, ведь другого моря он никогда и не видел. И,так уж получилось, он сразу же влюбился  издалека в это самое море.
Усидеть в автобусе, который ехал в Мариуполь, мой друг, как вы понимаете, не смог. Он разменял у шофера рубли на гривны, и вышел на первом повороте к бухте, через несколько километров  после пересечения границы. Там он недолго постоял, и его подобрала попутка, а добродушный водила поселил его в небольшую двухместную комнату у своей сестры. На одну кровать он бросил свои вещи, а вторую койку занимал я, по крайне мере, так было, если верить словам моего друга.
Когда вещи были сброшены в маленькой комнатке поселка, который назывался «Седово» мы  сразу пошли к морю, и, конечно,  по пути заглянули в магазин, взяли недорогой водки, полкило колбасы, батон и апельсиновый сок.
Первая встреча моего друга и моря прошла на заброшенном диком и грязном пляже, где стояла ржавая моторная лодка, рядом с которой были пятна от машинного масла, а от воды пахло тиной, и в воздухе кружили комары.
Но мой друг всего этого не замечал.
Он вбежал в эту море, с пятнами масла и запахом тины, взобрался на огромный валун метрах в трех от берега, и когда я ему протянул полный стакан водки, мой друг выпил его одним махом, и нырнул в зеленоватую  воду.
Я не помню сколько было времени, но помню, солнце пекло не сильно, как будто не хотело портить впечатление первой встречи. Или просто так уж получилось.Впрочем, это не важно. Главное, что мой друг и море встретились.
Я заметил, что в рассказе стало слишком много меня,а история ведь ко мне никакого отношения не имеет, поэтому я лучше предоставлю слово моему другу.
- Вот представь, Иван- сказал он мне,- представь, что тебя всю жизнь манит море, и наконец, ты к нему приезжаешь. Ты рад этому, как дурак. Ты смотришь на него, на эту громадину, ошалело, а потом выпиваешь залпом стакан водки, и ныряешь в зеленоватую воду. Погружаешься полностью. Но,пара секунд, и ты понимаешь, что море, мгновение назад бывшее простой соленой водой, стало камнем, и ты внутри этого камня, застыл, будто бы в янтаре.
И вроде бы ты можешь дышать, как мгновение назад, и море все также прекрасно, и не прошел восторг первой встречи, но ты, друг, ты теперь  скован морем. Ты там — внутри этого камня. И больше нет никакого Ивана на валуне в трех метрах от берега, с бутербродом с колбасой и стаканом водки, нет никаких комаров и пятен от машинного масла и тины никакой нет, точнее, все это есть, но существует уже за чертой теплой, чуть зеленой воды, которая так навсегда обратилась в камень.
И вот уже ты, устав восхищаться новым, устав от радости встречи, начинаешь паниковать. Ты пытаешься выбраться, судорожно поднимаешься к кромке воды, что сомкнулась у тебя над головой. Еще одно усилие, и  ты на свободе, друг. Но, спустя мгновение, ты замечаешь странность. Смотришь вокруг, а больше от мира ничего не осталось. И ты понимаешь, так сразу понимаешь, что все очень просто, что выбралось из моря только твое тело, а душа. Душу забрала этот каменный, чуть зеленоватый  покой.
И ничего с этим уже не сделать, друг.
И вот твое свободное тело куда-то идет, и зачем-то возвращается в клетушку съемного домика, и зачем-то ложится прямо на железную кровать, и зачем-то пьет вино, и зачем-то фоткается с кем-то на пляже, и живет своей старой жизнью, и вроде бы ничего вокруг не изменилось, но только взгляд, взгляд-то оказывается, остался там, вместе с душой, в толще золотой и прекрасной воды, и ничего кроме этого моря больше увидеть не может.
И самое страшное во всем этом то, что теперь мир вокруг воспринимается зрением сквозь пелену этого каменного моря, где заточена твоя душа, которая никогда тебе не принадлежала.
И ты страдаешь.
Страдаешь потому что все что было у тебя своего, все теперь там, на небольшой глубине, смотрит вокруг себя и видит теплое, не знающее унижения, спокойное и безжалостное море, а вокруг твоего тела- пустая, холодная, ласковая и  на все согласная земля.
И тебе пусто здесь.
И к морю ты вернутся не можешь.
Потому что оно Азовское, мелкое и грязное.
Потому что друзья, которые были на многих морях, говорят, что это даже не море вовсе, и делать тебе там нечего, и в мире есть куча других пляжей, без тины, без машинного масла, и совсем без комаров.
А ты.
Ты стоишь вдалеке от своего моря, смотришь на все сквозь прозрачный камень, в который однажды  прекратилась его вода. Слышишь шум застывшей волны, и хочется тебе, друг, только одного- вернуться на грязный пляж, в небольшой поселок Седово.
Потому что море-только там, потому что все остальное- вода, может и соленая, но никак не морская.
И голоса друзей тонут в шуме прибоя.
И ты понимаешь, что должен был остаться там, в море, в мгновение ока, обратившемся в камень, вместе со своей душой, свихнувшейся от восторга первой встречи, и навсегда ставшей частью бесчувственной и прекрасной воды, в которой так неповторимо преломляется солнечный луч....."
Мой друг не закончил свою историю, потому что проснулся. И да. Я забыл сказать, меня ведь не существует, я просто часть этого мучительного чужого сна. Так уж получилось. Но разве это важно? Совсем нет. Важно другое:
Мой друг проснулся от этого странного сна, обнял подругу, которая лежала рядом, но потом убрал руку. Он посмотрел в темноту, а в темноте ничего этого  не было. В темноте было совсем другое. Сквозь тьму смотрел мой друг в мучительное, теплое и безжалостное лицо   женщины, в глазах которой так неповторимо преломлялся солнечный луч.
И вот он встал, подошел к окну, и решил, что времени больше нет, и что нет никакого мира, и что нет у него ничего,и ничего не будет. Но вместо того, чтобы шагнуть в пустоту, мой друг закурил.
А тем временем, сквозь толщу тумана, отражаясь от стекол припаркованных у тротуара машин, к его комнате тихо кралось солнце, от которого пахло тиной. А далеко, далеко, где-то на востоке, застыв в чужих сетях мирно спало его море.
Потому что море-это не всегда соленая вода, и соленая вода-не всегда море.
Ведь чтобы море стало морем, ему нужно отдать душу.


Рецензии