Мотив воспоминания в романе Ф. М. Достоевского

   Под мотивом понимают простейшую единицу сюжета. Любой сюжет состоит из тесно переплетенных мотивов. Значимость мотивов зависит не от собственного смысла, а от его роли в художественной конструкции.
   В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» выделяют несколько мотивов, в том числе мотив воспоминания, который занимает значительное место в произведении. В июньско-августовском выпуске «Дневника писателя» (1877 год) Федор Михайлович, делясь с читателями впечатлениями о посещении мест своего детства, сделал очень важное заявление, касающееся воспоминаний в целом: «Без святого и драгоценного, унесенного в жизнь из воспоминаний детства, не может и жить человек. Иной, по-видимому, о том и не думает, а все-таки эти воспоминания бессознательно да сохраняет. <…> Человек, кроме того, уже по самой необходимости наклонен отмечать как бы точки в своем прошедшем, чтобы по ним потом ориентироваться в дальнейшем и выводить по ним хотя бы нечто целое, для порядка и собственного назидания”. Таким образом, Достоевский выразил свое отношение к отголоскам прошлого, показав, почему в произведениях мотиву воспоминаний отведено так много места.                Характеризуя свои воспоминания, Достоевский выделял два основных типа: те, которые он вызвал «по своей воли», и те, которые «вдруг припомнились», «сами собой и без воли» его. Причем предпочтение писатель отдавал воспоминаниям подсознательным, так как, по его мнению, именно они способны преобразить человека.
   Все воспоминания, встречающиеся в романе « Преступление и наказание» условно можно разделить на четыре группы: детские воспоминания, преобразующие персонажа; воспоминания о былом; воспоминания, несущие моделирующую функцию и спонтанные воспоминания.
   Как заметил сам Достоевский, «самые сильнейшие и влияющие воспоминания всегда те, которые остаются из детства». Поэтому, пожалуй, настолько ярко и выразительно изображен сон-воспоминание Родиона Раскольникова, повествующий о забитой лошаденке. Перед нами семилетним мальчиком, гуляющим под вечер праздничного дня с отцом за городом, предстает Родя. Проходя большой кабак, они обращают внимание на телегу, стоящую возле крыльца. В нее впряжена «маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка», явно не сумеющая осилить такой груз. Из дверей выходит пьяная толпа и хозяин лошади – «молодой, с толстой такою шеей и с мясистым, красным, как морковь, лицом» Миколка. Разгоряченный алкоголем, он кричит «Садись, все садись!» и указывает на старую клячу. Мужики залезают в телегу и принимаются бить лошадь хлыстами «по самой морде и по глазам». Бедная кобылка не в силах и сдвинуться с места, но пьяные желают, чтобы она пошла «вскачь». Разъяренный, Миколка берет оглоблю и убивает лошадь-«мое добро». Маленький Родя прорывается сквозь толпу к савраске и целует ее, обхватывая ручонками мертвую голову, а потом бросается с кулачками на Миколу. Но в этот момент его хватает отец и выносит из толпы-«Пьяные, шалят, не наше дело, пойдем!». Раскольников просыпается в холодном поту: неужели он в самом деле возьмет топор и убьет старуху, размозжив ей череп… «Нет, я не вытерплю, не вытерплю»-вскрикивает Родион. Происходит преображение персонажа. Герой освобождается от мыслей, так долго терзавших его душу: «Точно нарыв на сердце его, нарывавший весь месяц, вдруг прорвался. Свобода, свобода! Он свободен теперь от этих чар, от колдовства, обаяния, от наваждения!».
   Это преображение Раскольникова в прежнего ребенка подтверждается и воспоминанием матери: «… еще в детстве своем, при жизни твоего отца, ты лепетал молитвы свои у меня на коленях». В сюжете романа преображение - своеобразное моделирование финала, когда герой встанет на путь постепенного преображения, преодолев отчужденный взгляд на мир. Таким образом, эти воспоминания служат для раскрытия внутренней сущности героя, фиксации его преображения.
   К следующей группе отнесем воспоминания, позволяющие нам узнать о положении дел в прошлом, помогающие лучше осмыслить то, что происходит в настоящее время. Так, из рассказа С.З. Мармеладова мы узнаем о его судьбе («…сообщая вам историю жизни моей, не на позорище себя выставлять хочу перед сими празднолюбцами, которым и без того всё известно, а чувствительного и образованного человека ищу»), выясняем и то, что жена его, Катерина Ивановна – «особа образованная и урожденная штаб-офицерская дочь», «в благородном губернском дворянском институте воспитывалась и при выпуске с шалью танцевала при губернаторе и при прочих лицах, за что золотую медаль и похвальный лист получила». Этот эпизод, являясь сюжетообразующим,  во-первых, помогает Раскольникову впоследствии обрести надежду на новую жизнь, пройти путь «постепенного обновления» (ведь именно рассказ Мармеладова знакомит читателей с Сонечкой, а Родиону Романовичу позволяет найти «падшую женщину» с непорочной душой невинного ребенка, несущую на себе тяжелый крест человеческого страдания), а во-вторых, повествую о молодых годах жены Мармеладова, показывает, как может повернуться судьба любого человека, независимо от социального положения.
   Следующее воспоминание встречается в письме Пульхерии Раскольниковой, матери главного героя. В нем нам впервые встречается имя Свидригайлова, как человека гнусного и подлого:«этот сумасброд давно уже возымел к Дуне страсть, но всё скрывал это под видом грубости и презрения к ней», и Лужина, жениха девушки, скопидона и негодяя - перед нами предстает история Дунечки, сестры Раскольникова, со скандалом оставившей место гувернантки в доме Свидригайлова из-за домоганий последнего и вынужденной теперь идти замуж за некого Лужина, о котором, к слову, весьма нелестно отзывается мать. Это послание окончательно подвигло Родиона на совершение своего замыла – убийства старухи-процентщицы Алены Ивановны,  чтобы не допустить самопожертвования сестры.
   Тесно связано с убийством и следующее воспоминание: «Еще зимой один знакомый ему студент, Покорев, … сообщил ему как-то в разговоре адрес старухи Алены Ивановны, если бы на случай пришлось ему что заложить. Долго он не ходил к ней, потому что уроки были  и как-нибудь да пробивался. Месяца полтора назад он вспомнил про адрес; у него были вещи, готовые к закладу…». Уже при первой встрече он почувствовал к женщине «непреодолимое отвращение» и в его голове возникла мысль, очень его занимающая. Посетив старуху, он отправился в трактир, где услышал разговор студента и офицера, в котором они обсуждали Алену  Ивановну, и первый даже высказал мысль, которая так волновала Раскольникова: « Я бы эту проклятую старуху убил и ограбил, и уверяю тебя, что без всякого зазору совести», а после почти дословно пересказал всю его теорию о «глупой, бессмысленной, ничтожной» старухе с одной стороны и «молодых, свежих силах, пропадающих без поддержки» с другой. Это воспоминание также играет двойную функцию: Раскольников окончательно убеждается в правоте своего мировоззрения и читатель осознает, что мысль о подобном убийстве возникала не в одном уме.
   Многие воспоминания связаны с пребыванием у следователя Порфирия Петровича, когда Раскольников анализирует сказанное. Лишь в шестой главе пятой части воспоминания встречаются трижды. Присутствует заявление такого характера: «Потом, при воспоминании об этой минуте, Раскольникову представлялось все в таком виде», после которого следует рассказ о ложном признании Николая следователю в убийстве процентщицы. Припоминал он, «вчерне, в общей связи, всю свою давешнюю сцену с Порфирием», и «не мог еще раз не содрогнуться от ужаса», осознав, что «часть игры была обнаружена»-Порфирий был сильным соперником. Вспомнил Раскольников и сцену «третьего дня под воротами», сообразив, что чуть не погубил себя. Вообще, интересно отметить, что главный  герой склонен к обдумыванию действий уже после того, как их совершил (Потом уже, размышляя об этом, вспоминал он…).
   Воспоминания позволяют нам понять и то, почему так быстро Порфирий Петрович смог вычислить преступника, (помимо того, что следователь является его двойником). За два месяца до преступления следователь с интересом прочел в журнале «Периодическая печать» статью Раскольникова «О преступлении», узнав в ней свои мысли-«прочел как знакомую». Вероятно, и Порфирий Петрович в молодости прошел чистилище «наполеономании», но нашел в себе нравственные силы отказаться от сомнительной задумки (это, кстати, еще раз подтверждает одержимость многих подобными идеями). Воспоминания снова играют существенную роль-с их помощью следователь раскрывает убийство.
   Важны и интересны  сны-воспоминания Свидригайлова, возникающие перед самоубийством. Ему видится Малая Нева, жена Марфа Петровна, Дунечка…Но особую ценность представляет видение о девочке-самоубийце, лежащей в гробу-четырнадцатилетней утопленнице, погубившей себя по его вине-разбитое сердце, «оскорбленное обидой» не выдержало незаслуженного стыда. Воспоминание открывает еще один факт биографии Свидригайлова, ранее нам не известный. Этот случай также может быть составляющим звеном, подтолкнувшим персонажа к самоубийству.
   Присутствуют в произведении и воспоминания, выполняющие так называемую моделирующую функцию, то есть возникающие отголоски памяти тотчас же воплощаются в жизнь. Так, Раскольников, проходя по Сенной площади, вдруг вспомнил слова Сони: «Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и пред ней согрешил, и скажи всему миру вслух: «Я убийца»». Как стоял, так и упал он на землю. «Он стал на колени посреди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю, с наслаждением и счастием». Произошло первое его раскаяние, которому, важно отметить, предшествовало воспоминание.
   Весьма интересна заключительная, четвертая группа. К ней отнесем воспоминания, «вдруг припоминающиеся». Они , на мой взгляд, особенно интересны.
   Такими воспоминаниями пронизан весь роман. «Тут вспомнилась ему его шляпа»-замечает автор. Эта, на первый взгляд, малозначительная деталь («пошлейшая мелочь»), о которой Раскольников рассуждал в начале произведения могла испортить весь замысел-«Да, слишком приметная шляпа…Смешная, потому и приметная…Вот эти-то мелочи и губят всегда и все…».Действительно, не вспомни Раскольников о шляпе, и все могло бы обернуться иначе.
   Помогает Раскольникову воспоминание, и когда он ищет старухины деньги: «Вдруг он припомнил и сообразил, что этот большой ключ…непременно должен быть не от комода…, а от какой-нибудь укладки…», а «укладки обыкновенно ставятся у старух под кроватями». Так и есть. Это полезное воспоминание помогло Родиону сохранить драгоценное время, которое могло быть потрачено на поиск денег.
   Уже на утро после убийства, дома, вспоминает Раскольников и то, что «кошелек и вещи, которые он вытащил у старухи из сундука, все до сих пор у него по карманам лежат! …Не вспомнил о них даже теперь, как платье осматривал!». Не вспомнил потому, что все мысли его перепутаны.
   Мотив воспоминания проходит и далее, когда Раскольников, уже выйдя на лестницу, вспоминает, что «оставляет все вещи так, в обойной дыре», но машет рукой и идет дальше.
Интересно заметить, что все эти мгновенные воспоминания как бы возвращают главного героя к действительности, ведь в последнее время «он до того углубился в себя и уединился от всех», что почти вовсе не замечал происходящего.
   Мотив воспоминаний традиционен для творчества Ф.М. Достоевского. Он встречается почти во всех произведениях писателя. Концептуальное завершение мысли о святости детских воспоминаний показано в «Братьях Карамазовых», где старец Зосима произносит следующие слова: «Из дома родительского вынес я лишь драгоценные воспоминания, ибо нет драгоценнее воспоминаний у человека, как от первого детства в его доме родительском».  То же объяснит мальчикам и Алеша Карамазов: «… ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание…».
   Таким образом, в романе Ф.М. Достоевского мотив воспоминания занимает значительное место. Функции его ввода весьма разнообразны: это и желание показать преображение персонажа; и введение новых, не известных ранее моментов из жизни героев; и намерение обратить внимание на ту или иную деталь. Рациональные идеи и мысли, сталкиваясь с воспоминаниями, лежащими глубоко в подсознании,  входят в противоречия друг с другом. И эта борьба душевных, моральных качеств с замыслами и логикой в конечном счете приводит к самосовершенствованию личности, хотя порой и является следствием необдуманных поступков в случае победы первых свойств над вторыми.


Рецензии