Сопоставление образов Чацкого и Базарова

Сопоставление образов литературных героев-это процесс, позволяющий выявить идейно-тематические и художественные компоненты объектов сравнения. Сопоставляя социальное положение, взгляды, ценности героев, их образ жизни и окружение, читатель открывает для себя новые, ранее не замеченные подробности, а порой и вовсе начинает рассматривать героя с иной стороны.
Так, сравнивая образы Александра Андреевича Чацкого из комедии А.С. Грибоедова и Евгения Васильевича Базарова из романа И.С. Тургенева, прежде всего нужно обратить внимание на то, что произведения относятся к разным родам: «Горе от ума» - драма, «Отцы и дети» - эпос. В свою очередь это определяет первое и, пожалуй, основное различие – принципиально разные средства раскрытия персонажей. Если для отображения характера Чацкого Грибоедов использует монологи, диалоги и
ремарки(авторские замечания), то для раскрытия образа Базарова (помимо монологов и диалогов) характерно также авторское повествование.
Однако, несмотря на отличие в родовой принадлежности, всё же, герои обладают рядом схожих черт.
Так, оба персонажа появляются совершенно неожиданно и сразу же провоцируют конфликт. Также их возникновение является элементом сюжета-завязкой. Чацкий приезжает в дом Фамусова, надеясь найти там оставленную возлюбленную Софью с теми же чувствами, что и у него. Однако, мысля иначе, чем представители фамусовского общества, тут же ввязывается в споры, тем самым положив начало столкновению своих взглядов и мировоззрений - фамусовским. Появление Е. Базаров, изначально просто не вызвавшее восторга у хозяев дома – братьев Кирсановых, постепенно перерастает в конфликт, основанный на серьезных идейных противоречиях.
Следующее сходство-это убежденность героев в собственной правоте. Оба персонажа твердо отстаивают свою точку зрения. Чацкий, даже несмотря на то что ему приходится идти наперекор обществу в целом, свободно высказывает свои мысли по поводу злободневных проблем современной ему эпохи: крепостного права, просвещения и воспитания, служения отечеству и гражданского долга, а также национальной культуры. Базаров же характеризуется такими фразами как «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Рафаэль гроша медного не стоит...» и наконец являющейся основой нигилизма, к которому герой себя причислял: «Необходимо все сломать и разрушить, а строить будут другие». Евгений полагает, что он в праве судить о достоинствах и недостатках любого: «Каждый человек себя сам воспитывать должен». Оба героя искренне верят в то, что абсолютно правы.
Еще одна параллель-отрицание авторитетов. Чацкий отказывается преклоняться перед идеалами фамусовского общества, которые «пред всеми знали почет», в «чины выводили и пенсии давали», но «когда же надо было подслужиться» и они «сгибались вперегиб». Таков и Базаров: вся его жизнь построена на отрицании, герой ничего не принимает на веру, любые авторитеты для него неприемлемы, о чем он часто любит повторять-«Я верю только в то, что видел сам». По словам Аркадия, его друг «не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип».
Оба персонажа пренебрегают этикетом: Александр Андреевич приезжает в дом Фамусовых без приглашения, что было непозволительно для того времени. С Фамусовым же герой спорит, даже не желая выслушать собеседника. Базаров грубо ведет себя с человеком, который намного старше его, отвечая небрежно и равнодушно (« в звуке его голоса было что- то...дерзкое»). Не применяет условный этикет Евгений и к внешнему виду: на нем «длинный балахон, с кистями», «полотняное пальто», «панталоны запачканы в грязи»-о том, как выглядит, герой совершенно не заботится(опять-таки прослеживается нигилизм).
Как Чацкий, так и Базаров, характеризуются обществом, которое их окружает. С помощью этого окружения авторы показывают значимость персонажей. Так, двойник Чацкого Репетилов, высказывающий идеи, подобные главному герою (персонаж состоит в «секретнейшем союзе»), вызывает у читателя лишь неприязнь, ведь на вопрос о характере
деятельности тайного общества, Репетилов, не имеющий ни теоретических, ни социальных устоев, с гордостью отвечает: «Шумим, братец, шумим». Подобное чувство мы испытываем и к лже-нигилистам Ситникову и Кукшиной. Эти персонажи призваны подчеркнуть масштаб личности главного героя.
Но много в героях и различного. Основное их расхождение на идеологическом уровне. Чацкий с ненавистью относится к тому, что мешает прогрессу: крепостному праву, бюрократическому аппарату. Базаров же выступает как ниспровергатель всех устаревших, с его точки зрения, авторитетов и социальных норм, исходя при этом из принципа полезности, который он считал универсальным: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным... В теперешнее время полезнее всего отрицание-мы отрицаем». Но при это не приемлет общественного прогресса. Герой видит задачу нынешнего поколения лишь в «расчистке» места. («Сперва нужно место расчистить»).
Присутствуют социальные расхождения. Так, Чацкий-дворянин, получивший отличное образование, а Базаров-разночинец, сын уездного лекаря и дворянки; Но своего положения он нисколько не стыдится и даже отвергает свои дворянские корни. Отлично также и их положение в обществе.
Язык Чацкого-язык оратора, он безупречен в выборе слов и выражений, подборе интонации:
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве.
Этого нельзя сказать о Евгении-персонаж не следит за красотой речи, манера говорить лишена каких-либо условностей. Речь поражает своей простотой, лаконичностью, резкостью суждения. В ней не встретится никаких украшательств, подчеркнуто вежливых оборотов, наоборот, преобладают просторечные, бытовые, подчас грубоватые слова и выражения: «мать у меня такая сердобольная», «черт меня дернул», «коли брюха не отрастил».
Таким образом, сопоставив образы А.А. Чацкого и Е.В. Базарова, можно сделать вывод, что герои во многом схожи (мышление; поведение в обществе; сюжетная функция; подчеркнутость значимости посредством второстепенных персонажей) и во многом различны (идеология; социальное положение; индивидуальные отличия).


Рецензии