Ам Исраэль хай! Народ Израиля жив

 
Книгу с иллюстрациями можно скачать по адресу - http://cetroi.ucoz.ru/publ/5-1-0-10


Посвящается моему Отцу.

ВСТУПЛЕНИЕ


Эта книга родилась из писем друзьям, оставшимся в стране Исхода. Их, естественно, интересовало все, связанное с нашей новой средой обитания.  Как добрались? Как встретили? Каковы первые впечатления? Что там не так, как у нас? А что, в свою очередь, так? На что живете? И можно ли на это жить? В общем, все - все - все, о чем только можно написать. (Желательно даже и  о том, о чем нельзя). Об этом, собственно, и  книга.
   Как и подобает общению с друзьями, периодически возникали воспоминания о прошлом. Отсюда - некоторые попытки осмысления прожитого. Правда, обошлось без ностальгии. Может, потому, что не пришло еще ее время - все-таки репатрианты мы совсем новые. Чувство, которое испытывала моя жена Лена, начиная чуть ли не с первого дня пребывания в новой стране, ностальгией назвать нельзя. О нем, если даст Бог, поговорим позже.
А вообще, главной темой книги является, наверное, открытие для себя и своих друзей новой для нас страны с неуемным желанием достичь в ней счастья. Того счастья, которого так не хватало на прежнем месте. Поэтому центральный вопрос книги - достижимо ли это счастье в Земле обетованной?   И если  да, то  каким образом? И что оно вообще из себя представляет? Поисками ответов на эти вопросы и занят автор.
И в этом смысле Израиль - страна особенная. Еврейские мудрецы говорят о том, что в Израиль недостаточно просто  иммигрировать. Нужно совершить восхождение, то есть, подняться в него духовно, открывая для себя цель и смысл такого восхождения. И мне, как человеку верующему (правда, совсем не религиозному), это близко и родственно. Оттого и книга эта - не только диалог с друзьями и читателями, но и с Всевышним. (Правда, я во многих случаях не знаю, кому из нас  принадлежат какие слова).
Книга эта - описание Пути. И может быть, даже не столько описание, как попытка  его  обнаружения и исследования. Ведь когда есть Путь, тогда есть и смысл. А когда есть смысл, живется совершенно иначе, чем когда его нет. Наличие пути у человека на земле - это его оправдание перед Небесами. Но, впрочем, пора приступать к рассказу.



САМЫЕ  ПЕРВЫЕ  ЧУВСТВА  И  ШАГИ



Итак, прилетели мы ночью в Бен-Гурион, аэропорт в Тель-Авиве. После оформления документов, нас отправили в Хайфу, где мы планировали первоначально остановиться у моего отца. Отец мой в Израиле живет уже восемь лет. Может быть, позже я расскажу, как он здесь оказался.
Ночная дорога, незнакомая, сокрытая в темноте и неведении новая страна, проявляющая себя лишь огнями. Что от нее нам ожидать? Чувство тревоги перемешивалось с радостными ожиданиями. Совсем  как в детстве (правда,  нынче в меньшей степени, видимо, уже устал от жизни).
   Помню, будучи мальчишкой, глядел на ночное звездное небо и мечтал о новых галактиках. Или когда, проезжая ночью  поездом через крупные города,  любил смотреть в окно на гирлянды огней, представляя себе те же самые новые миры, притягивающие своей неизвестностью  и красотой. Безусловно, фантазия играла в моем восприятии не последнюю роль. Но кто знает, не является ли фантазия выражением жажды творчества, коренящейся в самой натуре человека, созданного по Образу и Подобию?
Чего-чего, а в горящих огнях в Израиле недостатка нет. Оттого города, как стемнеет, становятся еще красивее. На освещении не экономят, в отличие от Украины. И от этого становиться весело на сердце. Забегая вперед, скажу, что ночная Хайфа удивительно красива, если смотреть на нее с горы Кармель. Даже промышленная зона вся переливается огнями. Особенно именно промышленная зона. Днем на нее по понятным причинам смотреть не очень приятно, а вот вечером... Расцвеченная огнями ночь словно бы компенсирует нелегкий трудовой день этих заводских труб,  конструкций и сооружений.

   Почему глазу так приятно смотреть на свет во тьме? Почему он так радует сердце? Почему вообще человека так притягивает к себе новизна, новые миры? Почему они дают такой мощный стимул для жизни? Такой прилив вдохновения?.. Может быть, потому что все люди в глубине души - странники и пришельцы, этакие пилигримы. И новизна пробуждает в них жажду познания и жажду изменения. Опять-таки, жажду пути. Пути к совершенству...

Забегая вперед, скажу, что некоторое время (где-то около полугода) по приезде в Израиль у меня был духовный и эмоциональный подъем, своего рода эйфория, связанная и с обновлением моей жизни и с осуществлением моего давнего желания приехать сюда. Началась новая жизнь, а прежняя, со всеми ее проблемами, осталась позади!

САМЫЕ ПЕРВЫЕ ИЗРАИЛЬСКИЕ ДЕНЬГИ

...Последний год перед репатриацией был для меня особенно тяжелым. Я был словно рыба, выброшенная на песок и жадно в агонии хватающая последний воздух. Сама атмосфера в националистическом Львове убивала меня. И казалось, что город, уже охваченный «оранжевой» революцией, ни за что не выпустит нас, рвущихся на свободу.
   Податковая инспекция на Стрийской, где нам необходимо было получить справку для выезда, была заблокирована членами революционной организации «Пора». Вместе с Податковой были заблокированы и мы в этом городе и в этой стране. И никто не знал, чем это все кончится. ** Когда им пора, нам уже поздно** - преследовала меня предательская мысль. Но, благодарение Богу, мы вырвались...
Вспоминаю, как я упрашивал служащую Податковой инспекции оформить нужную справку быстрее. Нам нужна была от Податковой всего лишь одна бумажка, а ждать ее нужно было по заведенным там порядкам целый месяц! Это было еще до начала оранжевой революции.


      Сто долларов стоила наша свобода, вернее, билет в свободный мир. Но у нас их в тот момент не было. Когда мы приехали в Израиль, бюджет нашей семьи составлял всего лишь тридцать долларов. С такою суммой отпустила нас на свободу ридна Батькивщина (да и те хотела отобрать). Голых и нищих. Но может, оно и правильно? Так и надо. На свободу нужно выходить свободным человеком, то есть, не обремененным капиталом.

...В Израиле государство в аэропорту нам дало пятьсот долларов в качестве первой выплаты «Корзины абсорбции», что немного укрепило остатки моей веры в государственность, надо сказать, тленные остатки, которые я вывез с собой из Украины.
   С аэропорта мы ехали в маршрутном такси вместе с несколькими семьями репатриантов. Ночная поездка была для нас бесплатной, то есть, опять-таки за счет государства, и я немного переживал - доставят ли нас точно по назначению, не придется ли  с чемоданами бродить по ночному городу?
    К  счастью, опасения не оправдались. Водитель всех нас доставил до самого дома. Чтобы завезти одну  женщину, он долго искал в маленьком городке по пути к Хайфе незнакомую улицу, плутал по ночному городу, спрашивал у редких прохожих, и все-таки нашел нужный адрес. Меня приятно удивило такое отношение к человеку, которое я наблюдал и в дальнейшем. ( К примеру, многие люди, узнав, что мы - новые репатрианты, просто и естественно желали нам успешной жизни).


Приехали под утро, часов в пять. Поднялся на третий этаж, звоню в дверь, никто не открывает. Может, отец  спит? Минут десять звонил, стучал, кричал. Все напрасно! Тогда в голову пришла мысль - может, там и нет никого. И что все это какая-то страшная мистификация. Что нас здесь никто не ждет! И никому мы здесь не нужны! (Это, видно во мне проснулись рецидивы страхов, испытанных перед отъездом). А может, я все еще до конца не верил, что приехал в Израиль?
Вышел на улицу. Не знаю, что и думать. В голове - хаос от смешения чувств. Какой-то парень вывел собаку на прогулку, стал говорить  по мобильному телефону на русском языке. Я обрадовался соплеменнику, попросил  его позвонить моему отцу. Дал номер телефона. Он позвонил и  выяснил, что адрес, записанный у меня в блокноте - неверный. Неправильно указан номер дома. Нужный дом находится метрах в пятидесяти дальше. И я за три приема все наши тяжелые чемоданы быстренько перенес, как на крыльях. Что такое сто килограммов по сравнению с новой жизнью, дверь которой уже видна впереди?
   По приезде оказалось, что отец  уже снял нам чистую, уютную квартиру в соседнем от себя подъезде. Очень приятная неожиданность!  Значит, мои молитвы  к  Всевышнему с просьбой приготовить нам место в Израиле, которые я совершал  в течение полугода, вплоть до момента отъезда, были услышаны!
   Вошли в квартиру и сразу легли отсыпаться. После детально оценили наше новое жилище. Две светлых комнаты, угловую часть одной из них занимает кухня, газовая плита, холодильник, умывальник, стенка-шкаф для посуды. Тут так принято, что кухня занимает угол в одной из комнат. Далее, туалет и душ. Комнаты меблированные, есть постель, телевизор, стол, стулья, шкаф для одежды. Все это называется в Израиле -1,5 комнаты. Квартира необычайно чистая и светлая, что мне очень понравилось. Как говорят, со светлой аурой. Я сразу почувствовал себя в ней человеком. Давно мечтал жить в такой. В общем, рай для странников и пришельцев!


   Платим мы за квартиру 1300 шекелей или 270 долларов в месяц. Платим благодаря государственной помощи, так называемой **корзине абсорбции**.  Ее дают репатриантам полгода по две с небольшим тысячи шекелей в месяц. Вот это помощь так помощь! Она кажется мне царским подарком! Какое бы еще государство платило бы нам полгода, давая возможность освоиться и обжиться?! Ясно, что - не страна исхода.
   Вообще, жилье в Израиле очень дорогое - и снимать, и, тем более, купить. (Квартиры стоят, начиная от 50 тысяч долларов). Не знаю, будем ли мы вообще иметь когда-нибудь свое собственное жилье? Да и нужно ли свое жилье странникам?  Но зато, впервые в нашей семейной практике, мы живем отдельно! Без мамы и папы. (Мой папа живет в соседнем подъезде, а  мама - в другом государстве). Знакомые отца надарили нам кучу вещей - одежду, посуду и пр., даже кровать с ортопедическим матрасом подарили. И вообще, встретили нас очень хорошо, сердечно. Я ходил по берегу моря и благодарил Бога за то, что Он нас сюда привел!

НЕМНОГО МИСТИКИ

Чудесный город Хайфа - дома поднимающиеся как по ступеням на гору Кармель! Море - в 15 минутах ходьбы от дома - прекрасный современный пляж с кафе и ресторанами, танцплощадкой, открытой сценой для театра, с душевыми и раздевалками, и с другими прибамбасами -  тянется на протяжении двух километров. Небо практически всегда чистое и солнце практически всегда яркое (даже слишком). Как это воспринимается человеком,  в жизни которого солнечные дни  выпадали с частотой красных дат в календаре? Конечно, как праздник, который, по бессмертному выражению Хемингуэя, всегда с тобой.
   Меня почему-то чрезвычайно волнует вид белого камня, из которого сделаны здесь дома, обрамленный  фоном синего неба. В этом ни много, ни мало, но  я чувствую вечность - белый  камень на синем фоне неба. Не просто какую-то абстрактную вечность отвлеченного ума, а конкретную, земную. Видимо так я себя и представляю незыблемость основ. Кстати, белый и синий - это цвета флага Израиля. (Впрочем, не думайте, что я уже стал матерым сионистом).
   Кирпичами  здесь практически не пользуются (может быть потому, что кирпич в его библейском значении - символ Вавилонской цивилизации с ее стремлением все сделать однообразным и серым).
   Камни же или каменные плиты в Израиле используют везде, даже на кладбищах хоронят не в гробах, а в ямах, выложенных каменными плитами. Положат тело, лишенное духа,  в такой каменный саркофаг и сверху тоже накрывают плитой.


   Откуда я успел это узнать?  Мы, прямо с корабля на бал, уже успели побывать и на похоронах. Умер Паша, один мой знакомый по прошлому моему туристическому визиту в Израиль пять лет назад. Тогда он подарил мне наручные часы, которые я носил во Львове почти до самой репатриации. Я несколько раз менял в них батарейки и это напоминало мне о том, что пора ехать. (Время моего пребывания в галуте истекло).
И на этот раз по моем приезде он, уже привычно подарил мне часы, которые сейчас на моей руке, - и... внезапно умер - из-за проблем с сердцем. (Какая-то мистика, не правда ли?)
   По этому поводу вспоминается Библейский рассказ о Захарии, которому было обещано, что он не умрет, пока не увидит Младенца. (Конечно, на роль Мессии я не претендую, но все-таки... какая-то преемственность в этом чувствуется, как вы думаете?).

Что поделаешь, жизнь человека на земле ограничена и все дни его, как говорит Библия, подсчитаны. Каждому определенно их строгое количество. Успеет ли человек понять для чего он здесь? Понять и осуществить. Или осуществиться. Исполнить свое предназначение. Иначе, зачем он здесь?
   В жизни человека есть  высший смысл. В это я верю еще, наверное, с детских лет. Верю и ищу этот смысл. А если не искать его, тогда  - духовная смерть, когда у человека исчезает главная цель. Тогда уж лучше - смерть физическая. Впрочем, ему, смыслу, виднее…
К слову, хоронят здесь быстро, без всякой бюрократической волокиты, не то, что на ридной нэньке-Украине. Возможно, это связанно с жарким израильским климатом. А возможно, что и не только с ним. А с уважением к жизни вообще и к смерти, как ее                составной части.
               
  А на надгробиях здесь  вместе с именем и датой рождения и смерти традиционно пишут                - «Да будет его душа завязана в узел жизни».




                ЭКСКУРСИОННЫЙ  БУМ

 Периодически мы с Леной путешествуем  автобусными экскурсиями. Благо, что Израиль - страна для туристов и экскурсионный бизнес развит хорошо. Существует целая сеть экскурсионных бюро, которые предлагают регулярные экскурсии в различные места. Однодневные, двухдневные, трехдневные... По стране и за границу. Вообще, нам хочется посмотреть мир, побывать в Париже, Нью-Йорке, Токио... Здесь такая возможность есть. Но для этого нужно заработать деньги. Я разговаривал с некоторыми репатриантами из бывшего СССР, которые в стране уже по десять - пятнадцать лет. Так они уже успели побывать во многих странах.

     А пока нам хочется познакомиться с Израилем  и понять его. Кроме того, у меня есть еще и тайная цель. Я очень надеюсь, что благодаря экскурсиям моя жена Лена  полюбит Израиль. Ведь по приезде сюда у нас с ней совершено различные настроения. Можно сказать, диаметрально противоположные. Я  - несказанно рад и счастлив. Она - растеряна и подавлена.
Лена оказалась совершенно не готовой к репатриации. Да она и ехать не хотела. Поехала лишь ради меня. Понятно, что вся семья ее осталась на Украине, а также друзья, работа. Ее, словно растение, пересадили в иную почву. Приживется ли?.. Незнакомая страна, непонятный язык. Очень много страхов, опасений. Проблемы со здоровьем. А в Израиле - совсем иной климат... Одним словом, на экскурсии я возлагаю большие надежды.
    В общем, сели мы на автобус и поехали. Ездим, как правило, по субботам, когда не работаем. Уже побывали и на севере страны и на юге и в центре. Несколько раз были в Иерусалиме. Молились у Стены плача (все переданные мне на Украине записки я вложил в Стену, чтобы поскорее дошли до адресата)... Ходили по узким улочкам Старого города (хотелось бы тут походить без спешки, без боязни отстать от экскурсовода)... Были в Храме Гроба Господнего, поделенного между собой тремя церквями, так же как был разорван и поделен римскими воинами между собой цельный хитон Христа ... Ходили по Гефсиманскому Саду, в котором тоже есть  церковь – в тот момент там совершала групповую молитву одна делегация, кажется из Германии. Я почувствовал, что эта молитва была за людей, проходящих в жизни через скорби. Их почему-то всегда хватает, во все времена и во всех странах.
   Большинство таких святых мест - действующие. То есть, там совершаются Богослужения и молитвы и одновременно проходят экскурсии. И тут же идет бойкая торговля. Очень демократично. Хочешь - молись,  хочешь - просто смотри, как молятся другие. А хочешь поторговаться – пожалуйста. Все условия для этого есть.
   Вообще огромное количество  в Иерусалиме и в Израиле мест, святых для паломников, интересных для туристов и доходных для торговцев. На таких местах всегда есть торговцы. Большую часть Старого города в Иерусалиме  занимает огромный  базар. Лавка следует за лавкой - целые улицы под одной крышей - одни только магазинчики. Чего здесь только нет - ковры, картины, бижутерия, очень много религиозной атрибутики...
И на истории и на, тесно переплетенной с ней религии, очень хорошо  делается бизнес. Оно и понятно, - множество туристов и паломников - потенциальных покупателей, как говориться, грех не воспользоваться. А  уж что  продавать - при наличии фантазии это не вопрос -
                               
     Бутылочки со Святой водой из Иордана
     Надо думать, что не из-под крана.
     Коробочки со Святой Землей из Святой  Земли.
     Интересно, из какого места?

    У меня в такой ситуации первое время возникал вопрос - а где проходит грань между служением Богу и бизнесом? Ведь одно дело, когда торгуют на торговой площади, а совсем другое – когда торгуют в храме, не правда ли?
   В Храме Гроба Господнего, в частности, я наблюдал сцену, как священник торговался с посетителем за свечи и прочие атрибуты.**Мало** - сказал священник, когда посетитель дал ему денег. Пришлось тому доплачивать в валюте.
       
     А получилось все так. Мне захотелось сфотографироваться со  священником. Я уж было шагнул в его келью, как меня опередил какой-то паломник, который и стал покупать у священника его товар.
   Моя жена Лена в это время стояла за моей спиной с фотоаппаратом и ждала, когда я дам команду снимать. Я же ждал, когда священник освободиться. Так я  стал свидетелем этого торжища. Случайно ли?
    За пару тысячелетий до этого, на месте, где ныне находиться храм Его имени, проходил другой человек. В руках у него был бич, которым он переворачивал столы торговцев и изгонял тех из храма. Ныне, другая эпоха, бичи сменили на фотоаппараты. Но торговля в храме как была, так и остается прибыльным и популярным делом.

   Я попросил того священника сфотографироваться со мной на память. Он  отказался. Видимо, не хотел афишировать себя. Бича испугался. Зато в том же храме я сфотографировался с другим священником, из другой концессии, который в этом никому не отказывал. К нему даже выстроилась небольшая очередь желающих сфотографироваться, которую я честно выстоял. Видимо этот священник торговлей не занимался. Поэтому у него было время фотографироваться и общаться с прихожанами.
    


СВЯТОЕ И ГРЕШНОЕ

   Так вот, при каждой церкви или монастыре, независимо от их размеров,  есть свой магазинчик или лавочка. Будь-то небольшая православная церковь Двенадцати апостолов на Кинерете, монастырь молчальников в Латруне, где производят, естественно на продажу, монастырское вино или Иорданит, место на реке Иордан, где совершают крещение паломники из многих стран мира. Тут выстроили целый комплекс с огромным магазином и небольшими лавочками, рестораном и платными туалетами.

    Согласно легенде именно в этом месте крестил Иисуса Иоанн Креститель. Хотя наш экскурсовод утверждает обратное. Что место крещения  Иисуса было вовсе не здесь. Это же место выбрали по одной простой и прозаичной причине – здесь безопасно. Здесь не стреляют из автоматов, не летают ракеты и не совершают терактов. Поэтому здесь очень удобно и креститься, и заниматься торговлей. Цены в местом магазине здесь на порядок выше, чем в обычном израильском магазине и сразу переведены на доллары и евро. Что делать, видно в наше время все переходят на самоокупаемость.

   Когда Пушкин говорил о том, что** не продается вдохновенье, но можно рукопись продать**, он сказал об очень многом. Практически обо всем. Вы не можете купить благодатный огонь, который сходит на каждую пасху в Храме Гроба Господнего. Но вы должны купить свечу у служителей храма, если хотите этот огонь иметь у себя.


    Так вправе ли священнослужитель торговать в храме? Как вы думаете? Нам, грешным, торговать, как говориться, Сам Бог велел. А вот, можно ли им?
    Ведь кто такой святой? Чем он отличается от грешника? У святого, в отличие от нас, грешных, нет этого разделения жизни на высокое и низкое, праведное и грешное, какое есть у нас. У него все – высокое, все святое. Потому он и святой. Так можно ли ему заниматься торговлей? Конечно, можно, ведь для него и сама торговля свята. Можно, но не нужно. Хотя бы на, так называемых, святых местах. Ради нас, грешных. Чтобы мы не соблазнились. И сами не стали торговать высоким и святым. И тогда все высокое и святое станет для нас низким и грешным. Что для нас, неокрепших, будет  духовной смерти подобно.

   Но что делать, когда на многих таких святых местах **сидят** далеко не святые люди. И не только немощных соблазняют своей торговлей, но и сами соблазняются от нас. Так, Лену не пустили в одну русскую церковь по причине слишком открытой одежды. Мы спросили у монашки, усмотревшей грех в одежде  Лены, - что же плохого в открытых руках? Наш настоятель соблазняется, - ответила та. Ну что тут скажешь?

    А вообще, запросто заблудиться в этих пересекающихся, похожих друг на друга, как две капли воды, торговых улочках, пропитанных самим духом торговли. Как порой не просто разобраться, что в этом мире должно продаваться, а что даваться даром.
   До смешного порой доходит. Так, стоило мне  сфотографировать Лену даже не на верблюде, а на фоне верблюда (за стенами Старого города в Иерусалиме),  как за нами погнался араб, хозяин верблюда, с требованием заплатить ему десять шекелей. Оно и понятно, - раз земля святая, значит и верблюд на ней, естественно, тоже свят. А за святость, как мы выяснили, нужно платить. И если в храме идет бойкая торговля, то за его пределами – и подавно.  А значит, давай – раскошеливайся!
   
   Другой араб долго уговаривал меня купить у него арабский головной убор. Сошлись на том, что он позволил мне в нем бесплатно сфотографироваться. Видимо, в целях рекламы. Лена, увидев меня в арабской чалме, от испуга выронила фотоаппарат, после чего он уже не фотографировал. Пришлось покупать новый фотоаппарат.
   Вообще, от стремительного напора торговцев, любой ценой стремящихся  что-нибудь продать, обязательно нужно иметь хоть какое-то противоядие. Иначе будет худо. Так уговаривают, что обязательно отдашь последнее - лишь бы отвязались! (Вот у кого можно поучиться настойчивости в достижении цели!). Я, например, нашел одно эффективное средство  - говорю свою нереально заниженную цену  их товару и тоже стою на своем до конца. Больше у меня денег нет! - Эйн ли кесеф!  Иногда для убедительности показываю свой действительно пустой кошелек. Они же все спускают цену и спускают, вплоть до половины ранее названной суммы. (Значит, завышали, окаянные!). Моя же предложенная цена еще наполовину меньше. После непродолжительной перебранки торговцы махают рукой и
отпускают меня с миром. Что с меня, нищего, возьмешь? В конце концов, я же должен отстоять свое свободное право не покупать под принуждением! Иначе я просто перестану себя уважать!
На Востоке искусство убеждения достигло необычайного распространения. Где внушительным аргументом, а где и просто напором всюду стремятся достичь своей цели. Араба - израильские отношения - та же торговля за землю, которая порой принимает уродливо-бандитскую форму. Жаль, что некоторые наши арабские соседи не понимают того факта, что, не уважая чужое право на жизнь, они ставят под сомнение и свое такое же право.

         УЖЕ  НЕ  ПАЛОМНИК

Пять лет назад я уже бывал в Израиле. Как турист и, наверное, как паломник. Отец сделал мне гостевой вызов и три недели я провел в этой благословенной стране. В тот момент эта поездка была необходима мне как воздух. Я пребывал в длительной депрессии, связанной с моими жизненными обстоятельствами и фактически не знал, как мне жить дальше. Затем, после возвращения из Израиля в Украину, я, ободренный, получивший мощный толчок к жизни, начал ее новый этап. Фактически тогда я стал заниматься литературным творчеством.


   Но остаться тогда в Израиле я не был еще готов психологически. Хотя такая возможность и была. В тот момент я еще не видел себя жителем этой страны. И приехал, скорее, как на разведку. Как те разведчики, которых отправил Иисус Навин высматривать землю, текущую молоком и медом во время исхода евреев из египетского рабства. Двоим из разведчиков, эта земля понравилась.
                Может быть, я был, как один из них, когда  ходил по этим местам. Все мне нравилось на этой земле. Я уже писал об этом в материале «Восхождение в Иерусалим». Ивритская речь, которую я слышал на улицах, звучала в моих ушах как молитва.

    В событиях, происходивших со мной тогда, я видел знамения или знаки Всевышнего. Я много говорил к Богу и ожидал от Него ответов на свои проклятые вопросы. В Храме Гроба Господнего, например, взобравшись на Голгофу, я попросил Господа сказать мне что-либо важное  в столь значимом для паломников месте. Прислушавшись к себе, я услышал строчку из Писания, пришедшую мне на ум, - Сила Моя совершается в немощи.

Примерно так же молился я и в других местах – у Стены плача или в пещере пророка Илии  в Хайфе. У Стены плача у меня, почему-то, разболелась голова. Может быть, от солнца, а может быть, от тяжкого бремени еврейской истории, которое наваливается на приходящего сюда. А может быть, и от своего собственного бремени, которое я принес к этим камням.
Боже! Как же мое бремя похоже на бремя еврейского народа! Бремя отвержения, неприятия, изгнания. А может, это оно и есть? Может, все мои беды оттого, что я - еврей? И тут уж, как говорится, от судьбы не уйдешь…
Да, наверное, тогда, пять лет назад, я и был стопроцентным паломником. Теперь я не паломник, а репатриант. Тот, кто перешел через Рубикон, точнее, через Иордан и должен осваивать Землю Обетованную для жизни.

МОЛИТВА РЕПАТРИАНТА
 
            
    Господи, благослови наш путь на этой земле! – стало моей ежедневной молитвой. Кроме того, просил я у Всевышнего нового видения, то есть новой точки зрения на жизнь. Хватит уже быть изгоем! Надоело! Нужно наконец-то начинать и саму жизнь. Жить-то когда-то надо? Как вы думаете?     Просил - и получил в ответ... новые очки! ( Может, Бог  так шутит?)
    Произошло это следующим образом. Зашел в магазин оптики, разглядываю витрину. Продавщица на русском языке спрашивает  - что вам показать? Глядя на цены - а цены на очки в Израиле очень высокие, на этой витрине начиная примерно с 600 шекелей и выше, - отвечаю, что зайду  примерно так через годик. Выхожу из магазина. Тут догоняет меня эта продавщица и еще одна ее коллега -** Мы хотим вам сделать подарок! Очки! Чтобы вы не думали плохо об израильтянах**.  Я, ошарашенный, мямлю в ответ - мол, я не возьму от вас такого дорогого подарка. А сам лихорадочно думаю, - разыгрывают или нет. Тогда одна из женщин прямо мне говорит - ** Это Бог вам дает. Зайдите к нам через пару дней на примерку**. Так я стал обладателем новых современных очков стоимостью примерно 900 шекелей. Надо сказать, что очки эти особенные, со специальными стеклами, которые не пропускают бликов и световых отражений. И еще, как объяснила мне продавщица, если смотреть в глаза человеку, который носит эти очки, то есть, в мои глаза, то видишь их естественно, а не так, как через стекла, как это бывает с обычными очками. 
А вообще, в этот мой приезд в Израиль, что-то произошло у меня не со зрением, а со слухом. Такое впечатление, что кто-то снял у меня перегородку, отделяющую меня от внешнего мира. Слуховую перегородку. Теперь звуки, которые приходят ко мне извне, я слышу словно бы внутри себя. Из себя. Сначала было очень непривычно, неудобно - на все реагировал болезненно. На центральных улицах даже было несовпадение ритмов - чувствовал внутренний диссонанс от шума моторов и голосов. Теперь уже привык. Я и окружающий мир - одно целое! Он - это я, а я - это он! Как вам такая перспектива?.. Означает ли это, что эта земля меня приняла?
На днях прочитал у Григория Померанца, что немцы называют Библию культурой уха, а Элладу - культурой глаза. А речь шла о переложении Ветхозаветной культуры вслушивания  (Шма, Исраэль - слушай, Израиль) - грекам, неодолимо стремившимся видеть Бога. Интересно, не правда ли? Не лучше ли одновременно видеть и слышать, чем только видеть или только слышать?
         


                БЛИЖЕ  К ПРИРОДЕ

Были мы на экскурсии в Хамат - Гадере, местном курорте сероводородных ванн. Лечили свои тела  погружением в  горячие воды. Там же, в Хамат - Гадере, есть крокодилий питомник с живыми крокодилами. Правда, все они почему-то спали в момент нашего посещения, и не удалось посмотреть их в деле. Одна туристка рассказала нам, что просидела  полдня в надежде увидеть, как они шевелятся. Но, похоже, что крокодилы просто ждали, пока она уснет и свалиться за поручни. То есть, соревновались с нею в терпении.
 


Еще были мы на Мертвом море. Измазались с ног до головы целебной грязью (авось от чего-нибудь поможет) и просаливались в воде. Лене понравилось (она ведь плавать не умеет, утонуть же там невозможно из-за высокой концентрации соли в воде). Все бы хорошо, но уж слишком беспощадно палящее солнце Мертвого моря.
    Были мы на очень интересной экскурсии в сталактитовых пещерах. Огромная пещера величиной примерно со Львовский оперный театр оборудована внутри сталактитами – огромными сосулями, свисающими сверху, и сталагмитами – такими же сосулями, но растущими от пола. Образовываются сосули в результате просачивания дождевых вод в трещины гор и вымывания  горных пород. Не правда ли, это нечто говорит о природе творческого процесса? Так под воздействием творческого Духа из человека  **вымываются**  его внутренние накопления в виде  разного рода изображений и рефлексий.     Капля за каплей в течение тысячелетий и образуются такие сосули (или же великое искусство и литература). Растут эти сосули, если мне не изменяет память о рассказе гида-экскурсовода, примерно на один сантиметр за 50 лет. Особо понравилась мне одна композиция. Некий сталактит почти соединился с неким сталагмитом (или сталагмиткой) – осталось всего лишь где-то около сантиметра. (То есть, еще на 50 лет работы). Я назвал эту композицию - поцелуй  и сразу же позавидовал их неспешности. Если бы я имел такое же терпение! Скольких  бы ошибок удалось избежать в жизни!
 А над  входом в сталактитовую пещеру начертана надпись из Талмуда (я специально попросил гида мне ее перевести с иврита на русский) - **Все это Я сотворил для тебя, поэтому, причиняя ущерб природе, ты причиняешь его  самому себе**.
    Были мы на заводе ювелирных изделий. Вот где я имел возможность убедиться в различии женского и мужского начал!  Лене очень понравилось бриллиантовое кольцо стоимостью в 8000 шекелей. Хотела купить в кредит. А я, конечно, нет. Сколь по-разному оценили мы наши возможности! Но видимо, мне все-таки не хватило в этот момент веры. И  подумал я, глядя на Лену, - сколь много  еще предстоит шлифовать этот бриллиант, выточенный из моего ребра, чтобы он светил ярким чистым светом. И сколь много  еще мне самому предстоит смиряться, чтобы мое категоричное  **нет**,  звучало для нее как сладкое **да**!
               


ИСКУССТВО  ВОСПРИЯТИЯ

     А самая первая наша экскурсия была на винный завод на Голанских высотах. Там нас учили дегустировать вина. Оказывается, это целая наука!
   Происходит это так. Вначале нужно оценить вино на цвет, что делается посредством рассматривания бокала с вином на свет. Второе, - оценить на запах, что делается, разумеется, с помощью носа. И только потом  нужно принимать вино  в себя. Да и то не сразу. (Многие же, как маленькие дети, привыкли все сразу пихать в рот  без предварительного различения). Вовнутрь принимается лишь после внешнего ознакомления. Так диктуют правила здравого смысла, требования безопасности и  соображения эстетического характера. Сначала нужно съездить - посмотреть страну в качестве туриста, а потом уже делать выводы - хотел ли бы ты в ней жить или нет. (Конечно, если не приходиться уносить ноги, спасая свою жизнь).
...Потом делается первый глоток. Но лучше не вина, а чистой воды. Этим глотком нужно прополоскать рот, очистив его от предыдущих вкусовых ощущений - остатков утреннего кофе или завтрака. Точно так же, перед вступлением в новую жизнь, нужно очиститься от негативных впечатлений  прошлой жизни. Одним словом, очиститься от боли и огорчений вчерашнего дня. Если этого не сделать, никогда не почувствуешь  оригинальный вкус новой жизни.
Каждый день можно начинать, словно с чистого листа, освобождаясь от негативных остатков предыдущего. Тогда можно быть вечно свежим и молодым. И  принимать все, что приносит тебе новый день, ощущая его запах и вкус. Рассматривая его как  нечто новое и неповторимое в твоей жизни. Наслаждаясь еще не питым тобой молодым вином.

                ПРЕПЯТСТВИЯ
                Конечно, жить по этим принципам не так-то и легко. Ведь это только дети вполне могут жить настоящим моментом. Они никуда не спешат, их не обременяет груз прошлого, и будущее не страшит их своей неопределенностью. Они не озабочены ежедневной борьбой за существование, как взрослые. Недаром говориться, что детям принадлежит Царство Божье. А у каждого взрослого есть своя история борьбы с препятствиями. Великая ценность, но и тяжкое бремя! Вообще, говорят, что препятствия даются человеку для того, чтобы он их преодолевал. Благодаря им, он карабкается вверх,  словно взбирается по древу жизни. Человек движется вперед, и не будь этих препятствий, он так бы и остался на месте. Что же такое репатриация с этой точки зрения? Очередное препятствие или, наоборот, помощь в их преодолении?

 Вот, к примеру, моя тетя, Царство ей Небесное! В прошлый свой приезд в Израиль я застал ее еще живой. Она репатриировалась в пенсионном возрасте. И жила в Хайфе, как где-нибудь в Жмеринке.
   Читала русскоязычные газеты (благо есть такие в Израиле) и смотрела телевидение из России. То есть, тело ее было в Израиле, а душа – в России. Не все могут легко абсорбироваться в  местную жизнь. Преодолеть препятствия новой жизни.
В Израиле я уже повстречал немало наших бывших соотечественников, клянущих, на чем свет стоит, Землю Обетованную. Они всем недовольны! Кому-то их них было, что терять (и немалое!) в стране исхода. Квартиры, работу, карьеру, друзей и близких, устроенную жизнь… Они приехали, рассчитывая, что здесь у них будет всего этого еще больше.
Причем сразу! Подавай им все на блюдечке с голубой каемочкой! Столкнувшись же с первыми трудностями, даже небольшими, они начинают роптать и извергать проклятия. С одной стороны, конечно, понять их можно. В России он командовал полком, а в Израиле - убирает помещения. (На зарплате, правда, это сильно не отражается - 700 или 800 долларов, которые здесь можно заработать на уборке, он, наверное, и в должности командира полка не получал). Но зато, какой удар по амбициям! Вот уж действительно человеческое эго прекрасно испытывается в Израиле. (Святая Земля, все-таки!)
   Еще один человек, приехавший из СНГ. Там он был хорошим, по его словам, органистом. Здесь он подметает улицы. Я видел интервью с этим человеком по израильскому телевидению. Он действительно не в состоянии понять, почему государство в Израиле допускает,  чтобы дипломированные органисты убирали улицы. Но что делать, если в Израиле всего лишь несколько органов на всю страну? А количество органистов превышает количество клавиш на инструменте.
   Кроме того, Израиль, по нашей привычной классификации, это все-таки страна капиталистическая. То есть, несмотря на помощь государства  в трудоустройстве и намного более высокий уровень социальной защищенности граждан, человек все принципиальные вопросы должен решать сам. А не ждать, чтобы государство решило все за него. Нужно искать какой-то приемлемый выход и не замыкаться в своем недовольстве.
К слову, если человек едет в Израиль исключительно по материальным соображениям, его здесь ожидает немало подводных камней преткновения. И хотя уровень жизни в Израиле несоизмерим с уровнем в странах бывшего СССР, для такого человека существует множество психологических барьеров. Ну, например, может возникнуть чувство зависти. Почему репатриантам из СНГ доступны в основном только **низкооплачиваемые** работы и закрыты двери там, куда запросто входят старожилы страны? (Куда без знания иврита невозможно пройти даже по знакомству). Если вы позволите зависти овладеть вами, то негативное отношение к стране появиться у вас автоматически.

     Поэтому я стараюсь не сравнивать себя со старожилами. По мне, если уж и сравнивать, то свой сегодняшний уровень со своим прошлым. И при этом постараться оценить все факторы. И материальные, и духовные.
Еще в людях может открыться жадность. Наверное, от нищеты предыдущей жизни помноженной на доступность материальных благ в Израиле. Глаза разбегаются от изобилия в магазинах. Люди заходят в глубокий минус (возможность покупать товары в кредит, который предоставляет им банк), а потом долго не могут из него выйти. Так, многие покупают себе здесь квартиры, беря ссуду в банке, а потом многие годы ее выплачивают. А процент ссуды все растет. Отсюда тоже рождается негативное отношение к самой стране.
Или, попадая в материальное изобилие с реальной возможностью, работая, все это приобрести, возникает искушение заработать много денег. Чтобы сразу все купить. Люди  устраиваются одновременно в  несколько мест на работу и пашут, как кони, пока не подорвут здоровье. Все это и многое подобное весьма отравляет им жизнь.
  Так что, к реально существующим препятствиям люди могут  по желанию и вкусу добавлять себе новые. Как сливки или молоко в кофе.

                ВЫСШИЕ ЦЕННОСТИ

      Я надеюсь, вам известно, что главное - это не сами материальные блага, а радость, состояние счастья от их использования. Если у человека будет все, что душе угодно, но его никто не будет при этом любить, то какая ему польза от его богатства? Нищие люди часто бывают несчастными, и поэтому им кажется, что, достигнув благополучия, они сразу же станут автоматически счастливыми. Практика показывает, что это не так. Как говорится, и богатые тоже плачут.

    От чего же зависит это самое счастье? Я думаю, что счастье возникает не от обладания, а от отношения. Другими словами, счастливым надо становиться прямо сейчас, не дожидаясь достижения намеченного уровня благосостояния. Поэтому, научиться быть благодарным за то, что ты имеешь сейчас, мне представляется куда более важным, чем заработать пару-тройку миллионов (заработает ли их человек  еще вилами по воде писано).

  Итак, каково отношение человека ко всему происходящему? Ценит ли он обычные житейские радости? Такие, например, как мир.
   Когда я еще только собирался ехать в Израиль, некоторые люди недоуменно говорили – как же ты поедешь туда, там же нет мира, теракты, опасность, постоянное напряжение... И я действительно в некоторой мере опасался этих вещей. Ведь мир – это, пожалуй, то к чему стремятся все нормальные люди на земле. Без мира нормальной человеческой жизни не существует. А если уж говорить о таких вещах как счастье и творчество, то я не представляю себе, как они возможны без мира.
   Приехав в Израиль, я увидел, что мира в нем гораздо больше, чем на Украине. Несмотря на случающиеся теракты и рост преступности, о которых я, правда, читал только в израильских газетах и видел по телевизору. Видимо, мир – это состояние, включающее в себя целую совокупность факторов. Вот, например, стабильность, которую я чувствую в Израиле, и ощущения которой у меня совершенно не было на Украине. Отчего возникает это ощущение?

 
   Наверняка и от уровня благосостояния, и социальной защищенности. В Израиле нельзя умереть с голоду. Вернее, нужно очень постараться, чтобы сделать это. На местном базаре, к примеру, человек запросто может покушать без копейки денег. Овощами и фруктами, которые просто потеряли товарный вид и поэтому сняты с прилавков и лежат в коробках на земле. Или в крупных продовольственных супермаркетах, где некоторые продукты можно пробовать в неограниченных количествах.  Оливки разных сортов, различные солености, сладкие финики, орешки и прочее…Я, к примеру, очень люблю полакомиться всем этим в супермаркетах. И потому что люблю сами оливки. Ну и потому, конечно, что бесплатно…

    В Израиле гарантирован, с помощью всевозможных пособий, определенный уровень жизни. Даже если человек вообще не работает. Конечно, многого он себе при этом позволить не может, но и по помойкам он рыскать не станет. Этот момент резко снижает остроту борьбы за выживание, которую люди ведут, к примеру, в той же Украине.
 
    Для ощущения мира еще важен характер взаимоотношений между людьми, так называемый общественный климат. В Израиле он намного мягче и человечнее, чем в стране моего исхода. На улицах практически нет озлобленных и раздраженных людей. Потерянных людей. Люди более спокойны, общительны, настроены на взаимопонимание. Особенно это касается коренных жителей. Они порой напоминают мне детей, даже и не подозревающих о человеческом коварстве, подлости и низости. О том, что люди могут жрать друг друга, как самые последние звери. Конечно, и в Израиле все это, наверняка, есть. Но я говорю о доминирующем общем климате. Точнее, о своем восприятии его.

   Что касается арабо-израильского конфликта, то я  с ним практически не сталкиваюсь и не ощущаю на себе. Один из моих начальников на работе – араб. Причем, ортодоксальный мусульманин, молящийся на работе по нескольку раз в день. Он весьма приятный человек, разумный, добросовестный. И отношения у меня с ним – прекрасные.

    Во Львове общественный климат совершенно иной. Фактически, он мне вполне напоминал холодную войну, периодически переходящую в **горячую**. Общество там было наполнено ненавистью из-за многих причин – политических, исторических, экономических, национальных и т.д. В частности, люди были поделены по языковому признаку – на говорящих по-русски и говорящих по-украински. С русскоязычными боролись, как с оккупантами, вытесняя их из всех сфер жизни.  Говорить на русском языке во Львове было подобно ношению желтой звезды Давида на рубашке в гетто. Или, учитывая всеобщую бедность и бесправие, это было подобно положению раба в Египетском плене.  Говорить же на **мове** я не умел. В общем,  мне от такой жизни хотелось только материться.
    К слову, матерятся в Израиле, по-моему, только выходцы из бывшего СССР. Хотя, конечно, я не знаю, есть ли в иврите вообще матершинные слова, но вот самой интонации, которая возникает, когда человек материться,  у коренных израильтян я не слышал. Точнее, всего лишь несколько раз слышал русские матершинные слова в исполнении коренных израильтян. В их устах они звучат, как игрушки выглядят в руках у детей, а вовсе не как грубое выражение сильных негативных эмоций. А вот маты в исполнении русскоязычных людей уже приходилось слышать здесь нередко.
    А вообще, состояние мира, конечно, начинается с человеческого сердца. Что у человека происходит в нем? Вот в чем вопрос. Меня, к примеру, первое время буквально бесили израильские светофоры. Уж очень долго приходиться ждать, пока красный свет переключиться на зеленый. Потом до меня дошло, что это не светофоры медленно переключаются, а я сам тороплюсь. Не конкретно куда-то тороплюсь, а нахожусь в состоянии постоянной торопливости или беспокойства. Сейчас уже светофоры воспринимаю, как успокаивающие таблетки и дай Бог, чтобы они мне помогли!


ЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО - СВОБОДА

   Свобода, по моему мнению, так же относиться к разряду высших ценностей. Израиль – свободная страна. Что это значит? Прежде всего, человек имеет гораздо больше возможностей для реализации. Само окружение позволяет человеку вести себя так, как он считает нужным. Тут не принято влезать в личную жизнь человека и диктовать ему свои условия. Никто не сделает вам замечания как вам одеваться,  на каком языке говорить на улице,  ни как себя вести (разумеется, в пределах законов страны).

    Тут очень высок, как бы я назвал, уровень социальной толерантности и терпимости. К примеру, на общественном пляже на Украине я никогда бы не позволил себе купаться в семейных трусах. Именно потому, что общественность посмотрела бы на это осуждающе.     Здесь же окружающим все равно, в чем вы будете купаться. Наверно, можно даже и голышом (я, правда, не пробовал). В Хайфе есть специальный пляж для датишных, то есть, ортодоксальных верующих. Так вот, там при входе написано - **Не обнажаться**(разумеется, до гола). На остальных пляжах такой надписи нет. Значит, естественный вывод, - можно.
   Еще пример. У местных девушек существует мода на своеобразное ношение штанов и брюк – они максимально приспущены. При таком ношении, если  не половина, то треть попы вполне видна. И, кроме того, они очень любят ходить с оголенными пупками.  И к этому тут все относятся прохладно (вероятно,  из-за жаркой погоды). Во Львове у меня есть знакомый, который очень болезненно реагирует на мини-юбки. Можно себе представить его реакцию, если бы он увидел все эти девичьи прелести!


   Люди вообще ведут себя более естественно и просто. Обращаются друг к другу на **ты** и многих условностей, к которым мы привыкли в СНГ, просто не существует. В автобусе человек может говорить по мобильному телефону или с соседом в полный голос, как бы у нас сказали – на весь автобус, - и никто не обращает на это внимания. Выходцы из СНГ называют  подобные явления отсутствием культуры и бранятся по этому поводу. Но когда я общаюсь с коренными израильтянами, то удивляюсь, насколько они тактичнее, и деликатнее. Израильтянин выслушает тебя со всем  вниманием и постарается помочь, чем может. Если же он сам обращается к тебе с какой-нибудь просьбой – дать ему спички или подсказать, где находиться нужная ему улица, -  то даже, если ты не сможешь ему помочь, он обязательно поблагодарит тебя за участие. Вообще в Израиле очень развита, как я ее называю, культура благодарения. Тут за все принято благодарить. Так  кого в данном случае можно назвать более культурным?

ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО, НИКАЙОН

    Через три недели нашего приезда в Израиль я начал работать. Чтобы ездить на экскурсии, нужны деньги, которых явно бы не доставало на эти цели, живи мы на одну **корзину абсорбции**.  Устроился на работу благодаря знакомому моего отца, который уже достиг определенных **высот**  и работает начальником над рабочими в большом каньоне, то есть, в торговом центре.

   Никайон – от ивритского слова **наки** - чистый, означает уборку помещений. В Израиле
говорят, что через никайон проходят все репатрианты. Это, как школа с ее обязательным первым классом. Главное, долго не задержаться в нем, что во многом зависит от знания
иврита.
   Итак, начал я работать в каньоне, и эта работа была для меня желанна, как молодая жена - вернувшемуся после длительного отсутствия мужу. Сама работа состояла в следующем. Я, облаченный в красную куртку и черные брюки с лампасами (почти как у генерала), ходил по торговому залу с тележкой и где – подметал окурки, где – вытирал лужи от пролитого кофе.  Одним словом, следил за поддержанием чистоты. Работа была не из тяжелых, единственная проблема была в том, что постоянно нужно было ходить в течение пяти или семи часов, от чего болели ноги. Почему для меня была мила эта работа? Во-первых, конечно, заработком. Я зарабатывал восемнадцать шекелей в час,  за месяц выходило две – три тысячи шекелей, в зависимости от количества отработанных часов. И по сравнению со ста гривнами, которые за такую работу можно было получить на Украине, эта сумма необычайно грела душу.


    Во-вторых, на Украине я не имел даже такой работы. Во Львове с работой было очень сложно и я, чтобы хоть как-то выжить, занимался продажей книг. Но эта работа была нестабильной. Я покупал книги и газеты в оптовых магазинах и шел продавать их в больницы и другие учреждения. Постоянные опасения, что сегодня у меня ничего не купят, помноженные на страх и неприятные ожидания, что меня просто выкинут из учреждения (на помойку), ибо в нем я вроде бы как торгую незаконно, отравляли мне жизнь.  Вдобавок ко всему, я, как уже говорил, не владел украинским языком. И книги предлагал на русском. Любой мог прицепиться, а тем более всякий начальник прямо-таки считал своим  долгом указать, что в его учреждении нужно говорить ** тiльки на державной мове**.
(Одно дело, когда тебе скажут об этом один-два раза, ну может быть, еще пару-тройку раз напомнят, чтобы ты не забывал, кто здесь хозяин. И совсем другое дело, когда об этом тебе тыкают, именно тыкают, а не говорят, почти каждый Божий день. И тогда у тебя уже возникает клиническая реакция разъяренного быка, выбегающего на арену, где в него сейчас будут втыкать острые копья и махать пред ним красной тряпкой.  В таких условиях самая что ни на есть, соловьиная мова становится приятной, как звук железа по стеклу).


   Так вот, в Израиле любая работа почетна. Таково общественное отношение к труду. Ты можешь работать на самой грязной работе, но к этому все будут относиться нормально. И твой труд будет достойно оплачиваться. Закон определяет минимум, ниже которого работодатель не имеет права заплатить тебе.

    Конечно, и в Израиле есть нечестные работодатели, которые стремятся обойти закон, и воспользоваться незнанием законов новыми репатриантами. С таким нечистоплотным работодателем (между прочим, нашим соотечественником)  столкнулась моя жена Лена. Но  это отдельная история, о которой речь пойдет дальше.


                КАК РАБОТА ПРЕВРАЩАЛА МЕНЯ В ЧЕЛОВЕКА



Если человек много и однообразно  работает, то существует опасность, что вскоре он станет рабочей лошадкой, такой безличной рабочей силой. Монотонная работа отупляет.
Это известный факт. Чтобы этого не произошло, я всячески стараюсь относиться к своей работе творчески. Прежде всего, для этого нужно правильно настроиться. Чрезвычайно важно, с каким настроением человек идет на работу. Как на плаху или как на встречу с любимой? Но может ли быть любимой однообразная и не творческая работа?

Я уверен, что может и должна. Все зависит от того, каким содержанием ты ее наполняешь. Так вот, когда я иду на работу,  прежде всего,  благодарю Всевышнего за нее. В любом явлении или предмете при желании обязательно можно найти положительные свойства (если, конечно, еще не сформированы негативные стереотипы, которые очень тяжело ломать). Так и я нахожу те приятные стороны, за которые я могу быть благодарен.  А если не нахожу таковых, то все равно благодарю, хотя бы для создания у меня положительного настроя и хорошего настроения. Со временем, хорошее настроение при поездке на работу станет нормой, и будет регулярно появляться **автоматически**, как условный рефлекс у собаки Павлова. В ситуации борьбы с рутиной это чрезвычайно важно!
Затем, при физической работе, такой как у меня, голова, как правило, свободна. То есть, можно во время работы думать о чем угодно и да еще и получая при этом деньги.
     Можно, учить иврит, заранее выписав на небольшие карточки новые слова и положив эти карточки в карман рабочей куртки. (Кстати, этот способ я обнаружил далеко не сразу. Ведь ходить по залу со словарем или учебником не будешь. Это запрещено. Лишь после того, как я нашел в каньоне пачку этих самых небольших карточек, возникла идея прятать их в ладонь и незаметно от начальства подсматривать в них).
 Само обдумывание вариантов, как можно выполнить то или иное задание, поиски оптимального решения – это уже творческое действие, которым можно превращать монотонную ходьбу по кругу с тележкой в увлекательное путешествие.
Еще за такой работой можно обдумывать свое житие-бытие, а можно – свои новые статьи или книги.  По приезде в Израиль, находясь на духовном и эмоциональном подъеме, я использовал последний для  творческого задела на будущее. Я задумал несколько статей и книг, часть из которых уже написана, часть находиться в работе, а остальные еще ждут своего часа.


Вообще давно замечено, что жизнь человека напоминает движение волны с ее падениями и взлетами. Так вот, пока человек на взлете, ему все, естественно, намного легче дается. Сама жизнь распахивает перед ним свои объятия и одаривает его многочисленными поцелуями. Духовный подъем приносит радость и изменяет обстоятельства, в которых пребывает человек.  Изменяется само видение человека. Он начинает видеть то, что в другом состоянии бы не увидел.
Так, в первые несколько месяцев работы, на волне радости, я неоднократно находил в каньоне деньги, причем не копейки, а приличные суммы – 50 шекелей, 100 шекелей, а один раз даже – 200.
     Еще, гуляя с тележкой по залу, можно молиться или петь песни. Так однажды, я удостоился похвалы за свое исполнение от одной продавщицы в каньоне, после чего мы разговорились, затем познакомились, а после и подружились. Впоследствии ее муж здорово помог мне с компьютером, бесплатно установив на нем Windows. Это к вопросу о практической выгоде от хорошего настроения.

    Можно петь, а можно и танцевать. Когда в каньоне не было людей, а мне все равно нужно было ходить с тележкой по залу, я танцевал с ней под музыку, звучащую из динамиков. Пение и танцы – это чистой воды творчество. И когда ты отдаешься этому полностью, они становятся молитвой, поднимающей тебя на вершины легкости, радости и свободы.


     Еще, двигаясь по маршруту тележки, можно развивать свою наблюдательность, находя и удивляясь маленьким тайнам бытия. Однажды  я обнаружил на полу небольшой металлический предмет. То ли шарик, то ли еще что-то, уже даже не помню что именно. Помню, что он был какой-то странный. У меня возникло желание поднять его. В это время как раз я обдумывал главу о случайностях в одной своей книге, которую писал в то время. Подняв предмет, я положил его в карман и пошел себе дальше. Спустя некоторое время, я увидел в зале плачущего ребенка четырех или пяти лет, которого никак не могла успокоить ни его мама, ни ее подруги. Ребенок плакал навзрыд, в таких случаях говорят, что горько плакал. Неожиданно я вспомнил о найденном предмете, который я и протянул ребенку. Увидев предмет, ребенок тут же замолчал, схватил его в свои ручонки и стал жадно разглядывать, пытаясь разгадать его тайну.
Насколько же более таинственным, чем этот предмет, является наш мир? Но видеть это можно только в особом состоянии. Как сказали бы мистики Востока, в пробужденном состоянии. В состоянии ребенка, открывающего для себя тайны мира.


О ТОМ, КАК МЫ ЛАДИЛИ С НАЧАЛЬСТВОМ

Раба, которого нужно, по выражению Чехова, выдавливать из себя по капле, можно хорошо рассмотреть в себе и в себе подобных во взаимоотношениях с начальством. От начальства, понятное дело, многое зависит. Уволить же здесь человека могут запросто, особенно, до года работы.  После года у него уже появляются определенные права. Например, уволив работника, проработавшего больше года на предприятии, последнее обязано ему выплатить солидную денежную компенсацию.  Из-за этого  некоторые фирмы, в том числе и та, в которой работал поначалу и я, предпочитают увольнять своих работников сразу после девяти месяцев работы. И меня уволили тоже после девяти месяцев. Увольнения здесь – привычное дело. Но, слава Богу, я быстро нашел другую работу. Причем лучшую, чем у меня была.


 Так вот, по моим наблюдениям, выходцы из СНГ, по разному строят свои взаимоотношения с начальством. Есть, к сожалению, такие, кто доносит на своих коллег начальству, рассчитывая, таким образом, приобрести себе определенные привилегии. И с такими пришлось столкнуться. Есть те, кто просто старается честно и добросовестно работать. Но таковым далеко не сладко, поскольку негласный закон капитализма гласит – чем больше человек работает, тем больше работы ему еще и поручают. Чаще всего без дополнительной оплаты. Кроме того, если человек старается помочь с работой своим коллегам, то те, бывает, просто на нем, как говориться, «выезжают». Быстро привыкают к такому положению вещей, будто бы так и должно быть, а сами при этом вовсе не спешат помогать тебе. Подобная история произошла с моей женой.

    Лене вообще как-то не повезло с работой. Она у меня прекрасная швея с большим опытом работы, сама придумывает и шьет себе модели. Вначале она устроилась в одну швейную фирму, где начальником был выходец из СНГ. Судя по рассказам Лены, он был вспыльчив и раздражителен. Часто, приходя на работу не в духе, он вносил нервозность и в действия своих подчиненных – швей в цеху. Вдобавок, он недоплачивал работницам, из-за чего люди уходили от него и ему постоянно требовались новые. Лена, разумеется, не знала обо всем этом, когда устраивалась на работу. Она очень тяжело переживала его несправедливые претензии и дурное настроение, которое он вымещал на своих работницах. Учитывая ее общее негативное психологическое состояние, связанное с репатриацией, эти проблемы только ухудшали ее здоровье и она, проработав несколько месяцев, уволилась. Начальник очень уговаривал ее остаться, однако зарплату не повышал. Видимо, **выезжать** за счет нетребовательных к нему работниц, и было стратегией его работы.


    Следующей ее работой был никайон в Университете. Там, где работаю теперь я. Правда, работали мы вначале в разных корпусах. С бригадой Лене повезло, люди подобрались хорошие, и она была довольна отношениями. Но, однажды придя на работу, как гром среди ясного неба, ее ожидало письмо об увольнении. Что она очень болезненно пережила. Во-первых, это было неожиданно, без всякого предупреждения. Во-вторых, Лене было по-человечески просто обидно. Ведь она работала на совесть (по-другому она просто не умеет) и ее уволили безо всяких объяснений причин.
 
 
      Она говорила мне лишь об одной женщине, работнице Университета, которая к ней постоянно придиралась, доводя ее порой до слез. Эта женщина была как бы начальницей Лены со стороны Университета, хотя и не являлась ее прямой начальницей, а значит, и не могла ее уволить. ( Лена работала от фирмы, которая была нанята Университетом для уборки).  Непонятно было, чем  Лена вообще не угодила этой женщине. Лена лишь краем уха слышала, что эта женщина очень плохо отзывалась о Лене перед руководителем фирмы, называя ее лентяйкой и бездельницей.
 
     Лену уволили без всякого разбирательства, поверив на слово ее не доброжелательнице. Фирма, где работала Лена, по-видимому, просто не хотела конфликтовать с Университетом, давшем фирме работу. Впоследствии оказалось, что на место Лены ее не доброжелательница устроила одну свою знакомую. Выходит, Лену просто выжили с работы. По независящим от нее обстоятельствам.


Я попросил начальника в своем корпусе, помочь моей жене с работой. Мы с Леной были у него на собеседовании, и когда выходили из здания после еще ничего не решившего разговора, нас окликнул охранник, стоящий на входе. Он сообщил, что в столовой Университета, находившейся в «моем» корпусе, нужны были работники. Мы сразу же пошли туда. Лену сразу приняли на работу.
Так мы стали работать хоть и в разных фирмах, но в одном помещении. Что, конечно, нам было весьма удобно. Работа в столовой была намного лучше для Лены по многим параметрам. Да и мне тоже было спокойнее за Лену. Я  мог видеть ее, когда хотел, и, кроме того, начальник столовой разрешил мне обедать вместе с Леной на правах почетного гостя (бесплатно). Всевышний и здесь помог нам, обратив негативную ситуацию в позитивную. Вообще, Израиль прекрасно испытывает человека и учит его урокам человеческого достоинства.

                ПРЕОДОЛЕВАЯ СЕБЯ

      
    В любом стоящем деле обязательно возникнет момент, когда ты иссякнешь. Закончатся силы или терпение, запас необходимых знаний или опыта. Там, где ты уже не знаешь как надо, что надо и для чего надо. В такие моменты человеку особенно необходима вера во что-либо позитивное. В то, что все будет хорошо, как поет Верка Сердючка, или что черная полоса в жизни когда-нибудь кончиться. Я же предпочитаю верить в Бога.

Примерно пять месяцев я ходил со своей тележкой по кругу, молился себе и медитировал, пока меня ни поставили на другую работу. В коридоры, - на иврите – маавары, что располагались за магазинами и в которые выбрасывались различные упаковочные материалы – картонные ящики и коробки, мусор, а порой и неплохие вещи и изделия. Последние, естественно, становились законной добычей уборщика.

 Здесь уже нужно было, как говориться, вкалывать. Эти коробки надо было отделять  от мусора, разрезать, складывать в тележку и вывозить на пресс. Этим всем нужно было заниматься без передышки, ибо коридоры постоянно загромождались новыми коробками. От такой работы болело все тело. Но через это необходимо было пройти, потому что ребята из нашей бригады уже уничижительно подсмеивались над моими прогулками с тележкой, которые считались самой легкой работой. И хотя это зависело от начальства – кому, где работать, сердцу, как говориться, не прикажешь. Нельзя вещать другим о высших ценностях,  самому, находясь при этом  в привилегированном  положении. Не будет доверия к твоим словам.
    Иногда меня ставили в ночные смены, что тоже было нелегко. Однажды, в одну из таких смен, мною совсем овладела усталость, а нужно было еще пройтись с мокрой тряпкой вдоль витрин на целом этаже. Не было ни желания, ни сил, от усталости ныло тело. Нужно было себя как-то мобилизовать и продолжать работу. Я уже было приготовился брать себя штурмом, как услышал голос внутри себя. Ласковый голос Отца, Который сказал мне не делать то, что осталось и отдохнуть.
 Ошарашенный, я спросил у Него – почему Ты так говоришь? (Ибо в моем представлении, Бог в первую очередь заинтересован в добросовестном отношении к труду). И сразу пришло понимание – почему Он так сказал. Я почувствовал, что приоритетным для Отца была вовсе не эта работа, а мое состояние и самочувствие. Человек для Него важнее, чем  дело! Важнее, чем труд! Возможно, важнее, чем все остальное! Не человек существует для работы, а работа для человека!
 
   Наверное, для многих из нас, прибывших из бывшего СССР, любить себя, жалеть себя, быть милосердным к себе – считается проявлением эгоизма. А может быть, как раз от недостатка милости к самому себе и ломаются многие люди. И стараются компенсировать этот недостаток различными ухищрениями и извращениями, вроде стукачества. Причем такое есть и там, и здесь. От недостатка любви человек вполне может спиться или потерять к жизни всякий интерес.

ПИТЬ ИЛИ НЕ ПИТЬ?


Знаменитый гамлетовский вопрос «Быть или не быть» на огромных пределах бывшего Советского Союза имел преимущественно несколько иную форму выражения. И звучал так – «Пить или не пить». В последние годы жизни на Украине я стал «заглядывать в бутылочку». Причем не мог понять, по какой, собственно,  причине. Мы собирались с друзьями,  и общение наше было достаточно содержательным, чтобы вполне обойтись и без крепких напитков. Однако я постоянно приносил на наши встречи бутылочку.

И лишь в Израиле, на расстоянии от прошлого, я смог увидеть истинную причину. Дело в том, что в Израиле совершенно иначе пьется. Точнее, почти не пьется. В Израиле  в таких количествах, как в России пьют водку, пьют только воду. И думаю, дело вовсе не в жарком средиземноморском климате, точнее, не столько в нем. В Израиле иначе дышится.

По приезде в Израиль, я  позвонил одной бывшей львовянке, чтобы передать ей привет от нашей общей знакомой. Она уже освоилась в Израиле, прижилась в нем. Зашла речь о жизни в стране, а также о причинах репатриации. Так вот, она сказала примечательную фразу, которую я вполне могу применить и к себе самому. «Львов, - сказала она, - не принял меня. Не ответил мне взаимностью, не полюбил, отторгнул от себя. Я чувствовала себя в нем чужой. А вот в Израиле у меня такого чувства нет».

Если человек может напиться с горя от неразделенной любви к другому человеку, то насколько может быть серьезнее драма, если такая неразделенная любовь случается у него с землей, на которой он живет? C обществом, в котором он пребывает?  Со страной, чьим гражданином он является? Может ли верить человек обществу, государству, стране, которые его отвергают? Может ли человек полноценно жить без такой веры?

И слава Богу, что в Израиле у меня совершенно иное самоощущение. Мне хочется жить, а значит, и пить мне хочется куда меньше. Практически, в этом уже нет никакой нужды. И даже столь любимое и дорогое моему сердцу пиво, я уже скорее пью по привычке. Может быть, скоро отомрет и она.



ПОСЛЕСЛОВИЕ

Не успели мы оглянуться, как закончился первый год нашего пребывания на Святой Земле.  Каким он был – удачным или нет? Окончательной оценки я выносить не буду. И даже не потому, что еще не время это делать. А просто потому, что это не моя прерогатива. Есть Тот, Кто этим занимается по роду Своей деятельности. Он и будет выставлять окончательные оценки. ( Поэтому нам с Ним желательно иметь добрые, свойские отношения, рассчитывая на Его снисхождение и милость.) Тем более  что я, в отличие от Него, не знаю, что нас ждет впереди.

Оттого эту книгу я посвящаю Ему, с благодарностью за весь путь, которым Он  меня уже провел. Вообще, еврей (пусть даже и «половинка») должен благодарить Творца за все. За беды и горести, за счастье и радость. За друзей и за врагов. За нищету, и за богатство. За страну исхода. И за Землю Обетованную. За пораженья и победы. И даже за ошибки и неудачи. Ибо, кто знает, кроме Него, не были ли наши поражения самыми большими нашими победами, а наши победы, наоборот, наибольшими нашими поражениями? У Него Свой взгляд на эти вещи.
    Еврей должен благодарить Всевышнего за все! Если бы не годы египетского рабства, еврей бы не смог по настоящему оценить ценности свободы. Ели бы не долгие блуждания по пустыне, как могла окрепнуть его вера? Если бы не все испытания и страдания, которые выпали ему на пути, то как воздать хвалу за годы благополучия и процветания?

 А как еврей должен благодарить Творца за Эрец Исраэль, за Землю Обетованную, которую он получил в наследие от Своего Создателя! За землю, в которой он должен научиться жить так, чтобы, как говориться, ему не было мучительно больно…

Еврей просто обязан  благодарить Творца за многотысячелетнюю свою историю! И за Слово, Которое Всевышний дал ему! И за воплощение этого Слова в его, еврея, реальную судьбу и жизнь.

Ну вот, опять, еврей все должен, и должен, и должен… – возможно, скажет некто. Нет, чтобы сказать, что это ему, еврею, должны. За все лишения и мучения, страдания и невзгоды, которые он пережил. Однако, давайте вопрос о воздаянии оставим открытым. Ибо это опять-таки  не наша прерогатива.

 Знаю лишь одно, что когда многочисленное ** еврей должен** станет для него его таким же многочисленным **хочу**, тогда его еврейство обретет свой истинный смысл. Не по маме, а по Папе.  По его Небесному Отцу!








               

   


Рецензии