Староста

Каждое лето мать отправляла меня на каникулы в деревню к бабушке. Там было очень хорошо,правда мне часто попадало за всякие шалости. Но с каждым годом я взрослел, и многое стал понимать. Но только один вопрос меня мучал до сих пор. В деревне у меня был друг, Вовка Игорёв, мы с ним всегда всё лето были вместе. А вот когда я был ещё маленьким и начал с ним дружить, то узнал, что отец его был старостой в деревне (полицаем)и я не знал, как мне поступить, не подходить к нему или дразнить (Полицай). Но всё поставила на своё место бабушка, она мне во время обеда сказала, чтобы я никогда Вовку не дразнил, а всегда помогал ему. Я спросил:"Почему?". На что она ответила:"Когда подрастёшь, то всё поймёшь". И вот я подрос, и решил попросить бабушку рассказать о Вовкином отце. И вот я передаю её рассказ:"До войны отец Вовки работал на лесопилке и потерял там руку. С того момента, он работал кладовщиком, т.е. выдавал сбрую, хомуты, плуга, зерно и многое другое. Никогда ни с кем не ссорился и ни на кого не кляузничал. А таких было не мало. В общем был хороший человек. Началась война, многих мужиков взяли на фронт, а Михаила Александровича не взяли,так звали отца Вовки. В виду инвалидности, он так и продолжал работать, но вот к деревне подошёл фронт, и не задерживаясь отошёл дальше, в сторону Москвы. В деревню на мотоциклах въехали немецкие солдаты. За ними приехали грузовые машины со снарядами и горючим. Их надо было разгружать. А мужиков нет, т.е. есть, остался один Михаил Александрович так его сразу назначили старостой. Делать нечего, стал он звать баб. Деревенские бабы крепче городских мужиков. Кое как всё разгрузили потому,что им помогали сами немцы, так с той поры, Михаил Александрович стал старостой. А вот оставшиеся до прихода немцев мужики с первым появлением мотоциклистов ушли в леса. Как их называть, я до сих пор не знаю. Так вот всё,что надо было сделать для немцев, сразу возлагалось на Михаила Александровича,а он к бабам. Вот приходит ко мне и говорит:"Степановна,возьми на постой четырёх солдат,это охранная рота,она у нас остановится,других солдат я разбросаю по другим дворам". Он привёл ко мне солдат,по-русски они не бум-бум,но мы научились понимать друг друга по намёкам. Надо воды беру вёдра; дров-топор; траву накосить-косу; кушать-открываем заслонку в печи и т.д,в общем научились понимать. Да и немецкие солдаты сами были крестьянами и всё умели делать.Встанут рано,натаскают воды,наколют дров,начистят картошки.Я для себя,для них готовила и для скотины.У них был всегда с собой военный паёк. Там и тушёнка и шоколад, но в общем всё было. Да и у меня была корова, телёнок и поросята с курами. Так вот, солдаты накормят поросят и кур,я к этому времени наварю для поросят похлёбку на следующий раз, в общем помогали мы друг другу. Так вот, дороги у нас осенью с дождями были, "прости Господи". А немцам были нужны дороги,вот они и приказали Михаилу Александровичу начать их делать деревянными, т.е. срубить и спилить берёзы,а их было больше всего в лесу, очистить от коры и брёвнами застелить дорогу, скреплять брёвна надо было скобами, немцы привезли их целую машину.Староста договорился с немецким руководством о том, чтобы, кто будет строить дорогу, давали продуктовый паёк. Вечером он собрал всех баб и сказал :"надо строить дорогу, а это 5 км и будет паёк всем,кто придёт на работу". Бабы пошушукались и решили позвать мужиков из леса на помощь. Всё-таки будут харчи, да и немцы привыкнут к ним и не будут их забирать,на том и порешили. На следующий день эти партизаны с топорами и пилами приступили к работе. Работали они на совесть,да и немецкое командование было довольно. Да и бабам было легче и в работе и в хозяйстве.Не надо тайком в лес еду таскать этим лодырям,вот так и жили. То разгрузить нужно машины, то погрузить, то поправить дорогу, то поставить навес. Так вот и партизанили мужики за харчи и за жизнь. Но всему есть мера,наши войска стали наступать очень стремительно, как и отступали. И в один прекрасный день, прорвались танки и с ходу ворвались в деревню. Ни одной хаты не было спалено, ни один человек из деревни не погиб.С радостью встретили своих освободителей с хлебом и солью,а вот здесь всё и началось. Оставшиеся в оккупации мужики били себя в грудь и твердили,что они партизанили и вредили врагу. Один даже показал ящик скоб,якобы он не позволил немцам закончить строительство дороги. Хотя дорогу построили ни на 5 км, а на 10 км. А вот Михаила Александровича, старосту как прихвостня фашистов осудили на 10 лет исправительных работ,на которых он от звонка до звонка честно трудился.Но все эти 10 лет вся деревня помогала семье Михаила Александровича и пахали огород, заготавливали дрова, косили травы, в общем деревня опекала семью честного человека. И когда наступил долгожданный день, когда в деревню вернулся Михаил Александрович все жители вышли на улицу и как настоящая демонстрация пошли к его дому. Хоть похудевший и постаревший,но он для них был святым человеком. И бабы из всех домов вместе с детьми и мужиками выносили столы, лавки, ставили прямо на улице, застилали простынями и у кого, что есть несли на стол. И какой же это был праздник" сам Михаил Александрович тогда сказал,что на власть он не обижается,так как такой день многого стоит и благодарил всех жителей за помощь семье и за такую встречу. Так я и не получил от бабушки ответ, враг он или нет, такое было время. А что скажите Вы?.
P.S. Извиняюсь перед настоящими партизанами боровшимися с фашистами и склоняю голову перед ними.


Рецензии
Это очень интересное историческое свидетельство, из тех, что официально не обнародовалось, да и вряд ли будет освещено. Официальная история любит игры в "наших" и "не наших". А те, кто оказался между двумя огнями, всегда были козлами отпущения.

Елена Тюгаева   02.01.2015 09:21     Заявить о нарушении
Елена беззащитные всегда виноватые,закон сильных.Елена с наступающим"Рождеством!"счастья вам и всяческих успехов.

Юрий Симоненков   03.01.2015 07:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.