Иконы

«Кто поверил слышанному от нас?...»
    Ис. 53:1а
1. Евангелие всем.
2. Иконы: мнения и заблуждения.
3. Посещение католического и православного храмов.
4.      Иконопочитание и идолопоклонство.
5. Иконоборчество в Византии VIII века.
6. Образность – не душевное утешение, но апелляция сатаны к душевному эгоизму.
7. Не возлюбившие истину подвергают себя скверне идолопоклонства.
8. Стойте в вере.




   "Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам."
Иоан. 14:26


1. Мы говорим о спасении: одним - в утешение; другим – в осуждение. Они не хотят его принять. А некоторые и не могут. Но, тем не менее, говорить следует всем. Не то, чтобы мы останавливали каждого встречного и свидетельствовали ему. Многие люди, а порой и лучшие из них, не терпят случайного вторжения в их приватность. Но, с другой стороны, кто осудит доведённого до отчаяния человека, который ищет рассказать о Боге хотя бы и первому встречному? Ведь есть же от чего ужаснуться – спасается так мало, а большинство идёт в ад.

2.    Я как-то пытался разобраться с иконами. Вначале я услышал такое мнение: мол, пока язычник придёт к Богу, ему необходим некий образ и, вообще, иконы - для безграмотных, поскольку иначе они Богу поклоняться не могут. Но впоследствии я узнал более авторитетное мнение. Знаменитый учёный – историк утверждает, что в христианских храмах в первые три века христианства потому и не вводили иконопочитание, что опасались соблазнить новообращённых язычников.   
              В IV веке эта опасность якобы миновала и иконы стали вводить повсеместно, так что в V веке изображения Богородицы и Христа были уже во всех западных и восточных церквях. Тут же этот маститый учёный называет как следствие то, что многие «примитивные», по его выражению, умы, стали поклоняться иконам не символически, как он выразился, но видя в них реальные, одарённые сверхъестественной силой, существа.

3. Не лишне вспомнить, как люди приходят к Богу. Расскажу на собственном примере. После армии, а служил я в Латвии, я две недели лечился в больнице Страдыня. Режим у меня был свободный: до обеда – процедуры, после обеда – я свободно гулял по Риге. Основным местом моих прогулок был старый город, но интересовала меня не только старина, но и религия (В Риге расположены церкви разных конфессий.). Я потоптался у входа православной церкви, лютеранскую и англиканскую церкви прошёл мимо, но в католический храм зашёл по - серьёзному. Уж очень я любил орган. Там у них стоят скамейки и что-то вроде парт. Я сел за одну такую парту, слушаю орган – кто-то на нём упражнялся, службы не было, народу было мало. Несколько человек сидели и молились, но некоторые, как я заметил краем глаза, подходили в ближний ко входу левый угол, отгороженный низким прилавком. В углу том, следуя его изгибу,  располагалась прекрасная картина вроде иконы – дева Мария с сыном. Люди вставали на колени перед прилавком, клали на него руки и тоже молились. Я подумал: "Не может быть, чтобы они поклонялись самому изображению. По-видимому, оно – лишь украшение молитвенного уголка». Впрочем, сам я помолился Богу сидя, наклонив голову и сложив руки: «Господи, если Ты в самом деле есть, то сделай так, чтобы я больше узнал о Тебе и пришёл к Тебе и служил Тебе». Точно не помню слов, которые я говорил тогда про себя, но в памяти моей что-то вроде этого.
   На следующий год, когда я уже был по месту учёбы в Новосибирске, я посетил православную церковь. Там на меня зашикали у входа, когда я собирался сразу же снять шапку,- чтобы я её снял; толкнули в проходе, когда я и так собирался уступить дорогу всем и каждому. Никаких парт и скамеек я там не обнаружил, да и народу толпилось великое множество,- но и проповеди я никакой не услышал.
Правда опять-таки я заметил в переднем левом углу огромную икону, перед которой маленькая старушка клала земные поклоны. И снова я вообразил, что, дескать, не иконе она поклоняется, а просто молитвенное место эта икона означает. Тут старушка с чрезвычайным усилием эту икону подхватывает – икона тяжёлая,- ставит её у стены на пол, становится на колени и продолжает что-то нашёптывать и земные поклоны класть.  Во как удобно, думаю, они на конкретных местах не зациклены: где хочешь молиться, туда икону и неси. И тут, чтобы окончательно разбить мои заблуждения насчёт так называемых молитвенных мест и их  украшений, и поклонения не иконам, но Богу,-  старушка, ничтоже сумняшеся, как давай покрывать эту икону энергичными поцелуями, что я пулей вылетел из того заведения.    Нет, думаю, значит, всё-таки, именно иконам они поклоняются – в православную церковь не пойду.
   «Какая совместность храма Божия с идолами?»                2Кор. 6:16а

4. Так  что же, в сущности, иконопочитание, и какой отсюда следует вывод?
У сатаны, в общем-то, метод всегда один: внушая пагубные мысли, он внушает прямо противоположные вещи: во-первых, человек забывает свою ограниченность; во-вторых, ограничивает себя более дозволенного.
   С одной стороны, для любого дела необходимы утешение, память и прозорливость. Сатана сначала предложил зримый образ: изображение, камень, кумир, и человек возомнил  себя способным на большее, чем если бы он получал утешение, напоминание и рассудительность естественным образом. Но впоследствии он вынужден был согнуть себя, что называется, в бараний рог и поклоняться этому якобы божеству в виде изображения, камня, кумира и прочее.
   Но вот явился Христос и обещал нам упросить Отца Небесного дать человеку прекрасного и совершенного Духа Утешителя, научающего, напоминающего, что говорил Он Сам и возвещающего будущее. И это было совершенно необходимо, ибо евреи получали уже, наконец, полную меру той силы, чтобы решить свою стародавнюю задачу – просветить, наконец, тьму великую, царящую во всех окружающих народах и отвратить их от власти сатаны к Богу.
   Что же, такой народ невозможно вернуть  к идольскому служению и обман сатаны взвивается на следующий, труднодоступный для разоблачения, уровень: поклоняйтесь идолам символически, как будто истинному Богу поклоняетесь: с одной стороны вознесётесь над «примитивными» умами, которым чужд символизм и они, вот простаки, принимают изображения и святые распятия и каменные кресты за чистую монету – за божества, но,  с другой стороны, сами будете посмешищем в глазах тех, кто только-только отказался от идолопоклонства (какой с них спрос!) и, следовательно, ещё слабы умом воспринять символизм, присущий «развитому», так сказать, уму, который, как известно, умеет мыслить абстрактно.

 5.  Но дело этим не ограничилось, в VII-VIII веках, во время арабских вторжений, церковь раскололась на Западную и Восточную и вот по какой причине. Арабы, магометане, только-только избавились от идолопоклонства и с уважением относились к христианам, которые сделали это первыми. (Вообще-то первыми были евреи, но что-то с ними у них не клеились отношения.)
   В христианские церкви Египта, Сирии и Палестины они входили не так, как в эти завоёванные ими страны, но, если не с трепетом, то, по крайней мере, с почтением.
   И что они там видели?
Как пишет всё тот же историк (Тарле Евгений Викторович в своей знаменитой книге «История Италии в Средние века»): «…встретивши широко распространённый в византийских провинциях культ икон, они не преминули обнаружить презрительное и насмешливое отношение к нему, именно как к признаку (по их мнению), совращения христиан в язычество». 
   Что же Византия? – отреагировала!  В 726г. византийский император Лев III велел поместить иконы как можно выше на стенах церквей, чтобы верующие их не касались во время молитвы, но вскоре, в 727г., разъярённый открытой оппозицией иконопочитателей, велел эти иконы уничтожить.
Также велел собрать вселенский собор, который был назван седьмым, на котором иконопочитание было объявлено богохульством и ересью. Подданные императора разделились на два лагеря: одни за-, другие – против- икон.
Само правительство только 100 лет сопротивлялось иконам, да шесть императоров после Льва III так и не осилили эту бездну греха и обмана. Самый решительный удар по власти византийского императора нанёс папа римский Григорий II. На эдикт императора уничтожить образы по всей Италии он ответил гневными письмами и, как рассказывает хронограф Феофан, приказал всем верующим не уплачивать подати имперским чиновникам.
   Сам Григорий II, расколовший церковь, умер в 731г., но уже в 732г. его приемник Григорий III заявил торжественно об отделении Италии от Византии в церковном отношении. Позже они отделились и политически.

6. Так вот, (Ис. 53:1):
«Кто поверил слышанному от нас и кому открылась мышца Господня?» – восклицает пророк Исайя о последнем времени, когда в эпоху благодати люди, не знающие идолов, тем не менее, будут уловлены в душевный эгоизм своих образов и представлений и пройдут мимо истины, окаменив сердца. Сначала в надежде обрести земное благо они утешают себя его образом и, получив его, они решают, что именно составление образов и есть причина обретения чего бы то ни было.

7.      Так и до сошествия Духа Святого люди, пришедшие к Богу, уклонялись в идолопоклонство, не уразумев истину, так как никогда не любили её.
     В обращении в защиту протестантов (вроде вальденсов) (1535г.) к королю Франции Жан Кальвин пишет:
«Египтяне некогда сделали богом Иеремию, погребённого в их стране. Они приносили ему жертвы и оказывали все прочие почести, которые обыкновенно оказывали своим богам. Разве они не злоупотребляли пророком Божиим, используя его для идолопоклонства? И дошли до того, что,когда им доводилось исцелиться от укуса змеи, они верили, что это награда за почитание гробницы Иеремии. Что мы на это скажем? Не то ли, что такова всегда была и будет кара справедливейшего Бога – посылать действие заблуждения тем, кто не принял любви к истине, чтобы заставить их верить лжи?»
     И в заключение, слова самого Писания об обольщении народов, когда тайна беззакония проявит себя уже во всей полноте после упразднения Господом существующего порядка вещей, т.е. взятия старого мирового порядка, в котором этот мир удерживается ещё от окончательного разложения, однако, в котором раскручивается всё с большей силой так называемая тайна беззакония в течение всего последнего времени: от первого до второго пришествия Христа-Владыки:(2 Фесс. 2:7-17):
 "Ибо тайна беззакония уже в действии, только [не совершится] до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь.
 И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего,
 Того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными,
и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения.
 И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи,
 да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду.

8.   Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению,
 к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа.
 Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим.
 Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати,
 да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом".

Аминь.


 







      


Рецензии