Касторенский узел обороны 284 стрелковой дивизии

    В Берлине в Трептов парке стоит памятник советскому солдату-освободителю, который прижимает к груди ребёнка и могучей рукой рубит мечом ненавистную фашистскую свастику. Прототипом стал конкретный солдат Николай Иванович Масалов, сибиряк, знаменщик 220-го полка (бывший 1045 стрелковый полк) 79-й(бывшая 284 стрелковая дивизия) гвардейской стрелковой дивизии, спасший немецкую девочку в уличных боях за Берлин.

    Этот подвиг послужил скульптору Евгению Вучетичу в качестве художественного образа Победы. В городе Волгограде на Мамаевом кургане стоит памятник Родина-мать с поднятым высоко мечем этого же скульптора .
   В маленьком селе Перекоповка Семилукского района Воронежской области нет достойного памятника воинам-защитникам. Над могилами захороненных там воинов стоит обелиск с фотографией комсорга 229-го отдельного артиллерийского дивизиона Константина Степановича Степанова, который поставили сослуживцы после войны.
   Другие имена трудно просматриваются выцарапанные, на самодельной плите из плоского шифера. Что объединяет эти памятники? В братских могилах среди погибших защитников нашей Родины лежат воины-сибиряки 284 стрелковой дивизии, которые приняли боевое крещение на курской и воронежской земле. За героизм под Сталинградом на Мамаевом Кургане дивизия награждена орденом Красного Знамени. Ей присвоено почетное звание 79-я гвардейская стрелковая дивизия. За взятие Берлина награждена орденом Ленина.

      284 стрелковая дивизия начала формироваться в Томске комбригом Сергеем Александровичем Остроумовым и военным комиссаром Константином Терентьевичем Зубковым по приказу Ставки Верховного главнокомандования. Командиром дивизии был назначен Николай Филиппович Батюк, имеющий боевой опыт.

     Его 89 стрелковый полк 23 стрелковой дивизии Северо-Западного фронта сдерживал вражеские войска, переходя в штыковые контратаки. Дважды полк вырывался с боями из окружения, нанося фашистам ощутимый урон. На реке Северский Донец Н.Ф. Батюк захватил переправу противника. Николай Филиппович и его солдаты несколько дней, находясь в  окружении, удерживали переправу, ожидая подкрепления, чтобы развить успех, но дивизия не поддержала их и отошла. Выйдя из окружения вместе с полком, Н.Ф. Батюк был отдан под суд военного трибунала. Его обвинили в том, что он якобы намеревался сдаться в плен всем полком и приговорили к расстрелу. Спасли от смерти его солдаты, которые отбили любимого командира. Новое разбирательство оправдало действия командира полка

    Познав горечь отступления, Батюк знал, чему учить и как солдата. Бойцы дивизии совершали марш-броски, проводили боевые стрельбы, изучали тактику в поле, невзирая на погодные условия, изучали опыт боев в первый год войны. 
     Несколько месяцев напряженной учебы подошли к концу. 14 марта 1942 года в помещении Томского драматического театра, томичи провожали дивизию на фронт. Коллектив рабочих томского электромеханического завода вручил бойцам  Красное Знамя с наказом донести его до Берлина, который воины выполнили.   
   Основной костяк, дивизии составили воины–сибиряки из Томской, Новосибирской, Кемеровской областей и Алтайского края. В дивизию были зачислены вернувшиеся из госпиталей воины, уже имевшие боевой опыт, и молодые офицеры - выпускники Белоцерковского военно-пехотного и Томского артиллерийского училищ, расположенных в Томске. 

     В первых числах апреля части дивизии выгрузились из эшелонов недалеко от Ельца. Здесь в него влилось пополнение из Воронежской области. Дивизия  вошла в состав 40-й армии Брянского  фронта. Вскоре поступил приказ командующего фронтом в 4-6 км западнее станции Касторное построить Касторненский противотанковый узел обороны.
   На восточном берегу реки Олым бойцы отрывали окопы, ходы сообщения строили укрытия для техники, блиндажи и дзоты. На переднем крае обороны ставились и маскировались противотанковые орудия. Местное население помогало в строительстве противотанковых рвов.
     В конце июня 1942 года немцы, прорвав фронт войск Красной Армии, начали наступление на восток, в сторону города Воронеж.
    1 июля 284-я дивизия вступила в бой. Главный удар пришелся на стык 1043-го (командир полка майор Николай Степанович Ульянов, батальонный комиссар Жук) и 1045-го (командир майор Шатохин, батальонный комиссар Соловьев) стрелковых полков.
    Два батальона пехоты противника атаковали наши позиции, но враг попал под систему хорошо отработанного огня, и почти весь был уничтожен. Противник бросил в бой ещё один батальон, но и он был разбит и рассеян. Южнее совхоза «Озерки» на взвод младшего лейтенанта Николая Степановича Учанова двигалась большая группа фашистских танков. Подпустив их как можно ближе, пушки открыли огонь прямой наводкой. Потеряв подбитыми девять танков, фашисты отступили и усилили миномётный и артиллерийский огонь. В бою погиб от пулемётной очереди младший лейтенант Н. С. Учанов. Вражеские автоматчики местами ворвались в окопы сибиряков, но в рукопашных схватках были уничтожены.
     Наводчик 1043 полка младший сержант Александр Евстигнеевич Лапин 1 июля остался на батарее вдвоем с замковым орудия, другие солдаты погибли в бою. Прямой наводкой он истребляет фашистов.
     Артиллеристы 1045 стрелкового полка под командованием младшего лейтенанта Захара Сергеевича Лютова уничтожили двадцать один танк противника и двадцать автомашин с пехотой. Оказавшись в окружении, расчеты на себе вытащили орудия с поля боя. При выходе из окружения рассеяли и повернули вспять колонну вражеских танков.

     Заместитель командира батареи 820 артиллерийского полка (командир майор Ерин (Есин), батальонный комиссар Михеев) лейтенант Евгений Тихонович Мальцев после гибели командира взял командование батареей на себя. На бойцов враг бросил тридцать восемь танков. Отбив три атаки батарея подбила двадцать танков. Мальцев, будучи раненым, продолжал командовать батареей. Только после второго тяжелого ранения от фашистской мины в грудь, он отправлен в госпиталь, где и умер от полученных ранений.
   
      Комиссар батареи политрук Владимир Иванович Булатников  при выходе из строя расчетов заменял командира и вел огонь по танкам. За один день боя батарея уничтожила тринадцать танков противника. Противник, прорвавшись в некоторых местах, перерезал пути снабжения дивизии боеприпасами и необходимым снаряжением. В полках было взято на учёт всё трофейное оружие. Разведчики дивизии под покровом ночи проползли сквозь оборону врага и без шума захватили склад с боеприпасами. Трофейную машину загрузили боеприпасами и перегнали к себе, а остатки вражеской амуниции  взорвали. Утром 3 июля более 35 немецких самолётов бомбили и боевые порядки полков и посёлок Касторное, который был  разрушен и объят пламенем. После такой обработки пехота противника при поддержке танков вновь пошла в атаку. Сибиряки отбивали атаку за атакой. Дело дошло до штыковой рукопашной схватки.

      284-я дивизия 4 июля оказалась в полном окружении. В этой критической ситуации Николай Филиппович Батюк принял решение - дивизионной артиллерии прямой наводкой бить по наступающим танкам и пехоте противника. Дивизия могла остаться без артиллерии, но риск оправдал себя. Расчет командира орудия старшего сержанта  Иосифа Адамовича Куртиша, уничтоживший в первый день боев три вражеских танка, при выходе из окружения быстро развернул орудие и открыл огонь. От метких выстрелов один танк врага сгорел и два были подбиты.

    Наводчик младший сержант 820-го артиллерийского полка Степан Николаевич Хандрыкин, родом из Алтая, прямой наводкой уничтожил пять вражеских танков, когда орудие было подбито эвакуировал его в безопасное место. Батарея лейтенанта Ильи Захаровича Шуклина, в ходе боев под Касторной уничтожила десять танков врага.
   
    В ночь с 6 на 7 июля, оставив на своих позициях боевой заслон, дивизия вырвалась из окружения в северном направлении в расположение 8-го кавалерийского корпуса. Дивизия вышла из окружения непобежденной, сохранив тяжелое вооружение. Пушки бойцы катили на себе. В боях под Касторной, враг потерял более 8 тысяч солдат и офицеров, более 160 танков и 16 самолетовов.

         Об этом героическом эпизоде узнала вся страна из сообщения Совинформбюро.  6 августа 1942 года диктор Юрий Борисович Левитан сообщил миру: ”На другом участке наша часть под командованием тов. Батюк в бою за селение К. гранатами, бутылками с зажигательной смесью, огнем артиллерии, противотанковых ружей и минометов за четыре дня боев вывела из строя свыше ста немецких танков и уничтожила до 800 гитлеровцев»
       После нескольких дней передышки дивизия ведет ожесточённые бои в районе села Перекоповка Семилукского района Воронежской области и села Озерки Тербунского района Липецкой области.

       В начале августа в газетах «Правда» и «Красная Звезда» был напечатан очерк Константина Симонова «Единоборство» из которого весь мир узнал о подвиге расчета 76 мм противотанковой пушки 820 артполка (командир майор Петр Романович Семерич) под командованием выпускника Томского артиллерийского училища уроженца Алтайского края Ильи Захаровича Шуклина :  Ведя бой 24 июля 1942 года прямой наводкой под Перекоповкой против тридцати танков врага боевой расчет в составе:(командира орудия сержанта Егора Ивановича Акиньшина, уроженца села Чулок Бутурлиновского района Воронежской области , наводчика орудия младшего сержанта Ивана Георгиевича Ромашева из Новосибирской области (ранен), заряжающего красноармейца Климентия Максимовича Вяткина, замкового красноармейца новосибирца Июсупа Хабировича Каюмова, связного Н. Лончакова, красноармейцев М Панина, В. Шлонова, и тракториста Осадчего, в течении двух часов находясь на открытой позиции в ржаном поле на гребне холма уничтожил четырнадцать танков противника, три автомашины с пехотой и до ста вражеских солдат. Командир батареи, сидя верхом на коне, корректировал огонь пушки и при ее обнаружении ее врагами вовремя менял позиции 
В сентябре дивизия в Сталинграде на Мамаевом кургане. После разгрома армии Паулюса она ведет тяжелые и кровопролитные бои за Запорожье, Одессу, Лодзь, Люблин.
      79-я гвардейская Запорожская ордена Ленина Краснознаменная, орденов Суворова и Богдана Хмельницкого II степени стрелковая дивизия закончила войну в Берлине. На боевых знамёнах её частей - четырнадцать орденов. Девятнадцать её воинов были удостоены звания Героя Советского Союза.

       Не дожил до Победы Н.Ф. Батюк. Сердце комдива, надорванное в боях за Родину, не выдержало напряжения боев. Умер Николай Филиппович 27 июля 1943 года на руках своих боевых товарищей. Его похоронили в городе Славяногорске. Рядом с ним похоронен Герой Советского Союза Илья Захарович Шуклин, который погиб в бою у села Голая Долина под Славяногорском. Батарея оказалась в окружении. Бесстрашные сибиряки продолжали бить по врагу прямой наводкой. В неравной схватке погибли все артиллеристы, подбив десять «тигров». Трижды раненный Шуклин подполз к уцелевшему орудию и вел огонь по фашистам до последнего вздоха.
    Чтут и берегут память о Н.Ф.Батюке и И.З. Шуклине в Волгограде. Их имена высечены на мраморных плитах на Мамаевом кургане. Носят их имена и улицы города. На панораме "Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом" - художники студии имени Грекова изобразили комдива Н. Ф. Батюка в полный рост на одном из наблюдательных пунктов на склоне Мамаева кургана.
        Наводчик Егор Иванович Акиньшин, в ходе боя у села Перекоповки получил тяжелое ранение. Лежал в госпитале в городе Боброве. После выздоровления вернулся в часть и дошел с ней до Берлина. Расписавшись на стене Рейхстага, лейтенант вернулся в родное село, где работал председателем сельского совета.
   Должны помнить героев и на земле воронежской. А в селе Перекоповка на высоте 214,6 должен стоять им, и многим сотням погибших за эту русскую землю, но до сих пор, не увековеченных советских солдат.


Рецензии