Рецензия на киноцикл Тёмное царство
(В сокращённом виде "Литературная Россия" - http://litrossia.ru/2013/07/07818.html)
У психоаналитиков очень популярен анекдот о том, как однажды к Зигмунду Фрейду утром подошла внучка и спросила: «Дедушка, я сегодня ночью видела во сне банан. Что это значит?» На что основоположник психоанализа, тихо вздохнув, - погладил девочку по голове и ответил: «Ничего не значит. Иногда бывают просто сны…»
Это я к вопросу о допустимой степени вмешательства режиссёров, занимающихся экранизацией классических литературных произведений, в текст и сюжет автора.
Тема достаточно серьёзная - т.к. иногда «режиссёрское видение современности и её проблем» сводит на нет и сюжет, и текст автора, который «ни сном, ни духом» - ни о современности режиссёров, ни о её проблемах, ни о личных комплексах режиссёров по этому поводу….
И тогда иезуитское в титрах - «по мотивам», - выглядит сущим издевательством….
Киноцикл «Тёмное царство», стартовавший 8 февраля премьерой фильма «Свои люди - сочтёмся» в историческом Белом зале столичного дома кино, - включает в себя экранизацию режиссёрами Юрием Гольдиным и Олегом Бабицким четырёх классических пьес Александра Островского.
Надо очень любить Россию и верить в будущее российской словесности, чтобы сейчас экранизировать классические произведения этой самой словесности в том виде, в котором они были написаны, и не скатиться до шаржированных аллюзий и ассоциативных экивоков с тем, что кажется злободневным. Кажется то, - обычно, - режиссёру, а давятся этим «гарниром к основному блюду» – зрители…
Ощущение после премьеры такое, - творческий тандем Гольдин-Бабицкий (они ещё и продюсеры фильма) счастливо избежали искушения сделать из Александра Николаевича Островского гарнир, и сделали очень качественное классическое кинопроизведение по пьесе великого русского драматурга.
Надо отметить, что проект «Тёмное царство « это не первый их совместный опыт такого рода, – до этого был «Театральный роман» на канале «Культура»…
В фильме нет ни режиссёрской психоделики по поводу сюжета великого драматурга, ни развесистой «клюквы а ля рюс», ни телесериальных «актёров-кочевников», торгующих больше лицом, чем талантом, ни заезженных пейзажей России «времён Островского» с «застеклопакеченными » окнами особняков и прочими ляпами, которые моментально вышибают зрителя из кинодейства.
Прекрасно проведен кастинг – замечательные лица актёров живущих, а не находящихся в кадре. Говорят, в кастинге, на десяток ролей участвовало больше тысячи актёров, и не только московских театров.
Проблем не было только у замечательной актрисы , обладательницы «кустодиевской» внешности и форм – талантливо исполнившей роль Липочки . Её увидел один из режиссёров на телеэкране фитнесс- зала в момент тренировки. Придя домой, он добросовестно «прогуглил» телепрограмму и «вычислил» выпускницу Ярославского театрального училища Ольгу Ергину, которая сейчас работает в труппе Театра им. Маяковского.
Очень тщательно, и с любовью подобраны и натура, и антураж. Как сказали авторы на премьере фильма «Свои люди - сочтёмся» – «руины и не только», были найдены в Костроме, Ярославле и приведены художником постановщиком Ираидой Шульц в образцовое состояние.
Подкупило меня то, что авторы очень трепетно отнеслись к тексту Александра Николаевича. И вроде актёры произносят слова, - не часто употребляемые нынче, но ловишь такой «кайф» от них - как от горного воздуха, - и вдруг понимаешь, что львиная доля современных идиом и пословиц – это ведь тоже драматург Островский. Спасибо авторам за это напоминание. Это случается на киноэкранизациях довольно редко. И виноваты в этом режиссёры, как мне представляется.
Постмодернистские изыски (недавний пример – фильм «Борис Годунов» режиссёра Мирзоева и на подходе «Гамлет» режиссёра Карры – Авт.), перенесение героев в современность, адаптированные тексты (ведь поднимается же рука!!!) засушили эти самые тексты до, - как говорят лётчики ВВС про Врачебно-лётные комиссии, - состояния «нестояния» . Да что там тексты, – уже и сюжеты «кино и ТВ труженики цифровика и монитора» лихо «кромсают» под очередные «запросы масс» . От себя добавлю, что такие «запросы» эти труженики своей кипучей «просветительской» деятельностью как раз и формируют...
Такой вот «замкнутый круг» по маргинализации контента /контентом получается…
Что и наблюдаем постоянно (ну, как тут не вспомнить литературные «перлы» в фейсбуке от «дам, одержимых демократией» - Авт.). ..
Проект «Тёмное царство» был профинансирован правительством Москвы и режиссёры свои обязательства выполнили, но… Как выразился один из его авторов – «телебудущее этих фильмов туманное»…
Авторы проекта «Тёмное царство» режиссёры Юрий Гольдин и Олег Бабицкий и определяют свои цели очень просто и довольно скромно: - "желание познакомить театральную и кино общественность города Москвы с опытом экранизации пьес Александра Островского".
От себя добавлю – замечательным опытом.
Следующая премьера проекта - фильм по мотивам пьесы «Бешеные деньги», пройдёт в Большом зале дома кино, в пятницу 15 марта. Очень хочется надеяться, что и люди решающие вопросы о телепоказе этих фильмов будут в доме кино тоже, хотя…...
На церемонии закрытия кинофестиваля «Лучезарный ангел -2012» представитель московского правительства торжественно пообещал, что фильмы этого фестиваля («Гран при» получил «Дирижёр» Павла Лунгина – Авт.) будут показаны по каналу «Москва -24» и ТВЦ. Уж и февраль на исходе. Ждёмс….
За фото отдельное спасибо Олегу Олеговичу Бабицкому - исполнительному продюсеру цикла «Тёмное царство»
Свидетельство о публикации №213020901780
Голышкина Клавдия 24.02.2013 17:27 Заявить о нарушении
Спасибо за поздравления!
Рад, что резонируем!
Удачи Вам!!!
Олег Татков 25.02.2013 01:29 Заявить о нарушении