В плену у Воланда0. Эзотерика - наркотик умников

В  ПЛЕНУ  У  ВОЛАНДА  ИЛИ 
СНЫ  МАРГАРИТЫ




(«Мастер и Маргарита: домыслы,
парадоксы, откровения»)



Новейший опыт культурной дискуссии на примере
виртуальной булгаковщины.


2006


Оглавление:

Пролог

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.  «МиМо» веры, жизни, любви

Глава 1. Вас приглашает «Геллеспонт»
Глава 2. Участковый… «бригадир»… Га-ноцри
Глава 3. Римский + Корсаков = Стравинский
Глава 4. Бергафт и благонамеренная отсебятина
Глава 5. Реванш за «кошачий геноцид»
Глава 6. Набожное безверие и верующее безбожие
Глава 7. Авиашвабра русской «интеллигенции»

ЧАСТЬ  ВТОРАЯ. «Свита против Света»

Глава 1. «Мистика от начала и до конца»
Глава 2. Мессир и его Команда
Глава 3. М и Ж: Маргарита по имени Жанна?
Глава 4. Чацкий в «карете». София убита…
Глава 5. Афраний против Понтия
Глава 6. Жертва или герой?
Глава 7.  Сатана, Сочинитель, Сталин

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ  «Кто на  кресте?»

Глава 1. Автора!
Глава 2. Хозяева глобуса Абадонны
Глава 3. Дуэль длиною в 20 веков
Глава 4. Тройка, семерка, туз… Ах, дама!
Глава 5. Треугольник… Завулона
Глава 6. Так была ли казнь? Или Голиаф убивает Давида
Глава 7. Выходки версификатора,  или Евангелие от Михаила 

Эпилог
Список литературы


Анонс-аннотация
Привыкнув к монополизму позиции: авторской, хозяйской, четкой и неуклонимой, - на деле мы ни в грош не ставим ни плюрализм, ни терпимость, коих требуем на словах. Что такое «Мастер и Маргарита» - лирическая дьяволиада или гимн Богочеловекам? Редкое произведение классики вызывало столь буйный схлёст противоречивых оценок, которые с одинаковой убедительностью выглядят как откровением, так и заблуждением, а, в конечном счете, пробегом по чужим задам. Не без трепета решились мы предложить читателю опыт культурной дискуссии в не совсем обычной, но немножко бытовой, хотя почти научной и в то же время не всегда фантастичной форме. Правда, сама фантастика тут не от техники, сами увидите…



Предуведомим читателя: сериал Бортко в нашей «партии» – не «проходная пешка» и уж, тем более, не «гвоздь сюжета». В центре авторского внимания - первоисточник экранизации и не столько даже он, сколько будоражащие воображение не одного читательского поколения вопросы. Вот лишь некоторые.
Кто послужил прообразом героев романа и какова их связь с христианами, гностиками, катарами, тамплиерами, розенкрейцерами, иллюминатами и масонами?
Была ли казнь? Кто на кресте – в романе? И в жизни?
В чем вина Пилата и есть ли у кого-то право судить Булгакова за масонские реминисценции?
Являются ли подлинными канонические Евангелия и имел ли Булгаков право на создание собственного?
Предавал ли Иуда Иешуа и Иисуса?
Что такое «теория заговора» и придуманы ли культы «теневой закулисой»?
В чем разница между верой и фанатизмом? Был ли Воланд сатаной и есть ли он вообще - Князь тьмы?
Кто написал роман?..

Не скрою, для автора наибольший интерес представляли булгаковские мотивы тайных эзотерических учений и догадки о скрытых, теневых силах мировой истории. Анализировалось также влияние гностической, каббалистической и масонской эзотерики на логику действий персонажей романа. Что ни говори, «М и М» до сих пор не утратил своей актуальности в качестве литературно иллюстрированного учебника по изощренной манипуляции сознанием личности и толпы.

…Была ли казнь? Что за вопрос? Она же подробно описана в романе. Да, но это описание содержит все что угодно, кроме элемента мистики и эпики. Все обыденно, скучно, серо и мрачно. В этой явно провинциальной церемонии нет ничего экстраординарного. Люди, как люди, история, как история. Собственно, всё, как и положено в истории. Скудная рассада фактов и лозунгов, отсутствие деталей и характеристик, подчас сомнительных и малопонятных, - в самом начале. Обстоятельная хронология судьбоносных событий с обилием подробностей, избытком свидетелей и поздних летописцев-толкователей, плюс законченность, оформленная целостность и систематичность эпохального учения, - столетия спустя.
А в те памятные, но доныне точно не датированные дни и даже годы Распятия и Вознесения, никто ничего толком не понимал ни в хаосе событий, ни, тем более, в бессистемной разрозненности устных проповедей. Да и что историки могли извлечь, понять и внятно прокомментировать из того сумбура?

Великое видится на расстоянии, и историк Булгаков точно, правдиво, со вкусом «изобразил» всеобщую тенденцию эволюции исторического факта на разных ее этапах: от несенсационного момента свершения - через ленивую фиксацию и постепенное препарирование - до позднейшей интерпретации и окончательной сакрализации (или десакрализации).
Так что же скрывалось за голгофским крестным ходом? Какие сценарии были разработаны и параллельно запущены? Кем? Пилатом? Афранием? Синедрионом? Иудой-Зелотом или еще какими неожиданными героями?

В своем романе Булгаков как бы предугадал глобальную систему изменения сознания населения планеты, старт которой еще в 1940-е положила изощренная программа «перекодировки народа США». В этой тотальной и невидимой войне против массового сознания использовалось все: сексуальная революция, радикально-социалистическая философия, перманентная музыкальная шокотерапия с тройным зомбирующим эффектом: кайфической (часто какофонической) музыки, приемов наркотиков для «тасок» под эти ритмы и регулируемого массового помешательства в «кислотной» обстановке рок-концерта, как и любого нездорового коллективного психоза (футбол), отягощенного истерикой фанатов. Довесочно воцарилась как полубредовая, так и непритворно шизофреническая свобода самовыражения. Обывателей загипнотизировали дебилизирующей рекламой, превратив в невольников консюмеризма (постоянно растущей номенклатуры бесполезных, но легко навязываемых товаров и услуг), аномально распухшей индустрии моды, клинических школ современного арта и прочих аспектов «творческой» самореализации: андеграунда и перформанса.
 
Студенты легко и с радостью попадались на наживку: как же, их просвещали истинные интеллектуалы! Никто же не подсказал, что это интеллектуалы с жирным знаком «минус».
Уже к началу 1990-х в США произошла перековка менталитета, был изменен психоинтеллектуальный тип янки. Ныне это рефлектирующий по поводу бесчисленных комплексов и страхов толерантный филистер, целиком зависящий от прогрессирующей армии шарлатанствующих телегуру, семейных докторов, психоаналитиков, юристов…
Метастазы перекодировки протянулись от самой развитой империи по всему миру. Это привело к появлению наркоцивилизации изнеженных извращенцев, штамповке модифицированной серии легких наркотиков, чудовищному «облегчению», примитивизации культуры – сведению ее к клиповому калейдоскопу. Западный, протестантски-индивидуалистический, прогресс всегда был связан с идеей личного комфорта, спаренного с  конформизмом – подлаживанием под обстоятельства, под власть, под сильного. В итоге, к концу ХХ века там воцарилась модель общества пресыщенного конформ-комфорта и сибаритского соблазна…

В ходе перекодировки сознания был уничтожен СССР, как строй, как цивилизация. Советский Союз, пусть это и нелепо звучит, погубила «мода на прогресс», которого большая часть советских «маргарит», «латунских», «майгелей» и «берлиозов» ждала непременно от Запада.
Забвение подвигов предков привело к тому, что, убрав из Русского дозора богатырей Васнецова, бал правят… Чонкины  Войновича. Чонкины молниеносно «кастрируют и стерилизуют» великий народ, губя его генофонд, лишая будущего и гаденько ликуя при этом: «Хи-хи, ну какой же он великий, если позволил в легкую себя погубить».
Как не обидно, повод для таких выводов есть. Самого сильного Богатыря побеждают в легкую, если сперва притупят его бдительность или, еще лучше, усыпят. Такое случается, когда в сознании народа критерии величия, мудрости, великодушия и чести подменяются подлостью, коварством, неблагодарностью и вероломством. После этого вся система моральных координат летит к чертям. Ворье и подонки из нужников выныривают владельцами дворцов. Сволочь провозглашает себя «элитой». А оплеванные герои барахтаются на дне. Итог неминуемо горек. Страна, которой правят евнухи и сатиры, защищают – дистрофики и инвалиды, а люди с торсом Геракла - обслуживают бордели и салоны стриптиза, обречена на гибель. Хроники Эллады, Рима и Византии красноречиво убеждают в этом. Хам победил не сразу…

Анализ так называемой интеллектуальной литературы последних лет позволил автору этой работы сделать безрадостный вывод.
В мире реально существует и плодотворно (разумеется, для теневых хозяев) действует структурированный и бесструктурный, с виду совершенно неорганизованный, хаотичный, даже локализованный тематически, идеологически и, подчас, этнически глобальный заговор интеллигенции, прежде всего в одурманивающей, почти наркотической сфере эзотерики. Внешне участники этого заговора в разных обществах и странах разделяются на конструктивистов и постмодернистов, позитивистов и сюрреалистов, сатанистов и структуралистов… А также – на сионистов и антисемитов, фашистов и коммунистов, фрейдистов и расистов, евразийцев и ваххабитов, структуралистов и концептуалистов, духовников и атеистов, космополитов и сектантов... Но все они, так или иначе, присягнули идее Закулисы Зла, Хаоса, Античеловечества, Мондиализма-глобализма! Каждый из них, как вместе, так и порознь, играет на дуде разделения масс, уводя их от просвещения, целостности и диалектики мышления, от сплочения и восстания.

Одни, правда, делают это сознательно и даже по жесткому тарифу. Другие – совершенно наивно, неосознанно, а потому бескорыстно, на свой страх и риск. Единит же всех то, что кормятся они с руки глобального «правительства» или «жречества», как его не называй… У каждого «участника негласной конвенции» есть персональный пунктик. Эзотерический! Да, именно эзотерика намертво связывает всех и каждого – одних как смертельных врагов. Других - как душевных союзников, приятелей, стольников. Но всех роднит и скручивает одно – они не могут друг без друга, без «жертвенно-вампирической крови» интеллектуальной дискуссии – телевизионной или эпистолярной, тет-а-тет или на расстоянии, заочной и даже отложенной во времени.
Одним нужны аплодисменты и книги, лекции и телеэфир, премии и лауреатства. Другим – шишки и синяки. Третьим – просто пьянящий дух азартного спора. Четвертым – тесная келья и алхимические флюиды продвинувшегося адепта. Пятым – псевдо-буддистская нирвана или ниспадающие покрывала почтенного гуру. Шестым, которые ошибочно приписали эзотерику своему фанатизму,  – кровь и смерть… Всякий найдет тут своих «тамплиеров».
И глобальная власть щедро платит каждому по мере его. Кому-то – грантом или гонораром. Кому-то - теплым креслом, общественным  статусом и регулярными гастролями по мировым симпозиумам. Еще одному – плотной связкой научных титулов, почетных званий и престижных премий от Нобеля и Пулитцера, Букера и братьев Гонкур, Грэмми и Оскара до местечковых дипломов, самостийно осиянных именами национальных любимцев. А находятся и такие, которым подавай посмертный ореол мученика, павшего от руки проклятого врага.

Булгаков предвидел и описал этот феномен еще 70 лет назад: пресловутые интеллектуалы «эзотерической мафии» исправно играют в своих клеточках на шахматной доске Воланда. Любым, самым гордым и великим из них, через непроницаемую призму управляет Абадонна, вертя глобус и увеличивая нужный фрагмент для точечного решения.
И это так, именно в руках у теневиков – подлинный версификатор событий, то есть метаистории, то есть истории заданной а пространстве историй.
Булгаков предугадал поистине жуткие вещи, в том числе стоящий на пороге цивилизации апофеоз Античеловечества и Нашествие вампиров. Торжество Общества Хаоса  – вот что ждет земной человейник через 20-30 лет! Культура Запада и его «гении», обслуживающие этот бал у Булгакова, – вот Кто, действительно, величайший из вампиров.

Сатанизм давно уже признан не формой религиозного декадентства или христианского диссидентства, а - самодостаточной тоталитарной религией, обладающей цельной доктриной и многомиллионным электоратом обкуренных, демонизированных, моментально воспламеняемых и легко управляемых рабов-поклонников. «Да, вампиры всегда относились к некоей «элите» — от «черных королевских родов» и розенкрейцеров до знаменитых деятелей на¬уки и искусства. Похоже, впрочем, сегодня они действуют не толь¬ко в литературе или кино…  В Нью-Йорке даже существует Центр изучения вампиров… Дэвид Боуи – посвященный в орден Восточных тамплиеров, относящийся к масонерии Египетского обряда… В специфических кругах интеллектуалов начала века этот орден стал известен как тайное движение сатанистов, возглавляемое Алистером Кроули», - пишет современный исследователь Юрий Воробьевский…
Или вот тоже пара слов на тему бала у Воланда, где роль королевы года играет Маргарита. Оказывается, в эзотерической литературе есть еще один бал, по своей завораживающей силе превосходящий булгаковскую мистерию, не говоря про айсберги скрытой символики. В этой фантасмагории обыгрываются такие сцены и образы, как оргия королей и принцев с тысячами свечей, а всем верховодит прекрасная монархиня с двумя пажами, прямо как Марго с Бегемотом и Фаготом. Есть там и отрубленные головы, и гроб с покойником, и чаша с кровью, и даже свой мистический глобус 36-футового диаметра со всеми подробностями географии – явный провозвестник глобуса Абадонны.

Но все это присказка, сказка, как и водится, будет впереди. По порядку, наверное, вряд ли получится. Но разговор о любви, инферно, хаосе, абсурде, заговоре и эзотерике иным быть не может…
А теперь самое время перейти к разбору достоинств и недостатков сериала Владимира Бортко «Мастер и Маргарита». Простите, если по ходу «пьесы» автору придется пикироваться с виртуальными, но вполне узнаваемыми собеседниками. Это не прием, а вынужденность. Иначе просто ничего не получится потому, как роман Булгакова дает невероятный простор для самых противоречивых трактовок и парадоксальных версий.





«Здесь нужно руководствоваться величайшей предусмотрительностью. Ибо из всех зол обожествление заблуждения есть самое худшее: можно считать ум зараженным, если к безумию присоединится еще благоговение. Такому суетному безумию многие из новых предались с величайшим легкомыслием: например, в первой главе книги Бытия, в книге Иова и в других местах Священного Писания они вздумали обнаружить основание науки о природе, ища таким образом мертвых между живыми. Подобные ложные устремления должны сдерживаться тем более, что из неразумного смешения божественного и человеческого проистекает не только фантастическая философия, но и ложная религия. Вот почему мы хорошо сделаем, если с трезвым умом отдадим вере то, что ей принадлежит» Френсис Бэкон









Пролог

«Автор не должен интерпретировать свое произведение» Умберто Эко

Ручка ходко выводила заголовок:
«МиМо Булгакова, или евангелие от Бортко…
В канун Нового года СМИ бойко накачивали «межклассовый ажиотаж» вокруг экранизации романа века «Мастер и Маргарита». После общенационального анонса страна в нетерпении ждала премьеры. Чуда или провала. Я как все. Даже перечитал. Роскошная, надо сказать, книга: глянцевые фото главных героев с лицами примелькавшихся актеров. Книга опережала телепоказ. Это подтачивало интригу и насторожило: похоже, массовый пиетет перед шедевром круто подстегнул бизнес и им же раздувался. Конвейер мега-индустрии цинично эксплуатировал «М и М» во всех жанрах. Та же распальцовка с предваряющим премьеру «Золотого теленка» и «В круге первом» взлетом тиражей подтвердила догадку об очередной форме рубки бабок на классике. Загадка изрядно потускнела. А содержание? Сравнил. Впечатление осталось в пользу плохенькой репринтной копии, залпом «проглоченной» лет 20 назад в читальном зале библиотеки. Сомнения усилились. Волнение тоже. Азарт достиг предела.

Две первых серии шли подряд - без осколочных реклам! Россиян точно вернули в 1973 год – бенефисный для Штирлица. Ощущения? Вроде ничего. Но не совсем то. Вот если бы не знать первоисточник… Короче, вещь добротная, но не более. А для непосвященных, пожалуй, белиберда. Впрочем, и посвященному непросто. Ждешь и веришь, вот сейчас ужо, оно…  Увы, каждая новая серия лишь усиливала разочарование. А ласточка так и не вспорхнула. Может, оно и нормально. Классика не цирк, мастер не Копперфильд.

Теперь вот говорят (в основном, это сами создатели), что фильм смахивает на подстрочник. Но в целом, мол, профессионально. Режиссер достоин похвалы и уважения хотя бы за дерзость первопроходца. Похвалы, может быть. И кто-то, наверное, уже схватился за книгу, но уже как, да-да, за вторичный продукт.

«Но ведь, читая, имеешь шанс переосмыслить» - «Не знаю, боюсь, как бы большинство, особенно воспитанное на первичности видео-виртуального материала, не наложило текст Булгакова уже на матрицу, заданную Бортко. Когда наоборот – не страшно»…
Но мозги встряхнуло точно. И массово, и персонально. С пользою ль, не знаю. Но результаты налицо. Один перед вами»…

- Ну, ты як быдло. Что за привычка кромсать мясо ножом для хлеба?
Ага, жена проникла на кухню. Она у меня не хохлушка. Это у нее такая ирония. А я не мясо кромсал, я чистил окуня.



Продолжение следует: http://proza.ru/2013/02/12/579


Рецензии
"Люди, как люди, история, как история."

У Вас очень чистые (в "языковом" смысле) тексты. Придираться, по сути, не к чему (да и - ни к чему). По образованию Вы - гуманитарий. Что, само собой, сказывается на языке.
Но вот - встретилось написание, которое мне, технарю, с извечной тройкой по русскому, - кажется непривычным взгляду.

Написание: "люди, как люди" - приличествует исключительно варианту сравнения.
Однако, есть такая форма "как" - как "в качестве" (что Вам наверняка известно).
И есть, также, такая штука, как устойчивый оборот речи.
Вкупе это всё, вполне может означать, что, опять-таки - возможно - и такое написание: "люди как люди", история как история".

Это (и это понятно) далеко не самый простой случай, чтобы можно было что-то слишком уж определённо и однозначно высказать.
И, поверьте на слово, я не проверял по справочникам - насколько Вы правы.
Просто отметил, что Ваше написание несколько цепляет глаз. А значит - возможно что-то иное.

Если я ошибся, прошу сильно меня не ругать.
Т.к. - из хороших побуждений же.

-----------------------------------------------------------------------------

"Западный, протестантски-индивидуалистический, прогресс всегда был связан с идеей..."

Опять непростота.
Запятые, которыми произведено выделение - вроде как не очень-то и нужны.
С другой стороны - чего бы им и не быть? Формально - работают за скобки, если бы были использованы они.
-----------------------------------------------------------------------------

"Как не обидно, повод для таких выводов есть."

Вот тут - вроде как требуется усиление отрицания до "ни" (Как ни обидно).
-----------------------------------------------------------------------------

"Страна, которой правят евнухи и сатиры, защищают – дистрофики и инвалиды, а люди с торсом Геракла - обслуживают бордели ..."

Сказано не очень хорошо.
Страна, которой правят - да.
Но последующее - не коррелирует с "которой", вынесенной за скобки.
Которой защищают - уже не идёт.
И лучше: "и которую защищают" или "которую защищают".
-----------------------------------------------------------------------------

«Да, вампиры всегда относились к некоей «элите» — от «черных королевских родов» и розенкрейцеров до знаменитых деятелей на¬уки ..." - науки (лишний символ от переформатирования.

"Похоже, впрочем, сегодня они действуют не толь¬ко ..." - то же.
-----------------------------------------------------------------------------

Дмитрий Сухарев   29.03.2015 17:29     Заявить о нарушении
Всё верно подметили, Дмитрий. Такая вот беда: эту работу я делал на больничном в авральном режиме - полмесяца, а потом - уже отрывочные попытки правки на работе (плюс 2 варианта: есть вариант чисто публицистический - без героев и диалогов, и вот этот, "гораздый мне" (ой, уже боюсь такого "технаря-корректора")). Обязательно исправлю.
А лишние символы переформатирования? - я сканировал в январе 2006 года (тогда оцифровка делала первые шаги) источники вручную (не копируя в интернете, с которыми был вообще на "ВЫ"), плюс свой же текст - с другого сайта, вот и символы.

А, так - искреннее человеческое спасибо!

Версия Автора   29.03.2015 20:20   Заявить о нарушении