Сознание, новая парадигма
Принятые научные определения
Сознание — это такое отражение, в котором объективная действительность как бы отделяется от субъективного к ней отношения человека. Поэтому в образе сознания выделяются две плоскости: объективная (Мир) и субъективная (Я), личное переживание, отношение к предмету.
Современная психология определяет сознание как внутреннюю модель внешнего мира.
--------------------------------------------
Психологическая структура личности — это целостная модель, система качеств и свойств, которая полно характеризует психологические особенности личности (человека, индивида).
В психологии существует огромное количество моделей психологической структуры личности, которые проистекают из различных теорий о психики и личности, из разных параметров и задач. В нашем пособии мы используем модель психологической структуры личности, на основе совмещения двух схем, разработанной вначале С. Л. Рубинштейном, а затем К. К. Платоновым.
Эта базовая модель исходит из личностно-деятельностного подхода. Данная структура включает в себя шесть взаимосвязанных подструктур. Они условно выделяются лишь для получения некоторой схемы целостной личности.
Итак, в личности выделяются следующие психологические составляющие, или подструктуры:
• самосознание;
• направленность личности;
• темперамент и характер;
• психические процессы и состояния;
• способности и задатки;
• психический опыт личности.
Далее данные подструктуры, которые составляют предметное содержание психологии личности, будут описываться в следующих лекциях, и раскладываться на отдельные составляющие: процессы, качества, свойства и т. д.
моя версия
Часть 1 – СТРУКТУРА
Исследование сознания на протяжении веков тысячами мыслителей и
исследователей тем не менее не дает нам сегодня возможность четко
определить это явление .
Поэтому попробуем еще раз обсудить эту проблему и начнем с вещей простых и,
можно сказать, обыденных.
Если подумать о всех вещах, которые могут являться темой нашей душевной и/или
физической активности, то они составят четыре большие группы.
Первая группа представлена объектами
Принятые научные определения
Объе;кт (лат. objectum — предмет) — философская категория, если определять её в пределах эпистемологии, выражающая нечто, существующее в реальной действительности (то есть независимо от сознания) — предмет, явление или процесс, на которые направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта (наблюдателя). При этом в качестве объекта может выступать и сам субъект. В качестве субъекта выступает личность, социальная группа или всё общество.
Объект, в философии
(предмет) - соотносительно с понятием субъекта (подлежащее) означает вообще то, что дано в познании, или на что направлена познавательная деятельность. Противоположение между О. и субъектом есть чисто относительное и диалектическое, поскольку сам субъект становится О., когда обращает на себя познавательную деятельность (в самосознании), а с другой стороны то, что является для нас как внешний О., может иметь субъективное бытие для себя. Хотя слово О., кроме познания, употребляется также и относительно других душевных деятельностей, но определенный О. дается воле, чувству и т. д. лишь посредством познания. В средневековой схоластической философии термин субъективный означал внутреннюю действительность существа, а объективный - лишь бытие в представлении или идее. В обыкновенном словоупотреблении, напротив, объективный значит имеющий основания в природе вещей, независимо от познающего субъекта. Для наивного реализма все, что дано в чувственном опыте, имеет такую независимую от субъекта реальность и признается в этом смысле объективным. Критический идеализм возвращается отчасти, хотя другим путем, к терминологии схоластической. Так как с точки зрения Канта все, что мы находим в познаваемом, заранее вложено туда познающим субъектом, в виде присущих ему априорных способов или форм познавательной деятельности, то все данные О. суть, по содержанию своему, лишь представления субъекта, хотя и обусловленные чем-то вне его (см. Кант). Особое значение имеет вопрос о независимом от субъекта и в этом смысле объективном характере идей, определяющих достоинство бытия, каковы добро, истина, красота
Начальный вариант статьи, взят из Большого энциклопедического словаря Брокгауза Ф.А., Ефрона И.А. http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/007/121/
Объект психологии – душа в различных ее аспектах, в частности с различных сторон (познавательной, эмоциональной, регулятивной) и на различных уровнях – как явлений (душевных актов) и как психической сущности.
http://herzenfsn.narod.ru/leksion/psixped/psihpedlek2.htm
Объект - далеко не весь предмет, а только тот аспект предмета, иногда совсем незначительный, который исследуется субъектом науки, т.е. ученым. Объект - это только аспект предмета, который включен в тот или иной процесс духовного освоения, в познавательную деятельность субъекта. Причем другая часть предмета, и нередко весьма значительная, неизбежно остается за пределами процесса познания.
Объект психологии - это закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных….
моя версия
В отличие от философских и психологических определений, мы будем называть объектом те
"срезы" через процессы, которые одномоментно побуждают к существованию минимальное
количество образов.
В этом определении обратим внимание на два момента –
1 – все, что существует – есть процесс. Гора, стол, дождь, ураган – это такие же процессы, как
свет, электрический ток или авторучка. Все они имеют начало и конец. Все они различаются
скоростью.
2 - И наконец все они в восприятии человека представлены минимальным количеством
образов – если я взял в руки авторучку, чтобы написать эти фразы, мне нет необходимости
оценивать параллельно как к этому отнесется мама авторучки, ее жених или подруга. Мне дос –
таточно иметь образ этой самой авторучки.
Активность психики прявляется прежде всего в том, что мы останавливаем все процессы, полу-
чая на срезе вещи, явления, предметы. Если бы мы не мыслили остановленными процессами,
то никогда не смогли бы идентифицировать волнение на море как море, поскольку в каждое
следующее мгновение картина моря отличается от любого предыдущего.
Вторая группа тем нашего существования представлена субъектами.
Принятые научные определения
СУБЪЕКТ (лат. subjectum - подлежащее) - индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности.
Краткий словарь психологических терминов.
http://vocabulary.ru/dictionary/16/word/subekt
Субъект (от лат. subjectum — подлежащее) — индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности, осуществляющий изменение в других людях и в себе самом как другом. Субъектность человека проявляется в его витальности, деятельности, общении, самосознании. Субъект есть целеполагающее, целостное, свободное, развивающееся существо.
http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=960
СУБЪЕКТ — активно действующий, познающий, обладающий сознанием человек или коллектив. Субъект может проявить инициативу и самостоятельность, принять и реализовать решение, оценить последствия своего поведения, самоизменяться и самосовершенствоваться, определять перспективу своей многомерной жизнедеятельности. Субъект в состоянии дать отчет себе в своих действиях, способен к самопознанию, самосознанию и самоответственности. Он может соотносить свое прошлое, настоящее и будущее. Субъект изменяется в процессе жизнедеятельности в присущем именно ему направлении. Между субъектами существуют значительные индивидуальные различия.
http://psihotesti.ru/gloss/tag/subekt/
Субъект (психология) — активное самосознающее начало душевной жизни, которое противопоставляет себя внешнему миру и своим собственным состояниям, рассматривая их как объект.
Субъект (философия) -
- носитель деятельности, сознания и познания[1]; индивид, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности; человек или консолидированная группа лиц (напр., научное сообщество), общество, культура или даже человечество в целом, противопоставляемые познаваемым или преобразуемым объектам[2].
http://ru.wikipedia.org/wiki/
моя версия
Вся история анализа взаимоотношений между субъектом и объектом построена
на примере идеального существа, познающего внешний мир (объекты) и
обладающего неизвестно чем под названием "сознание", мало что нам дает для
различения субъектов от объектов.
А вот количество образов, возникающих одновременно с образом субъекта или
объекта – это важный отличительный критерий (но не единственный, но о других
поговорим в другой раз).
И действительно, если я хочу использовать другого человека, то у меня должна быть
причина – почему именно его, в каком качестве, как я хочу его использовать, хочу ли
я использовать его единолично или вместе с кем то, что об этом могут сказать члены
моей семьи, что предпримут близкие этого человека, как поведет себя этот другой,
что об этом подумают мои сотрудники, начальство и т.д.
"Использовать" можно заменить любым другим словом, описывающим
взаимодействие, как, например, "получить поддержку", "предоставить помощь" и т.д.
Другой пример, при нынешнем разделении труда существуют большие группы людей,
в рабочие функции которых входит убивать других людей. Это армия, в частности,
боевые отряды.
Эти люди натренированы не размышляя выполнять приказы по убийству как
отдельных людей, так и больших групп и даже целых городов и даже с
использованием оружия массового поражения.
Видимо армия врага, дома врага, города врага да и сам враг субъектами для бойцов
(боевиков) не являются.
Но если боец знает, что своими действиями он может уничтожить свою семью, своих
детей, друзей, любимых, то рука его может дрогнуть потому что убивать субъектов
намного сложней, чем уничтожать объекты.
Итог: 1 - люди могут быть и объектами и субъектами
2 – люди становятся субъектами при наличии коммуникативного процесса,
меняющего место человека в моей индивидуальной организации, в моем виртуальном
пространстве
3 – субъект это человек, мысль о котором сопровождается обертонами мыслей
о других людях, участвующих в общем коммуникативном процессе.
4 – человек, являющийся субъектом для меня, совершенно не объязательно
является субъектом для других.
5 – животные в некоторых случаях воспринимаются взрослыми людьми
субъектоподобно. Это свойство имеет видимо причину своего происхождения в
антропоморфном мышлении детей, получающих развитие интеллекта на сказочных
сюжетах.
* * *
К другим аспектам различения субъектов от объектов мы вернемся в продолжение
этой статьи.
Третья группа тем моего существования – это мое тело.
Мое тело для других людей может быть объектом, но не для меня. Мое тело – это
особая сущность, для меня. Мое тело – это источник моей боли и моего наслаждения.
Мое тело это визитная карточка, по которой меня могут принять, а могут и отвергнуть.
Но мое тело это не Я.
У меня (т.е.у моего Я)есть рука, глаз, мозг, сердце. Но рука это не Я. Глаз это не Я и
даже мозг это не Я.
Анатомия моего тела отличается в моем "скрытом" знании от анатомии представ-
ленной в любом атласе расположением и относительными размерами органов.
И, кроме того, на личные представления о расположении органов накладываются
телесные проекции чувств и переживаний, каждое со своей локализацией.
Эти качества делают мое тело в моем восприятии уникальным.
И , наконец, четвертая группа тем моего существования – это Я.
Принятые научные определения
Я не совпадает ни с психикой, ни с телом, хотя телесные ощущения формируют ядро раннего опыта индивида. Я, достигнув развития, способно меняться на протяжении всей жизни, особенно под воздействием угрозы, болезни и изменений условий существования.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
Я — непосредственно мне данная целостность моей индивидуальной жизни. Я воспринимаю себя как центр моего сознания, как то, кому принадлежат мои мысли, желания, переживания.
“Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный “образ “Я”” [Кон И. С. Открытие “Я”. М., 1978].
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/3827/
моя версия
Рождение ребенка характеризуется следующими параметрами структурной
организации сознания –
объекты уже существуют,
тело младенца также существует, поскольку уже родилось,
субъекты существуют только потенциально, если учитывать генетически
обусловленные рефлекторные реакции на человеческие лица и голоса.
Но, грубо говоря, субъектов еще нет.
"Я" у младенца еще нет. И пока он не построит то, чего нет, он не будет знать то,
что есть.
Здесь, "знать" это не только узнавать, но и свободно вербализировать, что позволяет
строить коммуникацию с другими людьми и таким путем "создавать" субъектов.
Из чего же ребенок строит свою личность – личину - свое "Я"?
Строительным материалом является все, что поступает на рецепторы каждое
мгновение "текущего" настоящего, а также все, что было "текущим" настоящим и
все , что им может стать. Переведем это на язык больших блоков.
Стоительным материалом в построении структуры личности, остова личности ялвяется
прошлое , настоящее и будущее. Еще больше увеличим большой блок.
Личность построена из времени.
Где человек строит свое "Я"?
Мы уже знаем, что мое тело – это не "Я". То есть, тело и "Я" построены раздельно.
Чем же они разделены?
Вы, конечно, знаете самых "дорогих" Вам людей, это могут быть Ваши родители,
ребенок, близкие и самые близкие люди, за которых Вы, не задумываясь, отдали бы
свою жизнь.
Отметьте рукой точку важности жизни самого дорогого человека, получилась точка
наиболее близкая к вашему сердцу. Теперь подумайте о том, насколько ваша жизнь
менее дорога Вам, чем жизнь человека, за которого вы готовы отдать свою.
Отметьте эту вторую точку рукой.
Местоположение второй точки в виртуальном пространстве – это и есть локализация
нашего "Я".
* * *
Теперь мы можем вернуться к определению сознания. Становится понятна основная
Ошибка предшествующих поколений психологов, не сумевших дать определение
сознанию – содержание сознания всех людей одномоментно не формализуемо в
принципе.
Формализуема структура, но она не очевидна.
Сознание – есть одновременная активность по всем виртуальным единицам.
Но эта активность не фиксирована, она меняется во времени и в этих изменениях
между структурными единицами нет параллелизма.
Итак, первое приближение –
СОЗНАНИЕ - это одновременное восприятие объектной реальности, субъектной
(не путать с субъективной) реальности, собственного тела и собственной
личности, отделенной в виртуальном пространстве от тела.
Продолжение темы "сознание" следует,
Свидетельство о публикации №213020902362