Трудный урок
" Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости".
Уже давно закончился мой последний урок,он был длинным: мы договорились с англичанкой, что я займу её урок, так как предстоял очень продолжительный диспут. Опустела учительская и школа наполнилась тишиной, а я всё сидела за столом, переживая все те волнения, что испытала на прошедшем уроке:радость от аргументированных доводов оппонирующих друг другу учеников, царившего на уроке страстей, от неравнодушия их и неожиданных размышлений.
Я решила провести эксперимент и предложила ученикам самим выбрать источники и сформулировать вопросы по непростой теме и в историческом , и философском аспектах - "Смута". Я предположила , что ребята вооружатся самыми "болевыми" вопросами и потому тщательно составила сценарий урока и составила свои ответы.Я знала, что " умножающий знание умножает печаль", но и предположить не могла, что таким пессимистическим и агрессивным будет наш диспут.
Первым начал Третьяков:
-Елена Станиславовна, прошло 400 лет с момента окончания Смуты, которую С.М.Соловьёв характеризовал , как время, в котором " в общественном теле заключались дурные соки:
неудовлетворительное состояние нравственности...водворялась странная привычка не уважать жизни, чести, имущества ближних, сокрушение прав слабого перед сильным , при отсутствии просвещённости, боязни суда других народов... ставило человека в безрадостное положение ...что вело к подчинению общественных интересов частным стремлениям человека .Духовное отношение человека к обществу было слабо.. . человек сильный забывал всякую связь с обществом и позволял себе ВСЁ за счёт слабого. Страшно было состояние того общества, члены которого при виде корысти порывали самые нежные, самые священные связи...дурное состояние нравственности благоприятствовало развитию смуты."А что мы имеем сейчас?
- Во даёт, - восхищённо заметил Томенко.
- Ты прав, Алёша , не только он, но и другие историки указывают на духовную болезнь, как источник и содержание Смуты. Но духовное развитие общества и тогда, и сейчас отстаёт от технологического развития, это данность развития нынешней цивилизации.
- Значит, история ничему не учит? И мы так и будем шарахаться от смуты к смуте?
- История учит, если целью исторического исследования есть поиск истины, и к исторической науке относятся как к науке, а не как к придворной служанке,
а исторические факты не интерпретируются недобросовестными исследователями в угоду и интересам правящей политической силе или лидеру, если "историки" за неимением проверенных фактов и достаточных доказательств жонглируют фактами , выходящими за пределы логики и историческим данным.Мы с вами сегодня попытаемся подойти к истине.
- Елена Станиславовна, как мы её найдём, если историки по-разному определяют даты Смутного времени? Общепринято, что это время смерти последнего Рюриковича, сына Ивана Грозного, Фёдора , и воцарение Бориса Годунова - с 1598 и по 1613 года, когда на царский трон выбрали сына первой жена Ивана Грозного- Михаил Романова , одна династия сменилась другой( Н.М.Костомаров, С.М.Соловьёв и другие), а Г.В.Вернадский и Л.Н.Гумилёв, например, определяют это время 1605-1618гг., время смерти Б. Годунова и заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой.Некоторые и другие периоды указывают.
-Да, мнения историков расходятся и это влияет на содержание и круг действующих сил и лиц Смутного времени.Но остаются те же причины и последствия Какие они?
-Как уже сказал Алёша, это дурное состояние нравственности и считают её первостепенной некоторые историки, указывают ещё и хозяйственную разруху, страшное обнищание народа, слабость государственной власти вследствие борьбы за власть и привилегии правящей верхушки- бояр , социальное недовольство,крестьянские войны, династические,общественную рознь, и внешнее вмешательство из-за слабости государства, территориальные притязания,- ответила Сомова.
- Причины Смуты имеют истоками предшествующие годы:правление Ивана Грозного,казни, опричнина, усиление крепостничества, войны, мятежи в городах, недовольство крестьян.
-А Г.Н.Гумилёв крестьянские выступления не считал "крестьянскими войнами", он писал:"...пожалуй, трудно придумать другое название столь же мало отражающее суть дела..." И называл их "восставшее пограничье"
- Это муж Анны Ахматовой, который был расстрелян?- изумилась Самсонова.
На что Сомова покрутила пальцем у виска:
- Это историк, Лев Гумилёв, сын двух поэтов:А. Ахматовой и Николая Гумилёва. А у Н.Гумилёва было три жена и пять детей!
- Ребята, не отвлекайтесь.
-А что там говорить: предательство и интриги бояр, жадность торговцев во время неурожая, страшный голод, предавали и воеводы, служивые люди, и казаки ,и сами крестьяне- все хотели урвать для себя!- подвёл итоги Терещенко.
-Правильно,верхи не умели руководить по-новому, а низы не желали жить по-старому,-вскочил Данько.-Я, Елена Станиславовна, не считаю Бориса Годунова слабым управителем. Он был харизматичной личностью, на что указывают и Карамзин, И Соловьёв,и Костомаров:"...он смыслом и разумом превосходил многих стариков седовласых, научен был премудростям ..." А Соловьёв пишет:" ... человек очень умный , бесспорно,быть может более других вельмож способен к правительственному делу, быть может, более других
понимавший потребности государства, главную из них - потребность просвещения, сближения с народами Западной Европы."
- Да, и он чему учил своего сына:"Учись, мой сын, наука сокращает нам опыт быстротекущей жизни"! Он наставлял сына, как управлять государством:"Будь милостив, доступен к иноземцам...будь молчалив, не должен царский голос на воздухе теряться по-пустому, как звон святой , он должен лишь вещать велику скорбь или великий праздник.Храни, храни святую чистоту невинности и гордую стыдливость.В семье своей будь всегда главою, мать почитай , люби свою сестру". И это он сказал:"!Да, жалок тот, в ком совесть не чиста", тем самым призывая к ответственности перед державой и людьми.И я не верю, что он убил царевича!- горячо воскликнул Дёмин.
- А Карамзин писал, что на его вопрос о царствовании, волхвы ответили, что царствовать он будет семь лет, на что Годунов воскликнул:"Пусть семь дней, но царствовать!"- заметила Прудникова.-Властвование его и сгубило! И он , и Костомаров писали, что он хотел сначала отравить, а потом и убить царевича.
- Это никем не доказано: свидетелей убийства не было, а хотеть убить, ещё не значит убить!- снова сказал Дёмин.
- Годунов - фигура неоднозначная. При всех его заслугах он " не был, но бывал тираном, не безумствовал, не злодействовал подобно Иоану,устраняя и казня недоброжелателей" .
- Елена Станиславовна, у меня другой вопрос.К какой категории пассионарности, исходя из теории пассионарности Л.Гумелёва, можно отнести Лжедмитрия первого?-спросила Томина.
-Ну, ты и вопрос задала!- удивился Третьяков.
- Степень пассионарности определяется общественной активностью личности и её прогрессивной или негативной, или пассивной ролью в жизни общества. Минин и Пожарский, создатели и руководитель народного ополчения , направленного на изгнание интервентов ,были пассионариями высшего порядка, потому что шли на возможную гибель, ради освобождения Родины.Помните с какими словами обратился Минин к новгородцам, чтобы собрать деньги для вооружения ополчения?"
"Заложим жён и детей наших,но спасём Русскую землю!"А Лжедмитрий признаётся сам, что " я -"черноризец,...виновен я, гордыней обуянный , обманывал я бога и царей ...я- предлог раздоров и войны". Судите сами.
-И все-таки я не понимаю, как Марина Мнишек, красавица и из родовитого семейства, могла полюбить его? - снова спросила Тмина.
- Да о какой любви идёт речь, когда к её ногами корону российскую бросают?- смеясь,
сказал Терентьев.-К тому же Гришка , женившись на ней, дочь Бориса Годунова любовницей сделал.
- Ты не дал мне договорить.Да, он сам сознался, что он самозванец.В энциклопедии Кирилла и Мефодия так описывают его облик:"широк в плечах, с короткой бычьей шеей,в чертах лица сквозила грубость и сила, то есть был лишён царского величия.Лицо без бороды и усов. Взгляд масляных маленьких глаз угрюмый , тяжёлый" Как можно было такого морального и физического уродца в мужья взять!
-А ты почитала бы Карамзина:" нелепою дерзостию и неслыханным счастием достигнув цели -каким-то обаянием прельстив умы и сердца, вопреки здравому смыслу-сделал то, чему нет примеров в истории: из беглого монаха, казака-разбойника и слуги пана литовского в три года став царём великой державы,Самозванец казался хладнокровным, спокойным,не удивлённым среди блеска и величия, которые окружали его в сие время заблуждения,срама и бесстыдства...обман способствовал обману...славили Самозванца от ненависти к Годунову , от буйности и любви к мятежу".
-Ребята, скоро звонок. Мы два урока заняли, а не все вопросы задали и не на все ответили.
Давайте подведём итоги.
--Итоги плачевные: территории потеряли, борьба за власть продолжалась,народ своей верой в доброго царя так и остался невежественным, одна царская династия сменилась другой, страна была разорена иноцемцами, хозяйство было подорвано,-подытожила Сомова.
-Елена Станиславовна, а у меня записи мнений историков о пассивности народа есть,-нерешительно сказала Стальская.
- Пусть говорит, Елена Станиславовна!
-Послушаем.
- А мне нравится Годунов, и последние исследования не доказали точно, что маленький царевич был убит.А вот что сам Годунов думает о народе и своём состоянии:
"Достиг я власти ,
Шестой уж год я царствую спокойно,
Но счастья нет в моей душе...
Ни власть, ни жизнь меня не веселят.
Предчувствуя небесный гром и горе.
Мне счастья нет.Я думал свой народ
В довольстве , во славе успокоить.
Щедротами любовь его снискать.
Но отложил пустое попеченье:
Живая власть для черни ненавистны,
Она любить умеет только мёртвых."
Значит, он всё понимал?Знал и про козни бояр, и про их предательство и про слухи, ими же распространяющими.Он был заложником ,а не убийцей.
-Ещё чётче охарактеризовал доверчивость и недомыслие народа Шуйский,
согласился Сойко.-
"...сильна твоя держава.
Ты милостью, радением и щедротой
Усыновил сердца рабов.
Но знаешь сам: бессмысленная чернь
Изменчива, мятежна, суеверна.
Легко пустой надежде предана.
Мгновенному внушению послушна.
Для истины глуха и равнодушна.
А баснями питается она".
Именно поэтому народ то кричит:"Годунов - наш царь!", то безмолвствует при виде убийства его семьи. То Лжедмитрию 1 ноги ему целует и восторженно на троне приветствуют, то Шуйского на троне принимают, и всяких самосзванцам верят.Спасибо Сусанину, Минину и Пожарскому, которые народ на защиту Отчизны подняли.
-Да, поэтому Карамзин писал:" Только на краю гибели народ опомнился, стряхнул с себя бремя лжи и самообольщения, собрал последние силы..." Ребята, пора прекращать наш урок. Кто не успел высказаться, сдайте ваши конспекты, я их с удовольствием прочитаю.
- А я хотел сказать, что выразителем гласа народного был Николка . И это он сказал Борису Годунову прямо в лицо: " Вели меня зарезать, как ты зарезал царевича".
-Мы не все вопросы обсудили, ребята.Но ваши аргументы мне понравились и
всё не так пессимистично: патриотическое народное движение против иноземного господства отстояло независимость страны,ополчение способствовало подъёму национального самосознания,упростилась государственная структура,служивые люди стали новой политической силой, бояре потерпели поражение в борьбе за власть, произошёл качественно новый этап развития страны.Закончилось время безвластия, семибоярщина завершилась,пришла новая царская династия, которой пришлось учитывать всем."Трудный век" был и у греков, и в Англии- война Алой и Белой роз.Это - дань эволюции. Это кризис переломного времени , кризис власти , государства, кризис экономический и духовный.Эволюция всегда развивается циклично. Карамзин был бы рад: мы судили исторический этап нашего развития" судом историческим и человеческим."Трудность усвоения уроков Смутных времён объясняется тем, что не изучаются внимательно и тщательно причины возникновения этого катастрофического для народа и страны исторического явления. Зато теперь вы убедились в правдивости слов А.С.Пушкина :"Сладок плод познания!" Спасибо всем за знания и неравнодушие!
-
-
-
Свидетельство о публикации №213020900365
Анатолий Бешенцев 12.02.2013 10:50 Заявить о нарушении
Людмила Каминская 3 15.02.2013 22:08 Заявить о нарушении