Квинтэссенция пяти принципов национальной модели

30 января 2013 года исполнилось 75 лет Исламу Абдуганиевичу Каримову – выдающемуся государственному и политическому деятелю современности, харизматичному и во многом феноменальному – Первому Президенту свободного и независимого Узбекистана. Как известно, в нашей Республике в первые годы независимости, Президентом А.И. Каримовым были разработаны основы программы «Свой путь обновления и социального прогресса» – это сложный процесс, охватывающий все сферы общественной жизни республики: экономическую политическую, социальную, духовную, культурную и другие. Она определяет общую стратегию внутренней и внешней политики независимого Узбекистана. И на  этой основе были разработаны пять принципов государственного строительства и основы реформирования экономики республики.

Я обычный гражданин нашей прекрасной страны, и как все другие её жители являюсь свидетелем не просто череды происходящих событий, а целой, новой исторической эпохи в становлении и развитии нашего общества и государства. А потому позвольте мне начать с того, что я не государственный чиновник, непосредственно участвующий в государственных делах и в силу этого нередко заинтересованный в приукрашивании того, что происходит, я обычный  преподаватель, современной и глубоко обновлённой за годы независимости, высшей школы страны, постоянно вкладывающий всю свою энергию, ум и знания в процесс воспитания молодёжи. Я постоянно общаюсь с людьми, говорю и о хорошем, и плохом в нашей жизни. А потому в день юбилея просто обязан написать о личности и исторических свершениях нашего национального лидера. Я думаю, что имею право на это и как человек, и как гражданин.

Все что происходило и происходит в нашей стране в последние без малого четверть века связано  с именем этого человека, который без сомнения превосходит по масштабам и качеству проводимой им экономической и социальной политике всех предшественников, возглавлявших республику в разные годы.  В силу своей профессии я внимательно прорабатывал все труды, изданные И.А. Каримовым, в годы независимости и всегда не переставал поражаться его редкой эрудиции,  высочайшему интеллекту и таланту предвидения.  Казалось бы, в его трудах освещены все проблемы и достижения Узбекистана за годы независимости. Только вот на них всегда можно смотреть с разных точек зрения, с разных позиций. А это значит, что не будучи идеологически зашоренными, мы всегда сможем увидеть нечто своё, нечто новое из того, что и как делалось под руководством Первого Президента страны. Поэтому я попробую показать лишь наиболее яркие штрихи в деятельности руководителя нашего государства, прошедшие через моё сердце и запавшие мне в память. 
 
Провозглашение независимости Узбекистана в 1991-ом году с одной стороны вызвало оправданную эйфорию, с другой – поставило аппарат управления страной в экстремальную ситуацию. Нужно было формировать государственность, проводить экономическую реформу и решать множество иных задач, которые раньше выполнялись только по указке из Центра. Всё было новым, необычным. И мало кто знает, что полуразрушенная экономическим и политическим кризисом государственная машина, образно говоря, находилась в состоянии грогги. И в этот момент Ислам Каримов сумел мобилизовать весь интеллектуальный потенциал ведущих учёных экономистов Узбекистана на решение самых главных, самых важных задач. Именно его авторитетом и его усилиями была создана неведомая прежде ситуация, прямо противоположная обычной. Впервые в республике были созданы условия, когда не учёные «продавливали» свои идеи в практике, а практика настойчиво требовала от них свежих идей. В результате все новые и «трезвые» мысли наших ведущих учёных оказались востребованными.

В самом начале экономических реформ, при всесторонней поддержке Президента Узбекистана И.А.Каримова и специалистов Аппарата Президента при тогдашнем Верховном Совете (в последствии Олий Мажлисе) и Кабинете Министров Республики Узбекистан была создана рабочая группа учёных-экономистов и практиков по подготовке проектов экономического законодательства, которая вскоре стала становым хребтом методологии начавшейся экономической реформы. Её работа началась с разработки Закона Республики Узбекистан «О предприятиях», который долгое время рассматривался как своеобразная «экономическая конституция» страны. За два первых года независимости Узбекистана этой группой во главе с ведущим учёным экономистом страны, моим коллегой и большим другом - Виктором Арведовичем Ивониным,  был подготовлен первый пакет рыночного законодательства Республики Узбекистан. И здесь, как никогда, пригодилось редкое умение И.А.Каримова в организации коллективного творчества. Это он придал работе группы должный импульс, чётко сформулировал перед ней актуальные задачи и обеспечил постепенный рост её авторитета среди депутатов Олий Мажлиса. Во многом благодаря этому, все законопроекты, подготовленные группой, принимались с первого предъявления.

При этом нужно учесть, что это были первые рыночные законы, которые формулировались в то время, когда не было ни одного учебника рыночной экономики, когда в стране вообще никто не представлял, что такое рынок и конкуренция, что делать и в каком направлении двигаться. На этих людей пала тяжкая доля первопроходцев. И они с этой задачей, исключительно благодаря полному доверию и поддержке И.А.Каримова, а по его рекомендации, и всего депутатского корпуса, с блеском справились. Это они своей законотворческой работой закладывали первые кирпичики в основание будущего страны, и того, что впоследствии сам И.А.Каримов обобщил и сформулировал в качестве новой экономической теории «Свой путь обновления и прогресса».

Немаловажно и то, что руководителю этой группы  Виктору Ивонину, по рекомендации И.А.Каримова, как правило, предоставлялась возможность давать первые комментарии, подготовленных ими, и принятых депутатами законодательных актов, в средствах массовой информации. Эта информация была вдвойне ценна для людей, поскольку исходила из первоисточников. И это тоже, вроде бы, незначительный, но важнейший по своей сути, элемент идеологии экономических реформ, который ещё раз характеризует многогранность руководящей и организующей роли Президента страны в деле реформирования экономики и общества. Этот, казалось бы незначительный эпизод в его масштабной деятельности, в полной мере показывает нам, что в работе лидера государства нет мелочей. Любая, даже казалось бы, незначительная деталь в управлении обществом всегда оказывалась в поле его зрения и ей оказывалась должная поддержка.   

Авторитет личности И.А.Каримова позволил ему осуществить очень важный манёвр, повлиявших на ход экономических реформ в Узбекистане. Он сразу же отказался от готовых рецептов реформирования экономики, предлагавшихся  Мировым банком и блистательно скомпилированных небезызвестным Григорием Явлинским в программе «500 дней». Я помню произнесённую им когда-то на телевидении фразу: - «У нас почти половина населения - дети. Нам нельзя проводить эксперименты над детьми».  Этой линии он придерживался неукоснительно. Первое узбекское рыночное законодательство отличалось прекрасной проработкой, непротиворечивостью и выдержанностью. В соответствии, со сформулированным И.А.Каримовым принципом о примате экономики над политикой там полностью отсутствовали политизированные элементы, а главное, любые, даже косвенные, намёки на применение «шоковых» приёмов. Интересно, что узбекскую модель за рубежом, в отличие от шоковой, частенько называют градуалистской, то есть, постепенной. Но это не так, поскольку главным критерием успешности, проводимых в Узбекистане реформ являлась не «постепенность», а обеспечение устойчивости экономики и её поступательного развития. И это делалось согласно второму принципу реформирования экономики «не создав новый дом, не разрушай старого».

Но отказавшись от готовых рецептов Мирового банка, нашим учёным предстояло решить ряд фундаментальных вопросов. Я не понаслышке знаю, насколько мучительным был поиск ответов на эти вопросы, сколько сил, знаний и энергии вкладывал в этот процесс сам Президент страны. Естественно, что он постоянно советовался с крупнейшими специалистами страны, учёными Института экономики Академии наук Узбекистана, но по большому счёту решение всё равно оставалось за ним.  А это была колоссальная ответственность, тяжкий груз которой вряд ли мог вынести обычный, даже очень талантливый и опытный человек. Только выдающийся, блестяще, а главное всесторонне подготовленный человек мог вынести эту нелёгкую ношу.
 
Прежде всего, нужно было принципиально определиться в том какова роль государства, степень его участия в регулировании, какова роль государственного регулирования и саморегулирования хозяйствующих субъектов в рыночных условиях. Эта проблема стояла достаточно остро в самом начале экономических реформ. Более того, почти во всех странах с переходной экономикой она далеко вышла за рамки сугубо экономических отношений и переросла в бурные политические дебаты. При этом маятник политических дискуссий того времени  колебался от полного отстранения государства от процессов регулирования, до возврата к жесткому централизованному управлению. 

У нас эту проблему ещё в самом начале экономических реформ до крайности просто и необычайно эффектно решили, заложив соответствующие механизмы в рыночное законодательство. Мне известно насколько тяжело шло обсуждение вопроса о роли государства в регулировании рыночных процессов. И я знаю, что лишь после серии плотных и весьма напряженных дискуссий с управленцами и депутатами удалось доказать концепцию необходимости определяющей роли государства в управлении экономикой на стадии переходного периода. Однако к этому вопросу приходилось возвращаться вновь и вновь при обсуждении каждого последующего закона.

Конец этим дебатам, проходившим в рабочем режиме, был положен Президентом Республики Узбекистан И.А.Каримовым, впервые, с научных позиций, четко обосновавшим принципы  того, что «в сложный переходный период главным реформатором должно быть государство», а также и то, что «становление новых экономических отношений должно осуществляться взвешенно, продуманно, поэтапно». Получив такую поддержку политического лидера страны нашим законодателям было намного легче органично закладывать в новое законодательство Республики Узбекистан механизмы государственного регулирования экономических процессов.

Итак, можно выделить важную особенность, сформированного И.А.Каримовым, подхода к государственному регулированию в Узбекистане. В условиях  фактического отсутствия правового поля рыночной экономики Узбекистан сохранял систему государственного регулирования  экономических процессов, возложив эти функции на исполнительную власть, постепенно, по мере расширения правового поля, ограничивая ее права вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий и внедряя в рамках формируемого законодательства новые механизмы регулирования. В это же время практически во всех странах с переходной экономикой, при аналогичной неразработанности экономического правового поля, господствовал популистский тезис: «Разрешено все, что не запрещено законом». 

Надо ли говорить о том, что при отсутствии законов это свелось к анархии в хозяйственной жизни и масштабному обвалу экономик соответствующих стран. Сравнительный анализ темпов развития того периода убедительно доказывает, преимущество отечественной модели реформирования экономики, заложенной в первое рыночное законодательство Узбекистана . Уже к 1995 г. республика стабилизировала экономику, первой среди стран СНГ, войдя в фазу экономического роста. К 2000 г. Узбекистан в производстве ВВП достиг дореформенного 1990 г. Это и было практическим доказательством Президентского принципа о том, что весь процесс обновления должен строиться на правовой основе, на имеющих практическую силу законах.

Известно, что одним из основных направлений экономической реформы является приватизация государственных предприятий. Но  принятый в Узбекистане Закон «О разгосударствлении и приватизации», определивший порядок регулирования приватизационной сферы как важнейшего направления формирования конкурентной бизнес среды вообще выпадал из приватизационных моделей, реализуемых всеми странами с переходной экономикой. Интересно, что 20 января 1997 г. ведущая немецкая газета Frankfurter Allgemeine Zeitung публикует редакционную статью «Узбекистан до сих пор на более хорошем экономическом курсе, чем его соседи». В ней говорится «Узбекистан учился на ошибках других государств СНГ, к примеру, в приватизации».

Сразу же заметим в этой цитате одну деталь. Немецкие эксперты, подготовившие эту статью, по существу завуалировано говорят, что в отличие от других стран СНГ, наделавших ошибок в приватизации, в Узбекистане их не наблюдалось. Или, если быть еще точнее, то они делают вывод о преимуществах узбекской приватизационной модели.

Идея эксклюзивной модели приватизации, предложенная известным учёным из тогдашнего Института экономики Академии наук Узбекистана В.А. Ивониным, целиком поддержана  И.А.Каримовым. Известно, что раздел товаров во времена бывшего СССР был, чуть ли не   самым любимым делом в любом трудовом коллективе. Профсоюзные комитеты регулярно делили дефицитные квартиры, машины, ковры,  мебель, продукты и т.п. А посему так нередки были конфликты на этой почве. Этого, конечно нельзя было допустить при приватизации. Пока в Узбекистане шли жаркие дискуссии и непримиримые дебаты о преимуществах тех или иных способов раздела государственного имущества в Узбекистане был принят Закон, который предполагал привлечение средств населения через продажу государственного имущества с последующим направлением их в инвестиционную сферу.

Такая модель параллельно решала и вопрос существовавшей тогда скрытой инфляции, так как выводила на рынок большой объем нового вида товара, способного поглотить, существовавшую тогда излишнюю денежную массу и обеспечить финансовое оздоровление экономики. Суть узбекской модели приватизации состояла не в разделе государственного имущества и не в формировании некоего класса собственников, и тем более, не в социальной справедливости. Во главу угла был поставлен вопрос о создании условий для экономического роста и формирования конкурентной бизнес среды.

Кроме того, в процесс приватизации были заложены положения, снимавшие саму возможность возникновения приватизационных конфликтов. Наличие денег как естественного ограничителя «неуемных аппетитов» при бесплатной раздаче имущества, автоматически приводило к бесконфликтности приватизационных процессов. Это и был регулирующий механизм, вытекающий из принципа обеспечения социальной защиты и социальных гарантий. 
В этот начальный период становления молодого государства в стране начинается разработка ряда государственных программ реформирования экономики, готовится первая в Узбекистане программа поддержки малого предпринимательства, формируется нормативная база становления институциональных структур нового типа -  холдингов и акционерных обществ. Разрабатывается методология формирования и развития в Узбекистане рынка ценных бумаг, создания и функционирования фондовой биржи, а также институтов рыночной инфраструктуры.

О личном вкладе И.А.Каримова в развитие национальной экономической мысли я мог бы говорить бесконечно. Сознаюсь, мне это доставляет удовольствие. Я воспринимаю его успехи в устойчивом развитии экономики страны с чувством глубокого удовлетворения. Мне особенно приятно то, что он всегда, как положено крупным политическим деятелям  формулировал проблемы и решал их с большим опережением по сравнению со своими коллегами в других странах с переходной экономикой. Многие, реализованные им на практике достижения пока так и не получили адекватной оценки, поскольку намного опережают своё время, а практическая реализация его прогрессивных идей не всегда получает должное теоретического обобщение.

И всё же, не могу не остановится на ещё одном важном результате  работы Президента Узбекистана. Это Национальная программа по подготовке кадров, которая готовилась по его замыслу и под его руководством.   Это, безусловно, его большой шаг в великое будущее нашей страны.  Она встретила прекрасную оценку зарубежных экспертов, получила международное признание и была отмечена Золотой медалью ЮНЕСКО.

В заключение особо отмечу вклад Президента Узбекистана в проведение успешной антикризисной политики. В то время как в мире развивается мировой финансово-экономический кризис Узбекистан вновь демонстрирует устойчивый экономический рост. В последние годы валовый внутренний продукт стабильно растёт на уровне 8-8,5% в год, что не может вызвать признание и уважение в мировом сообществе.

Это результат своевременно выбранного пути эволюционного подхода в процессе перехода от административно–командной, к рыночной системе отношений, путь постепенных и поэтапных реформ. Это всё, прямая заслуга нашего Президента Ислама Каримова харизматического лидера нашей республики.

Узбекистан - сегодня имеет особый статус в экономике Центрально-азиатского региона и мирового сообщества, со своей логикой развития, вытекающей из ее национальных особенностей и экономико-природного потенциала. Влияние Узбекистана на общецентрально-азиатское развитие всегда было огромным. Наличие значительного экономического, ресурсного, демографического, научно-технического, культурного потенциалов Узбекистана предопределяет его роль в Центральной Азии как влиятельного экономического центра.

В первые годы независимости Узбекистана процессы развития оставались сложными, общественно-политическая и социально-экономическая обстановка в Узбекистане были не очень то стабильными, поскольку наряду с определенными положительными результатами в проведении экономических преобразований в республике сохранялись негативные процессы как в социально-духовной сфере, так и в экономике.

За эти годы во главе с Президентом Республики Узбекистан академиком И.А. Каримовым и по его личной инициативе были разработаны и практически осуществляется в жизнь радикальные экономические реформы по преобразованию всей экономики от и до.

С одной стороны на первом этапе радикальной экономической реформы была демонтирована планово-распределительная система управления и осуществлена либерализация экономики: продолжая начатую приватизацию государственной собственности, активно формируется фондовый рынок и другие элементы рыночной инфраструктуры, изменяется структура производства, накопления, инвестиции и инновации. В общем, все это надо было сформировать с учетом специфических условий и особенностей Республики.

С другой стороны, необходимо было осуществить преодоление спада производства и обеспечение макроэкономической стабилизации, достижение экономической и финансовой устойчивости как предприятий, отраслей, так и государства в целом, дальнейшее укрепление национальной валюты – сума, коренное изменение структуры экономики, переход от сырьевой ориентации на выпуск готовой продукции, доведение ее качества и конкурентоспособности до уровня требований мирового рынка.
 
Кроме этого, в этих условиях необходимо было, сохраняя все позитивные моменты политики финансовой стабилизации, дополнить ее эффективной промышленной политикой и политикой возобновления экономического роста.

Таким образом, Президенту И.А. Каримову за  исторически короткий и трудный срок удалось взять на себя и выполнить миссию организованной творческой силы, не допустив, фигурально говоря, затопления стихией и разрушения всего цивилизованного пространства. А наоборот, начать продуманную, поэтапную реформацию прежней государственной системы. Кто может упрекнуть его в этом? Особенно сегодня, когда в республике преобразованы государственная собственность, созданы малый и средний класс собственников, построены десятки новых заводов на основе новейшей технологии. Все это и является факторами экономического роста. Быстрыми темпами увеличивается основной показатель экономической мощи любого государства рост валового национального продукта, в том числе на душу населения.  Это решение проблем инфляции, спада производства, безработицы и т.п. Анализ экономики с макроэкономических позиций позволяет нам увидеть производительный процесс, создание и воссоздание национального богатства, рост материальных основ жизни узбекского народа. И это божий дар, созданный трудом народа Узбекистана.
 
Я недавно перешагнул 70-летний рубеж. Это круглая дата. Многое мною сделано. Я воспитал своих сыновей и передал им эстафету жизни. Я воспитал многих учеников и подготовил прекрасных специалистов. Я помог своей Родине в становлении государственности и формировании новых экономических отношений. Я горжусь этим, горжусь, что прожил свою жизнь не зря. При этом я прекрасно понимаю, что за всеми моими успехами стоит основной создатель, великий труженик, трудолюбивый и гостеприимный узбекский народ и его Президент И.А.Каримов, который почитается этим народом.  Это благодаря его чуткому руководству узбекский народ за все эти годы своей государственной независимости жил в условиях стабильности, главного условия успехов экономических преобразований. Но это лишь только начало преобразований за прошедшие годы независимости, это еще капля в море. Великие свершения нашего народа еще впереди.

И я желаю всем людям, идущим за мной, здоровья, счастья и благоденствия.


Рецензии