Советы 4-9-6

Советы 4-9-6. Нагорная проповедь и Ветхий завет.

Нагорная проповедь и Ветхий завет.

Нагорную проповедь часто ошибочно понимают как отмену Ветхого Завета, несмотря на то, что в самом её начале Иисус Христос чётко сказал против этого:               
«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона» (Мф.5:17-18);   
«Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Мф.19:17);               
«Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?» (Ин.5:46-47);
«Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк.16:31). (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Заповеди блаженства.

Заповеди блаженства (макаризмы, от греч. ;;;;;;;; – счастливый, блаженный) — согласно христианскому вероучению, это часть заповедей Иисуса Христа, произнесённая им во время Нагорной проповеди и дополняющая Десять заповедей Моисея. Заповеди блаженства вошли в Евангелие (Мф.5:3—12 и Лк.6:20—23).
Своё название Заповеди блаженства получили из предположения о том, что следование им при земной жизни ведёт к вечному блаженству в последующей вечной жизни. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Десять заповедей и Заповеди блаженства.

В представлении христианства, Десять заповедей ограничиваются тем, что запрещают делать то, что греховно, в то время как Заповеди блаженства учат тому, как можно достигнуть христианского совершенства (святости). Десять заповедей даны были вветхозаветные времена, чтобы удерживать людей от зла. Заповеди же блаженства даны христианам, чтобы показать им, какие душевные расположения должны они иметь, дабы приближаться к Богу и обретать святость. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Девять евангельских заповедей о блаженствах по Мф. 5, 3-11.

1.Блаженны нищие духом, …ибо их есть Царство Небесное.
2.Блаженны плачущие, …ибо они утешатся.
3.Блаженны кроткие, …ибо они наследуют землю.
4.Блаженны алчущие и жаждущие правды, …ибо они насытятся.
5.Блаженны милостивые, …ибо они помилованы будут.
6.Блаженны чистые сердцем, …ибо они Бога узрят.
7.Блаженны миротворцы, …ибо они будут наречены сынами Божиими.
8.Блаженны изгнанные за правду, …ибо их есть Царство Небесное.
9.Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Заповеди блаженства по Лк. 6, 20-23.

В синодальном переводе:
1.Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.
2.Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь.
3.Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.
4.Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Относительно малоизвестен тот факт, что в Евангелии от Луки (Лк.6:24-26) Иисус Христос противопоставляет заповедям блаженства «заповеди горя»:

1.Горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение…
2.Горе вам, пресыщенные ныне, ибо взалчете.
3.Горе вам, смеющиеся ныне, ибо восплачете и возрыдаете.
4.Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо, ибо так поступали с лжепророками отцы их. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Толкование.

При толковании особенно часто вызывает споры первая заповедь по Мф.5:3: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».
(http://ru.wikipedia.org/wiki/).

В святоотеческом толковании под нищим духом понимается тот, кто стремится стяжать важнейшую христианскую добродетель — смирение. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Что значит: нищие духом? Смиренные и сокрушённые сердцем». (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

По другому традиционному толкованию эта заповедь означает, что блаженство и полнота жизни принадлежат тем, кто ничем не владеет. Это те, у кого ничего нет, а если и есть что-то, то они воспринимают это как дар Божий, а не как свою собственность. Такое отношение к материальному, интеллектуальному и к духовному богатству даёт нам возможность войти в Царство Небесное. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Есть третье толкование, основанное на буквальном прочтении текста, утверждающее, что человек, ощущающий свою духовную нищету, особенную нужду в Боге, блажен, так как такое положение перед Богом Ему угодно. Такое толкование также имеет право на жизнь, так как согласуется с особенностями характера Бога, раскрывающимися в других местах Священного Писания. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Древнерусское слово «нищий»… не обозначало человека бедного, но того, кто открыто просит о том, чего ему не хватает: денег ли, одежды, еды, или, другим словом, «побирается». И в данном случае обозначает человека, который стремится к приобретению не материальных, а духовных ценностей, о даровании Духа. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Современный перевод этих слов соответствует понятию «блаженны побирающиеся Духом», что отвечало бы… словам Серафима Саровскогоо том, что «в стяжании этого-то Духа Божиего и состоит истинная цель нашей жизни христианской… Стяжание все равно, что приобретение». Подобным образом эту заповедь толкуют и свидетели Иеговы. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

В Переводе нового мира она звучит так: «Счастливы осознающие свои духовные потребности, потому что им принадлежит небесное царство» (Матфея 5:3, НМ). (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

А. Бергсон… толкует эту фразу так: блаженны нищие «по велению своего духа», то есть те, кто сам отказывается от своего богатства. «Прекрасное не в том, чтобы быть лишенным собственности, и даже не в том, чтобы самому себя лишить ее, а в том, чтобы не почувствовать лишения». Намерение данной заповеди заключается в том, чтобы вызвать некоторое состояние души, и «не для бедных, а для себя богатый должен отдать свое богатство». Этот вариант перевода «подтверждается как древними толкованиями, так и наблюдениями над семантикой текстов Кумрана, между тем как традиционная передача «нищие духом» ведет к недоразумениям». (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Заповеди Иисуса Христа.

Евангельские заповеди, Заповеди Христовы — изложенные в рамках Нового Завета заповеди, данные ученикам Иисусом Христом. Эти заповеди являются основой христианской морали и самого христианского вероучения (см.благочестие). Важнейшей частью этих заповедей считаются Заповеди о блаженствах, данные в Нагорной проповеди. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Заповеди любви.

В ответе на вопрос книжника о наибольшей, самой важной, из всех заповедей, Иисус Христос называет наибольшими две заповеди, - о любви к Богу и о любви к ближнему, как к самому себе. Духом этих двух заповедей пронизано всё мессианское учение Христа. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

37.Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим.
38.Сия есть первая и наибольшая заповедь.
39 Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя.
40.на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
(От Матфея 22:37-40). (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Заповеди блаженства.

3.Блаженны… нищие духом…, ибо их есть Царство Небесное.
4.Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
5.Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
6.Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
7.Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
8.Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
9.Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
10.Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
11.Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
12.Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. (Мф 5, 3—12). (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Другие заповеди Нагорной проповеди.

Указание на необходимость для христианина нести свет истинной веры прежде всего добрыми делами:

13.Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.
14.Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
15.И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
16.Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Указание, что учение Мессии — Новый Завет, исполняет Ветхий Завет, доводит его до логического конца:

17.Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
18.Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
19.Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
20.Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Запрет не только убийства, но и того, что к нему приводит — ненависти и её разжигания:

21.Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
22.А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Указание, что мир с ближними важнее всех жертв Богу, а вражда приводит душу человека в ад:

23.Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,
24.оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
25.Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;
26.истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Запрет не только прелюбодеяния физического, но и душевного — в мыслях:

27.Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.
28.А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Указание на необходимость решительного устранения всего того, что приводит к греху:

29.Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
30.И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Запрет на разводы, кроме как из-за физического прелюбодеяния:

31.Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.
32.А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Запрет на клятвы (присяги):

33. Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.
34.А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
35.ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
36.ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
37.Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Запрет на месть и ответ на оскорбления в т.ч. пощёчины (не относится к соразмерной защите от посягательств на жизнь, здоровье и честь самого христианина и ближних, см. Луки 22:36 и Иоанна 2:15):

38.Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
39.А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Запрет на сутяжничество, скупость и немилосердие:

40.И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
41.и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
42.Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
43.Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
44.А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
45.да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
46.Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
47.И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
48.Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Запрет на показную благотворительность, саморекламу и самовосхваление:

Глава 6.
1. Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
2.Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.
3.У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,
4.чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Запрет на показную набожность и молитву:

5. И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
6.Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Запрет на разглагольствование в молитве:

7.А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;
8.не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Указание, как молиться:

9.Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;
10.да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
11.хлеб наш насущный дай нам на сей день;
12.и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
13.и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Указание на необходимость прощать другим, чтобы Бог простил тебя за твоё зло:

14.Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,
15.а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Запрет на показной пост:

16.Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
17.А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,
18.чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Запрет на накопление богатств на земле:

19.Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
20.но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
21.ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Указание смотреть на всё с духовной точки зрения:

22.Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло;
23.если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Запрет на служение божку благосостояния (маммоне), вещизм, беспокойство о благополучии:

24.Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
25.Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
26.Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
27.Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
28.И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
29.но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;
30.если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
31.Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
32.потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
33.Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
34.Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Запрет осуждения других и стремления исправлять других, пока не исправил себя:

Глава 7.
1.Не судите, да не судимы будете,
2.ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
3.И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
4.Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно?
5.Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).
Запрет на раскрытие внутренней духовной жизни христиан перед неверными:
6.Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Указание просить Бога о помощи в своих нуждах:

7.Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;
8.ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
9.Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?
10.и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?
11.Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Указание поступать с другими так, как хочешь чтоб поступали другие с тобой:

12.Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Указание необходимости строгого исполнения заповедей Мессии:

13.Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
14.потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Указание беречься ложных наставников и критерий их распознания:

15.Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.
16.По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?
17.Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.
18.Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.
19.Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.
20.Итак по плодам их узнаете их. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Заключение. Откровение о конце тех, кто не исполняет и тех, кто исполняет заповеди Мессии:

21.Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
22.Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?
23.И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.
24.Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;
25.и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.
26.А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке;
27.и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое. (Евангелие от Матфея 5:13-48 и главы 6 и 7 полностью).
(http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Другие заповеди Иисуса Христа.

8.А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья;
9.и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;
10.и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос.
11.Больший из вас да будет вам слуга:
12.ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится. (Мф 23, 8—12).
23.Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.  (Мф. 26:41).
24.Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.  (Ин. 13, 34).
26.Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано.
27.Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.  (Мф., гл. 10).
Слева числами указаны номера стихов. Номера глав указаны в конце блоков. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).


Рецензии