Одиссея капитана Йорка 3

Побег  «под колпаком»

В начале марта 1943 года американский посол добился от наркома иностранных дел  СССР В.Молотова разрешения на посещение Оханска врачом посольства США, чтобы освидетельствовать состояние здоровья летчиков. Экипаж, удрученный вынужденным  бездействием, уже собрался было с наступлением ледохода бежать вниз по Каме по направлению к южной границе СССР, откуда (из Ирана) уже велись поставки боевой техники по ленд-лизу и имелся британский военный персонал.
Но отчаявшихся  было летчиков, ждало приятное известие, которое им доставили два  офицера, прибывших из Москвы. В ответ на письмо Йорка Василевскому, последовало распоряжение  о переводе  экипажа в район с теплым климатом с предоставлением работы по специальности.
Американцев, переодетых для пущей конспирации в красноармейскую форму, перевезли в Молотов, затем самолетом доставили в Чкалов (Оренбург), оттуда поездом в Ташкент.
Дальше в дело включилась контрразведка. Майор В.Боярский, начальник отделения центрального аппарата НКВД  получил задание провести  секретную операцию по доставке экипажа в Иран, имитировав побег. Таково было личное указание Сталина.
По легенде, Боярский  являлся «майором Александром Якименко», возвращавшимся после госпиталя в свою часть в Ашхабаде. Он ехал в поезде, в двухместном купе, куда был «случайно» подсажен майор Йорк. Он, к тому времени, уже бегло говорил по-русски, что существенно облегчало общение в придачу к  двум бутылкам водки, имевшимся у Боярского. Так что время в пути экипаж и контрразведчик проводили с пользой.
7 апреля 1943г. поезд прибыл в Ашхабад, где американцев разместили в  особняке в центре города и  предоставили работу в  местном аэропорту.
А Боярский занялся подготовкой в переходу  границы. При этом все должно было быть обставлено так, чтобы американцы поверили в то, что  побег через границу они организовали сами.
Для этого в 20км на юго-востоке от Ашхабада пограничниками была оборудована ложная контрольно-следовая полоса. К американцам  подослали «контрабандиста», который за 250 долларов согласился перебросить их на грузовике под тентом через границу. И вот в ночь на 11 мая 1943 года  «побег» состоялся.
Боярский после вспоминал: «Надо было видеть, как при лунном свете, озираясь и припадая на колени,  пролезть под проволочными заграждениями русских, американцы удирали на свободу».
Дальше на «попутной « машине  американцы добрались в Мешхед, где обратились в британское  консульство. Вице-консул Хэдоу  доставил их в британскую зону оккупации, откуда они добрались до пакистанского города Кветта. Там  американский военный самолет доставил их в Карачи, а далее экипаж кружным путем, в обстановке полной секретности, через Ближний Восток, Северную Африку и Южную Атлантику доставили в Майами. После короткого отдыха экипаж перевезли в Вашингтон, где они были приняты  президентом Рузвельтом. Так закончился  их героический полет, длиной в 14 месяцев.

Судьба самолета 

15 самолетов  группы Дулиттла погибли при разных обстоятельствах и только у одного «Митчелла» № 40-2242  была  другая судьба.
Американцы долгое время считали, что самолет Йорка  сел на аэродром Приморское, откуда его перегнали в Москву и использовали  на фронте, где он, вероятно, и сгинул в пучине войны.
Американский военный историк Бессет писал: «Если бы удалось найти этот самолет в исправном состоянии где-нибудь в России, то он представлял бы собой огромную историческую ценность. Но и любая достоверная информация о его судьбе не только  была бы очень ценной, но и представляла бы собой выдающийся вклад в раскрытие этой неразгаданной тайны в истории американской и российской авиации. Поэтому мы с благодарностью рассмотрели бы любую информацию по этому поводу, либо ссылку на источник информации, чтобы окончательно решить вопрос о том, что же случилось  с  бомбардировщиком Б-25 «Дулиттл» серийный номер 40-2242.
Искренне, майор ВВС США (в отставке) Г.Роберт Бессет.
Некоторые из российских авторов считали, что самолет  был доставлен в Москву, изучен в НИИ ВВС и разобран на части, послужившие образцом для  создания нашего бомбардировщика Ту-4.Кто-то из авторов считал, что он, после перегона в Москву использовался 65-м авиаполком особого назначения, куда  направлялись все  интернированные и трофейные самолеты. Однако судьба исторического самолета сложилась по-другому.
Через 3 дня после посадки в Унаши прибыли неразговорчивые летчики в армейской форме и  перегнали его, после короткого облетывания, в другую часть, на аэродром Семеновка. Так он дальше и кочевал по приморским аэродромам.
В июле 1943г. самолет числился за 52-м БАП (аэродром Николаевка). Сохранились данные, что к полетам на самолете North Amerikan NA-40 (так «Митчелл» официально назывался в заводских документах фирмы) был допущен  начальник летной инспекции ВВС ТОФ майор Медведев.
К октябрю 1945 года самолет  выполнил 33 полета, налетав  107 часов. Последний полет на нем совершил экипаж 50-го ОРАП ТОФ (аэродром Новороссия-Западная) осенью 1949 года.
Была отмечена его продольная неустойчивость и трудная управляемость.После этого он уже не летал.Особого интереса в техническом вопросе самолет уже не представлял-по ленд-лизу в СССР шли "Митчеллы" более поздних модификаций.Кроме того самолет был предельно облегчен перед рейдом за счет радиоаппаратуры и прицельного оборудования,которое и представляло  интерес для специалистов.  Его отогнали на дальнюю стоянку и стали постепенно разбирать на запчасти (полк был вооружен американскими самолетами  А-20 Ж «Бостон»). К концу 1950 года от него мало что осталось. Так  закончил свой боевой путь исторический самолет, единственный уцелевший  бомбардировщик  группы Дулиттла.Сейчас бы ему цены не было!
(продолжение следует) На фото из архивов ЦВМА -«Митчелл» на аэродроме Унаши.


Рецензии
вечно у нас то запчастей не хватает, то металла чтобы сдать в приемный пункт...

Андрей Бухаров   31.03.2013 19:19     Заявить о нарушении
Таково у нас отношение к реликвиям истории.Ведь ни одного целого Ил-2 после войны не оставили.Для музея пришлось восстанавливать поднятый из болота остов.

Станислав Сахончик   01.04.2013 01:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.