Ёлочка

В первый раз Катя оставалась дома одна. Но не плакала.
Наоборот – ждала, когда же папа наконец уйдёт. Хоть бы уж он поскорее ушёл.
Тогда можно будет прямо сейчас, не дожидаясь Нового года, нарядить ёлочку. Катя уже знала, где она лежит.
И можно будет вот прямо сейчас, сколько хочешь, праздновать Новый год.
И можно будет бегать босиком, прямо в колготках, по ковру. «И совсем не простужусь».

Наконец папа закончил собираться, надел ботинки, шинель и шапку, взял портфель, поцеловал Катю и ушёл. Дверь за ним закрылась, и стало совсем тихо.
Катя скорей побежала в гостиную и сбросила тапочки – теперь можно. И чуть-чуть, как балерина, – сейчас как раз хорошо: Таня не будет над ней смеяться, – потанцевала по ковру, совсем чуть-чуть, потом она ещё потанцует, когда ёлочку нарядит. Ещё натанцуется.
А сейчас надо скорее наряжать.

И она полезла под диван, где уже давно лежала заветная картонная коробка. Вернее, их было две: одна большая, шершавая и некрасивая – с ёлочкой, а другая – маленькая, аккуратненькая и оклеенная ярко-розовой атласной бумагой – с игрушками.
Катя достала коробки, вытащила их на середину комнаты и села на ковёр, поджав под себя ноги.

Комната отсюда очень хорошо просматривалась: и стоявший на тонких ножках телевизор с серо-зелёным и выпуклым экраном, и лаковый сервант. И Катино отражение в нём. Но на себя Кате смотреть не хотелось. Чего смотреть? – не будет же она сама с собой здороваться и разговаривать. А в тишине смотреть – как-то странно.
И диван видно, и что под ним. А уже ничего и нет под ним – пусто. И под столом – тоже пусто. Там потом надо будет построить дом.
А по телевизору сейчас тоже – ничего нет детского, только непонятная таблица и противный длинный звук.
Ну и что, что нет... У Кати ведь есть – ёлочка! Это гораздо лучше телевизора, гораздо интереснее.
И сейчас она будет её наряжать. Только сначала надо собрать её. Катя умеет.

Большая коробка перевязана шпагатом.

А ещё шпагат – это то, на что она не умеет пока садиться. Потому что ещё мешают пока эти колготки.

Это Таня как-то раз спросила её: «Ты можешь сесть на шпагат?» А потом сказала: «Смотри, как я сейчас сяду на шпагат!»
«Конечно, могу, – ответила Катя, – я тоже сейчас сяду на шпагат», – и уже хотела было бежать в кладовку за мотком тонкой бечёвки... только непонятно было, чего в ней, в этой бечёвке, такого и зачем Тане вдруг понадобилось на неё садиться...
А оказалось, вон оно что...

И Катя попробовала, но колготки не дали. Всё из-за этих колготок. Потому что у Тани колготки другие – ластИчные. Они тянутся – внутри ниток у них такие резиночки. Как ластик, он же тоже резиновый. Только в колготках они очень тоненькие, почти невидимые. Но ничего, когда Катя тоже будет в третьем классе, ей мама тоже купит такие колготки.

Маленькая коробочка ничем не перевязана, она и так плотно закрывается. А открывается чуть-чуть туго. А ещё, когда её берёшь в руки, внутри у неё что-то очень приятно перекатывается и тихонько гремит. Это игрушки. Они стеклянные. Настоящие, только очень-очень маленькие. Поэтому они почти совсем не бьются. Почти никогда.

Катя развязала бумажный шпагат – и почему так называется? – и достала ёлочку: металлический штырь на коричневой круглой подставке и кучу зелёных «снежинок»-веточек разной величины – их надо на этот штырь насаживать. Сначала самые большие, потом поменьше, а потом самые маленькие. А между ними надо насаживать такие колючие столбики зелёные с дырочкой, – они туго идут, застревают, и надо двумя руками толкать, но это ничего, – это будет ствол. Так... а сверху – верхушку. Она сломана, но это тоже ничего, если вот так повернуть, то совсем незаметно. А потом звёздочка её прикроет. Всё.

Теперь игрушки.
Катя открыла коробочку и стала по одной доставать и надевать их ёлочке на ветки – все на зелёных ниточках, аккуратно завязанных узелками. Узелки маленькие, но не развяжутся. Игрушки хорошо будут висеть. Это они вместе с мамой завязывали. Катя нитку продевала, а мама завязывала.

Здесь и космонавт в блестящем голубом скафандре, и парашютист, который крепится на стеклянный прозрачный крючочек внизу прозрачного стеклянного парашютика, и маленькие разноцветные шарики, и бело-розовые яблочки, и маленькие жёлтые груши с весёлыми яркими бочками, и глянцевые, как будто уже дольками, апельсинчики, и нежно-жёлтые лимончики; и шишечки – одни как будто сахарные, а другие прозрачные, как леденцы; и золотой грецкий орех – Кракатук! – в натуральную величину; и даже фиолетовый баклажан есть, и пупырчатый огурец, и спелый, совсем-совсем как настоящий, красный и толстый синьор Помидор! И ещё есть один шарик побольше и разноцветный, но он не гладкий, а как будто пчелиными сотами; и малюсенькие бумажные флажки на ниточке (Катя сама их подкрасила цветными карандашами, чтобы поярче были), и стеклянные бусы (они потому такие лёгкие и потому так сладко звякают, что внутри – пустые), и звёздочка, и кораблик, и малю-ю-юсенький новорожденный Мишутка в каком-то таком не то свёртке, не то лапте. И немножко дождика ещё.

Теперь нужно сбегать за ватой – это будет снег.
Катя сбегала в кладовку, там в аптечке лежала белая вата. Она принесла сразу большой кусок и стала нащипывать его кусочками помельче и укладывать на ветки, а пока укладывала, даже что-то тихонько напевала. Что-то такое: «Ё-о-олочка... ё-о-олочка... Бу-у-усы пове-е-есили...»

Всё! Ёлочка – готова! Можно праздновать.

Жалко только, что ёлочку она нарядила так быстро. Как-то даже слишком быстро... Это потому, наверное, что ёлочка оказалась очень маленькой. Надо было её помедленнее наряжать.
Но ничего... Потом должна прийти мама с полставки. Потому что мама теперь на полставке. Катя вздохнула. Это нескоро. Папа объяснял ей про стрелки, она всё поняла. Ещё много часов.
А ещё папа сказал, чтобы Катя никому не открывала дверь. И чтобы всегда спрашивала «кто?». Потому что приходят, говорят «мозгас», а сами воруют маленьких детей.

Катя представила себе кого-то, стоящего в темноте за дверью так, что лица не видно. Какую-нибудь тётку в тёмном клетчатом платке и в тёмно-зелёном плаще. Она один раз видела такую, когда была с мамой на рынке. Кате даже показалось, что она сейчас видит её сквозь дверь. И даже слышит это страшное слово – МОЗГАС... А лица всё равно не видать...
Кате сделалось жутко, и она решила к двери вообще не подходить.
И хоть папа объяснил ей, что это не «мозгас», а моС гаЗ – московский газ, – всё равно было страшно. Катя знала, что газом можно отравиться. Мама, перед тем, как уйти на свою полставку, сказала, чтобы Катя к плите ни за что подходила.
Но всё равно Катя не понимала, зачем кому-то травить маленьких детей.

И что такое полставка, Катя тоже не знала. Это слово было похоже на какую-то подставку, которую надо на пол ставить, и на невкусный полдник с кефиром, который каждый день ставили перед ней на стол в детском саду. Но в сад она больше не пойдёт. Так сказала мама. Потому, что она три дня ходит, а потом три недели болеет. Так мама сказала. И ещё она сказала, что уж лучше она будет теперь на полставке.
И Кате стало жалко бедную маму, которая из-за неё должна куда-то ходить, на какую-то ещё полставку, уж лучше бы они дома вместе сидели... Ей сделалось так тоскливо...

...наверное, надо было без ваты...
...вата в поле клиники, где больно колют палец...
...и где все маленькие дети всегда плачут...
...и ёлочка тоже – такая маленькая, оказывается...
...и космонавт с парашютистом так грустно на ней висят...
...а комната очень большая... и окно тоже...
...и за ним очень темно пока и поэтому серо...
...вот и колготки у неё тоже серые...
...но плакать нельзя...

Она ещё вот так, на коленках, аккуратно, чуть-чуть посидела, а потом закрыла лицо руками и сначала тихонько, совсем неслышно, а потом чуть-чуть уже посильнее, но всё равно – почти неслышно – заплакала.
 


Рецензии
Кто не бывал в такой ситуации, в каждого - своё время? Самостоятельное прикосновение к волшебству. Чудные моменты...

Но главное рассказа, для уровня взрослого, не в этом.
Мне увиделось символическое начало будущей Катиной биографии. Детство намечает будущее содержание книги жизни. Такими вот волшебными минутами, пока ещё нерасшифрованными символами. По этой смысловой его части напомнило Чехова "Детвора".

Нина, красив Ваш сайт, чудный рассказ.
С уважением к Вам...

Владимир Рысинов   04.11.2015 20:11     Заявить о нарушении
Владимир!

Очень тронута Вашим отзывом - очень глубоким.
Да, всё так... Вы уловили суть всего этого - ведь с "Ёлочки", с этого рассказа, всё и началось. Вся книга - именно с него. Да, всё детство (да и вся наша жизнь, наверное) это такие вот знаки и символы.

Огромное спасибо, простите за столь поздний ответ!
Вдохновения Вам и успехов!

(А сайт сама делала - старалась... :) От художника особенно приятно слышать. Вот только обновлять не успеваю. Просто как визитка пусть побудет пока... )

Нина Русанова   07.11.2015 09:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.