Библиофилы из современной жизни провинции
( из современной жизни провинции)
Февраль. Серо. Холодно. Уныло. Иду по улице. На глаза попадается большая красочная вывеска «Книжная точка». Надо зайти. Здесь я ни разу не был. Книги люблю. Много читаю. Читаю, правда, первоисточники, мемуары, монографии, очень редко беллетристику.
«Книжная точка» - это небольшой павильон с книжными полками вдоль всех четырех стен и трех поперечных. Все полки от пола до потолка уставлены книгами. Много превосходных книг и изданий и по содержанию и по внешнему виду. Много новых, явно ни разу не читанные их бывшими хозяевами. Видимо собирались в угоду моде. Раньше, лет двадцать пять назад, было модно уставить две-три полки в стенке рядом цветных переплетов. Это примерно так, как гласит нынешняя реклама: «Высшее образование – это модно». Правда, сейчас книги у подавляющего числа наших граждан из моды вышли. Вот они и сдают их в «Книжные точки». За это я им говорю: «Большое мерси». Потому что сдаются иногда уникальные вещи и очень важно, что по очень низкой цене их можно приобрести. Для сравнения могу сказать, что в современном книжном магазине вы купите новую книгу раз в пять-шесть дороже, чем в букинистической «Книжной точке».
Войдя в павильон, я сразу оценил многообразие литературы. Русские, советские классики, много зарубежной литературы: классической и современной.
- Вот это я удачно зашел, - мелькнула у меня мысль, может быть и мемуары есть.
В павильоне находился хозяин-продавец и еще один посетитель. Хозяин-продавец – мужчина лет сорока-сорока пяти, с темной шевелюрой густых волос на большой голове. Залысины придавали его лбу необыкновенно большой размер. Этим он был похож на древнегреческого мыслителя Сократа или Аристотеля. Посетитель – юноша лет двадцати, с бледным лицом, карими, любопытными глазами, стоял около одной из полок и перелистывал какую-то книгу.
-Здравствуйте, обратился я к хозяину-продавцу, стоящему за большим столом, заваленном книгами.
-Здравствуйте, - ответил он, - что ищете, чем интересуетесь? С этими словами хозяин-продавец выскочил из-за стола-прилавка и забегал между полками.
- Нет ли у вас мемуаров? - спросил я.
- Мемуаров нет, есть воспоминания, - ответил хозяин-продавец
- Вообще-то – это одно и тоже, - возразил я.
- А какие авторы вас интересуют, - не прореагировав на замечание, поинтересовался хозяин-продавец.
- Ильин, Керенский, Мельгунов, Гучков, Шульгин…- назвал я несколько интересующих меня авторов.
- Нет, таких нет, - отрезал хозяин.
- А, может быть, у вас есть книга Мельникова-Печерского «На горах»?- поинтересовался я.
-На горах, на горах, на морях, на полях, - забормотал хозяин-продавец и забегал по павильону в поисках книги.
- «На горах», а это про геологов что ли? - На ходу спрашивал хозяин-продавец.
- Да нет, - возразил я, - это продолжение романа «В лесах», повествующего о дореволюционной жизни староверов…
- А, староверов, да-да-да, - подхватил хозяин-продавец, точно, я где-то, что-то видел. Знаю, что точно есть, а вот где?
- Ну, если есть – то я найду, - пообещал я.
- Пожалуйста, - не возражал хозяин-продавец.
Я отошел к полкам и стал пробегать взглядом по названиям книг и их авторам. С. Кинг, Шишков, Дюма, В. Скотт, Ю. Герман… И вдруг услышал из другого угла павильона:
- Религией интересуетесь? К Богу потянуло? – Вопрос задал посетитель, - молодой человек лет двадцати, тот самый, который мирно перелистывал какую-то книгу.
- Да нет. Эта книга не столько о религии и о боге, сколько об отношениях людей той эпохи, староверческой среды и ее отношения к окружающему миру.
- А я -то думал, вы в Бога веруете.
- Я различаю веру в Бога и внешнюю обрядность этой веры, представленную церковью.
- Правильно, - вмешался в разговор хозяин павильона. Я думаю так же. Вот приходят люди к нам. Все детективы, да мелодрамы спрашивают, а серьезной литературой мало кто интересуется.
- Да, такие времена, - добавил я. Говорят, о вкусах не спорят. Но думаю, их формируют. И какое общественное сознание сформировано у людей таким духовным ценностям оно и соответствует. А примером служит наша, так называемая элита. Что же она своим примером демонстрирует своим простым гражданам? Коррумпированность, воровство, взяточничество, безнравственность и аморальное поведение в личной жизни. Культ золотого тельца. Не буду приводить примеры, они общеизвестны. Так откуда в большинстве, особенно у молодежи, могут сформироваться ценностные ориентиры? Но это время пройдет, как и все наносное и люди вернуться к истинным ценностям.
- А что вы еще читаете? – спросил посетитель.
- Да, я много, что читаю. Не так давно открыл для себя великолепного писателя Нечуя-Левицкого, много писавшего о жизни священно - служителей в дореволюционной России. Слог легкий. Чем-то похож на Гоголя, но ни сколько не хуже. Хорошо написано, несколько с сатирой, прочесть книгу можно за один присест.
- И вы можете прочитать книгу сразу?
- Могу если, написана интересно, ложится на душу и укладывается в мыслях, в понимании и представлении. А если не интересная, то и три недели могу мусолить. Так, что рекомендую Нечуя-Левицкого, очень весело с юмором написано.
- Это как у Задорнова, не унимался посетитель.
Мы с хозяином чуть ли не вместе замахали на него руками.
- Не напоминайте нам об этом …овне. Как о ярком представителе наших юмористов-пошляков. Юмор которых вызывает только тошнотворные рефлексы. Этот ширпотреб для современных обуржуазившихся мещан с китайским качеством.
Посетитель не ожидал такой отповеди и ничего не говоря в ответ, повернулся к полкам с книгами. Я тоже продолжил поиск книги Мельникова и через пару минут нашел то, что искал.
В этот момент дверь распахнулась и на пороге павильона показался еще один посетитель. С порога громогласно заявив, обращаясь к хозяину:
- А это ты, мать твою?
Это был довольно пожилой человек с голубоватыми, почти бесцветными глазами, с раскрасневшимся и небритым лицом. Сейчас так выглядят наши ведущие различных шоу: цикалы, урганты и прочие. Одет он был в дубленку коричневого цвета и похожую цветом фуражку. На ногах были огромные с квадратными носами ботинки. Голос у второго посетителя был громкий, уверенный в своей непреклонной правоте и не позволяющий никаких возражений. Он продолжал:
- Значит ты здесь, мать твою хозяин. А я зашел, мать твою, купить учебники для моих уродов. Растут уроды, мля, как сорная трава, мать твою.
- Не ругайся, попросил хозяин, здесь не надо, нельзя.
- Ну ладно, мать твою. Я как хочу так и говорю, чтобы меня сразу поняли. Вот подошел намедни ко мне какой-то мужик сказал что-то. Мне не понравилось. А я ему пошел на щуй или езжай в Пизу, мать твою и он сразу понял и ушел. А так надо долго объяснять, спорить…
- Все равно здесь не ругайся, здесь посторонние, потом, когда никого не будет.
- Ну, ты не прав, мать твою. Ты знаешь, мать твою кто у меня дочь?
- Кто?
- Дочь у меня - кандидат филологических наук, мать ее, работает в Москве, мать ее ети эту Москву. Преподает в ВУЗе филологию. А знаешь, мать твою, на какую тему у нее кандидатская?
- Ну, на какую?
- «Роль мата в складывании социума». Понял, мать твою. В общем на мате защитилась, мать твою, а ты говоришь не матерись. Буду материться. В этом душа русского человека. Вот как хочу говорить, так и буду, потому как удовольствие от этого получаю, мать твою.
Я не выдержал.
- Позвольте вы же в публичном месте. И не всем приятно слушать мат. А что касается вашей дочери и ее диссертации, то тут ничего удивительного нет, судя по уровню образования и науки в настоящее время. Время полной деградации души и коррупции ума, мещанского отношения к науке. Недаром главного руководителя, как бишь его, забыл, ВВК посадили, за денежные поборы и за защиту непонятно каких диссертаций, на темы далекие от науки.
Наступило молчание. Отец дочери – кандидата вдруг спросил, обращаясь к хозяину павильона:
- Слушай, а у тебя выпить есть?
- Сегодня нет, - ответил тот.
- Да, ну! Как же так у тебя и нет? Ну ладно, в другой раз зайду. И ушел.
Я расплатился с хозяином за книги. Мы пожали друг другу руки. Я обещал зайти к нему с женой, ведь здесь так много хороших книг. А мы с ней так любим читать.
Выйдя на улицу, я обнаружил, что на дворе еще был февраль. Серо. Холодно. Но на душе было почему-то тепло. Наверное, от встречи с библиофилами: такими разносторонними, глубокими, знатоками книг.
10.02.2013 г.
Свидетельство о публикации №213021001613