24. Спектакль Ради одной надежды

На фотографии - мольба матери (мать - Любовь Качан)


Весной 1963 года Арнольд Пономаренко поставил на сцене «Юности» яркий спектакль «Ради одной надежды» по пьесе Эммануэля Роблеса "Монсерра". Пьеса была переведена на 27 языков мира, но почему-то в Советском Союзе нигде не ставилась, Театр Арнольда Пономаренко первым поставил ее у нас в стране. Успех был налицо.

Несмотря на то, что декораций практически не было и на сцене не только не была воспроизведена обстановка того времени, но и вообще все было упрощено до примитива, игра артистов коллектива заставила об этом забыть. Я сидел, как зачарованный. По-моему, весь зал тоже. Режиссер и артисты нашли естественную реакцию в этот трагический момент для каждого персонажа, и каждый сыграл свою роль блестяще.

Любочка играла в спектакле роль матери. И как играла!
Ее героиня –мать – на секундочку вышла из дома, купить хлеба, а дома остался грудной ребенок. Один. И в этот момент ее арестовывают и берут заложницей. Она вместе с другими заложниками умоляет отпустить ее. У нее дома грудной ребенок. Зал буквально замирает, когда мать произносит:

– Мои груди полны молока.

И зал начинает рыдать, когда ее ведут на расстрел, а мать произносит со всеми оттенками, на какие только способна душа матери:
– Нет, нет, нет, ... Эти НЕТ и сегодня стоят у меня в ушах.

Это было удивительно. Режиссер не был профессионалом, и артисты не учились актерскому мастерству, – и заставить рыдать зал!

Спустя много-много лет Любочка получила письмо от Юлии Вильевны Лихачевой, своей многолетней подруги. Вот ее письмо:

"Любонька, родная моя!

Приближение красивой даты, отмечающей радость твоего присутствия на Земле («...все мы немного у Жизни в гостях...») для всех, кто тебя, прости, видел (первое мое «вИдение» незабываемо – около 40 лет тому назад на сцене Дома ученых – скорее в «Академии» [на самом деле, в ДК "Юность". МК], когда внешняя твоя красота была пронзена твоим голосом – молнией сверкнувшей глубиной тысячелетий (!). А ты всего произнесла: «Груди мои полны молока...»),знал, встречал, требует степеней превосходных (это всего лишь грамматический термин – «превосходная степень» - но уже красиво!)

Как сказать о десятилетиях, которые отметила «души высокая свобода, что дружбою наречена»?!
Молчу благодарно и благоговейно".

Арнольд был одновременно и режиссером, и актером. Он играл главную мужскую роль Искьердо, офицера, который и приказал взять первых попавшихся на улице людей заложниками, чтобы заставить революционера Монсерру, которого играл Леонид Шкутин, сказать, где скрывается Боливар.

И Искьердо приказывал расстреливать заложников, одного за другим, – молодую девушку Елену, которую играла десятиклассница Лена Ширшова, актера (студент НГУ Владимир Штерн), купца (Сергей Кудрявцев), горшечника (студент НГУ Владимир Свиньин), Рикардо (инженер-электросетей Борис Ракитин), – а Монсерра видел, как уводят на казнь невинных людей.

Мы видели его душевные муки, и он чуть-чуть не дрогнул, но девушка, ценой собственной гибели, во-время остановила его. Монсерра выдержал все эти душевные муки и так и не предал вождя революции Боливара.

Арнольд-актер, конечно, был бесподобен. Да и все актеры играли замечательно: Кроме уже названных, играли Геннадий Кайгородцев, Евгений Савин, Александр Чернобров, Владимир Федотов, Георгий Цыкин. Большой коллектив, но ни один не выпал из образа. Каждый обеспечил в полной мере достоверность происходящего на сцене. Спектакль прошел, что называется, на ура. Зал был полон и сопереживал.

Это был совершенно потрясающий спектакль. По самым высоким меркам. Был настоящий театр, без всяких скидок. И каждая роль была сыграна с мастерством.

О театре-студии сразу заговорили как об явлении в культурной жизни Академгородка, а об Арнольде Пономаренко как о талантливом режиссере. Так появился и сразу полюбился всем наш академгородковский театр - театр-студия Пономаренко.

Потом коллектив сыграл этот спектакль еще восемь раз, в т.ч. в ТЮЗе и даже в поселке Ярки.

Пресса спектакль заметила: появились положительные отклики.

В США по пьесе «Монсерра» в 1971 режиссером Дэвидом Фридкиным был сделан телевизионный фильм. В Советском Союзе спектакль по этой пьесе был поставлен в Народном театре города Николаева режиссером Николаем Трояновым только в 1998, причем этот спектакль считался в этом театре этапным. Я понимаю, почему, – он очень и очень непрост.

А я тогда, в 1963 году, наверное, впервые понял, какой огромный артистический потенциал скрыт в Любочке. Пойди она по этому пути – быть бы ей великой актрисой.

Продолжение следует: [http://www.proza.ru/2013/02/10/548]


Рецензии