А. П

                Сейчас я расскажу...нет, точнее- попытаюсь рассказать одну  историю о человеке, которого наградили.....а если точнее и честнее, то наград  ему, на самом  деле никто не давал,  кроме  меня... да....! Это честно. Человек почти выдуманный, а награда - настоящая....
                Сегодня  я слышал по  радио  передачу "Отзвуки театра". Хорошая такая  и вполне безобидная передача. Но  меня  вот что удивляет  в ней.   Несомненно, вполне снискавший себе славу  в театральных и околотеатральных кругах  человек- А.А. Калягин, который  и ведет  эту  самую передачу, приглашает все время  к  себе  в  студию   актеров  театра (реже - кино), которые взахлеб  рассказывают  о себе  и о трудностях актерской  жизни.  Но как   от кого не услышишь, то все время  одна и та  же история, от персонажа к персонажу :   актерская семья- школа-ВГИК-Щукинское, ГИТИС- театр-студия МХАТ или нечто подобное- сцена -съемки-каръера-награды(иногда)-премия ТЭФИ-Золотая маска-дом престарелых для бывших актеров (если повезет)-аплодисменты под  вынос  гроба- Ваганьковское  кладбище.....все!.....
                Иногда  в данной передаче, а впрочем и нередко- участвуют заслуженные  артисты СССР, РСФСР, РФ и прочие  баловни судьбы, реже - народные артисты или  еще кто покруче... Иногда - личности, не столь  обласканные судьбой, но по каким-то причинам, только им одним и  известным, попадающие  в такую передачу. Я вот 47 лет прожил  и у меня ни разу никто не спросил, заслуживает тот или иной  артист  звания "Народного". А ведь я  тоже - народ...и вы, кто сейчас мою бредятину читает, ведь тоже народ...У  вас, извините за любопытство, спрашивали ....? А-а-а-а-... то -то же....! А награды  им кто всучивает? От моего имени что -ли ? Видимо так.... Или  вот что удивительно... Один "актеришка" сегодня  взахлеб рассказывал о себе, о перипетиях  судьбы и о том, что он "в актерскую стезю пришел  после    института  каких-то -там ядерных исследований"... Прикольно, правда...физик-ядерщик пришел в артисты... я про себя подумал, а что если бы один такой деятель пришел  на АЭС работать после ГИТИСа...вот бы  вся  ядерная промышленность "оборжалась" бы от такого клоуна.... Да, впрочем, не совсем об этом  и речь....к делу....
                Мальчик по имени Саша  из блокадного Ленинграда эвакуировался.... По дороге  в славный  город Джезказган эшелон разбомбили и он попал  сначала  в  Чимкент, потом в  Самарканд, потом в Бухару, а потом - в Навои, а уж затем- в Караганду.... но там  было хуже  всего.....Караганда образца 1944 года. Саша плохо писал, плохо читал, у него была кантузия на одно ухо, он плохо слышал и одна рука  у него плохо слушалась, он не мог толком  ничего написать, но зато он хорошо  видел и хорошо бегал... Он увидел  "окно" в бдительности администрации  интерната и  хорошо передвигал ногами, когда надо было их "уносить". И вот однажды,  он с попутным эшелоном  каким-то чудом оказывается в  славном приморском городе, где в принципе, еще  была прифронтовая обстановка и откуда  народ еще попадал  к месту почти боевых действий... Сашку взяли  юнгой  на один эсминец. А когда эсминцу пришел черед в эти самые  места боевых действий "идти", то Сашку искали двое  суток, но не нашли и так эсминец  и ушел, не подозревая, что на его  борту  есть  Александр  Павлович Тихомиров, а по-просту, Сашка 12 лет...Когда  Сашка объявился, то  за борт его  выбрасывать не стали, но берегли  как могли,  но как  на эсминце, участвующем в боях можно  кого-то сберечь, скажите  мне  на милость, а...?!  Не уберегли....и Сашку ранило и сильно.             
                В береговом госпитале хирург Сашку оперировал примерно часов шесть...  вырезал почти половину  желудка, что-то там ушил, что-то "подштопал" и когда Сашок чудом каким-то поправился,  спросил перед выпиской: "Ну что Сашок, получил ты  фронтовой  осколок  в живот, я тебе его "достал", на вот "на память"...так куда теперь, в 14 лет и с медалью "Ушакова", домой, а...?".  Тот и ответить ничего не мог, а живот все еще болел, а дома- того и вовсе не было.... Его направили  в Училище, которое только начинали строить....
                По приезду  в Училище, выяснилось, что Сашок   по всем параметрам  не подходит  для поступления, но и  спровадить его куда-нибудь ни у кого рука не поднялась. К тому же  начальником  училища   назначили одного офицера, который  Сашку  лично знал по времени, проведенному, на эсминце, и который о нем сказал так: "Пусть хоть на камбузе под открытым небом живет, но  хватит  ему уже   куролесить, пора  и "якорь бросить"..... Так Сашок  на том  камбузе и остался...
                Александра Павловича Тихомирова  на камбузе  Училища  знали не только курсанты, но и все  крысы, кончая  последним новорожденным крысенком, и все  тараканы...каждый  бачок  ему "подмигивал" свежевымытым боком, каждый бокал  с отломанной  ручкой "отзывался" звонким эхом.   Александр Павлович, сидя  у себя  в "каморке" на первом  этаже двухэтажной столовой, мог по малейшему оттенку звука, доносившегося  из  глубин  камбуза, определить , что именно курсанты  делают и что вообще происходит, а если что-то происходило не так, то все... хана! Он "летел"  с прижатой  к боку  металлической  палкой  с крючком на конце и  рассекал ею воздух  как  молодой  корсиканец Буанапарте (Наполеон) шпагой  в своих первых сражениях...Шансов спастись ни у кого не было... ни у тех, ни у других...При этом Александр Павлович, свободной  рукой, тыча  себе  на белый  камбузный  наряд, где  были вышитые буквы "Т. А. П.", кричал :  "Это что, что я вас спрашиваю? А!!!! Это - Т.А.П. Это не тапочком-по-жопе-это Тихомиров -Александр-Павлович-еб -вашу-мать..! Суки, куда парашу слили, а...! Куда....Зачем  слив открыли, а суки-дренажные, еб-вашу-мать! Караси-блять-ищ-чо-удумали-суки дренажные-еб-вашу-мать-ляжки у меня все обсерите-мать вашу, ищ-что удумали-суки, еб..я блять камбуз этот строил сам..своими руками, а  вы куда руки ваши суете-суки в мой камбуз?..суки-дренажные ...еб вашу мать..."....Ну и так далее....
                Примерно  часов  около 16-17, тетки на камбузе, приготовив  закусон, садились  к столу, распечатывали  бутылек и наливали  Палычу. Он выпивал примерно пол рюмки или  просто нюхал пробку и тому этого вполне хватало. Тетки , подвыпив пели: "Ой мороз, мороз, не морозь меня, не морозь меня-я-я-я-я-моего-коня-я-я-я!!!..". В этот момент пьяненький Александр Павлович поднимал упавшую голову  со стола и пытался подпеть : "...Ко--о-о-о-оня!!!". Затем голова  его падала на стол и долго уже  не поднималась....У него  не было половины  кишок, так что и   пъянеть -то  там  нечему  было....Он носил 44  размер,  весь был сморщенный  и какой-то "копченый" от "Беломора" и послевоенной  жизни. У него в каморке на камбузе был диван образца  1950 года, поднос  с двумя  стаканами, графин, шкаф  с  шинелью и тужуркой, две фуражки и  пара грамот от командования  Училища.   И все. Больше  у него в этой жизни Н-И-Ч-Е-Г-О!!! не было....               
                Начальника училища  курсанты видели от силы пару  раз  за  год, а мичмана Тихомирова А.П. -  каждую неделю  и  его "отцовские  чувства"  на себе испытывали  регулярно. Вот ему  я могу, мог, а если точнее и присвоил звание "Народного" -нет не артиста- заведующего курсантской столовой. А какая у него карьера  была?  Беженец-скиталец-юнга-рабочий столовой-начальник столовой? Все? Пусть так ... и   я не знаю,  на каком  кладбище  его похоронят, если уже не похоронили, но артисты ролей  играют много и не все их роли  каждому  знакомы и тем более-понятны, а вот  Александр Павлович (А.П.) был мне  лично знаком, теперь уже окончательно понятен, да и роль  сыграл  важную, что я вообще  стал  тем, кем стал....


Рецензии