Подражание Руми

Подражание
Джалаль ад-Дину Руми


1. За дружбу с глупцами люди расплачиваются морем крови. Бегите от глупцов, как бежал от них пророк Иса!

2. Этот мир — сон!
Если вы просыпаетесь от ночного сна, не думайте, что вы проснулись и зрите истину. Истину зрят только Пророки. Не утверждайте, что среди бела дня вы не пребываете во сне.

3. Незрелый плод крепко привязан к дереву. Так и люди моло-дые, неопытные привязаны к этому миру, заняты кровососани-ем. Зрелый, обретший мудрость человек готов предстать перед Всевышним с осознанием исполненной миссии.

4. Сказано: «Радость скрыта под скорбью».
Ведь ты же не стал бы прятать клад в шумном, многолюд-ном месте, а нашел бы для него место потаенное!
Скорбь всегда чередуется с радостью и  наоборот. Все как  в природе: на смену зиме приходит лето. После лета наступает зима. Иначе мы бы не знали цену одному и другому.

5. Пророки выдадут тебя, как запах съеденного лука, если даже ты сладкоречив.
Всевышний судит тебя по намерениям, если даже твои речи не гладки.

6. Будь всегда терпелив.
Терпение — путь к радости.
Терпеть ради истины Всевышнего — нет ничего более дос-тойного.

7. Накапливай богатства внутри себя, и ты их никогда не утра-тишь. Никто не украдет твоих богатств. Твои богатства внутри тебя сделают тебя счастливым в земной жизни и тебе обеспе-чен достойный приём в истинном мире.

8. В конце концов, умирать всем хватает мужества. Не хватает его, чтобы достойно прожить жизнь.

9. Мне принадлежит то, что никто со мной не оспаривает. За-чем мне дворцы, драгоценности, если люди будут знать, что это где-то как-то украдено у более слабых, менее здоровых? Если мне принадлежит что-то больше, чем у моего народа — это кража.

10. Мусульманин не может довольствоваться тем, что он сам мусульманин. Он обязан стараться убедить силой добра и ума неверующих стать верующими.
Пока вера не станет ересью, а ересь —верой, никто не смо-жет стать истинным мусульманином!

11. Ко Всевышнему  приближают  страдания. «Рай окружен болью» — гласит хадис о пророке Мухаммаде, да благословит Его Аллах и приветствует. Несчастья, неуспех — проводник на пути в Рай.

12. Летом все цветет и радуется. Но конец лета — увядание и смерть. Зимой все замерзает и застывает, но конец зимы — воз-рождение, жизнь. Радуйся, когда к тебе приходит печаль. Она продлится недолго. Поэтому радостям и печалям в сущности цена одна.

13. Люби жизнь, как творчество Всевышнего, но не позволяй себе обожествлять тварей, созданных Им, превращая их в идо-лов.
Любящий творчество Всевышнего и любящий через его творения — славен. Но обожествивший тварь, в каком бы об-личье она не была — лишается веры.

14. Радость жизни обманчива.
По-настоящему интересен только путь к достижению этих радостей. Достигнув их, человек быстро разочаровывается.
Единственная величайшая ценность, путь к которому пре-красен и достижение его милости приносит истинную радость и истинной счастье — это Всевышний Аллах.
Ничто не сравнимо с этой радостью.
Эта радость — высшее достижение и высшая цель людей как в этом бренном мире так и в том истинном мире.

15. Мирской человек часто бывает смешон: он боится, что его обворуют, забывая, что он пришел  в этот мир голый и уйдет из него голым.
Ему кажется, что этот миг — когда богатый человек узнает, что у него нет золота, а талантливый видит, что талант ему не принадлежит — далек. Даже у долгожителей этот миг удален всего  на один век.
Сделать этот миг бесконечным могут только те, кто остав-ляет после себя добрые дела, приближающие их ко Всевышне-му.

16. Мало обладать знаниями, нужно любить их. И тогда чело-веку доставляет радость делиться ими с другими.

17. О тебе вспоминает Бог, когда ты забываешь себя. Думай о Всевышнем и будь добр к людям, даже оступившимся, и ми-лость Всевышнего непременно найдет тебя.

18. Постижения незримого, скрытого достоин лишь тот, кто двигается молча, не раскрывая душу перед глупцами и жадно улавливая наставления мудрецов.

19. Все в этом мире подчинено двум стихиям: стихии духа и стихии золота. Земные страсти — тесты на испытание, какую тропу человек изберет: тропу духа, или тропу золота. Кто-то обманывает себя, что можно стать на тропу духа потратив зо-лото. Здесь спрятан капкан. Чем меньше золота мы тратим, тем чище и угоднее Всевышнему избранный нами путь духа.

20. Смерть — враг для врага Бога.
Для друга Всевышнего смерть — друг.
Убегающий от смерти подобен убегающему от самого себя. Он боится самого себя.

21. Всевышнего надо искать не торопясь, но без остановок. Лишь постоянно текущий ручеек не загрязнится и не зацветет.
Неторопливость рождает блаженство и радость, похожие на яйцо. Из этого яйца вылупляется птица — преуспевание.

22. Этот мир нам лишь кажется широким и бесконечным. На самом деле он узок и предопределен. Смех этого мира — ры-дание, а его слава — позор.

23. Не позволяй себе к чему-либо сильно привязываться, ибо ты можешь лишиться его, как и до тебя лишались многие. Беги от него, прежде чем он убежит от тебя. Вспомни слова Марьям: «Я ищу защиты от тебя у Милосердного».
(Коран, 19:18)

24. Не бойся ударов судьбы, которые ты получаешь из-за сво-его несовершенства. Ведь эти удары направлены не против те-бя, а против зла внутри тебя.
Так, когда выбивают ковер удары направлены не на ковер, а на пыль в нем. И хирург режет не для того, чтобы сделать те-бе больно, а для того, чтобы излечить от болезни.

25. Только тот, кто испытал муки изгнания, может по-настоящему ценить Родину и родню.
Только тот, кто искал Всевышнего долго и в лишениях, может по-настоящему радоваться обретению Его.
Путь ко Всевышнему у каждого свой, неповторимый и не-подражаемый. Но проложен он по берегу добра вдоль беско-нечной реки терпения и милосердия.

26. Всевышний создал тебя, чтобы ты растворился в Нём. Все-вышний — солнце, а ты всего лишь тень, влюбленная в солнце. Но как только солнце поднимается для тебя, ты тотчас же, словно тень, исчезаешь. В этом сущность разумного верующе-го человека. В этом истинное предназначение мусульманина, а не в том, чтобы враждовать с другими тенями и пытаться уби-вать их или поглощать своими тенями, кажущимися божьими отражениями.

27. Ислам — вера будущего. Нам не дано торопить время. Нам даны Коран и Сунны Пророка. Нам даны доброта и терпение. Нам даны мужество и стойкость, когда будут посягать на эти величайшие на все времена дары. И не один человек не беден. Не один человек не лишен смысла жизни. Дорога к Аллаху от-крыта каждому. На этой дороге не существует ни наций, ни рас, ни бедных и богатых, ни старых и молодых, ни хилых и крутых. Это поистине дорога каждого, где каждого любят и ждут.

28. Когда ты читаешь Коран, не смотри на внешнее. Внешнее ни о чем не говорит. Дух его сокрыт. Ведь можно знать челове-ка целый век, однако его внутреннего мира не увидишь и на волосок.

29. Шариат — религиозный закон, указывающий тебе путь, по-добно зажженной свече.
Тарикат — тот самый путь и твое странствие по нему.
Хакигат — истина, конец путешествия.

30. «Приходите добровольно» — сказано в Коране. (41:11)
Убереги, о Всевышний, от принуждающих, от присваи-вающих себе право повелевать людьми по праву своей набож-ности. Набожность рядом с заносчивостью — не признак муд-рости. Признак мудрости — набожность рядом с добротой.

31. Воинственная набожность вместе с тупой невежеством спо-собны опошлить веру, отбить людей от веры.
Вера всегда добра и терпелива.
Веру  подтачивают прыткие невежественные набожники, усвоившие лишь поверхностные, бытовые религиозные ритуа-лы, не понимая ни духа, ни предназначения величайшей чело-веческой Веры.

32. Каждый твой враг, если ты праведник, твое исцеление. Ведь ты, страдая от сатаны, владеющего душой твоего врага, становишься ближе к Всевышнему.
Бог ведь говорит: «...скорбь и боль заставили тебя посту-пить правильно и взывать смиренно ко Мне; жалуйся уж ско-рее на выпадающие тебе щедроты, отталкивающие тебя от Мо-ей двери».

33. "Тяжелее всего для человека перенести Божий гнев", — го-ворил пророк Иса.
Что же может спасти человека от Божьего гнева?
Пророк Иса ответил: «Немедленно отказаться от гнева сво-его».
Человек в гневе удаляется от Аллаха, он перестает быть му-сульманином.
Человек в вере, пока он хозяин своих эмоций.

34. Зло, посеянное тобой, может дать всходы, словно зерно. Поэтому Всевышний призывает тебя не делать зла. Но если оно совершено, что покрывает тебя, давая возможность чтобы в тебе проснулись печаль и стыд?
«Милостливый не карает с первого раза», — говорил бла-гочестивый Умар.
Лишь потеряв надежду, Всевышний сам удерживает зло.
Осознанное, упрямое зло никогда не остается безнаказан-ным, ибо Всевышний любит добро и справедливость.

35. Верных много, но Вера одна. Души истинно верующих (не лицемеров, прячущих за веру  свою агрессивность и преступ-ность) составляют единое целое.


36. Нет цены подлинно ученому шейху, взывающему наши ду-ши к смирению, любви и согласию.
Нет ничего страшнее невежественного имама, источающего зло и ненависть по праву своей набожности.
Между  ученостью и невежественной набожностью гро-мадная пропасть. Если шейх пытается построить над пропа-стью мост, невежественный набожный с легкостью бросает людей в бездну, не ведая, что он во власти сатаны, а не Бога.

37. Человек не имеет власти даже над собственной бородой. Разве он может помешать ей седеть?
Тем более иллюзорно, что это его воля, а не воля Всевыш-него дарует ему власть над людьми. Власть — самое тяжкое испытание, ниспосланное человеку. Каким же строгим будет суд! Какой тяжкой будет расплата!
Знал бы жаждущий власти всю опасность вожделенного, просил бы у Всевышнего: «Мне не надо иного царства, кроме царства молитвенного поклона Тебе!»

38. О, невежественный!
Не бойся сказать: научи меня.
Не бойся сознаваться в своих заблуждениях, ведь Всевыш-ний всемилостлив! Даже пророк Адам сознавался: «Да, мы бы-ли неправедны». (Коран. 21:57)

39. Не бойся сажать в землю зерна, опасаясь, что они сгниют, поедят черви или урожай погубит засуха или саранча.
Сей зерна и имей терпение.
Так влюбленный, не устающий стучать в дверь любимой, будет когда-нибудь впущен.
Так амбар того, кто не боится трудностей и не теряет наде-жды будет когда-нибудь наполнен зерном.

40. Любовь — загадка в обоих мирах.
В ней семьдесят два безумства.
Перед Религией любви и царский трон как путы.
Что же такое любовь?
Разум в бессилии сломает ногу прежде чем приблизится к ответу на этот вопрос.

41. Сломавшего ногу Всевышний одаряет крылом.
Всевышний сказал: "нет разницы сидите ли вы на вершине горы или в канаве. Обращайтесь ко Мне, ибо Я — Ключ Пути”.

42. Всевышний одаривает преданных исполнением желаний. Не только преданный принадлежит Аллаху, но и Аллах при-надлежит душе преданного. Всевышний ценит это единение с душой праведника, ибо на праведниках держится мир.

43. Люби Всевышнего неистово, помни, что Любовь выше рас-судительности, и тебе не изменить эту природу.
Продай разумность и купи неистовство, но только для сво-ей души.
Не трогай чужие души. Пусть они делают свой выбор доб-ровольно. Путь ко Всевышнему лежит не через принуждение, но через Любовь.
Там, где Любовь, мозгу не надо сильно утруждать себя, ибо Любовь самопроизвольно созидает поля и сады духовного зна-ния.

44. Не всякий тяжелый мешок наполнен добром. Не тащи на своей спине ношу, не зная что это за груз. Напрасный труд приводит к бесчестью
Бери с собой в дорогу то, с чем не совестно предстать в лю-бое время перед Всевышним.

45. В этом мире все сильное, большое притягивает слабое, ма-лое.
Будь рядом с праведным, и оно притянет тебя. Иначе тебя непременно притянет ложное, порочное.
А как отличить праведное от ложного?
У праведного — немногословная уверенность в себе и доб-рая улыбка на устах. У неправедного — многословность и эк-зотический, яркий, обманчивый вид.
Как павлин распускает пестрый хвост для заманивания са-мок, так и невежественные, неправедные напрягаются, чтобы иметь влияние на толпу таких же невежественных, как они са-ми.

46. Пребывающий среди врагов, ты в огне, если даже сидишь среди весеннего сада.
Пребывающий среди огня, ты в прохладном саду, если на-ходишься среди друзей.
Береги старых и выращивай новых друзей, ибо многие из них все равно уйдут. Одни — из-за зависти, другие, — думая, что ты им завидуешь, третьи — из-за капризов судьбы и твоего характера.

47. Глупец накричал на пахаря пашущего землю: “Зачем ты портишь эту почву?!”
Пахарь ответил глупцу: “как же я сделаю из него розовый сад, если не потревожу и не возделаю?”
Глупцы возмутятся: “зачем ты рассуждаешь о законах Все-вышнего, ведь это миссия пророков?!”
Таким отвечу: "Разве запрещено ныне живущим ухаживать за садом, бережно заложенном для нас милостью Всевышнего ушедшими Пророками?!"

48. Человек, прожив долгую жизнь, так и уйдет, не увидев в этом мире ничего духовного, если будет озабочен только о пло-ти.
Так корова пройдет по всему Багдаду и не увидит ничего, не возрадуется ничему, кроме арбузной корки, выброшенной кем-то на край арыка.

49. Всевышний Аллах многим посылает знамения, но не каж-дый расположен к их восприятию.
Слышащий Голос Всевышнего не имеет права утаиваться, ибо Всевышний взывает его к действию, дабы он не мог найти путь к спасению себя и своего народа.

50. По милости Всевышнего в рай ведут восемь дверей. Из этих восьми дверей лишь одна бывает постоянно открытой. Другие двери бывают то открытыми, то закрытыми, и не известно, ко-гда и как они открываются и закрываются.
Постоянно открытая дверь — это дверь истинного раская-нья. Не упускай же возможность пройти через эту  самую на-дежную дверь.

51. Убери этот камень с дороги и возьми клад, что лежит под ним. Всевышний дарует тебе этот клад, только потрудись. Не приложив труда, душа твоя не получит оплаты в том подлин-ном мире. Ведь говорит Аллах: “каждой душе будет дано спол-на, что она приобрела”. (Коран. 3:25)

52. Капля, стань океаном. Океан молит тебя, хотя ты всего лишь капля. Обрети в объятьях океана покой и безопасность. Возьми этот океан, полный жемчуга сполна! Не ищи жемчужин там, где их нет, ведь каждая стекляшка может назвать себя жемчужиной.

53. Во время боя в наступление и в отступление людей ведет одно и тоже чувство: страх за свою жизнь. Наступающий хочет спастись убив врага, отступающий — убежав от него.
Но если от врага можно убежать, то от всевышнего не убе-жишь. Герой ты, либо трус, ко Всевышнему ведет только один путь: путь веры и послушания.

54. Для пророка и праведника этот мир наполнен изобильной любовью.
Если глаз неверного видит лишь холодные камни, безмолв-ные мрачные леса, обжигающее солнце, безжизненные льдины,  то праведник во всем видит гармонию, музыку, доброту, лю-бовь, прославление Всевышнего. Для праведника весь этот мир друг, ибо он создан  его другом — Всевышним Аллахом. Зна-чит, это и его мир. Он — это мир. Мир — это он. Они единое целое. И как мать любит каждое свое дитя, праведник любит и холодный камень, и горячий песок, все живое и неживое что его окружает. Он не станет пачкать, рубить, убивать природу. Ибо природа — это он. Он — это природа.
Он в ответе перед Всевышним, ибо Всевышний “ближе к нему, чем его шейная артерия” (Коран. 50:16). И он же под за-щитой Всевышнего ибо осознал себя частью Его мира.

55. Из всех земных творений ближе всех к создателю — вода. Вода не перестает служить Аллаху даже тогда, когда засыпает все земное. У воды особая миссия — очищать тела и души от грязи. Вода забирает грязь и все время самоочищается.
“Моя природа сопричастна природе Бога, и я могу даже бе-са сделать чистым, как ангел” — говорит вода.
Дружите с водой. Будьте все время с водой, у воды, в воде и благодарите Всевышнего. Ваши души исцеляются, ваши наме-рения станут чистыми и светлыми, вы приблизитесь к Творцу и обретете покой.
Идите к воде, когда вам больно и трудно. Спросите совета у воды. Помолчите у воды. Помогите воде чем можете. Всевыш-ний непременно услышит вас.

56. Ближе к воде — огонь. У воды и огня много общего, хотя их противопоставляют. И вода и огонь чистят. Огонь — это любовь. Вода - умиротворение. Оба они служат Всевышнему.
Для праведника огонь - свет. Для неправедника огонь - об-жигающее пламя.
Недобрый человек сгорает в огне ненависти и ненасытно-сти. Добрый человек горит огнем любви и эта теплота отдается людям, доходит до Всевышнего.
Любите огонь как чистоту, как теплоту и искренность. Не превращайте огонь в пожар своей души. Ведь от разгневанного огня не спастись ни в одном, ни в другом мире.


57. Пророк сказал: “Крупица разумения лучше для тебя, чем пост и  совершение  намаза”, ибо  разумение — сущность, то-гда как  они — явления.
Набожность, основанная не на разумении и сущности, а на обрядах и явлениях не дает права толкования веры. Поэтому угрозу вере создают не неверующие, а верующие, плохо разби-рающиеся в сущности. О таких говорят, что полумуллы погу-бят Ислам.

 58. О, старый волк! Не затевай лисьи игры. Не служи господам и ради господства. Не старайся извлекать со своей службы вы-годы. Служи честно, ради Любви, ради Всевышнего!
Не старайся демонстрировать свою мудрость. Мудрость всегда молчалива и печальна. Не соревнуйся в набожности и учености. Подлинная набожность и ученость не знают границ, не имеют меры и веса, ибо они не от существа, а долгий путь, проложенный по берегам радостей и печалей. Как можно спо-рить чей путь длиннее и лучше, когда путь один?
Пути расходятся лишь там, когда служивые сворачивают к чьим-то толстым кошелькам, когда эти кошельки набиваются народным добром, когда этим добром расплачиваются за власть над обворованным народом.

59. О, праведный!
Не ищи милосердия в чужом сердце, кроме как у Милост-ливого Аллаха. Не бойся своей мирской нищеты, каждое утро благославляй свою мирскую нищету, ибо она — на самом деле богатство, если в твоей душе Всевышний.
Тебя ведь мало что удерживает на пути к Творцу. Тебе не грозит тяжкая разлука с золотом, как тому, кто всю жизнь ко-пит его на радость сатане.
Ему принадлежит золото и беспокойная совесть. Тебе — весь мир и любовь Всевышнего. Разве обладающий золотом умеет радоваться закату или восходу солнца, тихой воде, шеле-сту травы, пению птиц? Он оторвался от этого солнечного ми-ра. Его выбор — золото. Твой выбор — Дух. Не думай, что твой осознанный выбор требует меньших трудов, чем если бы ты стал обладателем кучи золота.

60. Оправдание войны: нужен враг. Нет врага — не нужно си-лы и мужества —  общество деградирует. Слезы и боль мате-рей, сестер, жен, сирот не в счет. Злое оправдание. Враг может быть идейным и бороться с ним не нужно автоматами и пуш-ками. Потягаться силой и ловкостью можно только с против-ником в спорте. К силе прибегает ущербный в разумении. Но не такую веру нам даровал Всевышний, чтобы проигрывать со-стязание интеллектов.
Священная война времен древних бедуинов отличается от Священной войны атомного века. Поэтому Коран осуждает не-вежество, как самый тяжкий грех.
Солдаты газавата атомного века — шейхи и алимы! Кто боится учености — тот служит сатане. Сатана же платит несча-стным заблудшим золотом, добываемом на растлении. На зо-лото сатаны часто брат убивает брата, мусульмане убивают му-сульман.
Всевышний говорит: “расходуйте”. Но Он не просит нас расходовать молодыми душами, жизнями тысяч и миллионов безвинных. Он просит расходовать средства, знания, опыт, тер-пение, волю, чтобы люди стали ближе к Нему, чтобы пошли Путем, предопределенном Им. “Расходуйте” на пути к Свя-щенной Цели, “не подвергая себя опасности” ибо жизнь каж-дого священна и распоряжаться этими жизнями может только Он, Всевышний!

 61. Мудрый Пророк сказал, что умершие жалеют не о смерти, а о несовершенных благих делах.
На самом деле все мы торопимся быстрее расстаться с этой жизнью. Злобный — чтобы меньше выходило зла. Праведный — чтобы быстрее добраться до своего дома. Мы бы пришли в замешательство, если бы остановили время. Тяжелее всего то-му, кого трудно оторвать от тяжести накопленного золота. Как бы он желал убрать эту тяжесть со своего могильного холма!
Ему не повторить возглас пророка Мухаммада (Да благо-славит Его Аллах и приветствует): “Я горд, что я беден!”

62. Богатство — самодостаточность. Знай меру и тебе не при-дется прятаться от людей. Не возвышайся  над людьми, о ни-щий духом! Дух твой никогда не насытится золотом, ибо золо-то — как морская соленая вода, чем больше пьешь, тем жажда усиливается, превращая тебя в богатого лакея или раба.
Помни, не только ты хочешь есть, но и тебя хотят съесть, ибо всякая тварь без веры на этой земле поедает друг друга.
Спасение подсказано Пророком: будь скромен в земных потребностях, но обогати свою душу любовью ко Всевышнему. Поистине ты не будешь “в убытке”.

63. Радуйся, праведный!
“Сердце не отсекается от средоточия твоего желания”. Добросердечный пророк Мухаммад, да благославит Его Аллах и приветствует, сказал: “В Раю мы будем с теми, кого любим”.
Разве можно пожелать большей радости? Так почему ты позволяешь сатане уводить тебя от прямого пути?

64. В азарте охоты человек не видит, что стал добычей.
Не будь охотником. Не подкрадывайся изподтишка. От Всевышнего не спрячешься. А грязные твои дела все равно об-нажатся. Зачем выбирать путь канатоходца, жонглируя между Всевышним и сатаной? Зачем уподобляешь себя клоуну? Разве у тебя много жизней?
Лицемерить, ловчить — удел фарисеев, но не правоверных мусульман. Мы сознательно обрекаем себя к трудностям пря-мой дороги.

65. Как же ты можешь сомневаться в существовании незримо-го?
Ведь ты не видишь ветер, а он есть. Ты не видишь магнит-ные волны, а они творят чудеса. Ты многое не видишь посред-ством органов восприятия, но посредством умозаключений.
Ты же не можешь отрицать Создателя, ибо ты не мог воз-никнуть из ничего. Так почему уклоняешься от праведного пу-ти, позволяя сатане обманывать себя мирскими соблазнами?
Ислам не призывает к монашеству. Но “расточай” на пути к Всевышнему, ибо только то, что отдано во имя веры и добра, принадлежит тебе.

66. Проси у Всевышнего, ведь Он милостлив. Но язык слов слабее языка деяний.

67. Напои водой корни плодового дерева. Это есть справедли-вость. Но несправедливо поливать сорняки, оставив сохнуть плодовое дерево.
Будь щедр по-справедливому. Не выращивай сорняки, если даже эти сорняки родственны тебе по крови.

68. Все, что ты говоришь и делаешь во имя Всевышнего и во имя Веры будет чистым, как дождевая вода, льющая  с неба.
Все, что не во имя Всевышнего — это вода из желоба. Вода в желобе одолжена, вода в облаке первозданна.
Дождевая вода вселяет жизнь во все живое. А из-за желоба возникают раздоры с  соседями.

69. Уповающий на Всевышнего сыт сполна. Не трясись от страха, что останешься без хлеба. Твой хлеб больше влюблен в тебя, чем ты  в него. Он жаждет встречи с тобой, но боится твоей недостаточной отрешенности. То, что положено тебе в земной жизни, хоть через три поколения, но обязательно на-стигнет тебя.

70. Спрашивай  о смысле Корана только сам Коран. Но если кто истолковывает Коран, его толкование должно усиливать любовь ко Всевышнему, возбуждать в слушающих доброту, восторг, надежду, энергию.
Если толкование вызывает уныние и печаль — толкователь искажает смысл. Ведь главная цель Всевышнего — взять за ру-ку того, кто потерял надежду и спасти его.
Священный Коран излучает свет любви, радости, мира и надежды. Если кто-то говорит иначе и призывает к ненависти, нетерпению и насилию — он задался целью осквернить Ислам.

71. Учись и учи, даже  если твоим единственным учеником ос-танется твое “Я”.
Никогда не приучай никого любить себя, и не берись за то, что больше твоего “Я”.
Помни, что на смену тебе непременно придут более терпе-ливые, более одаренные, более убедительные. И радуйся этому, ибо тебе одному все равно не выпить даже маленькую чашу из безбрежного океана сокрытого. Не старайся переполнить через край свой кувшин, чтобы не стать посмешищем. И никогда не останавливайся, ибо остановка — это добровольная, постыдная смерть.

72. Чем больше замков на сундуке, тем ценнее сокровища, хра-нящиеся в нем.
Чем труднее дорога, которую ты избрал, тем  больше опас-ностей на этом пути, тем величественнее цели, которые ты мо-жешь достигнуть.
Но даже на самом высоком троне ты все можешь отдать са-тане  в тот миг, когда забудешь Любовь ко Всевышнему Алла-ху и к Корану, милостиво ниспосланному Им

73. Одна Любовь прекращает споры.
Одна Любовь ласкает дух, делает его восприимчивым к ис-тине.
Одна Любовь просветляет наш разум и вселяет в нас по-требность служить людям.
Одна Любовь учит нас быть восприимчивыми к справедли-вости, отличать добро от зла, неискренность от лицемерия.
Одна Любовь удесятеряет наши силы в постижении мудро-сти.
Любовь к Творцу священна, а любовь к очаровательному творчеству Всевышнего усиливает эту любовь во стократ.
Любовь — это Вера. Вера — это Любовь. Конец Любви — начало смерти.

74. Камень никому не был нужен, пока из под него не забил родник.
Ты можешь быть камнем, пнем, кем угодно, но если будешь источать добро и ласку, искренность и веру, ты будешь нужен всем, хотя не все тебе будут сознаваться в этом, и почти каж-дый второй будет завидовать.
Среди людей есть хранители духовной чистоты народа. На-род сознательно или подсознательно знает об этом и знает, что вера и мир держится на них, а не на облаченных властью и публично восторгающихся своей значимостью.
В тихом роднике много смысла.
Пустой барабан шумит громче всех.

75. Не ищи истины вне Всевышнего и вне себя. Ты — море по-стижений, скрытое в единственной капле. Ты — вселенная, вместившая в твою невидимую душу. Чти эту вселенную, ибо только ты сам можешь сделать себя и значимым и незначимым. Постигай мудрость, не будь невежественным и злым. И тогда твоя  вселенная сольется со вселенной Всевышнего.

76. Дождь, ветер, солнце испокон веков рано или поздно выно-сят на поверхность то, что спрятано в земле.
Не сажай в землю дурные зерна. Сажай добрые зерна. Пусть никто не видит как ты их сажаешь. Пусть не тебе испро-бовать вкус сочного плода. Награда тебя постигает там, где она тебе  больше всего нужна. А урок твоих добрых дел непремен-но воспитает еще многих. Сказано ведь в хадисе: если ты пой-дешь на встречу Всевышнему пешком, Всевышний побежит навстречу тебе!

77. Истина не ищет тебя при жизни. Если ты сам искатель, как же то, что ты ищешь, отправится на поиски тебя? Поэтому вся-кие торжества, славословия, юбилеи — фарс, беги от них. Пусть твоя  истина греет в сердцах людей воспоминания о те-бе. Они ведь обеспечивают тебе бессмертие.

78. Караван не прекращает поход из-за собачьего лая. Собачий лай не остановит шествие луны по ночному небу.
Если ты на дороге Всевышнего, на дороге истины, тебя не остановит даже вселенский лай, вселенские козни сатаны.
А как узнать истинную дорогу?
Она та, по которой шагаешь с открытой душой и доброй благожелательной улыбкой всему живому.
Ведь сказал Пророк в своей сунне: доброе дело — это такое дело, которое вызывает у человека улыбку благодарности.

79. Здание творения стоит на противоположностях. Мы обре-чены всю жизнь воевать. Но формы войны, с тех пор как  мы пересели с верблюдов на космические станции, должны быть иные. Мы можем воевать со спокойной рассудительностью, ибо истина на нашей стороне. Пусть за дубинки хватаются те, у кого мало аргументов, мало интеллекта, мало выдержки, тер-пения и веры.

С-Х. Нунуев
г. Грозный
Чеченская республика


Рецензии