Волжский царь. заключение

Волжский царь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


На берегу Волги в 30 километрах ниже от устья Камы расположено Булгарское городище, – столица одного из ранних государственных объединений Восточной Европы. 2 июля 1722 г. Петром Великим подписан «Подлинный его императорского величества указ за приписанием собственныя его величества руки», фактически положивший начало охранным работам в Булгаре. Что бы  все, что было, не исчезло бесследно.
Оказалось не все так просто. В 1688 г. крепость Самара получила статус города, а в 1722 г. его тоже посетил император Петр Великий. Однако  повелел в следующем году Спасо–Преображенский монастырь упразднить, а его земли передать в дворцовое ведомство. До 1780 г. Самара входила в состав Казанской губернии и епархии, а по указу императрицы Екатерины II от 15 сентября 1780 г. стала уездным городом Симбирского наместничества (с 1796 г. – губернии), где было создано Самарское благочиние Симбирской епархии. К этому времени в городе насчитывалось 634 двора и 5 церквей, две из которых были каменными и 4 богадельни при них.
Потомками волжских булгар и носителями булгарского языка и культуры в волго–уральском регионе стали казанские татары и чуваши.
И этот язык сохраняется, потому что первые слова, сказанные матерью на родном языке, пробуждают в ребенке зачатки национального самосознания.

Однако в восточной части Балканского полуострова сохранилась и здравствует Республика Болгария, со столицей София. Свое название страна получила  по этнониму  народа – болгары. Она на востоке омывается Чёрным морем, граничит на юге с Грецией и Турцией, на западе – с Сербией и Македонией, на севере –  с Румынией. За  участие в Балканских войнах Болгария за счёт Османской империи приобрела территории в Македонии и Фракии и выход к Эгейскому морю.
История этой страны запечатлена в литературных памятниках и мифах. 
Древнейшая из славянских – болгарская литература возникла ещё в 886 г., с  Преславской книжной школы.
Староболгарская литература зародилась в связи со стремлением государства обратить в христианство язычников прабулгар и славян (поскольку эти два элемента булгарского ханства пока существовали обособленно), а также остатки всего дославянского и добулгарского населения.

Болгары помнят свою древнюю сказочную столицу – город Булгар.

Среди жителей Трех Озер ходила легенда, о  подземном ходе, соединяющем Булгары с Балымерами и проходящем под трехозерской Христово–Рождественской церковью. В дни монгольского нашествия булгарские ханы во время осады города вынесли через этот ход свои сокровища и схоронили их внутри высокого холма на берегу Волги у городка Булымер. С тех пор во все века кладоискатели настойчиво рыли на Шоломе ямы в надежде найти эти сокровища. Замурованный северный край огромного Балымерского оврага считали окончанием подземного хода из Булгар. В селе Балымеры в боку местного  кургана раньше был проход и железные двери, за которыми будто бы зарыты вывезенные из столицы Булгарского царства древние сокровища.
Волжская Булгария как самостоятельная страна существовала, по книгам, с X в. до  начала XIII в.), а в качестве Булгарского улуса Золотой Орды – с 1240–х годов до XIV в. включительно. Булгарская культура этого периода была культурой письменной. Еще до проникновения арабского алфавита булгары пользовались рунической графикой, близкой к тюрко–орхонской. В период расцвета Булгарии уже существовала широкая сеть начальных школ при мечетях с муэдзинами и имамами, появились высшие и средние религиозные учебные заведения – медресе. Шакирты (студенты) из булгар получали образование не только в своих медресе, но и в Средней Азии и на Ближнем Востоке. В то же время шакирты из этих стран обучались в учебных заведениях Волжской Булгарии. С принятием ислама в страну начала  проникать из Средней Азии литература, написанная на бумаге. Крупнейшими научными центрами страны были города Булгар, Сувар и Саксин. Наиболее образованной частью населения являлись богословы и проповедники, судии и другие государственные чиновники.
А в день праздника выносили многочисленные мимбары, возвышения, с которых в мечети произносят проповеди, и каждый эмир молился с многочисленными народностями. У каждой народности были кадии, мусульманские судьи, и факихи, правоведы, и хатибы, проповедники.

В городах практиковали  табибы, врачи, слава о которых была широко известной. Одним из первых ученых Волжской Булгарии XI в. был Бурхан–ад–дин ал–Булгари. Он известен своими трудами по фармакологии, риторике и богословию. Широкое распространение на Востоке получили труды булгарского ученого Сулеймана ибн Дауда ас–Саксини–Сувари, богослова и писателя, выходца из г. Сувара, жившего в городе Саксине. Он написал на персидском языке труд под названием «Свет лучей – правдивость тайн», затем перевел его на арабский язык, назвав «Порадующий больных душ». А книга «Цветок сада, порадующий больных душ» – это сокращенный вариант двух первых книг. Получили широкое признание не только в Булгарии, но и в странах Востока,  братья Таджетдин и Хасан ибн Йунус ал–Булгари. Таджетдин ал–Булгари написал сочинение «Лучшие лекарства от отравления», а его брат Хасан, по просьбе известного врача Бадр–ад–дина Махмуда ибн Усмана, в 1220–1221 гг. переписал его. Всему Востоку было известно имя целителя Ходжы Булгари в Газни. Он был усыновлен поэтом Хакимом Санаи, но прожил недолго – умер в возрасте 39 лет. Поэт же построил на его могиле надгробие, воспел его талант врача в стихах. Широкое распространение в Булгарии получила книга таджикского ученого–медика Авиценны «Каноны врачебной науки». Под именем Абу Гали–сина он стал известен булгаро–татарам.
Сулейман ибн Дауд ас–Саксини–Сувари посвятил все свои сочинения своему учителю Абу–л–Аля Хамиду ал–Булгари, у которого учился в медресе. Абу–л–Аля Хамиду ал–Булгари был энциклопедически образованным ученым, широко известным на Востоке. Вообще  булгарские ученые и богословы были хорошо известны в Средней Азии, Хорасане. Некоторые из них жили и творили на Востоке, иногда занимая в других странах религиозные и административные посты. Так, Ходжа Ахмед Булгари был учителем и шейхом Махмуда I Газневи (967–1030 гг.) – знаменитого султана газневидского государства, куда входили территории современного Афганистана, ряд областей Ирана, Средней Азии, Индии. Значительное развитие в Волжской Булгарии получили математика, астрономия, химия, медицина, география, история. Кстати сказать, в Булгарии было известно несколько календарей. В XI–XII вв. в Волжской Булгарии появились первые ученые историки, которые писали  историю булгарского народа. Одним из них был Якуб ибн Нугман (1058/1059–1164 гг.), написавший «Историю Булгара». Эту книгу упоминал в своем сочинении Абу Хамид ал–Гарнати, который дал ей высокую оценку и приводил из нее отдельные отрывки.
Большую ценность представляет поэма булгарского поэта и мыслителя Кул Гали. История сохранила его поэму «Кысса–и Йусуф» («Юсуф и Зулейха»), которая признана сокровищницей мировой культуры. Особой популярностью среди булгар пользовалось религиозно–дидактическое произведение Сулеймана ибн Дауда ас–Саксини–Сувари «Зухрат ар–Рийаз», написанное в виде небольших рассказов–хадисов и расцвеченное известными в то время художественными средствами».
Булгарские купцы, путешественники и проповедники знакомились с другими странами по сочинениям таких мусульманских географов, как ал–Балхи, Ибн Халдун, ал–Масуди, Шараф аз–Замана Тахира ал–Марвази, ал–Идриси и другие, которые традиционно делили известные земли на семь климатов с входящими в них странами. Сведения о седьмом климате, то есть о северных странах и народах, арабские географы получали в Булгарии, что видно из сочинений Ибн Фадлана (X в.), ал–Гарнати (XII в.), Ибн ан–Нугмана (XIII в.). Булгары хорошо знали и имели связи с народами, которые жили от них на север вплоть до Северного Ледовитого океана. К северу от удмуртов (чирмеш, ар) жил народ вису (ису), за ними югра (юра), а на берегу Темного моря за горами обитали, по представлениям булгар, дикари.
Естественно, булгары имели ясное представление о Руси и ее городах, о землях, лежащих к Востоку и югу. Они никогда не забывали о Кавказских горах, Каспийском, Черном, Азовском морях, рядом с которыми когда–то жили их предки, и рассказы о них передавались из поколения в поколение.
С высокой степенью достоверности можно сказать, что в Булгарии при эмирах находились летописцы, которые писали деяния не только правящих в то время эмиров, но и их предков, ибо родословные в престолонаследовании были очень важны – они доказывали высшее происхождение правящих монархов. Кроме того, было в традиции даже простых булгар знать своих предков до девятого колена. Достойное место в мусульманском мире занимали булгарские богословы и философы. Уже в X в. булгарские богословы приступили к изучению хадисов – преданий об изречениях и делах пророка Мухаммеда. О хадисах и их понимании писали Абу–л–Аля Хамид ибн Идрис ал–Булгари и Сулейман ибн Дауд ас–Саксини–Сувари. Многие богословские и философские проблемы нашли отражение в таких сочинениях, как «Полезные сущности» и «Всеобъемлющий» Ходжи Ахмеда ал–Булгари, «Трактат» Бурхан–ад–дина ал–Булгари. Булгарские подвижники со словом пророка Мухаммеда ездили и в города Руси.
К сожалению, у булгарских мусульман не было даже ничего похожего на русские православные монастыри, где велись бы летописи и хранились книги.
Выдающимися литературными православными памятниками древнего периода болгарской литературы, заканчивающегося в 1393 г., и среднего периода, длившегося до появления книги Паисия, являются: «Зографское» и «Мариинское» Евангелия, «Саввина книга» и «Супрасльский сборник». От св. Климента сохранились: жития свв. Кирилла и Мефодия, «Синайский требник» и «Похвальное слово святому Кириллу»; от Иоанна экзарха: «Небеса», «Шестоднев»; от Черноризца Храбра: «О письменех», от Презвитер Козма: «Беседа против богомилов»; от неизвестных авторов – жития всевозможных святых и много апокрифов. От среднеболгарского периода остались: «Синодик Борила», «Добромирское евангелие», «Охридский апостол», «Рассказы Эзопа» и многочисленные жития святых и написанные патриархом Евфимием Тырновским: «Житие святого Николы Софийского», «Абагар», «Копривщенский Дамаскин».

В первые века турецкого ига литературная жизнь Болгарии переместилась в Киев и Москву, а также в Румынию и другие соседние области.
Болгарская церковь была подчинена константинопольскому патриарху. Южная половина Болгарии подвергалась в большей степени греческому (византийского) влиянию, поэтому там христианство проникало постепенно и раньше.

А потом  Булгары пятьсот лет томились под турецким ярмом.

В конце XIV в. Болгария была завоёвана Османской империей. Сначала она находилась в вассальной зависимости, а в 1396 г. султан Баязид I аннексировал её после победы над крестоносцами в битве при Никополе.

Османы пытались обратить все население в ислам, хотя все христиане, включая живших на землях вакиф, платили больше налогов, чем мусульмане. Существует мнение, что для османской империи характерна веротерпимость. Может быть, поэтому  большинство болгар остались христианами. А обратившиеся насильственно в ислам болгары — помаки, в основном в Родопах –  сохранили все–таки болгарский язык и многие традиции.
Булгарская земля принадлежала султану, хотя   реально её получали в пользование сипахи, которые должны были выставлять конницу в военное время по приказу султана.
Булгары не раз поднимали восстания против Османской ига, наиболее известны –   восстание Константина и Фружина (1408–1413 гг.), Первое Тырновское  (1598 г.) и  Второе Тырновское восстание (1686 г.), восстание Карпоша (1689 г.). Все они были подавлены.
А в конце XVIII– XIX вв.  Болгария  пережила   анархию – курджалийство (по бандам курджали, терроризировавшим страну). Многие крестьяне бежали из сельской местности в города, некоторые эмигрировали на юг России.
Одновременно XVIII в. ознаменован началом болгарского возрождения, которое  начинается книгой монаха из Святогорского монастыря Паисия Хилендарского «Славяно–болгарская история о народах и царях болгарских» (1762 г.). Эта книга сыграла огромную культурную роль в жизни болгарской нации.
В 1878 г. Болгария стала независимой от Османского ига. Часть Болгарии получила права административной автономии в составе Османской империи после поражения Турции в войне с Россией 1877–1878 гг. Когда была принята достаточно либеральная Тырновская конституция, государство стало княжеством, во главе с князем Александром I Баттенбергом, которого сменил Фердинанд I, князь, а после   1887 г.  царь…

*

С моим легендарным златогривым конем Кеме мы, с облегчением,   выскочили из тяжелой глубины веков на раскаленный  астраханский  простор  у села Селитерного.
Впереди,  как мираж,  виднелся построенный недавно древний город  с ханскими юртами и глиняными городскими стенами и башнями.

– Смотри, это  осталась декорация  столицы  Сарай–Бату  после съемок кинофильма «Орда», – обернулся я к любимому коню. 

Но мой тулпар златогривый Кеме молча исчез…



СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. НАЧАЛО БУЛГАРИИ……………………………………

Глава 2. ИМЕНСКАЯ ДИНАСТИЯ БУЛГАРСКИХ
ПРАВИТЕЛЕЙ……………………………………

Глава 3. ХЕТТЫ. ХУННЫ…………………………………

Глава 4. БУЛГАРСКИЕ ЦАРИ САРМАТСКОЙ, АЛАНСКОЙ, ХОНСКОЙ
И БАЛТАВАРСКОЙ ДИНАСТИЙ……………………………………

Глава 5. КИММЕРИЯ……………………………………

Глава 6. СКИФИЯ……………………………………

Глава 7. САРМАТЫ……………………………………

Глава 8. КАРА-САКЛАН. АЛАНЫ…………………………

Глава 9. ВЕНЕДЫ……………………………………

Глава 10. РОКСОЛАНЫ,  ЯЗЫГИ, АОРСЫ И СИРАКИ………

Глава 11. ГОТТЫ ……………………………………

Глава 12. ГУННЫ ……………………………………

Глава 13. ДИНАСТИЯ БУЛГАРСКИХ КАНОВ, ПРАВИВШАЯ
КАРА-САКЛАНОМ……………………………………

Глава 14. ТАНГРА……………………………………

Глава 15. КАВКАЗСКИЕ БУЛГАРЫ……………………………………

Глава 16. КНЯЗЬ КИЙ. КИЕВСКАЯ РУСЬ …………………………

Глава 17. ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ……………………………………

Глава 18.ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ТОРЕ……………………………………

Глава 19. АВАРЫ ……………………………………

Глава 20 ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ……………………………………

Глава 21. ВЕЛИКАЯ БУЛГАРИЯ……………………………………

Глава 22. САМО…………………………………

Глава 23. ДУНАЙСКАЯ БУЛГАРИЯ……………………………………

Глава 24. ПЕРВОЕ БУЛГАРСКОЕ  ЦАРСТВО………………………

Глава 25. КНЯЗЬ РЮРИК ……………………………………

Глава 26. КНЯЗЬ ДИР……………………………………

Глава 27. НОРМАННЫ. ВИКИНГИ……………………………………

Глава 28. РУССКИЙ КАГАНАТ……………………………………

Глава 29. КНЯЗЬ АСКОЛЬД……………………………………

Глава 30. СЛАВЯНЕ……………………………………

Глава 31. ФИННО–УГОРСКИЕ НАРОДЫ……………………………………

Глава 32. КИРИЛЛ И МИФОДИЙ……………………………………

Глава 33. ВОЛЖСКАЯ БУЛГАРИЯ……………………………………

Глава 34. БУЛГАРИЯ ПРИНЯЛА ИСЛАМ……………………………

Глава 35. ХРИСТИАНСТВО ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН………………

Глава 36. ВЕНГЕРО–БУЛГАРСКИЕ ЦАРИ……………………………

Глава 37. ПЕЧЕНЕГИ. КАРАИМЫ………………………………………..

Глава 38. РУСЬ……………………………………

Глава 39. ТМУТАРАКАНСКОЕ КНЯЖЕСТВО…………………………

Глава 40. ПОЛОВЦЫ, КИПЧАКИ…………………………………

Глава 41. ВТОРОЕ БУЛГАРСКОЕ ЦАРСТВО……………………………

Глава 42. ЧИНГИЗ–ХАН……………………………………

Глава 43. ЗОЛОТАЯ ОРДА……………………………………

Глава 44. АДЫГИ. НОГАЙЦЫ………………………………

Глава 45. КАЗАЧЕСТВО……………………………………

Глава 46. МАМАЙ……………………………………

Глава 47. КУЛИКОВСКАЯ БИТВА……………………………

Глава 48. ТАМЕРЛАН……………………………………

Глава 49. ВОЛЖСКИЙ ЦАРЬ……………………………………

Глава 50. КАЗАНСКОЕ ХАНСТВО……………………………

Глава 51 КАСИМОВСКОЕ ЦАРСТВО……………………………

Глава 52. БУЛГАРИЯ  И  РУСЬ……………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….


ОБ АВТОРЕ …………………………………….

























ОБ АВТОРЕ

Рябухин Борис Константинович, русский, поэт, драматург, прозаик, критик.
Родился 7 ноября 1941 г. в с. Зимник, Фрунзенского района, Волгоградской области. Отец Рябухин Константин Семенович, 1915-1998 гг., работал банковским служащим в Волгоградской области. Мать Белова Капиталина Алексеевна, 1917-2005 гг., работала учительницей математики в г. Астрахани.
Борис Рябухин  рос без отца с самого рождения. С 1942 г. жил с матерью в Астрахани, окончил среднюю школу № 5. Пел, читал басни, был конферансье, участвовал в спектаклях драмкружка  на школьной сцене.
Стихи начал писать с ранних лет. В 1959 г. опубликовал первое свое литературное произведение - басню в газете «Волга». Активно публиковал свои стихи и корреспонденции в местной печати.
В 1958 г. поступил в Астраханский технический институт рыбной промышленности и хозяйства на механический факультет. Принимал участие в спектаклях Студенческого театра эстрадных миниатюр, исполнял песни на свои слова и свою музыку в институте, выступал на Астраханском телевидении со своими телеочерками и стихами. В 1963 г. окончил рыбвтуз по специальности  инженер-механик холодильных и компрессорных машин и установок. В том же году временно работал литературным сотрудником астраханской газеты «Комсомолец Каспия».
По распределению института поехал на Алтай. С 1963 г. работал инженером-холодильщиком гормолзаводов в гг. Рубцовске и Барнауле. Продолжал выступать со своими  стихами и телеочерками в местных газетах и на телевидении.
Вернулся в Астрахань, где работал инженером Астраханского отделения института «Гидрорыбпроект».
С 1966 г. переехал в Москву, но не прерывал творческую связь с Астраханью. В Москве работал сначала по специальности в институте «Гипрохолод», ЦПКБ «Главтехмонтажа», ЦНИИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений.
С 1969 г. перешел на работу в профессиональную журналистику, работал: старшим редактором и ответственным секретарем - членом редколлегии  журнала Минмонтажспецстроя СССР «Монтажные и специальные работы в строительстве» (в Стройиздате), научным редактором книжной редакции издательства «Молодая гвардия», разъездным корреспондентом журнала «Смена», литературным консультантом «Москва», старшим редактором и редактором отдела - членом редколлегии журнала «Молодая гвардия»,  возглавлял Библиотечку журнала «Молодая гвардия», работал обозревателем отдела русской литературы «Литературный газеты», менеджером и заведующим отделом газеты ИТАР-ТАСС «Двадцать четыре», заведующим отделом и ответственным секретарем - членом редколлегии  журнала «Юность», заместителем заведующего книжной редакции - членом дирекции издательства «Современник», заместителем главного редактора журнала «Мир транспорта», членом редколлегии, заведующим отделом культуры и ответственным секретарем журнала «Юность», начальником отдела информационно-методических изданий в Московском доме общественных организаций  Комитета общественных связей  в Правительстве Москвы, заведующим редакции издательства «Художественная литература».
Более восьми лет Борис Рябухин  был  на государственной службе. В 1994 г. поступил в Министерство по делам национальностей Российской Федерации, сначала ведущим специалистом Управления Делопроизводства, потом стал начальником Организационного отдела, секретарем Коллегии Министерства. После перерыва на творческую работу вернулся в Миннац России советником Управления делами  (помощником заместителя Министра). В 1998 г. окончил  при Российской Академии Государственной Службы курсы повышения квалификации государственной службы и получил чин  советника государственной службы Российской Федерации 3 класса. Службу  и работу в редакциях совмещал с литературным творчеством.
Как журналист, публиковал свои очерки в центральных журналах, на радио (вещание за рубеж) и ТАСС, печатался в коллективных сборниках. Автор восьми очерковых книг  о передовиках производства. В 1973 г. стал членом Союза журналистов.
В 1979 г. окончил сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии по специальности - литературный работник кино и телевидения (кинодраматург).
В 1986 г. Борис Рябухин принят в Союз писателей (литературный псевдоним Борис Карин).  Его стихи публиковались в газетах «Литературная Россия», «Советская Россия», в «Литературной газете», в журналах «Молодая гвардия», «Сельская молодежь», «Уральский следопыт», «Смена», «Дон», «Юность», «Морской пехотинец», «Жизнь национальностей», «Пограничник», «Поэзия»,  альманахах «Алтай», «Истоки», «День поэзии», в антологиях, в  коллективных сборниках. Он автор восьми очерковым книг о передовиках производства и семнадцати книг поэзии, прозы, драматургии и переводов. Среди них –  «Полынь» (М., «Современник», 1983); «Степан Разин» (М., «Молодая гвардия»,  1983 - журнальный вариант); «Даль отчего света» (М., «Современник», 1986); «Перелетные годы» (М., 1990); «Степная воля» (М., 1993); «Кондрат Булавин» (М., 1993); «Степан Разин» (полный вариант, Ростов-на-Дону, 1994); «Мятежный круг» (М., 1998), «Поле любви» (М., 2002), «Избранное. Стихи, драматические поэмы, переводы стихов» (М., 2002); «Император Иван» (М., 2005); «Силы весенние» (М., 2007);  и автор двух прозаических книг: «Выход в небо» Рассказы, очерки, драматическая поэма (М., 2005),  «Отцовский след» Роман в письмах (Москва-Смоленск, «Смядынь», 2009); «Птица Сирин». Стихи (М., «Новый ключ», 2010; «Российские хроники». Драматиченеская трилогия (М., «Художественная литература», 2011).
Много творческих сил Борис Рябухин отдал переводам  произведений поэтов и прозаиков как России, так ближнего и дальнего зарубежья. В его переводе в журналах и книгах опубликованы стихи балкарского поэта Салиха Гуртуева, ингушского поэта Али Хашагульгова, киргизского поэта Барктабаса Абакирова, абхазского поэта Вячеслава Читанаа, азербайджанского поэта Лятифа Вели - заде, туркменского поэта Ильяса Амангельды,  эстонского поэта Сулева Кюбарсеппа, эстонских прозаиков Юло Маттхеуса  и Хелью Ребане, белорусского прозаика Владислава Рубанова,  белорусского поэта Ивана Каренды, турецкого поэта Оздемира Индже, словацкого поэта Петера Штилиха и других.
Прозаические произведения Бориса Рябухина печатались в  «Литературной России» (эссе «Одно лишь утро»), в журналах «Студенческий меридиан» (рассказ  «Обтекаемый») и «Дон» (повесть «Запасный выход») и др.
Особое место в творчестве Бориса Рябухина занимает его трилогия  исторических хроник в стихах «Степан Разин»,  «Кондрат Булавин», «Император Иван». Вот что написал о первой хронике в своей книге «Голоса поэтов. Этюды о русской лирике» (1990 г.) известный критик Е. Осетров, назвавший Бориса Рябухина «певцом народной Руси»: «Можно даже в некотором смысле сказать, что автор осуществил давний замысел, который вынашивала наша литература, помня завет Пушкина, считавшего Разина самым поэтичным  лицом русской истории». Критик С. Золотцев в «Литературной России» от 19 августа 1994 г. так отозвался о  двух драматических поэмах Бориса Рябухина: «...Вроде бы негромкий поэт, а творческий поступок им совершен богатырский».
В 2002 году Государственный Донской казачий театр в г. Волгограде поставил по мотивам драмы Бориса Рябухина спектакль   «Кондрат Булавин».
Великое Войско Донское выдвигало  исторические хроники Бориса Рябухина «Степан РазимнЦ» и «Кондрат Булавин» На Государственную премию РФ в области литературы.
Международное Сообщество Писательских Союзов присудило Борису Рябухину за исторические хроники в стихах «Кондрат Булавин», «Степан Разин» и сборник стихов «Мятежный круг» Международную Литературную премию имени Николая Тихонова за 1999 г. За  драматическую поэму «Император Иван»  журнала «Юность» присудил литературную премию имени Владимира Максимова в 2005 году, За поэтические книги «Избранное» и «Силы весенние»  Астраханский государственный технический университет присудил Борису Рябухину премию имени Бориса Шаховского в 2008 году.
Живет в Москве.


+7 916 540 2381
boryabukhin@yandex.ru
рябухин.рф


Рецензии
« МИР СТОИТ ДО РАТИ, А РАТЬ ДО МИРА»

Известный русский поэт и писатель Борис Рябухин в своей новой книге «Волжский царь» подробно рассказывает о древней Булгарии в исторической ретроспекции. Что мы знаем об этой стране?
В народных легендах говорится, что более 35 тысяч лет назад семь индоарийских и древне-тюркских племен объединились в союз, который стали называть Идель — семь племен (семь — иде; племя — эль). Название идель стало первым именем этого народа.
…Однако исторических документов не осталось. Вещественных памятников почти тоже не сохранилось. От бывшей столицы г. Булгар до нас дошли только развалины. Предположительно этот город находился немного южнее слияния Волги и Камы.
Лишь в обширном своде булгарских летописей Имана Бахши «Джагфар тарихы» (1680 г.), написанном по приказу вождя булгарского освободительного движения сеида Джагфара, содержатся древние летописи: «Гази-Барадж тарихы» (1229—1246 гг.) Гази-Бараджа; «Праведный путь, или Благочестивые деяния булгарских шейхов» (1483 г.) Мохаммед-Амина; «Казан тарихы» (1229—1246 гг.) Мохаммёдьяра Ву-Юргана; «Шейх Гали китабы» (1605 г.) Иш-Мохаммеда и другие.
Автор взял из легенд необычное средство передвижения — златогривого коня Кеме, на котором мчится по векам истории страны со скоростью мысли. На этом пути мелькают века, как верстовые столбы. Реальные события переплетаются с летописями, достанами, легендами, мифами. В древности встречаются совпадения, сохранившиеся до нашего времени имена, как принцесса Турандот, прообразом которой стала Туран-алпбика — богиня любви, гадания, подземных и подводных богатств, горных озер.
На своём пути автор встречается со свидетелями прошлого. Они повествуют ему об исторических событиях, участниками которых были сами или их почерпнули из древних книг. К примеру:
«И откуда взялся древний поэт Кубан Боян?» — подумал я. Волшебный конь Кеме слышит мои мысли и отвечает:
– Слова материализуют говорящего. Все сказанные в веках слова дальше земли не улетают»…
Борис Рябухин в своей талантливой книге «Волжский царь» рассматривает связь поколений, веков, роль племен в собирании и становлении различных народов и государств. Но прежде всего в ней широко развёрнута панорама самой истории булгарского народа на основании сообщений знаменитых восточных и западных географов, исследователей, историков и писателей. В древнейших булгарских хрониках рассказывается о том, что государство булгар тысячи лет охватывало огромную территорию от Дуная до Енисея. А размах булгарских расселений, походов и торговых поездок был еще шире: от Парижа и Рима до Хуанхэ и Америки и от Исландии и Северного Ледовитого океана до Египта и Индии.
Царство Идель иногда называли именами правивших в нем булгарских династий. Но территория государства всегда называлась Идель. Только в I в. н. э. булгарская династия Алан предприняла попытку переименовать Идель в Алан. В Булгарии правили цари сарматской, аланской, хонской и балтаварской династий.
Булгары чтили завет первого царя Агаджа и дружили с праславянами.
В период правления династии Сармат (VIII в. до н. э. — I в. н. э.) булгары Идель часто называли Сарматией. Однако само название булгар при этом не было забыто. Некоторые булгарские цари пытались восстановить границы своего государства. К примеру, царь Буртас стремился восстановить булгарское господство на территории бывшей Самарской (Шумерской) державы.
А потом по булгарской земле прошли сарматы, аланы, венеды, роксоланы, языги, аорсы и сираки, готты, гунны… Гуннский царь Аттила — «виновник» многих легенд и преданий. Немецкий народ сделал Аттилу героем своего эпоса «Сказание о Нибелунгах» (в образе Этцеля). Восточные же булгары сохранили в своих летописях предания и песни об Аттиле.
В это же время рядом с булгарами зарождались новые империи и царства. Князь Кий объявил Киевскую Русь. Окреп Тюркский каганат аваров, пришли орды хазар и подчинили в том числе и булгар.
Строительству булгарской цивилизации, опирающейся на славян, помешала агрессия хазар. Но очень скоро, получив независимость от хазар, булгары стали торговыми посредниками между связанными торговлей отдаленными регионами мира.
Образовалась, наконец, Великая Булгария. Рождение Великой Булгарии на западе Кара-Саклана стало возможным после ослабления и распада тюркютских государственно-племенных союзов Центральной Азии, Средней Азии и Северного Китая.
Когда оформлялось первое Булгарское царство, в русскую историю пришли князь Дир и князь Рюрик. До конца не прояснённая история появления руссов и русского государства в булгарской истории тоже овеяна легендами и часто вступает в противоречие с действительностью…
Когда Волжская Булгария приняла ислам, она превратилась в цивилизующее начало на региональном уровне. В Поволжье и в Приуралье возникали фактории — торгово-ремесленные поселения волжских булгар. Наверно, один царь Волжской Булгарии и остался в истории нарицательным именем «Волжский царь». Поэтому Борис Рябухин так неоднозначно и назвал свою новую книгу.
Большое значение в созданной истории имеет взаимоотношение булгар с Русью. Военные столкновения булгар с русскими происходили много раз — в 985, 1088, 1120, 1164, 1172, 1184, 1186, 1218, 1220, 1229 и 1236 гг. Притом что булгары чаще подвергались нападению, чем сами нападали, особенно в период второго Булгарского царства. Ведь были времена, когда на их земли пришли Чингизхан, Мамай и Тамерлан. Такие народы, как хазары, половцы, печенеги и кипчаки, исчезли с лица земли. Но и развалилась сама Золотая Орда на Астраханское, Крымское, Казанское, Сибирское и другие ханства. Но многие народы и страны спасла от исчезновения Русия — Россия.
У нашего героя произошла мифическая встреча с писателем Федором Михайловичем Достоевским, который пророчески сказал: «... не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными! ... Начнут же они, по освобождении, свою новую жизнь, повторяю, именно с того, что выпросят себе у Европы, у Англии и Германии, например, ручательство и покровительство их свободе, и хоть в концерте европейских держав будет и Россия, но они именно в защиту от России это и сделают. Начнут они непременно с того, что внутри себя, если не прямо вслух, объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва спаслись при заключении мира вмешательством европейского концерта... ». Сбылось предсказание гениального писателя. Но что интересно: предки Ф.М. Достоевского были тоже из булгар, из тюрков, вошедших в состав русского народа, что чётко прописано в Бархатной книге родословия русских дворян.
От Великой Булгарии осталась только на Дунае Республика Болгария.
А правопреемником булгарской столицы стала Казань.
Чтобы создать этот объёмный по материалу и количеству страниц роман, Борис Рябухин проделал огромную работу. «Волжский царь» уже сейчас становится историческим бестселлером и обретает своего глубокого и верного читателя.
Юрий БОГДАНОВ
Опубликовано 04.07.2014 00:01 в еженедельной газете «Слово», г. Москва

Борис Рябухин   19.07.2014 18:32     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.