десять копеек

Мой дедушка был добрым, но строгим: за шалости мне попадало больше всех. Старенький, он продолжал трудиться. Часто после уроков я забегал в его сапожную будку и всегда удивлялся, как он, взяв в руки изрядно поношенные ботинки, вскоре превращал их в при личную пару с новыми подметками и каблуками. Дедушка старался делать свое дело с душою, и в благодарность люди уважали его.
Глядя на его умелые руки, я задавал себе вопрос: смогу ли я сделать что - то похожее? Иногда казалось, что это сделать очень просто, только бы дедушка разрешил. Еще мне очень хотелось заработать сколько - нибудь копеек. Ведь билет в кино стоил десять копеек, а фруктовое мороженое - семь.
Однажды дедушка спросил: "Ты часто приходишь ко мне. За чем? Дай - ка попробую угадать. Расчитываешь на гостинцы или монеты на кино или мороженое? Прав я или нет?". "Нет, прихожу поучиться шить новую обувь", - покривил я душой.
Дедушка удивился: "Ты ответил полуправдой. Я видел блеск твоих глаз, когда ты получал гостинец. И как разочарованно уходил, когда тебе ничего не давал. Но я очень рад, что ты хочешь научиться шить новую обувь. Только запомни, труднее починить старую - разбитую и растоптанную".
В следующий раз я прямо с порога сообщил, что пришел ему помочь. Дедушка был рад моему приходу.
-сначала выучи уроки.
-я пришел делать самую черную работу, а ты - уроки...
-Юрок, запомни раз и навсегда: сейчас у тебя самая главная работа - это учеба, и ты никогда не будешь хорошим специалистом, если у тебя будут двойки.
Я вытащил из портфеля ботанику, историю, географию и заданное по просьбе деда принялся читать вслух. Дед сказал:
-ох, и хороша же эта наука история.
-вот теперь дам - ка тебе одно поручение, между прочим, ответственное. Ты часто видел, как я варю дратву. Надо сделать новый клубок. Давай покажу.
Я много раз видел, поэтому решил обойтись без подсказки. - Ну, что ж, если выполнишь, как надо, заработаешь 3 рубля.
Тут у меня сразу завертелось: ага, 3 рубля - мороженое можно купить 40 стаканчиков, а в кино сходить 30 раз. Я очень торопился и через полчаса сдал работу деду. Дедушка покачал головой и положил передо мною 10 копеек.
-ты же обещал 3 рубля!
-но ты поспешил и получилось "тяп - ляп".
Я кричал на деда, называл вруном и обманщиком, а потом заявил, что не нуждаюсь в его десяти копейках и ушел.
Много ли, мало прошло времени, но я соскучился по дедушке и опять как ни в чем не бывало явился в мастерскую. Он заканчивал ремонт ботинок и для красоты края подошв и каблуков полировал воском. Увидев меня, снял очки, поинтересовался, как дела и не хочу ли есть.
-нормально, я в школе покушал.
-хорошо, что пришел, надо с тобой побеседовать доверительно. Я вот старый, а ты малый, но мы с тобой должны поговорить, как мужчина с мужчиной. Юрок, вон лежит на полу клубок, потяни нитку.
Клубок завертелся и стал раскручиваться. Дедушка снял с полки другой и сказал: "этот клубок ты мне в прошлый раз сделал, я сохранил его на память о твоем первом производственном труде. Попробуй размотать". Раскручивать его было бесполезно, он весь слипся.
-убедился, что твоим клубком работать нельзя? Поэтому я и дал всего 10 копеек. Но, если ты забудешь обиды и постараешься сделать все заново, я расплачусь, как и обещал.
Конечно, я согласился, потому что давно хотел помириться. Под руководством дедушки я привязал конец дратвы, натянул нить и стал водить по ней варом. Потом растирал тряпкой, да так, что ладони горели от тепла. Дальше водил пчелиным воском, потом влажным мылом... Намотал большой клубок и отдал дедушке с надеждой, что все сделал правильно.
-теперь я верю, что из тебя выйдет хороший мастер. А вот обещанные 3 рубля за добросовестную работу. А еще 3 рубля за то, что выслушал меня и понял свою ошибку, и переделал на хорошо свою работу. И запомни, никогда не спеши обижаться. Надеюсь, что из тебя вырастет достойный человек!


Рецензии
поучительный рассказ!

Григорий Аванесов   18.11.2021 23:10     Заявить о нарушении
Григорий,благодарю вас за добрый отзыв.

С уважением.

Юрий Симоненков   19.11.2021 09:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.