Лицо Байкала

                Л И Ц О    Б А Й К А Л А

                ( почти легенда)

      Это случилось пять лет назад. Мы с другом Александром, на его корабле класса «Ярославец»,  решили порыбачить на Малом море*. Половить на удочку из под винта*,  байкальского хариуса*. Но рыбалка не задалась. Клевало, так себе. За два дня мы поймали не более двух десятков среднего хариуса. Завтра пойдем на Чивыркуйский залив*, там можно и сига* поймать. Значит завтра,  через весь Байкал. В ясную погоду противоположный берег хорошо виден, но идти до него несколько часов.  Рано утром прошли вдоль острова Ольхон и вышли в море. По- утреннему светило солнце. Ярославец шел ходко,  разрезая носом небольшую волну. Постепенно ветер начинал крепчать, волны стали круче. Капитан предупредил никому не выходить на палубу, можно угодить за борт, а в байкальской воде где температура составляет не более десяти градусов продержишься на плаву  от силы минуту, две. Вдруг неожиданно небо потемнело, и налетел шквальный ветер.
      - Сарма!* Капитан сам встал за штурвал.
      - Держитесь! Сейчас начнет болтать. В иллюминаторе каюты были видны гигантские волны и пена, летящая с их гребней, чем то напоминающая зимнюю поземку. Видимость стала  минимальной. Корабль швыряло как щепку. Было слышно, как свистит винт, когда судно оказывалось на гребне волны, а потом с грохотом и скрежетом падало вниз. Казалось, что корабль вот вот разломится пополам. Мотало так, что даже меня бывшего десантника с очень устойчивым вестибулярным* аппаратом начинало подташнивать. По рассказам бывалых мореходов, к качке привыкнуть невозможно, таких моряков списывают на берег.
     - Волна  большая, и ветер сильный, как бы не перевернуло, крикнул капитан мне.
     - А, что может? Задал я ему  вопрос.
     - Запросто. Таких случаев много. Дело в том, что байкальские волны страшнее


___________________________
     *Малое море –Часть акватории озера  Байкала, отделенное островом Ольхон. Классифицируется как пролив.
     *Из под винта – Корабль стоит на якоре, а двигатель работает на  малых оборотах создавая из-под винта струю,  на которую и идет хариус.
     *Байкальский хариус - Рыба семейства хариусовых. Белый хариус достигает веса до 3,5 кг.   
     *Чивыркуйский залив – Второй по величине залив  Байкала. Расположен на восточном побережье. Площадь около 300 км2.
     *Сиг – Рыба семейства сигов, отряда лососевых. Достигают веса более 5 кг.
     * Сарма- Самый страшный и свирепый ветер на Байкале. Порывы достигают более 120 километров в час, а волны до 5 метров высоты. Создается такое впечатление будто вода кипит.
     *Вестибулярный аппарат – Периферический отдел органа равновесия.

               

морских.
     -Почему? Снова задал я праздный вопрос.
     - Морские волны хоть и выше, но длиннее. Судно как бы взбирается на волну, а потом скатывается как с горки вниз. А байкальские волны короткие. Корабль словно кто-то подкидывает  вверх, а потом он падает вниз. Его может перевернуть или просто разломить пополам.
     - Чем то мы Бурхана* разгневали. Капитан посмотрел на часы.
     - Если выберемся, брызгать* долго придется. Давненько я в сарму, не попадал! Ветер очень сильный! В  такой ветер рыбацкие моторки на тридцать, сорок метров вместе с моторами на берег выкидывает. Летят как щепки. Буряты перед сармой, крыши изб тросами привязывают, иначе сорвет и унесет. На берегу ни травинки, ни камней не найдешь. Все в Байкал уносит. Так чисто, будто сотня дворников берег подметала. Но всегда всему приходит конец. Ветер постепенно начинал стихать. Волны заметно стали меньше. Качало по- прежнему сильно, но корабль уже не так бросало. Куда- то исчезла  пена,  и только гребни волн были в белых бурунах.
     - Кажись, на этот раз пронесло, капитан снял фуражку и отер вспотевший лоб!
А еще, через часа  два,  шторм стих совсем. Из облаков выглянуло солнце. Я вышел на палубу и прошел на корму. Воздух будто звенел. Он был до того свеж и чист, казалось, что дышал бы и дышал полной грудью. Он даже пьянил. Я стоял, облокотившись на леер*, и смотрел в ту сторону, откуда мы только что чудом выбрались. Там еще также было темно, и были видны огромные волны. И вдруг на одной из больших волн, где белые буруны были отчетливо видны, я увидел большого седовласого с белой бородой и пронзительно синими глазами старца. Мощные руки облокотились на волну, которая, как бы застыла, а синие глаза смотрели на меня сурово. Я завороженно, и не мигая, смотрел прямо в эти синие глаза. Это длилось буквально с десяток секунд. Затем волна как бы осела и старик пропал. Он как будто ушел под воду.
     - Скоро придем, раздалось у меня за спиной. Выйдя из ступора, я оглянулся. Позади меня стоял капитан.
     - Иваныч! Ты видел?
     - Что? Глубоко вдыхая воздух, промолвил он. Пойдем, ребята в каюте заждались, брызгать  будем.
    - За столом я рассказал присутствующим, о старике с синими глазами. Все слушали,  не перебивая.


__________________________
     *Бурхан – Верховный бог Байкала. Бурхан выполняет лишь просьбы тех людей, кто верит  в его могущество и бережно относится к Байкалу.
     *Брызгать (бур.) – Безымянным пальцем (он считается самым чистым) обмакнуть в рюмку водки и направо, и налево, через плечо благодарить бога Байкала Бурхана за хорошую погоду, удачу на рыбалке. Отдавать дань уважения.
     *Леер – Ограждение (тросовое или из металлических труб) вдоль бортов судна.
               

      - Это Байкал тебе свой лик показал. Редко кому, такое выпадает. Видимо чем то ты ему понравился, а может быть наоборот, тут как бог даст. Капитан присел на табурет. Я от старых бурят такое слышал, но как то не  верил. А когда твои глаза по полтиннику увидел, удивился! Что такого ты смог разглядеть в тех волнах! Оказывается правда это. Одни его видели, как он смотрел на людей из облаков, другие в своих снах, и по описанию точь в точь как у тебя, седовласый, с бородой и синими глазами. Я вот двадцать пять лет по Байкалу хожу, много чего интересного видел, а такого не приходилось. Повезло тебе! Не каждому, Байкал свой лицо показывает. Ну, брызнем! Он безымянным пальцем макнул в рюмку, смахнул капли водки направо и налево, что то  прошептал про себя и выпил. Такую же процедуру проделали и мы. А рано утром мы забросили снасти. В тот день мне как никогда везло. Я вытащил два десятка огромных сигов, весом каждый более двух килограмм.
    - Это тебе сам батюшка Байкал помогает! Видимо чем то, ты ему понравился! Видишь, как щедро тебя одаривает. Нам такого не дал.
    - Бывает! Я как заправский рыбак закинул леску в воду.
    - С той поры  я часто бывал на Байкале и не раз слышал рассказы старых бурят. Байкал не любит тех, кто его не почитает, плохо о нем говорит, гонор свой показывает, рассказывал мне мой старый знакомый Миша Онхоев. Мы никогда в море не сплевываем, плохая примета. Это равносильно в глаза Байкалу плевать, говорил он. Накажет сурово. Не любит, когда врут, байки про него травят. Будешь к духу Байкала с уважением и почтением относится, не тронет. В Листвянке* памятник писателю Вампилову стоит, утонул в трех метрах от берега. Люди говорят, что пренебрежительно к Байкалу относился, лужей его называл, а зря. Вот он ему  сердце то и заморозил. Говорят умер от переохлаждения. С тех пор я много раз бывал на Байкале. Приходилось и рыбачить. И сидя в лодке и смотря в его глубину, мне всегда казалось, что оттуда, из глубины, смотрят на меня синие, синие глаза хозяина. И какой-то жуткий, ни с чем не объяснимый страх, змеею вползал в мою душу. По поверью, я доставал монетку и бросал ее в воду, благодаря, и отдавая дань тем самым, самому красивому и  суровому озеру в мире, священному, и теперь я точно могу сказать, живому Байкалу.

______________________
     *Листвянка - Поселок на иркутском берегу, откуда вытекает из Байкала, по приданию, сбежавшая к Енисею его красавица дочь, Ангара.

   
    




               


Рецензии
Добрый день, Сергей! Мне дали Ваши координаты, для дальнейшего сотрудничества,
готов оказать посильную помощь. С уважением, Дмитрий. Или Дмитрий Орлов 7 на сайте - СТИХИ.РУ

Дмитрий Орлов 3   22.09.2016 14:07     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.