Гжель в Ставрополе

Ставропольский музей-заповедник вновь порадовал горожан и устроил выставку  авторских работ ведущих художников ЗАО «Объединение Гжель» и ООО «Художественные мастерские». Посетители могут не только осмотреть красивейшие авторские работы, каждая из которых является маленьким шедевром, но и купить понравившуюся уникальную посуду можно приобрести любую из представленных авторских работ. Кроме того, предметы сервировки стола, посуда, часы, настольные лампы, мелкая пластика, фольклорные изделия это еще и прекрасный подарок, украшение праздничного стола.  Особое место на выставке занимают работы из коллекции Леонида и Виктории Черновых. Очаровывает и «Золотая коллекция» работ мастеров «Гжель», в росписи которых используются кобальт и золото. От гжельской росписи исходят тепло и покой, она радует глаз и душу. А о тайнах и традициях этого старинного народного промысла увлекательно рассказывают музейщики.
Что собственно известно о гжели? В основном, что это красивая  керамическая посуда,  расписанная в сине-бело-голубых тонах.  Гжельская посуда хорошо известна не только в России, но и во всём мире. Но немногие знают, что изначально гжелью называлась местность, располагавшаяся на юго-востоке Московской области. Жители этих сёл и деревень были прекрасными мастерами гончарного искусства. Возможно поэтому, происхождение слова «гжель» многие связывают с глаголом «жечь», то есть «обжигать глину». Способствовало появлению мастеров и особая глина. О качестве гжельской глины восхищенный М.Ломоносов писал, что «равной ей нигде не видал я белизною превосходнее…» Неудивительно, что уже к XIV веку гжельская земля стала центром керамического производства на Руси. Там делали посуду для самого великого князя Ивана Калиты. А с середины XVII века глину стали использовать – как самую чистую -  и для лекарских целей: в 1663 году царь Алексей Тишайший  издал указ «для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины». И вот для Аптекарского приказа из Гжельской волости в Москву было доставлено 15 возов глины, а спустя еще сто лет волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды». В самой же волости делали изготавливала еще и кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими всю Москву. Полагают, что количество выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями тысяч штук в год. Естественно, при этом производство расширялось, появлялись новые технологии, также росло и мастерство гончаров.
В начале XVIII века был освоен выпуск «полуфаянса». Именно его мастера расписывали синей краской, которая в последствии стала символом гжельских изделий. Но изначально в окраске фарфоровых изделий преобладали модные во все времена золотистые тона. Эти произведения становились образцами для подражания и распространялись по Гжели, варьируясь у каждого мастера. Так создавался стиль: майолика, полуфаянс, фаянс, фарфор – для Гжели не просто термины, а эпохи, в которые происходило рождение уникального направления в керамике. И первым таким ярким явлением была гжельская майолика. Первые образцы русской майолики начали производить на Ценинной и табачных трубок фабрике, открытой купцом Афанасием Гребенщиковым в Москве, где по найму работали и гжельские мастера. Они изучили секреты производства майолики, а по возвращении домой «учинились сами мастерами». Эта техника требует быстрого, уверенного нанесения красок без исправлений. Появились мотивы с шагающими птицами, стилизованные травы и веточки ягод, фантастические архитектурные виды, заимствованные из лубочных картинок. Как и на лубочной картинке, изображение иногда дополнялось надписью: «1786 году месяца января 13 дня сию кружку писал Никифор Семенов сын Гусятников, аминь». Сюжеты в скульптуре брались из повседневной жизни, это сцены охоты, войны, няня с ребёнком, женщина, читающая книгу. Обобщённые фигурки оттискивались в формы, а детали, руки, ноги вылепливались руками. Кстати, Гребенщиков долго боролся с гжельцами и пытался запретить им изготовлять такие изделия, чтобы получить монопольное право на производство майолики.
Однако гжельская майолика просуществовала в России не более полувека. К концу XVIII столетия в моду начал входить тонкий фаянс, и постепенно производство майолики свелось к минимуму, а образцом для подражания стали английские изделия. Фаянс к тому же обладал более высокими техническими качествами: прочностью, крепостью глазури, белизной, делавшей его похожим на фарфор, а относительная дешевизна вытеснила более трудоёмкую в исполнении, громоздкую по формам и непрочную майолику. Интересно, что тонкий, лёгкий, белый английский фаянс гжельские мастера узнали в Москве, и стали искать способы делать похожую посуду. Ввозившийся в Россию английский фаянс к тому же был украшен печатными рисунками, и через некоторое время это стало эталоном. Но возникла проблема, как найти рецепт фаянсовой массы? Гончары стали экспериментировать с местными глинами и создали на рубеже XVIII–XIX вв. близкий к фаянсу материал, получивший название полуфаянс, или «простой» фаянс. Из него изготовляли изделия со специфической росписью. Здесь он и производился до 80-х годов XIX столетия параллельно с фарфором и фаянсом.
В начале ХIХ века Назар Максимов, крестьянин деревни Кузяево, отыскал вблизи деревни Мининой глину самого высокого сорта, которая получила название «мининка». Эта белая глина позволила делать качественную полуфаянсовую посуду. К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Самыми популярными были заводы Ермила Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. Формы, стилистика росписи напоминали прежние сюжеты, но ассортимент постепенно менялся: стали больше делать рукомои, кружки, подсвечники, солоницы, столовую посуду без росписи. Уходили из быта кумганы и квасники, и лишь кувшины продолжали изготовлять. Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.
Рецепт тонкого фаянса был разработан чуть позже, в конце 20-х годов XIX века керамистом Афанасием Киселёвым. Он стал родоначальником нового направления: надглазурной росписи золотистым люстром, так называемого «бронзового товара». В декоре изделий использовался печатный рисунок, заимствованный у англичан. Но на фабриках Тереховых и Киселёва в 1830-х годах широко применяли ручную роспись. Тематика и сюжеты лубочных картинок представляли сцены Крымской войны, романтические пейзажи, растительные узоры, геометрические орнаменты.
Параллельно гжельские мастера освоили и производство фарфора. Первым изготовлять фарфор начал Павел Куликов (Куличков) в 1810 году. Но конкуренция существовала уже в то время, и первыми экономическими «разведчиками» можно назвать двух гончаров, которые однажды «в ненастную осеннюю ночь» залезли в мастерскую П.Куликова и выкрали нужные им секреты: зарисовали устройство горна для обжига, захватили компоненты фарфоровой массы и вскоре наладили его выпуск. Производство фарфора к 40-м годам XIX века достигло наивысшего расцвета. В Гжели работали более 70 фарфоро-фаянсовых фабрик и более 40 живописных заведений. 1830–1840-е годы – время выпуска наиболее интересных изделий из фаянса, с 1850-х годов производство увеличилось, но художественный уровень упал, а в 1860-х годов началось разорение гжельских производств из-за жёсткой конкуренции крупных фабрик, а также отмены пошлины на импорт фаянса. В результате, практически все керамическое производство сосредоточилось в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. В 1889 году ими было учреждено Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова с правлением в Москве. На заводах Кузнецовых сохранялись традиции народного фарфора и многие приёмы ручной кистевой росписи. Ведущими специалистами работали мастера из Гжели. Кузнецовскйи фарфор стал брендом и считается таковым до сего дня. Однако после революции Кузнецовские заводы были национализированы. Некоторый подъём наблюдался во времена НЭПа, вплоть до 1928 года. Коллективизация 1929–1934 годов нанесла непоправимый урон промыслу. Артели и частные заводики были закрыты, образцы и формы, по которым можно было бы наладить выпуск на новом производстве, уничтожены. Мастеров, у которых было своё дело, сослали в Сибирь и на Север. Преемственность мастерства прервалась на долгие годы. Только с середины XX века в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 670-летие.   Возрождение Гжели началось с изучения старых изделий искусствоведом Александром Борисовичем Салтыковым. Он впервые атрибутировал гжельскую керамику XVIII века и задался целью возродить промысел, подключив к исследовательской работе художницу Наталью Ивановну Бессарабову. Они составили альбом зарисовок коллекции Государственного Исторического музея и на основе этого материала разработали эскизы современных вещей. Опытной площадкой для внедрения разработок выбрали артель «Художественная керамика».  В 1970–1990 годы мода на гжель охватила все слои общества. Но в период перестройки керамисты лишились основных заказов. Лишь к 2004 году вновь утвердилось стремление создавать индивидуальную коллекцию изделий, качество улучшилось, художественный уровень вырос, особое внимание стало уделяться ассортименту. Потребители разобрались в направлениях нового гжельского фарфора, у них появились приоритеты, а у коллективов – индивидуальность и узнаваемые черты: Объединение «Гжель» славится уникальными авторскими разработками, «Гжельский завод Электроизолятор» выпускает разнообразные серийные изделия, в основном утилитарные; «Галактика» – светильники и настольные лампы; «Звезда Гжели» – тончайший фарфор с графичной росписью, мастерская В. Голунова – киоты, в которых сочетаются подглазурный кобальт и многоцветная надглазурная роспись с пестрением золотом. В современной Гжели постепенно возрождается промысел, каким он и был в лучшие времена своего развития. Народный традиционный художественный промысел Гжель живёт, а люди хранят, оттачивают и передают из поколения в поколение мастерство, в чем можно убедиться, посетив выставку Гжели в музее-заповеднике. Она будет работать недолго, до 19 февраля, так что тот, кто интересуется должен поспешить.


 


Рецензии