Евреи и армяне

На фото: Армянский квартал в Иерусалиме. Сайт tourism.israelinfo.ru

Пожалуй, нет сегодня в мире двух других народов, которые имели бы такие разные религиозные и культурные традиции,  и одновременно такие похожие национальные судьбы. Более того, два этих народа имеют до неправдоподобия схожие национальные трагедии.

Да, да, я имею в виду еврейский и армянский народы. Это уже давно заметили профессиональные историки, писатели, поэты и все интересующиеся историей и культурой этих двух народов.

На первую половину прошлого столетия пришлись две жуткие трагедии в истории армянского и еврейского народов - Геноцид армян 1915 г. и Холокост, Геноцид европейского еврейства, в период Второй мировой войны. Слово геноцид - гибрид двух слов: греческого genos (род, племя) и латинского caedo (убивать).

В международной юриспруденции термин геноцид трактуется как международное преступление, выражающееся в действиях, совершаемых с целью уничтожить полностью или частично какой-либо национальной, этнической, расовой или религиозной группы населения.

Этот термин появился в юриспруденции в начале 30-х годов XX века. Первым применил его польский юрист Рафаэль Лемкин. После Второй мировой войны термин получил международный статус, как понятие, определяющее тягчайшее преступление против человечества.

Темы, связанные с признанием или непризнанием Геноцида армян и Холокоста евреев до сих пор занимают важное место в современной мировой политике. Сегодня на эти темы написаны горы материалов. К сожалению, как мне кажется, мало кто их читает. Особенно молодёжь.

Я даже не уверен, что на нашем сайте многие обратят внимание на мой очерк. Впрочем, оно и понятно. Приятней и легче почитать что-то лёгкое, весёленькое или даже грустное. Не напрягаясь и глубоко не задумываясь. Что ж, это право каждого. Я не в претензии. Ну, а для тех, кому тема покажется интересной, продолжу. Это рассказ о том, как трагично переплелись на Ближнем Востоке судьбы двух древних народов: еврейского и армянского.

Армения и Израиль – две маленькие страны. Они соизмеримы по площади, и обе находятся в окружении крупных враждебных им стран.
У Армении – это страны с антихристианской идеологией, у Израиля – антиеврейской. Именно по этим причинам Израилю, островку посреди арабского океана, выгодно дружить с тюрками, а Армении, островку посреди тюркского моря – с арабами.

Как хорошо известно,  сегодня существует блокада границ Армении со стороны Турции и Азербайджана. Нестабильна и армяно-грузинская граница. А потому  короткая граница с Ираном приобрела для Армении особо важное значение.

Однако так сложилось, что армянский сосед в лице президента Ирана пообещал стереть Израиль с карты мира. Турция же, партнёр Израиля (сегодня, правда, не очень дружественный) категорически отказывается признать Геноцид армян в 1915 году.

И ещё одно партнерство, омрачающие армяно-израильские отношения. Я имею в виду дружеские связи Израиля с Азербайджаном. Вот все эти политические перипетии и привели к ситуации дипломатического тупика в отношениях Израиля с Арменией. Справедливо сказать и наоборот.

Армения и Израиль ещё в 1992 году установили дипломатические отношения. Однако это очень странные отношения. Страны не имеют посольств друг у друга. Посол Израиля в Армении, как ни парадоксально, находится в Тбилиси.

Он наведывается в Ереван лишь пару раз в месяц. Посол Армении в Израиле находится ещё дальше от страны, в которой представляет интересы своей родины, – во Франции. Правда, в Израиле существует маленькое армянское консульство.

А вообще-то, первые армяне поселились на Земле Израилевной ещё в I веке до н. э. То были времена победоносных походов воинов армянского царя Тиграна Великого на Святую землю. Однако активную роль в этом регионе армяне начали играть лишь спустя несколько столетий. По мере распространения христианства на их исторической родине, в Армении.

В XVII веке на средства армянской диаспоры в Иерусалиме появился отдельный армянский квартал. Сегодня его население составляет около 2500 человек. Во время Первой мировой войны к жителям квартала присоединились ещё несколько сот семей, бежавших от турецкой резни. Как и во все предыдущие века, жизнь местной армянской общины до сих пор тесно связана с церковью, и христианскими святынями, расположенными в самом центре израильской столицы.

Молодые армяне, живущие в Иерусалиме, имеют израильские паспорта, и являются полноправными гражданами Израиля. Люди старшего поколения сохраняют иорданское подданство. Несколько сот армянских семей живут в Палестинской автономии. В основном в Бэйт-Лехеме (Вифлееме) Здесь проживает около 350 человек.

Однако из-за постоянных преследований со стороны исламских фанатиков в других палестинских городах армян почти не осталось. А те, кто выжил, утратили язык предков и связь с исторической родиной. Лишь в последнее время Армянская Апостольская Церковь предпринимает попытки возродить национальную культуру на палестинских территориях.

В последнюю волну репатриации из стран бывшего СССР в Израиле появилась значительная община этнических армян, говорящих на русском языке. Армяне, родившиеся на Святой Земле, поддерживают постоянную связь со своими единоверцами из стран СНГ.

Они совместно отмечают национальные праздники, устраивают общественно-политические мероприятия. Очень часто антитурецкой направленности. Сегодня на территории Израиля армяне - одно из древнейших национальных меньшинств. Они появились на этой земле гораздо раньше арабов, друзов, черкесов и пр. нацменшинств.

Историки утверждают, что этнические армяне, населяющие сегодня Армянский квартал Иерусалима, практически непрерывно проживают там с I века до н. э.Квартал имеет уникальную историю. Он чудесным образом почти не пострадал в годы римской, византийской, персидской и арабской оккупации.

И это притом, что в течение этих же столетий остальная, еврейская, часть города подвергалась колоссальным разрушениям. Вплоть до полного уничтожения. А вот Армянский район Иерусалима ни крестоносцы, ни мамлюки, ни османы не тронули. Но что удивительней, даже в мрачный для христиан период арабского халифата армянским епископам в Иерусалиме удавалось вести свою деятельность. Сегодня этот квартал является культурно-историческим центром армянской общины Израиля.

В Израиле существует ещё один Армянский квартал. Он расположен в городе Яффо. Это один из самых древних в мире городов и портов. Скажу о нём пару слов. Легенда гласит, что когда сын Ноя  Иафет выглянул из ковчега после потопа в поисках суши, он увидел прекрасный берег, на котором росли цитрусовые деревья.

Поражённый красотой и величием природы, Иафет воскликнул «Яфе!». В переводе с иврита это означает «Прекрасно!» Вот обитатели Ноева Ковчега и решил поселиться на этой земле.  Сегодня уже трудно сказать,  что послужило поводом для названия города: то ли имя Иафет, то ли восклицание Иафета, но что является фактом историческим - город до сих пор называется Яффо. И за свою очень древнюю историю ни разу не переименовывался.

Что до цитрусовых деревьев, то они растут здесь и поныне. Более того сегодня практически на всех континентах земли хорошо известны соки марки  «Jaffa». По своей популярности они не уступают знаменитым «Коко и пепси кола». А по полезности, намного их превосходят.

Но вернусь к армянскому району в Яффо. Так вот армянское присутствие здесь документально зафиксировано с пятого века н.э. В то же время в Яффо появилась первая православная армянская церковь.

Армянская община Яффо значительно меньше иерусалимской. Но она всегда была необыкновенно сплочённой, благодаря чему смогла выстоять и не исчезнуть в многочисленных  войнах, политических потрясениях и природных катаклизмах.

К сожалению, уже в новейшие времена армянская община Яффо испытала потрясения. Особенно  большие – после Шестидневной войны 1967 года. Сотни армянских семей вынуждены были тогда покинуть город из-за судебных распрей с арабским населением по поводу прав на владение землёй.

Кроме того,  в начале 70-х годов из-за отсутствия учеников здесь была закрыта большая армянская школа. Впрочем, в последнее время армянская община Яффо получила новое дыхание.

Дело в том, что иммиграция из СССР и стран СНГ значительно пополнила  общину за счёт новых репатриантов - этнических армян. Несколько лет тому назад были закончена серьёзная реставрация  церкви Святого Николая в Яффо, возведённая в начале прошлого века. Так что в Яффо армяне зажили веселей.

Армянская община Иерусалима, можно сказать Палестины, имеет уникальный опыт политического выживания. За 60 лет, прошедших после младотурецкой революции 1908 года, иерусалимские армяне трижды поменяли свое подданство. До 1917 г. они являлись османскими подданными.

В британский период Старый город Иерусалима, где проживала значительная часть армянской общины, был центральным районом административного центра подмандатной Палестины. Феномен «выживаемости» армянской общины в Палестине в очень сложных внутри- и внешнеполитических условиях до сих пор до конца не разгадан. По крайней мере, такой информации я не обнаружил.

В 1949 г. район проживания армян оказался частью Иорданского Хашимитского королевства. Отмечу один малоизвестный мировой общественности факт. Иордания аннексировала восточный Иерусалим, и тут же объявила его своей второй официальной, а затем и «духовной» столицей.

Более того, так называемый западный берег реки Иордан (древние Иудея и Самария) был присоединён к Иордании вопреки решению Генеральной Ассамблеи ООН. Но мировая общественность в тот раз, как ни странно, промолчала. Оккупацией действия Королевства не сочла.

Что касается Иерусалима, то ООН, высший международный форум, в 1949 году решил присвоить городу экстерритериальный статус под международным контролем. Однако Иордания проигнорировала это решение, и аннексировала восточную часть древней иудейской столицы. После чего Восточный Иерусалим с Армянским кварталом, как и Старый город в целом, оказался приграничным районом.

В ходе Шестидневной войны в 1967 году Старый город Иерусалима, вместе с находившимся в нем Армянским кварталом, был занят израильской армией. А затем объединенный Иерусалим был объявлен единой и неделимой столицей Государства Израиль. Как следствие, под израильским суверенитетом оказались иерусалимские армяне. Эта ситуация остается неизменной до настоящего времени.

В Израиле мне неоднократно приходилось общаться с местными армянами. Однажды, во время отдыха на Мёртвом море я познакомился с человеком необычной биографии. Я бы даже сказал, судьбы. Впрочем, в Израиле биографией и даже судьбой удивить трудно. Так вот, будучи по матери евреем, а по отцу – армянином, мой знакомый репатриировался в Израиль в 2003 году.

Так получилось, что в его семье сошлись воедино две великие трагедии. С одной стороны его родные и близкие по отцовской линии пережили Холокост, с другой предки матери – резню армян 1915 года в Турции. Мы часто беседовали на эту не очень злободневную в Израиле армяно-еврейскую тему. И как-то мой новый знакомый задал вот такой риторический вопрос: "Кто, кроме евреев, может понять боль армянского народа?»

А потом задумался и сказал примерно следующее: «Именно поэтому главной целью политиков Армении и Израиля, по моему мнению, должно стать сближение двух наших народов. Я лично хочу, чтобы Израиль признал геноцид армян, потому что оба народа очень много страдали на протяжении всей своей многотысячелетней истории".

В разговорах с приятелем по отдыху я иногда улавливал нечто вроде зависти к еврейскому народу. Ему почему-то казалось, что евреям исторически везет больше, чем армянам. Но так было далеко не всегда.

В еврейской истории случались времена, когда евреи очень сильно боялись разделить судьбу армян. Что, в конце концов, и произошло. Впрочем,  наоборот, тоже случалось.  Армяне, к примеру, в СССР делали все, дабы избежать участи евреев.

На первый взгляд странной и непонятной сегодня выглядит ситуацию, при которой лидеры Израиля, не скажу, отрицают, но официально до сих пор не признали геноцид армян. И это притом, что именно еврей Арон Аронсон, лидер сионистского движения в былой Османской империи, в 1915 году был одним из первых, кто поведал миру о трагических событиях, которые позднее назвали геноцидом армян.

Однако при более глубоком рассмотрении данная проблема уже не кажется такой простой и однозначной, как на первый взгляд. Дело в том, что признание геноцида армян Израилем окажет самое пагубное влияния на его отношения с Турцией, с которой и сегодня они могут желать много лучшего.

Ну, а помимо такое признание поставит под угрозу стремительно развивающееся стратегическое партнерство с Азербайджаном. Так что лидерам еврейской страны приходиться лавировать, и постоянно шевелить своими «еврейскими мозгами».

Судьба армянского народа и в самом деле в чем-то схожа с еврейскую. Армяне - древний народ, сохраняющий свои этнические черты. На протяжении большей части своей истории Армения находилась под властью других народов. Да и сегодня достаточно обширные территории, населенные армянами, входят в состав Турции.

Ещё в конце XIX века турки приступили к политике планомерных репрессий, направленных против армянского населения.  В 1915 году, в ходе Первой мировой войны, заподозрив армян в симпатиях к России, турецкое правительство приняло тайное решение  о тотальной депортации армянского населения.

Сотни тысяч армян империи были насильственно переселены в пустыню, расположенную на территории современной Сирии. А затем в этом регионе Османской империи от рук турок и их наёмников из курдских племён погибли свыше миллиона мирных ни в чём неповинных граждан уже развалившейся империи.

И еще одна интересная общая особенность армян и евреев. В Армении проживают сегодня более трех миллионов армян. Почти столько же живёт за её рубежами: один миллион - в странах СНГ и около двух - в странах Запада и Средиземноморья.

Исторически армянская диаспора всегда очень напоминала еврейскую. Оба народа, утратив свою государственность, превратились главным образом в жителей городов. Они занимались схожими профессиями. Изредка, правда,  получали привилегии от правителей. Однако намного чаще становились жертвами ложных обвинений и наветов.

Часто подвергались преследованиям и гонениям. Армяне, так же как и евреи, в диаспоре порой находились перед угрозой полной ассимиляции и даже уничтожения. В Украине, к примеру, в царские времена армян, как и евреев, нередко обвиняли в том, что их деятельность якобы разоряет купцов и ремесленников из коренного населения…

Совсем немного о том, как евреи появились в Армении. В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) говорится, что вавилонский царь Невухаднецер в V веке до н.э., сразу после разрушения Первого Храма, пригнал часть евреев в Армению.

Во II веке до н.э. армянский царь Тигран I уже пригласил евреев добровольно поселиться в горные районах Армянского царства. Имеются исторические свидетельства тому, что уже в первом веке до нашей эры в Армении проживала еврейская община. Более того, некоторые родоначальники армянского дворянства по происхождению считались евреями.
 
Ну, и, наконец, вкратце о том, как мир узнал о преступлении против человечности, совершённом турецкими лидерами накануне краха Османской империи, названном впоследствии армянским геноцидом. Первым, кто донёс до мировой общественности информацию о жутких злодеяниях турецких фанатиков, был Арон Аронсон, всемирно известный ботаник, первооткрыватель дикой пшеницы, ведущий лидер еврейского населения в Палестине.

В 1915 году Аронсон, находясь по делам службы в турецкой Анатолии, стал невольным свидетелем массовой резни армян. Впервые  о зверствах турецких властей по отношению к армянскому населению он узнал от сестры Сары. Жуткие картины тех событий она увидела в том же году из окна поездного вагона, когда возвращалась из Стамбула в Хайфу.

Ещё более ужасающие сцены армянского Холокоста  описал в своей книге один из членов подпольной еврейской организации «НИЛИ» Эйтан Белкинд. В Первую мировую войну он служил офицером в турецкой армии.


В период описанных в книге событий его часть располагалась в окрестностях  городка Дейр эз-Зора. Сегодня он находится в Сирии. Здесь на территории всего в несколько десятков квадратных километров в 1915 году турецкие головорезы уничтожили около 300 тысяч армян. Не пощадили никого ни детей, ни стариков, ни беременных женщин, ни даже убогих калек.

Вот небольшая выдержка из опубликованного дневника Э.Белкинда: «…Турецкие  солдаты приказали армянам собрать чертополох и хворост из колючих кустарников. Несчастные снесли всё это в огромную пирамиду… Затем солдаты, рука к руке, связали проволокой почти 5000 человек.

Перепуганные насмерть люди образовали гигантское в несколько рядов кольцо. В центре его находилась высоченная пирамида из сухого хвороста. Несколько солдат одновременно бросили в него горящие смоляные факелы. Хворост вспыхнул как порох.

Жуткий вопль пяти тысяч заживо горящих людей взорвал степь. На протяжении ещё нескольких суток в радиусе более трёх миль слышны были стоны и стенания умирающих ужасной смертью мужчин, женщин, стариков, и что не укладывалось в сознании, детей вплоть до младенцев…»               

Аронсон, как истинный учёный-исследователь, тщательно изучил, систематизировал и проанализировал имевшиеся у него материалы. Написал подробный отчёт, и стал одним из первых, кто сообщил миру об этих трагических событиях.

С большим трудом и немалым риском для жизни Аронсон смог передать свой отчёт военному ведомству Британской империи. Англичане его почитали, подкорректировали и издали под своим названием: «Отношение турецких властей к армянскому населению». На том, собственно, всё и кончилось. Отчёт лёг под сукно и до сих пор там пылиться.

А власти гигантской империи, находившейся в предсмертной агонии,  руками курдских племён ещё ни один год продолжали резать ни в чём не повинных людей. В результате из 2,5 миллионов армян в Османской империи к 1923 году осталось не более одного. Остальные были зарезаны, расстреляны или сожжены заживо.

Газовые камеры к тому времени ещё не изобрели. Ну, а что до понятия геноцид, то, собственно, и сегодня так называют турецкую резню армян только что сами армяне. А весь мир, в том числе и Израиль, что-то нерешительно мямлит.

Геноцид армянского населения потряс Аронсона до глубины души. Но не только. Эта трагедия армянского народа окончательно убедила его, что развитие еврейского поселенческого движения, а главное, создание независимого еврейского государства возможно только после освобождения Эрец-Исраэль от турецкого владычества.

Уже в наше время уничтожение армян в Османской империи рассматривались несколькими международными организациями. В 1984 году так называемый «Постоянный трибунал народов» признал действия Османской империи геноцидом. К аналогичному выводу в 1997 году пришла Ассоциация исследователей геноцида.

В 2001 году совместная турецко-армянская комиссия по примирению обратилась в «Международный центр по вопросам правосудия переходного периода» для независимого заключения, являются ли события 1915 года геноцидом. В начале 2003 года «Центр» представил заключение, что события 1915 года подпадают под все определения геноцида.

Однако, несмотря на все эти решения и заключения авторитетнейших  международных инстанций, проблема признания Геноцида армян так же далека от своего разрешения, как и арабо-израильский спор за последний клочок Земли Обетованной. 


Рецензии
Интересный очерк, но сотрудничество армян и арабов - спорное. Вы ссылаетесь на сотрудничество Армении и Ирана, но Иран, это не арабы, а персы

Владимир Ус-Ненько   18.08.2016 05:27     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 33 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.