59. В. Агошков. Орельские места. Перун-Ярило...

59. В.Агошков. Орельские места.

Перун-Ярило...



ПЕРУН – ЯРУН – ЯРИЛО. Если Перун больше известен у западных славян, то нам ближе Ярило. В.И. Даль писал:
 Ярило, Ярила – древний славянский бог плодородия, от которого ярится земля и всё живое; в Белоруссии он молодой, на белом коне, в белой одеже (так у автора. – В.А.) и босой; в правой (видимо, руке. – В.А.) – человечья голова, в левой – горсть ржаных колосьев; там празднуют ему, встречая весну первою сошкой, 27 апреля; девки идут хороводом, нарядив одну Ярилою, и поют; Ярила ходит по нивам, растит рожь, приносит новорождённых и пр. В других местах Ярилой рядят парня, в третьих – старика, инде хоронят с плачем и смехом соломенное чучело; это бывает 30 июня (рязанское, тамбовское)… Далее В.И. Даль указывает дни, в которые празднуют во имя Ярилы в тех или иных губерниях. Орловскую дату автор не называет.


ЯРЫЙ. Этому слову В. И. Даль отвёл почти три большие колонки. Выберем те значения слова, которые нам подходят:
– огненный, пылкий; // сердитый, злой, лютый; // горячий, запальчивый; // крепкий, сильный, жестокий, резкий; // скорый, бойкий, неудержимый, быстрый; крайне ретивый, рьяный; // расплавленный и плавкий; весьма горючий; // белый, блестящий, яркий; // горячий, похотливый. Человек в ярости безумен, как медведь, сам на рогатину прёт.
Ярить – кого, разъярить, горячить, кипятить, сердить, дразнить, злить, злобить, приводить в ярость; разжигать похоть. Поярился на бой, не слезая с полатей.
Яровать – о животных и больше о птицах: быть в поре, в течке, расходке, ро’ститься, токовать. Ярун – животное в поре течки и ро’щенья. Яровой хлеб. Яровой сею – по сторонам гляжу (с отдышкой), ржаной сею – хоть и шапка с головы свалится – не подыму! Ярь и ярина – тук, сок, растительная сила почвы. Ярка – молодая овца. Парочка – баран да ярочка.

Ярово’дье – сильный разлив, поем, после ледолома, разрушительные потоки внешних вод и бурливых речек. Яр – татарское, крутояр, или крутизна, круть, круча; обрыв, стремнина, уступ стеною, отрубистый берег реки, озера, оврага, пропасти; подмытый и обрушенный берег.

В.И. Даль предположил, что нужно принять два корня ЯР – один славянский (ярость, яркий), другой – татарский (круть, обрыв). Ярок и яруга – овраг, ро’сточь, глубокая водороина; крутобокая лощина. Пути им ведомы, яруги им знаеми. Притопша Святослав холмы и яруги. Яруг – тульское, яруга, овраг, буерак; ручей в овраге, ключ, родник.
 

 
РЕКА ОРЛИЦА – ОРЕЛИЦА – ЯРИЛИЦА? Мы установили, что ЯРЫЙ – крайне ретивый. Поскольку река ОРЁЛ – от РЕТЬ – ОРЕЛЬ, то она, как и Ретица – Речи’ца может быть и ретивой, и очень ретивой, т.е. ярой, роющей землю своими быстро текущими водами. Автор книги «Топонимы Курской области» А.И Ященко (1958г) допускает, что город Рыльск Курской области мог быть образован на месте проведения славянами праздников, посвящённых Яриле: Ярильск – Рильск – Рыльск – Орельск? Видимо, города Рыльск и Орёл – побратимы?
 

 
АРХЕОЛОГ СЛАВЯНСКИХ ДРЕВНОСТЕЙ – АЛЕКСАНДР АФАНАСЬЕВ (1826-1871). А.Н. Афанасьев известен как автор «Русских детских сказок» (1870). Родился он в городе Богучары Воронежской области. Автор многих статей о русском фольклоре, о которых, к сожалению, мы мало знаем. К тому же автора редко издавали: в царское время демократы больше смотрели в сторону Запада; в Советский период атеисты боролись не только с церковью, но и с так называемым «язычеством», т.е. народными представлениями о природе. Вот почему сегодня приходится заново открывать своё прошлое.
 

 
ЗЕВС, СОЛНЦЕ И ОРЁЛ. В своей статье «Сказка и миф» А. Н. Афанасьев писал:
– Прекрасная царевна Солнце в одной из русских сказок является под именем Марьи – Моревны (дочь моря). Содержание сказки таково: прилетают Сокол, Орёл и Ворон, (почти, как у поэта Н. Асеева. – В.А.) сватаются за трёх царевен и уносят их в свои далёкие царства. Эти птицы олицетворяют в своих образах естественные явления природы, неразлучные с летними грозами; самый прилёт их сопровождается тёмными тучами, вихрем и молнией… Бурное дыхание ветров, нагоняющих на небо тучи, издревле уподоблялось птичьему полёту, и миф иначе не представляет вихри и ветры – как существами крылатыми….

В сказке о Марье – Моревне Орёл (носитель Зевсовых громов) воздымает бурю и с помощью своих товарищей оживляет убитого царевича: Ворон приносит целя’щей, а Сокол – живой воды…. В других сказках, вместо этих чудесных птиц, прямо выведены силы природы под собственными своими именами. Так, в сказке о Федоте Тугарине сватаются за красавиц и уносят их с собой Ветер, Град и Гром…

Кстати, деревня Тугарино есть в Троснянском районе. Здесь же населённые пункты Ветренка, Змеёвка. Посёлок Грозный – в Кромском районе.

Итак, Орёл – это носитель Зевсовых громов. Зевс на русской почве – Перун – Ярун – Ярило; на земле Орловской – Орёл! Брянский город Севск – это Зевск? А северяне – это Зеверяне? Жителей г. Вятка зовут зырянами. Есть мнение, что город Вятку основали вятичи. Может быть, прав А.Журавлёв, говоря, что вятичи – это северяне (лучшие)?! Северяне// Севрюки// Зеверяне// Зеврюки// Зыряне…

В нашей книге «Почему так названы районные центры Орловщины» (Орёл, 1999г.), говоря о посёлке городского типа Нарышкино, мы привели удивительный список населённых пунктов Урицкого района. Недалеко от пгт. Нарышкино расположены: село Парамоново Восходящее Солнце (!), село Алмазово, две деревни Солнцево, посёлки: Солнце, Весёлый, Восток, Высокий, Маяк, Светлое Утро, Зарёвка, Светлый Путь, Блестящий Родник, Красная Звезда, Красная Зорька, Фитилёвка, Ясная Поляна...

Как видим, жители Орла и Орлицы «прекрасной царевне – Солнцу» воздали должное почитание, как и Орлу – «носителю Зевсовых громов». Там, где Зевс, существуют гром и молния.

Видимо, не случайно в Котовском сельском совете находится пос. Молния (!). В соседнем, Сосковском районе, в Алпеевском сельсовете располагался пос. Грозный.

(С) В.И. Агошков.


Рецензии