61. В. Агошков. Орельские места. Кололол и глагол

61. В.Агошков. Орельские места.

Кололол и глагол.


КОЛОКОЛ И ГЛАГОЛ. Все топонимы на КОЛ- были СКО’ЛОТЫ (т.е. как бы «срублены») от СОЛНЦА. СОЛНЦЕ – это СКОЛНЦЕ – Соколнце. А также: КОЛНЦЕ – КОЛоКОЛнце. Латинское CalO, греческое KallO – «зову». А чтобы «звать», нужен глагол повелительного наклонения; общеславянское слово КОЛОКОЛ является глухим вариантом корня ГОЛ- (отсюда: ГОЛ + ГОЛ = ГЛАГОЛ – «речь, слово» и ГОЛОС).

ГОЛОС – КОЛОС – КОЛОСС – Колоссальный – КЛАС – КЛАСС – Классический – ГЛАС – ГЛАЗ. Всё это соответствует понятию СОЛНЦЕ.

СКОЛОТЫ – СЛАВЯНЕ. Безусловно, слово (склово – соколово, т.е. солнце) СКОЛОТЫ очень близко СЛАВЯНАМ – СКЛАВЕНАМ – СОКОЛОВЕНАМ, так что следует говорить о СКОЛОТАХ, как непосредственно о СЛАВЯНАХ. Скифы же – иранцы, у которых Солнце – это ХОРС (ХОРОС – ХОРОШО)! Впрочем: Хорс // Колс // Колос// Сокол… Скифское ХАРА – огонь, т.е. СОЛНЦЕ. Следовательно, пахарями были славяне: СКОЛОТЫ – СОЛОТЫ – ЗОЛОТЫЕ, с рыжинкой?! Не отсюда ли любимая сказочная ЗЛАТОВЛАСКА! Или былинная Златогрудка! Солоткие – Сладкие? Русский = красный = золотой?
 

 
ОРЁЛ – МУДРЫЙ МИРОВОЙ ПАХАРЬ! Конечно, не случайно, что РА’ТАЙ – народно-поэтическое пахарь восходит к ortaj, образованному с помощью суффикса «-taj» от orti – «пахать». Сочетание «or» в *ortaj изменилось в РА. Сравни: Рало, Орало, Орати. Понимаем, что не всякий читатель с большим интересом прочитал сообщение о «сочетаниях и суффиксах». Но они не плод фантазии учёных, а реальность, без которой невозможно понять наше прошлое.

ОРТАЙ – ОРОТАЙ – ОРОЖАЙ – ОРОШЕНИЕ – У + РОЖАЙ – РОЖЬ – РОД – РОДНИК – РОДИ’НЫ – РОДНЯ – РОДСТВЕННИКИ – РОДИТЕЛИ – РОДИНА!

Славяне называли монголо-татарское государство Золотой ОРДОЙ – от огтаj – «пахарь и воин»? Сейчас понятие ОРДЫНЦЫ приобрело в русских умах отрицательный оттенок. Ещё бы: столько лет монголы командовали русскими князьями!
 
Но в нашем языке есть и другие слова, не имеющие отношения к монголо-татарам, но поменявшие свою окраску с положительной на отрицательную…
 
 
ОРЁЛ – ЭТО ВЕСЬ МИР. РАТАЙ – РАДАй – РАД. ОРДЫЙ – ГОРДЫЙ – КОРДНО (столица вятичей) – ЛОРД, НОРД (север), ЧЁРТ (видимо, прав писатель В.Иванов, который утверждал – что вятичи жили с «чертями» в ладу), СОРТ и ВОРД. Английское WORLD, т.е. мир; всё то, что существует – звёзды, космос и т.д.

ОРЁЛ – ВОРЁЛ – ВОРЛД. Не отсюда ли понятие, что ОРЁЛ – «носитель Зевсовых, т.е. МИРОВЫХ, громов».
 
Оrti // ОРТИ – ОРДИ – РОДИНА? УРОДИНА: в польском языке УРОДИНА (у рода!) – значит КРАСОТА. У нас же урод – «некрасивый». Лишний козырь в руки тем краеведам, которые доказывают, что Вятко – предводитель вятичей не был «ляхом», т.е. поляком. Гордимся мы и «уродливой» РОДИНОЙ. Вспомним самого проникновенного нашего поэта М.Ю. Лермонтова: «Люблю Отчизну я, но странною любовью!..».
 
 
ТОПОНИМЫ НА РОД-. Географических названий на РОД- в Орловщине не так уж много. Деревня Родина и пос. Родной находятся в Кромском районе; дер. Родионовка – в Покровском. Больше – церковных топонимов: сёла – Рождественское – в Должанском, Троснянском, Колпнянском районах; деревни Рождественное и Рождествено мы видим в Залегощенском и Глазуновском районах. Два последних названия вряд ли были связаны с церковью, поскольку они – деревни, в которых, как известно, храмов не было. Хотя мы знаем бывшие сёла, которые стали деревнями. Что касается топонимов на РОД-, то больше их встречаем в таком исполнении: Самород// Самородинка/ Смородинка… Нашим предкам важно было подчеркнуть: САМ РОДИЛСЯ, САМ ТЕЧЁТ (река Самотеча в Москве).
 
 
РАТЬ – ОТРАДА. РАДА (Украинская Рада, принимающая законы и вносящая в страну РЯД, ПОРЯДОК: есть и такое значение у буквосочетания *ord) – ОТРАДА. Если топонимов, типа Радостный, на Орловщине мы не встретили, то ОТРАДА – сплошь и рядом. Посёлок ОТРАДА (два), деревня ОТРАДА, посёлок ОТРАДИНСКИЙ, посёлок ОТРАДНЫЙ (два) расположены соответственно в Покровском, Кромском, Глазуновском, Мценском, Урицком и Ливенском районах.

«МУЖ ПАШНИ» – РАТАЙ, пахарь был не просто работник, которому платили за выработанную норму. Это был МУЖЧИНА, «МУЖ ЗЕМЛИ, ПАШНИ», производитель, МУДРЕЦ, который с помощью СОХИ не пахал, а ВОЗДЕЛЫВАЛ, РАСПАХИВАЛ, готовил к УРОЖАЮ почву! Это было сродни любовной песне. Правда, сейчас некоторые «пахари», если что-то и имеют общего с *orti, то только в смысле «ИСПорти»! Распахнуть пальто и … пашню: отвернуть сохою пласты земли.
 
 
ОРЁЛ – РЕКА ЭРОТА. РЕКА ОР (Орёл) – река ОРОТЛИ – ЕРЕТЛИ – Ретливая. Река Ор – ЭР – ЭРОТЛИ – ЭРОТИЧЕСКАЯ! У В.И. Даля – «похотливая», или, по-современному, «сексуальная». Тем читателям, которые в этом месте усмехнутся, скажем: ЭРО’Т, Эро’с – в греческой мифологии бог любви – мыслится не только как «секс-мужчина», а как всевластная мировая сила.

Автор статьи об Эроте А.А. Тахо-Годи так описывал ЭРОТА:
– Эрот, Эрос («любовь»), одно из четырёх космогонических первоначал, наряду с Хаосом, Геей и Тартаром. Эрот – смелый стрелок, крылатый, многоискусный, владыка ключей эфира, неба, моря, земли, царства мёртвых и тартара. Сам Зевс, создавая мир, превратился в Эрота. Традиция классической поэзии делает Эрота сыном Зевса.
Он принимает черты «златокрылого», «золотоволосого», «подобного ветру» бога.

У Платона Эрот – сын Бедности и Богатства, зачатый в день рождения Афродиты и получивший в наследство от родителей жажду обладания, стойкость, отвагу, бездомность. Существовал архаический культ Эрота, которого почитали …в виде необработанного камня… в виде прекрасного юноши. Эрот – самый юный из богов и сын Афродиты. Эроту соответствуют римские Амур и Купидон…».

Итак, Эрот – крылатый владыка неба и земли.
Река Орёл тоже крылата, поскольку состоит из нескольких речек = крыльев. Недаром областной центр Орёл – это «крылатый город»…

Эрот, Эрос – владыка мира. Конечно, с этим легко согласиться, потому что все люди на земле подвержены любви: к Родине, к детям, любимой и т.п. Без любви нет жизни. Бог – это любовь! Река Орёл поименована в ту пору, когда ещё наши предки произносили сочетание ОР, т.е. в глубокой древности, и незачем, видимо, было к имени ОРЁЛ «приделывать» начальное «О». Слово РАТЬ – общеславянское, индоевропейского характера; соРАТники, бРАТЬя, подРАТЬся...
 
 
ПСИХЕЯ. В греческой мифологии олицетворение души, дыхания. Дыхание человека сближалось с дуновением, ветром, крылатостью. Психея представлялась и как летящая птица, в виде того же орла, устремляющего ввысь свой полёт.
 
Орёл – носитель «Зевсовых громов».
Топонимические очерки: факты, гипотезы.
Выпуск №6.
Технический редактор и корректор – автор.
Компьютерный набор – Ю В. Третьяков.
(С) В.И. Агошков, 2003г.
 

 


Рецензии