Симптомы не только болезнь, но и ее излечение

(Из сборника эссе «Мой календарь знаменательных дат»)



«….медицина, и в значительной мере психология строятся на методологических основаниях объективного метода, стремящегося свести всю реальность к чисто физическим (причинно-следственным) соотношениям».
                Тхостов А.Ш.

«…симптомы душевного нездоровья – это проявления благодати. Их производит могучая сила, находящаяся вне сознания и питающая наш духовный рост».
               
                Морган Скотт Пек

Собственно, между этими крайними растяжками и существует сегодня представление о физическом и психическом здоровье человека. О чем бы и хотелось немного порассуждать в этот замечательный зимний день.

«Всемирный день больного» был учрежден по инициативе Папы Римского Иоанна Павла Второго и стал отмечаться сравнительно недавно, с 1993 года. В своем послании он недвусмысленно охарактеризовал цель этого Всемирного дня: «… дать почувствовать сотрудникам многочисленных медицинских католических организаций, верующим, всему гражданскому обществу необходимость обеспечения лучшего ухода за больными и немощными, облегчения их страданий».

Дата для проведения была выбрана не случайно. Считается, что именно в этот день, 11 февраля, в городе Лурд (Франция) произошло явление Богоматери Лурдской. Святая Дева стала символом спасительницы больных людей, ибо по преданию, во время своего другого «явления», несколько веков назад, исцелила множество больных города Лурда...

«Признаюсь - я задумал эту книгу в Италии, в древней Вероне, стоя высоко на горе в храме Лурдской Богоматери (Прим.: почитание Лурдской Богоматери выходит далеко за пределы Франции), вглядываясь в ее скорбный лик и перебирая в памяти сотни случаев плачущих и говорящих мадонн и тех, что открывают глаза. И ожидал, что мадонна явит мне свои таинственные способности, коими поражала тысячи людей на протяжении столетий. Увы, на этот раз чуда не произошло. Писать о чудесах и просто и сложно. Просто потому, что это вроде как сказка. Привычные люди в знакомой обстановке совершают какие-то необъяснимые, волшебные действия. Ничего не надо объяснять, в сказке ведь это не принято. Это задано, надо верить. Сказка.

Сложно из-за подсознательного желания все же непременно понять, добраться до сути - почему, как "происходит то, что происходить по всем законам не должно", не имеет права происходить в нашем, земном, как выражаются специалисты, пространственно-временном континууме. А происходит!», - пишет в предисловии к своей «Энциклопедии загадочного и неведомого» Н.Н. Непомнящий. Автор успешно закончил Институт стран Азии и Африки при МГУ (отделение африканистики), учил язык фула, объездил весь мир, написал в общей сложности около 60 книг о путешествиях и различных мировых загадках, сотрудничал с ведущими СМИ, пишущими на эту тематику, но… по его же признанию, сам ЧУДО так никогда и не наблюдал. Я так думаю, это потому, что вера в «сказку» и вера в «святыню» – вещи, мягко говоря, разные.

И ещё мне кажется, постоять перед знаменитой фигуркой Богоматери из Лурда его подвиг не один лишь интерес «собирателя». Вероятно, и у Николая была к ней какая-то сокровенная… просьба?..  Кому, как не ему, автору стольких книг, исколесившему множество стран и встречавших и общавшихся с людьми разных национальностей, культур и вероисповеданий, знать, что большинство чудес – интимно, и только малая толика «прорывается» в наш мир, являя нам себя на обозрение.

Иерофания – проявление священного в мирском (термин был введён румынским культурологом М. Элиаде), по сути, является расширением христианского понятия теофания (богоявление) на всю сферу священного независимо от конкретной конфессии. Для религиозного человека любой объект, например, музыкальный инструмент, камень или дерево и т.д. может быть таким объектом почитания. Но священное дерево почитается не потому, что оно является деревом, а камень – не из-за его естественных свойств. Они становятся объектами поклонения, поскольку представляют собой иерофании – места встречи «мира дольнего и мира горнего»: демонстрируя (говоря?) людям о чем-то отличном от нашего существования. Так что, в определённых обстоятельствах любой материальный объект (в разных культурах) мог стать иерофанией.

Но особым статусом обладают предметы (часто, предметы культа), почитаемые за то, что являются «проводниками» божественных целительных сил.

…В год 50-летия со дня первого появления Девы Марии в видениях святой Бернадетты из Лурда (в 1908 году) в Вероне было заложено Святилище Богоматери Лурдской. Рассказывают, что уже на следующий год после его открытия молитвы, обращенные к Богоматери, и вода из фонтана святилища излечили многодетную мать от тяжелой болезни ног.
Во время бомбардировок Второй мировой войны оно было уничтожено. Лишь одна статуя Богоматери, созданная скульптором Уго Цанони, чудом уцелела. Святилище восстановили…
А в  2003 году был открыт так называемый «Путь розария», по которому верующие проходят, сосредотачиваясь на молитве.

На сегодняшний день известно, что довольно много заболеваний в своей основе являются психосоматическими. Скорее всего, множество чудес исцеления происходило (и происходит) именно с такими страдальцами. Карл Юнг, изучавший, в своё время случаи «коллективного исцеления», объяснял этот эффект со стороны «коллективного психического»: люди, сильно верующие во что-то, собираются в одном месте, где «подзаряжают» друг друга, усиливая психическую энергию, а то и просто имеет место инсайт (после чего само заболевание, «перекрывавшее путь» к каким-то энергиям (желаниям) в человеке становится ненужным…

Конечно, с  большой долей вероятности, «чудом» могут считаться и явления, скорее, демонстрирующие наше невежество в культуре телесности и тесно связанной с ней психикой. Однако существует ряд явлений, объяснить которые современная наука «на своём языке» не может и по сей день. Чудо ли это или всё та же область непознанного? Кто знает. Но когда человек болен, когда страдают он и его близкие, нет ничего зазорного в том, чтобы прислушаться не только к доводам рассудка, но и…сердца.

Известно, что множество психотехник, ранее державшихся в строжайшей тайне, на поверку, – всё те же техники, успешно используемые в современной медицине (которая тоже, кстати, не всегда спешит разглашать «свои секреты» непосвященным, т.е. пациентам: зачем? чем поклоняться несуществующим богам, ох…такое искушение, почувствовать себя, пусть на время, всесильным богом)…

«Философия, - цитировала поэта Новалиса в своём эссе Сюзен Сонтанг, - это, по сути, ностальгия, стремление быть всюду дома». - Если человеческий разум и вправду способен быть дома всюду, ему придется в конце концов отказаться от своей местной "европейской" гордости и допустить - какой бы невероятной толстокожестью и интеллектуальным опрощенством ему это ни казалось, - что на свете существует многое другое.»…

Любопытно, но примерно тоже самое, пишет К. Юнг, втайне надеявшийся, что когда-нибудь мост между психикой (образами) и материей (числом, – только и признающимся достоверным в науке) будет наведен. А для этого – считал знаменитый психоаналитик – необходимо признать: кроме привычной и всё объясняющей европейской рациональности «на свете существует многое другое»…

пс: Пожалуй, необходимо сделать небольшое пояснение. Я не являюсь агитатором никакого религиозного вероучения, не поддерживаю мнения тех, кто огульно считает «иноверцев» врагами и т.п., не умаляю самоотверженного труда врачей, среди которых немало выдающихся и просто – профессионалов. (Хотя и среди медиков, как и среди представителей служителей «культа», немало тех, кого «за глаза» или – в глаза, также считают «циничными шарлатанами»)…




(фото: Богоматерь в Лурде)      
 


Рецензии
Спасибо, Виктория. Тема очень необычна. Мне, как врачу, может быть,она особенно интересна.Явление Богоматери Лурдской, наверное, (прости, Господи!), как и Казанской Богоматери,святого образа Девы Марии и других Святых Дев как-то связан с необходимостью оказания помощи страждущим, материя беспомощности которой разлилась так глубоко, что только святой образ мог помочь страждущим. Я не берусь судить о том, о чем с такой уверенностью пишет Морган Скотт Пек, высказывая убеждение, что "симптомы душевного нездоровья – это проявления благодати. Их производит могучая сила, находящаяся вне сознания и питающая наш духовный рост».
Как человек православный, я должна найти этому подтверждение в Евангелии.Интересна точка зрения по этому вопросу самого Карла Юнга, который писал о том, что: человек, не перегоревший в аду собственных страстей, не может их победить. И они прячутся рядом, в соседнем доме, чего он даже не предполагает".
Впрочем, я увлеклась.
Спасибо за интересную публикацию.
С уважением,
Раиса Коротких


Раиса Коротких   04.03.2015 18:47     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Раиса!
Спасибо за Ваш искренний эмоциональный комментарий. Разумеется, тексты, публикуемые мной – это только моя (на этот момент времени) точка зрения и приглашение к размышлениям на тему материала, если кого-то (кроме меня) она вообще заинтересует.
Что же касается Юнга, то, как известно, он страдал тем, что официально можно с полной уверенностью назвать шизофрений. (У него с юных лет были галлюцинации, он слышал голоса и т.п.). Однако, именно благодаря тому, что сам прошёл через весь этот «ад», он смог помочь не только себе, но и множеству своих пациентов. Он был медик, ученый, но ещё и глубоко верующий человек. (Вообще, удивительная личность. Сейчас, к счастью, многие из его «запрещенных» книг и статей можно прочесть; кстати, некоторые из них опубликовать через много лет, после его смерти, – было волей самого Юнга. Ведь он был «ученый», а тот феномен и связанные с ним явления, которые он пытался описать – Душа (Дух). И он это понял).
С уважением,

Виктория Любая   04.03.2015 21:30   Заявить о нарушении