Христос и Ленин, РПЦ и левые
Очередное заявление протоиерея Всеволода Чаплина о необходимости диалога РПЦ и левых сил можно было бы поставить в общий ряд подобных заявлений, чаще всего оказывавшихся сотрясением воздуха. Что подвигло отца Всеволода вдруг резко, почти на 180 градусов изменить известную, много раз озвучивавшуюся точку зрения, содержавшую резко негативное отношение и к Ленину, и к советской власти в целом? Впрочем, удивляться и на этот раз не приходится, если учесть что о. Всеволод во многом повторяет слова и позицию В. Путина, недавно сказанные в связи с новой волной обсуждения перезахоронения Ленина. В. Путин и его идеологи последовательно делают ставку на наиболее консервативные слои общества, среди которых отношение к советскому прошлому значительно лучше, чем у городских либералов. Ну а где Путин, там, понятно, и о. Всеволод.
Если же говорить о сути вопроса, то можно было бы только приветствовать такое изменение позиций и главы государства, и РПЦ. Война с советским прошлым не украшает нас как народ, как нацию, у которой за плечами стоит история, и героическая, и трагическая, как бы к ней не относиться, но собственная, отечественная история. Все попытки за последние 20 лет сделать из советского прошлого некое «черное пятно» истории, очевидно не удались. Слишком через многое пришлось бы перешагивать, оставляя в «черной дыре» истории и судьбы нескольких старших поколений, и все то, без чего просто не существует страны. Не удалась и сколько-нибудь массовая героизация досоветского прошлого, а также Белого движения – не потому, что они были столь плохи, а потому что это время оказалось от нас уже слишком далеко, а живая память современных россиян чаще всего упирается в переезд в город вчерашних крестьян уже в первые советские десятилетия.
Однако есть нечто в заявлении о. Всеволода, что заставляет немного насторожиться. Это идеологическая составляющая. А она, как известно, скорее раскалывает нацию, чем объединяет. Если РПЦ предполагает начать дружить с левыми, и в пику правым меняет свои исторические оценки, то что это как не сознательный раскол общества по идеологическам швам? Не есть ли это продолжение памятных «антилиберальных молебнов» почти годичной давности?
Я полагаю, что мы как нация достигнем определенной зрелости, когда научимся ценить нашу историю просто за то что она была, а не подверстывать ее к бесконечным идеологическим спорам. Мы как граждане можем как угодно относиться и к коммунистическим идеалам, к Ленину и Сталину как историческим личностям, это наше неотъемлемое право, но вне зависимости от наших убеждений, трудно поспорить с тем, что было создано великое государство, которому служили как могли наши родители и деды. И Красная площадь с Мавзолеем, курантами и красными звездами – это не памятник левым идеям, а памятник великому государству, его сакральный символ. Памятник поколениям людей, отдавших все своей стране. Да, если подумать, можно ли все советское прошлое свести к левым идеям? М.б. только на самой начальной стадии. А то советское прошлое, которое еще помнят наши современники, скорее связано с идеей служения советскому отечеству, чем с какими-то левыми идеями.
Связь истории, ощущение ее единства и заложенного в ней смысла – все это гораздо важнее, чем наши конъюнктурные споры и идеологические разногласия. Был ли Ленин своего рода «коммунистическим Христом», пророком? Для кого-то да, для кого-то нет, и вряд ли мы когда-нибудь придем к единой позиции. Но то, что без Ленина, фигуры исторического масштаба, просто бы не состоялся ХХ век, каким бы они ни был, это факт.
Свидетельство о публикации №213021100269