Кот обживается в доме

                Пока шел ремонт, я особо не ощущал присутствия кота. Он иногда мелькал, не более, о его наличии рассказывали пустые миски, и вполне приличный не порядок в лотке для отправления естественных потребностей. Драных обоев или следов когтей на мебели не наблюдалось, лишних звуков он не издавал, а где прячется не показывал, но уже не только под диваном.

                Когда строители закончили свою работу и в квартире кроме нас с любимым других людей не стало, Бася принялся по новой изучать место жительства. Он мог долго-долго находиться в каком-то помещении, всматриваясь, принюхиваясь, ощупывая лапами предметы и даже аккуратно пробуя их на зуб.

                Диван в гостиной – объект номер один, полюбленный какой-то странной в понимании человека любовью. Я поражался, глядя, как кошак танцует на нем, исполняя что-то вроде ритуала. Прыжки с поворотами на сиденье, почесывания боков о подушки спинки, быстрые пробежки туда и обратно по верху этих подушек, и возлежание на мягких поручнях, обняв их лапами.

                «Обивку наверно придется заменить через некоторое время», - думал я, видя, как в мягкую ткань впиваются кошачьи когти.

                Забегая вперед, замечу, я ошибался. Прошло почти десять лет, а диван прежний. Особая любовь не одного, а уже двух котов к этому предмету мебели, ему не повредила.

                Вторым объектом Басиного интереса стал подоконник в кухне. В холодное время года он нагревается из-за батареи отопления, и там большую часть дня солнце. Горшков с цветами нет, мы не ботаники с любимым. Штора отсутствует, мы ее заменили горизонтальными жалюзи, нам так удобнее и коту, видимо тоже. Он на подоконнике сидит или лежит, глядя в окно, прохаживается, выгибая спину и потягиваясь. Умываться любит именно в этом месте, как актер на сцене, демонстрируя себя публике. Это Басин наблюдательный пункт, капитанский мостик, и принадлежит только ему. Когда у нас второй кот появился, он в два счета был изгнан с подоконника, и строго предупрежден рыжим о недопустимости пересечения границы и штрафных санкциях за нарушение. И подоконник так и остался только Басиным законным местом в кухне, хоть наш второй хвостатый наглее, смелее и задиристее первого.

                Естественно, там, где существуют два объекта, должен быть и третий, иначе к чему нумеровать. Им у Баськи стала стиральная машина в ванной. Это аттракцион, место для развлечений, когда работает, и для тихого уединения в темноте, когда она свободна. Да, правильно, Бася дрыхнет не наверху, а внутри, в барабане, научившись открывать лапой дверцу!

                Рыжие, мягкие, когтистые лапы Баси – универсальная отмычка ко всем дверям и емкостям в квартире. Везде, куда может дотянуться этот любопытный, он умудряется что-то открыть, что не заперто. Исключение – крышки кастрюль. Получив однажды по ушам полотенцем за такое дело, кот больше в них не лезет, и вообще не имеет привычки в присутствии людей запрыгивать на стол. Кухонный рабочий он обозревает издали, сидя на подоконнике, а свой интерес к обеденному столу удовлетворяет, запрыгнув на стул и вытягивая шею до предела. Кошачья голова при этом чуть возвышается над поверхностью стола, позволяя многое увидеть, а еще больше определить по запахам. Бася такой умильно-забавный в это время! Глазищи круглые, ушки торчком, а усы на моське шевелятся в такте втягиваемого носом воздуха. Если запахи пробуждают аппетит, может быть, и пасть слегка приоткрыта, и рововый, шершавый язычок высунут.

                Пока я описывал заинтересовавшие меня и неведомые до знакомства с кошками, моменты освоения Басей жизненного пространства, а теперь перехожу к людям.

                Вскоре после наступления в нашем доме тишины и покоя ввиду отсутствия строителей, Бася стал устанавливать контакты с кормильцами-поильцами, то есть, с нами. Я намеренно не употребляю слова хозяин! Я быстро понял, что мы с любимым не являемся таковыми для нашего взрослого кота. Он смирился с тем, что оказался в нашем доме, и мы заботимся о нем. Он принял условия совместного существования на правах опекаемого сожителя, не больше.

                Бася по началу вел себя сдержанно и строго. Не ластился сам и с осторожностью относился к нашим попыткам прикасаться к нему. Способность моего любимого придавать голосу воркование, произнося какие-то слова в адрес кисы, явно подкупала Басю. Он слушал внимательно и благосклонно, иногда жмурился, мог изобразить на мордочке улыбку удовольствия, но, ни каких ответных жестов или действий не было долгое время. Меня кот вообще сторонился и держался так, как некоторые ведут себя с начальством: «Обойди, ибо сделает замечание». Но именно мои претензии по поведению он сразу и безоговорочно принимал к сведению, и слушался. Слова «нельзя» и «можно», кот четко выделяет среди прочих, что меня поразило. Наказание за провинность в виде строгого выговора грозным голосом действует, а легкий шлепок кухонным полотенцем или свернутой в трубочку газетой – просто расстрел через повешение или жуткий позор на рыжие уши. Бася, мгновенно прижимает их, сам съеживается, прилипает брюшком к полу, чтобы так отползти в сторонку. Хвост его при этом выписывает кренделя в воздухе, мечется из стороны в сторону или он им постукивает по поверхности, на которой сидит.

                Хвост! Кошачий хвост был первой частью тела нашего рыжего, которой он пытался объясниться с нами. Лежит спокойно, вытянут продолжением туловища – знак внимательного восприятия информации. Обернут вокруг лап колечком или прижат к боку полулежащего кота – животное в благостном настроении, в состоянии сытого покоя, всем довольно. Чуть-чуть зашевелился кончик – что-то вроде обращения, попытка напомнить о своем существовании, но не требование, а просьба. Резко движется из стороны в сторону – недовольство, а с увеличением амплитуды колебаний уже злость. Постукивание о поверхность, которое и видно, и слышно – возражение, полемика на ту тему, которая обсуждается в данный момент. И все эти жесты сменяют друг друга при изменении слов и тона человека. Благодаря хвосту, мы разобрались, где удобнее нам всем установить кошачьи миски, как часто следует заменять наполнитель в его лотке, что кот предпочитает скушать в данное время и когда его не следует отрывать от важного дела. К примеру, лежа на работающей и вибрирующей стиральной машине, Бася получает удовольствие, как от катания на аттракционах и его хвост предупреждает покачиваниями о том, что этот процесс нарушать не стоит, пока не закончится цикл стирки.

                Благосклонность или благодарность кошек за сытость и комфорт, выражается в позволении почесать себя за ушком и погладить, а еще в мурчании. Все это первым довелось испытать моему любимому, жаждавшему с самого начала тесного общения с котом.

                Не скажу сейчас точно, сколько прошло времени с момента появления у нас Баси, но от суеты с ремонтом мы уже успели отдохнуть все трое. Дело было вечером, после сытного ужина. Мы в гостиной смотрели телевизор, сидя на диване, а Бася возлежал на его спинке вдалеке от нас. Все спокойно, тишина, умиротворение. Перемещение кота со спинки на сидение со стороны моего любимого, я уловил краем глаза и стал поглядывать, интересуясь тем, что будет дальше. Бася очень медленно приближался: пара шажков, остановка, приземление в позе шарика с поджатыми лапками, затишье. Наконец, произошло легкое соприкосновение кошачьего тельца с бедром сидящего человека, и пауза. Любимый быстро ощутил тепло, посмотрел, в чем дело, и осторожно опустил руку на рыжую голову, погладил. Все это, молча, чтобы не спугнуть. Реакция кота нормальная, не шелохнулся, но насторожен. Потом почесывание за ушком разморило Басю, внушило уверенность в искренности человека, и он издал первые робкие звуки, замурлыкал. Дальше – больше, утробный голос удовольствия все громче. В итоге наш котик задремал, продолжая изображать маленький, но очень мощный трактор.

                - Есть контакт! – радостным шепотом констатировал мой любимый и расплылся в такой счастливой улыбке, что я впервые отметил в нем кошачьи черты.

                - Куда он денется с подводной лодки, - пошутил я тихо, ощущая что-то похожее на ревность.

                До меня дошло, что и мне тоже хочется гладить кошака, и чтобы он отвечал мне. Раньше таких желаний я ни когда не испытывал, относился к коту проще: живет с нами рыжий, не безобразничает, и ладно.

                Наверно изменение моего отношения и мой непритворный интерес к коту не остались не замеченными, только я другой и со мной Бася стал вести себя иначе, чем с моим любимым. Я и не понял сразу, что появившаяся у кота привычка встречать меня у порога – это первый шаг к сближению. Только когда он однажды потерся о мои ноги, крутанулся вокруг них, прижимаясь тельцем, я соизволил наклониться и погладить этот комок меха. А Бася в ответ с готовностью громко замурчал! Я попытался, подхватив под животик, взять его на руки, но это уже было лишним, по мнению рыжего. Кот ловко выскользнул, будто шелковый, будто струиться, как вода сквозь пальцы, но не убежал. Присев в сторонке, поглядывал, и был явно доволен тем, что чрезмерные вольности не повторялись.

                - Знаешь, недотрога, ты мне напоминаешь капризных баб, - произнес я, глядя на строптивое животное, - такое впечатление, что кастрируя, тебе сделали еще и операцию по смене пола. Мужики так себя не ведут! Да, значит, да. Нет, значит, нет. А ты кокетничаешь вроде, играешь со мной, как с мышью.

                Не думаю, что мои рассуждения были коту понятны, скорее он услышал нотки обиды в моем голосе и сделал для себя какой-то вывод. Я тоже запомнил эту сцену и где-то неделю не повторял попыток взять кота на руки, но приветственно гладил, раз он меня встречает. И Бася сам разрулил непонятки. Как-то раз, встав на задние лапы, он потянулся вверх, цепляясь передними за мои брюки. Я подхватил его на руки, и усадил, прижав к груди, он ткнулся мордочкой в мою щеку, устроился удобнее и замурлыкал, поощряя поглаживания и почесывания. Признал, похоже, во мне достойного двуногого, доверился или предложил дружбу.

                На руки, вернее на колени, к моему любимому он, конечно, стал забираться раньше, и мне это кажется закономерным. Коту понравился человек, и он нашел способ без слов сообщить об этом. Как я со временем заметил, Бася вообще, настороженно относится к людям, видимо обижали и он это запомнил. Но по характеру он дружелюбный, ласкучий, его можно тискать, как мягкую игрушку, если желающий с ним пообщаться ближе уже знаком ему, не впервые в доме.

                Через полгода или месяцев через семь с начала проживания кота с нами, после одного происшествия, о котором я расскажу отдельно, Бася стал спать в нашей постели. Для меня это сигнал о взаимопонимании. Притерлись, прижились, приспособились, а позже сроднились и полюбили. Мы кота, а он нас, как и прогнозировал мой любимый.

                ЕВКА, февраль 2013 г.


Рецензии
замечательная миниатюра))
моя кошка тоже хвостом говорит. только я ее понимаю без всяких знаков. наверно, на неосознанном уровне)))

Карина Василь   13.09.2013 10:44     Заявить о нарушении
Спасибо за похвалу и отзыв!
Теперь мне тоже кажется, что я понимаю котов без расшифровки их сигналов, а тогда все только начиналось.
С уважением, Саныч

Сан Саныч Евка   13.09.2013 17:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.