О музыке

               
Если архитектура – это застывшая музыка, то музыка – это оцепеневшая душа народа. Стиль, жанр, смысл стихов, средства выражения отражают эпоху, родословную страны, технические достижения и уровень духовного падения или взлета. Менуэт под клавесин вызванивает строгость правил поведения и чопорно-напыщенную палитру осторожных отношений. Вальс дышит изысканной свободой и легкостью полета счастливейшей души. Оперетта устраивает вечный праздник невесомого флирта и предсказуемого обмана,  а опера демонстрирует борьбу глубоких чувств, страстей и интересов. Когда музыку пишет гений, и она становится классикой, мы понимаем и восхищаемся красотой решения сложнейшей задачи: без слов, только с помощью звуков передать то или иное состояние души, ее впечатления и переживания, думы, заботы и тревоги. Как с помощью всего лишь семи несчастных нот выразить полет шмеля, смену времен года или  восхищение просторами родных полей. Выразить нутро души народа. Великие предки могли. Особенно Мусоргский, Бородин, Чайковский и Рахманинов. Свиридов еще. Сложно представить, что кто-то из них думает не о том, как точнее и более впечатляюще посредством музыки обрисовать движения души и мира, а как вовремя попасть в аккорд известной триады  ля, ре, ми. Известно, что преемственность является условием сохранения самобытности и совершенствования духовного наследия предков, в том числе и музыки. Крутые переломы в судьбе народа нарушают связь поколений. Теряется  школа. Помимо этого, погоня за популярностью вынуждает многих композиторов и исполнителей наступать на горло собственного таланта ради зрелищности и возможности усвоения массами предлагаемого музыкального продукта. Это как хрущевки: зато для всех. А так как почти все чуть-чуть играют и чуть-чуть поют, то немного музыки и немного текста в самый раз.   


Рецензии