На книжных полях - Восток
«Востоков» много
А уж «восточных» книг…
ИСТОКИ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Эпос о Гильгамеше
Великий эпос. Читается с неослабевающим интересом в разных вариантах переводов. Одной из вершин сказаний о Гильгамеше является рассказ, как блудница при помощи своих прелестей, приручила дикого человека Энкиду. Роль женщины в переходе человечества от дикости к цивилизации?
История начинается в Шумере
Сэмюэл Крамер
Прелестный рассказ, помещенный в этой книге, дошел до нас через несколько тысяч лет. Это родительские сетования на беспутного сына, который вместо занятий делом «шатается по садам». И во времена клинописи и глинобитных табличек благодатной средой для всяческих пороков была праздность.
НАУЧНЫЕ РЕФЛЕКСИИ
География мысли
Ричард Нейсбит
Книжка простенькая, но дельная. Если бы студентам и школьникам так объясняли историю мысли! Греки и китайцы выбраны в качестве модели, различие силлогизма и дао.
Запад открыл природу и науку, выделил человека из мира, пришел к индивидуализму и дискуссиям. Восток стремился к гармонии, обращал внимание не на выделенный объект, а на связь всего со всем. В познании стремился не к абстракциям, а к практическому применению и сверх того был нелюбопытен. Что «хуже» или «лучше»? Это было дано природными условиями и способами общежития и хозяйствования. Сохранилось на тысячелетия.
История Востока
А.С.Васильев
Базовый учебник и фактический компедиум «истории Востока». Вся она – всего в двух томах.
Советское востоковедение вырастало, рефлектируя по поводу марксового тезиса об «азиатском способе производства», который не вполне укладывался в схему «общественно-экономических формаций».
Автор пишет: «Сущность неевропейской модели в том, что частная собственность здесь, даже появившись и укрепившись, всегда была второстепенной и никогда не была защищена от произвола власти какими-нибудь привилегиями либо гарантиями. Свободами или правами. Альтернативой господству частной собственности здесь была власть-собственность» (С.82-83, изд.2005 г.) Ну, и далее «в антично-капиталистической структуре государство … было надстройкой над базисом и орудием в руках господствующего класса, то есть общество там, безусловно стояло над служившим уме государством, то в неевропейских обществах всё было прямо наоборот. Государство здесь абсолютно довлело над обществом, и поэтому было … субъектом производственных отношений и важнейшим элементом базиса»
Да … «каким ты хочешь быть Востоком?» Но разве мы не «восток» в этой схеме.
И все больше отклоняемся к «Югу».
И ещё. Это не имеет отношения к делу, но покупался этот двухтомник довольно странно, на юге, если угодно. Увидел его в книжном магазине Анапы, полистал, не купил. Через несколько лет, снова отдыхал там и приобрел в том же магазине. Книжная судьба.
Операция «Ориентализм»
Андрей Фурсов
По ряду позиций (против «западной науки белых господ») смыкается с Саидом.
Плюс еще масса марксистских рефлексий.
РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЙ ПРИМЕР
Шум прибоя
Юкио Мисима
Что бы там ни говорили...
«Шум прибоя» - это воплощение совершенства. Лаконичный японский минимализм, настолько насыщенные, что маленькую книжечку сразу не прочесть. Удается лишь глотать по главам, наслаждаясь вечер за вечером. Или у меня так трудно Мисима идет?
Но когда читаешь Мисиму, то забываешь, что он монархист, бисексуал, реакционер, жестокий самурай,самоубийца, короче, «экстремист – если воспользоваться современным русским новоязом. Какое это имеет значение, когда читаешь его книги! Разумеется, привлекать к произведению внимание с помощью политики или эпатажа – это нормлаьная рекламная стратегия. Но здесь не так. Довлеет текст, а не ритуальное самоубийство автора. То есть, о нем, конечно, помнишь. Но нельзя же афишу кинотеатра путать с увиденным на экране шедевром. Юкио Мисима делал шедевры из слов.
То, что повесть сравнительно ранняя, описывает патриархальную островную деревню и наивных, простых людей, не раздражает, а, скорее. Умиляет. Этого ведь так трудно добиться, особенно, имея в виду восприятие современного читателя. Чуть-чуть неверная интонация и получился бы приторный сироп. Но у писателя получилось возвышенное повествование об идеальной любви. Такой, она, наверно, и должна быть, и какая возможна лишь вдали от соблазнов цивилизации.
История Синдзи и Хацуэ трогательна и прекрасна. Ее изложение японским автором – это само совершенство. Как будто сами Музы из великолепной Эллады перебрались на Японские острова. Как попали туда?
Впрочем, у них было почти две с половиной тысячи лет.
Золотой храм
Юкио Мисима
Шедевр? Долгое время я избегал читать Ю.Мисиму (наверно, из-за его трагически-экстравагантного конца, да и после модного Х.Мураками Мисима казался «устаревшим»), и даже купив «Золотой храм», не хотел открывать его. Но, открыв однажды, был что называется потрясен и сражен мастерством писателя. «Храм» покоряет с первой же главы. И в каждой главе есть потрясающие места. Да, это - литературный шедевр.
Стремление к гениальной простоте, которой в условиях современной цивилизации уже никогда не достичь.
ОРИЕНТАЛИЗМ В БЕЛЛЕТРИСТИКЕ
Жена самурая
Лора Роулэнд
Расследуется убийство криком. Борьба между партиями сёгуна и императора…
Между прочим, если сравнить эту американку китайского происхождения, то ее романы романы задают недостижимую планку для наших глупых теток, работающих в аналогичных жанрах: всех этих донцовых-устиновых-марининых и других «писательниц» (из издательства «мягкое место»).
Приходилось читаь в сети высокомерные отзывы по поводу Роулэнд. Но с чем сравнивать.
Вряд ли от автора детективчиков, пусть и «исторических», стоит ждать особых культорологических тонкостей и строгой исторической достоверности. Но написано бойко, интрига имеется. Что еще нужно в классе «на ночь», «на пляже» или просто отвлечься.
Бундори
Лора Роулэнд
Бундори – это, когда, отрублена голова надевается на штырь.
Приходилось читаь в сети высокомерные отзывы по поводу Роулэнд. Но с чем сравнивать.
Вряд ли от автора детективчиков, пусть и «исторических», стоит ждать особых культорологических тонкостей и строгой исторической достоверности. Но написано бойко, интрига имеется. Что еще нужно в классе «на ночь», «на пляже» или просто отвлечься.
Между прочим, если сравнить эту американку китайского происхождения, то ее романы задают недостижимую планку для наших глупых теток, работающих в аналогичных жанрах: всех этих донцовых-устиновых-марининых и других «писательниц» (из издательства «мягкое место»).
Тай-Пэн
Джеймс Клавелл
Роман наполнен разнообразными приключениями и экзотикой. Сейчас так уже не напишут…
В общем, сразу признается факт, что богатство английской короны прирастало грабежом, жесточайшей эксплуатацией и наркоторговлей. Потом для "героя" ищется множество оправданий...
На книге лежит явный отпечаток «холодной войны». (кстати, роман о Гонконге 1960-х вышел у Клавелла очень неудачным). Автор явно путает царя с коммунистическими вождями, а советских агентов с «великим князем» (?) Сергеевым … который «из казаков». Бред, как и планы покорения Азии и Америки (если бы!). Остается надеяться, что китайцев он знает лучше и пишет о них достовернее. Мысль о том, что они ИНЫЕ передана прекрасно. «От другой обезьяны».
На какой «союз» рассчитывают всякого рода «евразийцы»?
Финал романа закономерен и по-своему поэтичен.
Шотландского авантюриста, чьи «подвиги» состояли в отбирании у Китая Гонконга и насильственной продаже опия звали Уильям Джардин.
Но в Поднебесной, конечно, не забыли тех обид. Накануне возврата Гонконга в Китае сняли блокбастер «Опиумная война».
Гайдзин
Джеймс Клавелл
Какое это удовольствие – иметь для отдыха толстенный том, который можно долго и интересно читать. Повествование многоплановое и захватывающее, как и другие романы Клавелла. Опять Япония. К сожалению, продолжения уже не будет. Но автор внес свой вклад и в литературу, и в понимание Азии, правда, годы плена у самураев – это высокая и рискованная цена за последующие успехи. Каких-то литературных открытий и «авангарда» ждать не стоит – просто хорошо и увлекательно написано. У нас, например, так писать уже разучились. Какие там «мировые бестселлеры» - на уровне бы удержаться сколько-нибудь приличном. Кого, например, можно сравнить с Клавеллом в раскрытие «японской темы»: Акунина? Но акуниская беллетристика выглядит заведомо неправдоподобной, удачно сконструированной для развлечения - да, но «такого не было, и быть не могло». Еще одно – акунинские романы, - это все же чтение «для детей и юношества», они черно-белые как захаровские обложки фандоринского цикла – злодеев и героев не спутаешь – это показывает, что Акунин хороши детский писатель. Клавелл для более взрослой аудитории, и не столько из-за обилия сексуальных эпизодов (которые у Акунина, по его собственному признанию не получаются), но потому, что его герои однозначно не хороши и не плохи, у каждого - своя правда. Жанр исторического романа выглядит по отношению к Японии более выигрышным, чем детектив, с его обязательной "Загадкой-тайной". В романах Клавелла поток времени как будто замирает ненадолго (ну, так, более чем на тысячу страниц), чтобы потом устремиться дальше, смывая собой все подряд...
Японская культура выглядит очень изящной и и чрезвычайно жестокой. Для меня, в силу последнего обстоятельства, скорее отталкивающей. Но почему же книг про нее на моих полках больше, чем про Европу и Америку?
ВОСТОЧНЫЕ ПОДРАЖАНИЯ
Миндаль
Неджма
Вах! «Сексуальная революция» подступает к арабскому Востоку. Книга иногда любопытна. «Неджма» напоминает, что традиции «1001 ночи» не погибли совсем, и когда-то их культура была на подъёме.
Книга не обладает значительными художественными достоинствами, но её познавательно-этнографическая ценность несомненна. И еще: по производимому эффекту «Миндаль» вполне может оставить позади пресловутую «Мечеть Парижской богоматери». Неджма знает, о чем пишет, знает изнутри, и, в отличие, от неистовой Чудиновой, не допускает досадных ляпов.
Императрица
Шань Са
Китайская диссидентка написала по-французски от лица полубезумной императрицы У (династия Тан). Роман плохой (или перевод неудачный). Но детали интересны. Читаешь всё это и думаешь, что, может, быть действительно они такие, потому что «произошли от другой обезьяны»
Пещеры тысячи будд
Ясуси Иноуэ
Ясуси Иноуэ, японский автор, написал романчик о событиях в Центральной Азии 11 века времен китайской династии Сун. Читал его в день закрытия пекинской олимпиады. Книжка средненькая во всех смыслах, но что-то в ней есть. Не только этнографический интерес, но и экзистенциальные моменты. Например, последние дни обреченного города… Неспокойное было время. Может, буддизм и рос на таких сюжетах трагического бессилия.
Ханьцы соперничали с уйгурами, тангутами, киданями. До подлинного же мирового бича – монголов – еще почти два столетия.
Свидетельство о публикации №213021100693